Тема 4.3. Методика изучения орфографических правил




 

Цели: раскрыть систему работы над правилами орфографии в начальной школе.

Задачи: определить сущность понятия орфографическое правило, рассмотреть структуру и разновидности орфографических правил, охарактеризовать процесс знакомство детей с правилами разных видов,

 

План

1. Понятие орфографического правила, его структура. Разновидности орфографических правил.

2. Методика работы над орфографическим правилом. Урок знакомства с правилом.

3. Методика работы над правилами разных типов.

1.

Правило – это указание норм написания, относящиеся к целому ряду фактов языка. Основное название правил – обобщать однородные орфограммы. (Орфографические правила регулируют написание не одного слова, а целого ряда слов, объединенных чем-то общим.)

В структуре правила выделяются 2 части:

1) грамматическая (указание на природу орфограммы, на ее признаки);

2) и собственно орфографическая (указание на орфограмму или способ ее проверки).

Первая часть правила помогает ребенку находить орфограмму в слове, ориентируясь на опознавательные признаки орфограммы. А учителю позволяет целенаправленно подобрать материал для повторения.

Вторая часть содержит либо указание самого знака орфограммы (буквы), либо способа проверки орфограммы.

В соответствии с тем, как представлена орфографическая часть, выделяют три группы правил (Д.Н.Богоявленский)

1 группа – одновариантные правила (в правиле предъявляется один определенный вариант: жи, ши – пиши с и).

Для наблюдений подбираются соответствующие примеры, устанавливается их правописание.

В другой классификации эти правила определяются как правила – указания или запрещения.

Пример указания: жи, ши пиши с и.

Запрещение: В сочетаниях чк чн мягкий знак не пишется.

Применение этих правил заключается в обнаружении указанных орфограмм и выполнение одного шага по правилу. Для таких правил не составляется алгоритм, достаточно запомнить формулировку правила. Поэтому основной путь усвоение правила – запоминание правила и его применение без дополнительных рассуждений.

2 группа – двухвариантные (дается два написания, выбор одного из них обусловлен дополнительными сведениями). Например: правописание существительных с шипящими на конце.

При знакомстве с правилами этой группы детям предлагается для наблюдения и сравнения противопоставленные варианты.

В классификации М.Р. Львова: эти правила характеризуются как указание для выбора написания из двух предполагаемых написаний. Правило данного типа предполагает алгоритм, содержащий не менее трех действий-«шагов». 1 шаг – обнаружении указанной орфограммы, 2 шаг – установление грамматической характеристики слова, третий – выбор одно из вариантов.

3 группа – правила-рекомендации. В них нет информации о самой орфограмме, а дается прием, с помощью которого орфограмма может быть установлена. Примеры правил: безударные гласные в корне слова…

При знакомстве с этим правилом устанавливается не только соответствие знаков, но и закономерность действий.

В классификации М.Р. Львова это правила – предписания к действию. Алгоритм их выполнения сложный. Например, применение правила правописания безударных гласных в корне слова требует выполнения следующих шагов.

1 шаг – обнаружение орфограммы (поставить ударение, найти безударный гласный, определит – является ли он орфограммой); 2 шаг – уточнить тип орфограммы (в корне ли безударный гласный?) 3 шаг – подобрать проверочное слово (изменив по форме или подобрав родственное слово); 4 шаг – сравнить проверяемое и проверочное; 5 шаг – написать нужную букву.

Тип правила также влияет на методику его изучения: исходя их типа правила учитель определяет содержание беседы для наблюдений, подбирает соответствующие примеры.

 

2.

Для знакомства с орфографическим правилом отводится специальный урок, который включает следующие этапы:

Цель урока: формирование умений ….

Задачи:

Образовательные: познакомить с правилом…; тренировать в умении…

повторить сведения…

1 этап – минутка чистописания

2 этап – словарно-орфографическая работа

3 этап – актуализация опорных знаний и умений.

На этом этапе повторяются знания и умения, которые важны для изучения и применения орфографического умения. Содержание этого этапа определяется грамматической частью правила.

4 этап – постановка учебной задачи:

Этот этап включает:

- создание ситуации затруднений, для преодоления которой у учащихся недостает знаний;

- выявление условий, в которых возникло затруднение;

- формулирование познавательного вопроса (что нужно узнать?).

Приемы создания ситуации затруднения.

1 прием: Детям предлагается для записи под диктовку слова на изученное правило и на новое правило, которые даются в конце (учитель отбирает такое слово, где вероятность ошибки при написании очень велика.)

Просматриваем работы детей, обнаруживаем разные варианты написания, выписываем их на доске и просим объяснить выбор написания. Как правило, объяснения детей необоснованные. Предлагает выяснить, где мы допустили ошибку. Знаем ли мы правило правописания этого опасного места? Что будем узнавать на уроке?

2 прием: обнаружение противоречий между произношением и написанием. (Например, при изучении правила правописание имен существительных с шипящими на конце устанавливаем, что некоторые слова произносятся с одинаковым шипящим звуком (до[ч] – ме[ч]), а пишутся они по-разному. Задание: произнеси слова, срани произношение и написание. Как узнать правильное написание таких слов?)

3 прием: создание речевой ситуации (например: попросим детей составить меню, вывеску, подпись под фотографией и др. Чтобы не ошибиться, опасные места запишем с пропуском. Спросим детей, можем ли такую запись оставить в меню, в вывеске и др. Оказывается, что в тетради мы можем писать с пропусками, а в меню, в вывеске … не можем. Попробуем установить, в каких местах на месте мы оставили пропуски. Правило написания этих опасных мест и будем узнавать сегодня на уроке.)

5 этап – знакомство с правилом (решение учебной задачи):

а ) дети сначала сами пытаются установить закономерность, наблюдая над примерами: для этого детям дается языковой материал и предлагается выявить закономерность выбора букв. Как правило, эта работа организуется в группе. Дети высказывают предположение;

б) работа по проверке предположений: чтение и анализ правила в учебнике ( прочтение, осмысление по вопросам, пересказ правила вызванным учащимся, составление схемы или алгоритма).

6 этап – обучение применению правила: упражнение на орфографическую зоркость (обучение находить места применения этого правила); упражнения на объяснение орфограмм, данных в готовом виде с обязательным проговариванием порядка выполнения орфографического действия; возможно построение алгоритма и выполнение упражнений на основе алгоритма (где это необходимо).

7 этап – подведение итогов работы, рефлексия: с каким новым правилом познакомились? Кто вспомнит это правила? Кому легко было работать? У кого остались затруднения?

8 этап - домашнее здание (выучить правило и выполнить упражнение, аналогичное тому, которое выполнялось в классе).

3.

Конкретизируем эти общие этапы для правил разных типов.

Одновариантные правила Правописание жи, ши Двухвариантные правила Имена существительные с шипящими на конце. Правила- рекомендации
Цель: познакомить с одним вариантом написания, сориентировать детей на запоминание нужного варианта написания Цель: сопоставить два варианта написания орфограммы. Выделить признак, от которого зависит каждое написание Цель: установить прием, который применение которого поможет обнаружить знак орфограммы
1. Постановка учебной задачи на основе создания проблемной или речевой ситуации
Для создания проблемной ситуации наблюдаем расхождение между произношением и написанием. Просим детей послушать два предложения. Девочка мыла руки. Девочка шила кукле платье. -Проведем звуковой анализ слов мыла и шила. Сделаем звуковую запись этих слов. Какие гласные находятся под ударением в этих словах: одинаковые или разные? Хотите увидеть необычное? Посмотрите, как написаны слова, которые мы анализировали. Одинаковыми ли буквами обозначены эти звуки? Хотите узнать тайну этих звуков и букв? Проблемная ситуация заключается в наблюдении разных вариантов написания при одинаковом звучании. Даны картинки: печь –меч, камыш – брошь. Назовите слова, постарайтесь услышать на конце этих слов одинаковые звуки. А что это за звуки? (Они шипящие.) А теперь посмотрите, как пишутся эти слова Дети замечают, что слова с одинаковыми звуками на конце пишутся по-разному. Интересно, а когда нужно писать мягкий знак, а когда он не нужен? Проблема заключается в возможности разного написания для одного слова разными учащимися.   Прием речевой ситуации. Запишите предложение. Хвастливых не любят. Как написали не с глаголом? Раздельно. А как написали слово «хвастливых»? (Учитель спрашивает детей, которые написали по-разному.) Как интересно? Кто же из ребят прав? (Дети высказывают свои версии, но они не обоснованы.) А как объяснить это написание? (Дети молчат.) Итак, где опасное место? На месте какого звука? (безударного гласного.) А где, в какой части слова, стоит безударный звук? (В корне.) Вои и попробуем узнать, как, как пишется безударные гласные в корне слова? (постановка учебной задачи)  
2. Наблюдение над языковым материалом, обобщение вариантов написания орфограмм и способов их проверки Основной прием: наблюдение фактов языка, организуемое с помощью наводящих вопросов и заданий
Еще раз внимательно посмотрите на эти слова. Какой слог пишется не так, как произносится? Хором произнесите это сочетание. (Ши.) Это сочетание звуков и букв нужно запомнить. В нем пишется буква И.Есть еще одно сочетание, которое нужно запомнить. (Открывается слово жил.) Назовите это сочетание. (Жи.) Вот мы и открыли новое правило. Какое оно? (Жи, Ши пиши с буквой и).   - Кто заметил закономерность? - Определите род имен существительных? - А теперь что заметили? …. Чтобы узнать допишем ещё одно предложение. Не нужно хвастать! Есть ли в этом предложение однокоренное слово? (Да, хватать.) Какая у вас догадка? (Может быть, нужно писать как под ударением в однокоренном слове.) Проверим догадку. Сравним слова: Стена – ст е ны, поля – поля…. Подтвердили или опровергли догадку? А теперь самый главный вопрос: кто догадался, как узнать букву на месте безударного гласного?  
4. Работа над формулировкой правила.
- Проверим наши догадки по учебнику? Так ли это правило написали авторы? При работа над формулировкой акцент на то, о каких сочетаниях говорится в правиле? запомнить? А как пишутся эти сочетания. - проверим наши догадки. Прочитаем правило. Акцент на грамматические признаки, от которых зависит выбор знака. От чего зависит написание ь. Где пишется? Где не пишется? Проверим, правильны ли наши догадки, Прочитаем правило в учебнике. О каких опасных гласных звуках это правило? Как их нужно проверять? (Акцент на способе проверки.)  
5. Усвоение алгоритма, прием: составление схемы.
Вывеска, напоминающая правильное написание: Чтобы помнить об этих опасных местах, покажем их на схеме. ЖИ ШИ Построение схемы, алгоритма к правилу- Алгоритм отражает шаги-действия по правилу. Чтобы научиться применять это правило, сделаем себе подсказку-схему. Как показать на схеме опасное место? Где нон? Какое оно? Что нужно сделать, чтобы проверить? Какое это слово? Как его обозначить на схеме?

 

Литература

Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. – М., 1973.

Львов М.Р. Правописание в начальных классах: методические указания по всем темам программа по русскому языку. – Тула: Родничок, М.: Астрель АСТ, 2001.

Жедек П.С. Пути перестройки обучения орфографии // Начальная школа. – 1988. – № 10.

Рождественский Н.С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания. – М., 1960.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: