Методология теории политики





Теория политики, как и вся политическая наука, использует определенный набор, систему способов и приемов анализа политики. Эти методы можно дифференцировать на четыре группы.

1. Общенаучные методы:

o анализ (греч. – разложение, расчленение) – мысленное разложение целого на составные части и исследование этих частей;

o синтез (греч. – соединение, сочетание) – познание какого-либо явления или процесса в единстве и взаимосвязи его составных частей.

Как правило, методы анализа и синтеза используются последовательно. Чаще всего они тесно связаны и образуют аналитико-синтетический метод исследования;

o индукция (лат. – выведение) – логическое умозаключение, построенное по принципу «от частного к общему», от анализа отдельных фактов к обобщению, от анализа частных случаев к общему выводу;

o дедукция (лат. – выведение) – логическое умозаключение, построенное по принципу «от общего к частному», от общих суждений к частным выводам. Индукция и дедукция не только противоположны по своей внутренней логике, но и часто взаимодействуют, образуя неразлучную пару в научном поиске;

o аналогия (греч. – соответствие, соразмерность) – форма умозаключения, когда на основании сходства явлений или процессов в каком-либо отношении делается вывод об их сходстве в других отношениях;

o противопоставление – форма умозаключения, когда на основании противоположности явлений или процессов в каком-либо отношении делается вывод об их противоположности в других отношениях;

o общее и особенное – на основании общей аналогии и предполагаемых частных различий поиск такой системы характеристик, которая бы адекватно описывала структуру и функционирование предмета исследования;

o сравнение – сопоставление предметов исследования в целом или по частям, по аналогии или противопоставлению, поиск у них общего и особенного. Сравнение может быть пространственное, производимое с двумя или несколькими предметами в одно и то же время или темпоральное, производимое с одним, двумя или несколькими предметами в заранее определенные разные моменты времени;

o классификация – подразделение исследуемых предметов на определенные группы; предметы каждой группы при этом должны иметь свои классификационные признаки, отличающиеся от признаков всех остальных групп;

o типологизация – отнесение предмета исследования к определенному, уже существующему или идеальному выведенному в теории типу по определенному ряду типологических признаков;

o формально-логический метод – исследование в соответствии с законами формальной логики, не допуская противоречивых результатов;

o логико-диалектический метод – исследование явлений или процессов во всей их противоречивости, нахождение противоположных частей, тенденций, как факторов развития этого явления или процесса.

2. Общетеоретические методы:

o историко-сравнительный методзаключается в сопоставлении определенных характеристик предмета исследования в определенные исторические периоды или сопоставление двух или нескольких явлений или процессов в определенных исторических событиях или в определенных исторических периодах.

Историко-сравнительный метод применяется во всех науках для исследования генезиса той или иной области знания, выделения ее из другой области, становления ее как самостоятельной науки;

o компаративный метод – сравнение явлений или процессов в пространственных или временных координатах, как правило, вне исторических событий или периодов;

o структурный метод – исследование строения, внутреннего порядка составляющих частей предмета, их совокупности устойчивых связей, обеспечивающих его целостность;

o функциональный метод – исследование явления или процесса с точки зрения его движения, деятельности, роли, выполняемой им в определенной системе, то есть функций;

o структурно-функциональный метод – исследование сложного предмета с двух точек зрения:

1) как расположены и взаимосвязаны части этого предмета, образуя его структуру, как вписывается предмет в структуру окружающей его системы;

2) какую роль играет каждая из частей в интересах целого предмета и какие функции исполняет этот предмет в белее сложной окружающей системе;

3) системный метод – исследование сложных явлений или процессов как систем, то есть как неразрывных совокупностей, отвечающих четырем признакам:

1) система состоит их частей;

2) части системы взаимосвязаны и составляют определенную структуру;

3) система обладает так называемыми системными свойствами, не сводимыми к свойствам ее частей;

4) система взаимодействует и находится в равновесии с окружающей средой.

Все вышеуказанные теории давно стали методами, применяемыми в самых разных теоретических дисциплинах, несмотря на то, что:

o историко-сравнительный метод был разработан усилиями историков;

o теория структурализма родилась в рамках социальной антропологии (работы К.Леви-Стросса);

o функциональная и структурно-функциональная теория создавалась в первую очередь социологами (Т.Парсонс, Р.Мертон);

o общая теория систем задумывалась биологом Л.фон Берталанфи.

3. Методы и подходы социальных наук:

o символический интеракционизм как метод социальных наук построен на теории Дж.Мида и Ч.Кули, исходящей из предположения, что социум или любое сообщество представляют собой совокупность взаимодействий индивидов, которые с помощью определенных символов (слов, жестов, знаков и т.д.), вступая в интеракции, «творят» мир;

o феноменологический метод основан на философии Э.Гуссерля и социальной феноменологии А.Щютца и представляет общество, как совокупность феноменов, одна часть которых принадлежит субъективному миру индивида, другая вместе с соответствующими частями остальных феноменов, интегрируясь, составляет объективный мир.

Каждый индивид ориентируется в объективной реальности и взаимодействует с другими индивидами с помощью системы индивидуальных биографических ситуаций и перспектив. Таким образом, мир представляется одновременно и как объективная реальность и как совокупность интегрированных субъективных картин.

o психологический подход в социальных науках помогает познавать социальную реальность, исходя из субъективного видения этой реальности определенным индивидом, помещенным в определенные социально-политические условия, в психологическую среду; объективирование реальности осуществляется интегрированием многих субъективных мнений.

Психологический подход для исследования социальной реальности прослеживается с середины XIX в. в концепциях «психологии народов» (М.Лацарус, В.Вундт), «психологии масс» (С.Сигеле, Г.Лебон), «психологического инстинктивизма» (У.Мак-Дугал).

В XX в. новый импульс исследования общества и его политической сферы с позиций «психологизма» был дан работами З.Фрейда, Э.Фрома, Т.Адорно и др.;

o антропологический подход подразумевает исследование институтов власти и управления примитивных обществ, находящихся на стадии родовой или племенной организации.

Это догосударственные социальные системы с иными механизмами господства и подчинения (традиции, религиозные нормы, системы родства и т.д.).

Некоторые теоретики трактуют этот подход как человеческое измерение политики современных, развитых обществ, то есть не только с точки зрения влияния на нее социальных факторов (уровня жизни, формы собственности, типа культуры и т.д.), но и факторов антропологических (инстинктов, устойчивых черт интеллекта, психики, национального характера), то есть качеств человека как биосоциального существа;

o экономический подход был обоснован в середине XIX в. К.Марксом, который считал экономику базисом, основой общества, а государство и политическую сферу надстройкой. У Маркса политика детерминирована экономикой, является ее концентрированным выражением (В.И.Ленин).

Современные теоретики политики не склонны так жестко и однозначно ставить политическую сферу в зависимость от экономической (Китай - экономическая сфера одного типа, а политическая другого).

С другой стороны, социальная политика подавляющего большинства современных государств основывается на достижениях экономики. Таким образом, связь между экономической и политической сферой безусловно существует, хотя и не по жесткой формуле «базиса – надстройки»;

o социологический подход означает исследование объективной реальности - общества, группы интересов, политической системы или партии с точки зрения:

Ø интересов составляющих ее социальных групп;

Ø социальной структуры исследуемого предмета;

Ø социальных статусов и ролей, играемых индивидами, составляющими эту группу.

Социологический подход органично связывает общество и его политическую систему, человека и политическую организацию, через которую он реализует свои социальные потребности;

Многие ученые для построение своей модели политической системы применяют и экономический, и социологический, и политологический подходы.

Отсюда вытекает идея сложносоставных подходов как методов социальных наук. Например, этнополитического, социально-экономического, социально-психологического и т.д.

4. Методы политических наук.

С одной стороны, политологи, как и представители других наук в своих теоретических изысканиях используют весь арсенал научных парадигм, подходов, методов и методик.

С другой стороны, политология, как самостоятельная наука имеет свои, собственно политологические методы, например, такие как: институционализм, бихевиорализм, нормативизм.

Некоторые наиболее общие и проработанные теории становятся методами для дальнейших исследований, например, теории структурализма, функционализма, структурного функционализма, общая теория систем, теория символического интеракционизма, теория феноменологии и др.

В политологии постепенно становятся методами (подходами) исследования политической сферы теории корпоративизма, элитизма, плюрализма и др.

Методы, содержащие установки и критерии на определенное понимание и интерпретацию политических явлений, называют подходами.

Кроме отмеченных теоретических методов политология, как и все науки, обладает методами прикладных исследований, а именно:

o сбора материала;

o построения гипотез;

o систематизации данных;

o обработки и анализа данных;

o проверки исходных гипотез и т.д.

 

На основании допущения о природе политики можно выделить четыре парадигмы политологии: теологическую, натуралистическую, социальную и рационально-критическую.

Теологическая парадигма рассматривает политику как результат активности сверхъестественных сущностей и явлений.

Натуралистическая парадигма объясняет природу политики экологическими, географическими, биологическими или психологическими факторами.

Социальная парадигма рассматривает политику как сферу человеческих отношений, которая сформировалась на основе других, неполитических сфер жизни общества (экономики, права, культуры, морали и др.).

Рационально-критическая парадигма ориентирует исследователей на поиск природы политических явлений в самой сфере политики.






©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!