Для целей налогообложения ликвидацией плательщика налогов является ликвидация плательщика налогов как юридического лица или приостановление регистрации физического лица как предпринимателя, а также ликвидация филиалов, отделений, обособленных подразделений плательщика налогов, в результате чего происходит закрытие их счетов и/или утрата статуса плательщика налогов в соответствии с законодательством.
Для снятия с учета юрлица, кроме воинской части, в случае принятия решения о прекращении учредителями юрлица, уполномоченными органами или судом, главе комиссии по прекращению (ликвидатору, ликвидкомиссии и т.п.) или лицу, ответственному за погашение налоговых обязательств или налогового долга плательщика налогов в случае ликвидации плательщика налогов, необходимо в 3-х дневный срок от даты внесения в Единный госреестр сведений о том, что юрлицо пребывает в процессе прекращения, подать в ОГНС, в котором такой плательщик налогов состоит на учете, следующие документы:
- заявление о снятии с учета по форме №8-ОПП, дата которой фиксируется в журнале формы №6-ОПП;
- оригинал справки формы №4-ОПП;
- копию распорядительного документа (решения) собственника или органа, уполномоченного на это учредительскими документами о ликвидации;
- копию распорядительного документа о создании ликвидкомиссии;
- ликвидационную карточку органов госстатистики (для каждого обособленного подразделения при наличии у плательщика налогов – юрлица обособленных подразделений).
Воинская часть после принятия решения соответствующим органом о прекращении ее хозяйственной деятельности обязана в 5-тидневный срок подать в ОГНС, в которов она состоит на учете, следующие документы:
|
- заявление о снятии с учета формы №8-ОПП, которое также фиксируется в журнале формы №6-ОПП;
- оригинал справки формы №4-ОПП;
- копию распорядительного документа о создании ликвидкомиссии.
Кроме этого, в 10-тидневный срок с дня подачи заявления формы №8-ОПП составить ликвидбаланс в форме годового отчета (на дату принятия решения о ликвидации) и подать его для проверки в ОГНС.
При получении ОГНС от плательщика налогов заявления формы №8-ОПП, а также на основании информации о возбуждении дела о банкротстве плательщика налогов, производства по делу в суде (обращения в суд, возбуждения судом дела, принятия решения) по отмене госрегистрации, прекращении, признании недействительными или такими, что противоречат закону или учредительным документам, или в других случаях, предусмотренных законом, ОГНС в месячный срок принимает решение о проведении документальной проверки таких плательщиков налогов и соответствующее подразделение начинает проверку. Такой же порядок существует и для филиалов, представительств или обособленных подразделений, которые юрлицо приняло решение закрыть.
Одновременно с этим, по решению руководителя ОГНС документальная проверка не проводится, если плательщик налогов приостановил деятельность, не находится по месту регистрации (учета), не предоставляет отчеты на протяжении одного года в ОГНС, не имеет налогового долга и в отношении него использована информация от банковских учреждений, таможенной службы и других контролирующих органов об отсутствии проведения хоздеятельности с момента предоставления последнего отчета, а также подразделением НМ подтверждена невозможность установления местонахождения (места проживания) такого плательщика налогов.
|
После проведения проверки, в случае отсутствия задолженности перед бюджетом ОГНС снимает плательщика налогов с учета, но только после получения уведомления от учреждения банка о закрытии такому плательщику налогов всех счетов. После завершения процедуры снятия с учета ОГНС составляет справку формы №12-ОПП, которую посылает органу госрегистрации или органу, который осуществил регистрацию. Данная справка фиксируется в журнале формы №6-ОПП, сведения вносятся в Единный реестр юрлиц или Госреестр физлиц. Учетное дело сдается в архив органа ГНС по истечении отчетного года.
В случае, если плательщик налогов не имеет задолженности перед бюджетов, но:
- не предоставляет на протяжении года в ОГНС налоговых деклараций, документов бухгалтерской отчетности;
- если учредительные документы противоречат действующему законодательству;
- осуществляет деятельность, которая противоречит его учредительным документам и законодательству,
то руководитель ОГНС принимает решение в виде распоряжения в отношении такого СПД – об обращении в суд или хозяйственный суд с заявлением (исковым заявлением) об отмене госрегистрации СПД.
После принятия решения судом, такие плательщики налогов органом ГНС снимаются с учета.
Предприятия-банкроты снимаются с учета после утверждения ликвидбаланса определением хозсуда, принятия судом решения о ликвидации такого предприятия и признания налогового долга безнадежным в таком самом порядке.
|
Также плательщик налогов может быть снят с учета в связи с изменением местонахождения (места проживания). Для этого он подает заявление формы №9-ОПП и орган ГНС по предыдущему месту регистрации снимает его с учета на протяжении месяца, однако пребывание плательщика налогов на учете должно быть продолжено до:
- завершения текущего бюджетного года, если ЗУ о госбюджете на текущий год предусмотрено, что при изменении местонахождения уплата налогов после перерегистрации осуществляется по предыдущему месту регистрации до завершения текущего бюджетного года (в 2005 году это правило действует во избежание потерь местных бюджетов);
- завершения проверки, если до подачи заявления о снятии с учета она была начата или назначена и ОГНС уже уведомил плательщика налогов о ее проведении;
- возврата чрезмерно уплаченных налогов или их возмещения, если плательщик претендует и имеет право на такой возврат или возмещение, и срок возврата переплаты или возмещения наступил на дату подачи заявления о снятии с учета.
Снятие с учета физических лиц – предпринимателей проводится в таком же порядке. Особенностью является лишь то, что физлицо после принятия решения о прекращении подает кроме заявления формы №8-ОПП еще и оригиналы всех документов, которые выдаются ОГНС (свидетельства, патенты, справки и др.), а также заверенные ОГНС копии этих документов.
Кроме этого, физлицо снимается с учета при наличии справки о смерти такого лица или признания его умершим, безвести пропавшим или недееспособным, в соответствии с законодательсвом, при условии отсутствия у такого лица открытых счетов в учреждениях банков и налогового долга, или признания налогового долга безнадежным.
Снятие с учета соглашений о распределении продукции и договоров о совместной деятельности производится после завершения срока их действия или достижения цели, для которой они заключались.
С принятием новой редакции Инструкции об учете плательщиков налогов, роль подразделений налоговой милиции в учете плательщиков налогов ограничивается лишь установлением их местонахождения при поступлении соответствующего запроса от подразделения учета или других подразделений ГНС. Ранее налоговая милиция имела право проверять паспортные данные учредителей и руководителей плательщика налогов при его постановке на налоговый учет. Теперь этого права у НМ нет.
7. Учет налоговых поступлений
Учет налоговых поступлений в ОГНС Украины ведется на основании Инструкции о порядке ведения органами ГНС оперативного учета платежей в бюджет, контроль уплаты которых осуществляется ОГНС, утвержденной Приказом ГНАУ №276 от 18.07.2005 года.
Оперативный учет платежей, которые поступают в бюджет, ведется подразделением администрирования учетных показателей и отчетности ОГНС, в соответствии с порядком, установленным для уплаты каждого платежа в бюджет.
Учет, контроль и составление отчетности по платежам, которые поступают в бюджет, осуществляется ОГНС с использованием автоматизированной информационной системы (Далее - АИС), которая обеспечивает единый технологический процесс ввода, контроля информации обработки документов.
Сопровождение единого технологического процесса компьютерной обработки документов по учету платежей, которые поступают в бюджет, осуществляется:
- подразделением обработки и введения налоговых документов;
- подразделениями, которые осуществляют расчет сумм налоговых обязательств и штрафных санкций при их наличии;
- подразделением администрирования учетных показателей и отчетности;
- подразделением автоматизации процессом налогообложения.
Все другие подразделения ОГНС являются пользователями обработанной и систематизированной информации учета налоговых платежей.
Все налоговые платежи плательщики перечисляют на соответствующие счета госказначейства. Поэтому информацию о реквизитах открытых счетов для зачисления платежей в бюджет органы ГНС получают от Госказначейства Украины в соответствии с порядком взаимодействия. Данную информацию о реквизитах таких счетов органы ГНС доносят до плательщиков налогов путем размещения на доске налоговых объявлений, установленной на доступном для осмотра месте возле входа в помещение налогового органа.
Для учета начисленных и уплаченных сумм налогов в бюджет органами ГНС на каждый текущий год открываются лицевые счета по каждому плательщику налогов та каждому виду платежа, которые должны уплачиваться таким плательщиком.
Лицевые счета плательщиков открываются ОГНС ежегодно по плательщикам, которые:
- находятся на налоговом учете – с начала года путем переноса сальдо расчетов плательщика с бюджетом и остатка неуплаченной пени (при наличии) в базу данных текущего года после закрытия отчетного года (подачи плательщиком всех необходимых отчетов и проведения, предусмотренных законодательством проверок органами ГНС);
- взяты на налоговый учет на протяжении года – на основании реестров плательщиков с момента начисления или уплаты платежа (в зависимости от того, которое из событий наступает раньше).
В зависимости от назначения платежей открываются такие лицевые счета:
- формы №5 – для осуществления учета налога на добавленную стоимость для плательщиков налогов физических и юридических лиц;
- формы №6 – для осуществления платежей, по которым предусмотрена подача налоговых деклараций (расчетов);
- формы №15 – для учета платежей, по которым не предусмотрена подача налоговых деклараций (расчетов) и учета поступлений по погашению просроченной задолженности по кредитам, привлеченным государством или под государственные гарантии, а также бюджетными займами согласно с перечнем должников;
- формы №1-Р – для осуществления учета реструктуризированных сумм.
Все стоимостные операции по лицевым счетам производятся в гривнах с двумя десятичными знаками.
В случае если плательщик налогов переходит на учет из одного органа ГНС в другой, новый лицевой счет не открывается. Учет поступления платежей ведется по лицевому счету, который передан с ОГНС по предыдущему месту регистрации плательщика.
Правильность проведения операций по лицевым счетам плательщиков подлежит обязательной проверке. Так, не менее чем один раз в квартал или по требованию плательщика работником подразделения администрирования учетных показателей и отчетности проводится проверка правильности проведения операций по лицевым счетам. Не менее одного раза в квартал проверка проводится выборочно, при отборе преимущество отдается лицевым счетам со значительными суммами начислений, пени, позитивного или отрицательного сальдо расчетов плательщика с бюджетом. Результаты таких проверок оформляются актом. Акт с расхождениями является основанием для детальной проверки таких расхождений и внесения соответствующих изменений в лицевой счет плательщика.
После проведения регламентных работ по лицевым счетам плательщиков налогов по закрытию отчетного года, лицевые счета плательщиков налогов закрываются. Сальдо расчетов плательщика с бюджетом, в том числе и нулевое, переносится в лицевой счет текущего года.