Мнения исламских ученых (имамов)




Доказательства запретности музыкальных инструментов из Корана и Сунны

В суре «Лукъман» Всевышний Аллах сказал (перевод смысла): «Среди людей есть такой, который покупает праздные речи, чтобы сбивать других с пути Аллаха» (Коран, 31:6).

Ибн Аббас сказал, что в этом аяте имеется в виду пение. Муджахид сказал, что это игра на барабане (Тафсир ат-Табари, 21/40).

Аль-Хасан аль-Басри сказал: «Этот аят ниспослан по поводу пения и свирели (Тафсир Ибн Касира, 3/451).

Ас-Саади сказал: «Это относится ко всем запрещенным речам, праздным беседам, лживым речам и проповедям, которые подталкивают людей к неверию, разврату и ослушанию. Это также относится к речам тех, кто пытается опровергнуть истину и пользуется для этого лживыми доводами, злословит за спиной своих братьев и клевещет на них, обманывает окружающих и бранится. Это также относится к песням и музыке, а также ко всему, что занимает человека и не приносит пользы ни для веры, ни для мирской жизни» (Тафсир ас-Саади, 6/150).

Ибн аль-Къаййим сказал: «Достаточно толкования сподвижников и их последователей (табиин), что под праздными речами имеется в виду пение. Это достоверно передается от Ибн Аббаса и Ибн Масуда. Абу ас-Сахбаъ сказал: «Я спросил Ибн Масуда о значении слов Всевышнего: “Среди людей есть такой, который покупает праздные речи”, на что он ответил: “Клянусь Аллахом, кроме Которого нет иного бога, что это пение”, повторив это три раза. Так же от Ибн Умара достоверно передается, что это означает пение. Нет никакого противоречия между толкованием выражения «праздные речи», как пения и как рассказов персов и их королей, римских королей и другие подобные истории, которые, к примеру, ан-Надр бин аль-Харис рассказывал жителям Мекки, чтобы отвлечь их от Корана. И то и другое относится к праздным речам. Поэтому Ибн Аббас сказал: «Праздная речь – это ложь и пение». Некоторые сподвижники сказали одно, некоторые – второе, другие высказались за оба варианта.

Пение – хуже и причиняет больше вреда, чем рассказы королей, потому что оно является чарами прелюбодеяния, источником лицемерия, ловушкой дьявола и вином для разума. Пение отвращает от Корана сильнее, чем лживые речи, поскольку душа сильно тяготеет к ней и люди любят ее. Аяты содержат порицание отвлечения на праздные речи вместо того, чтобы читать Коран, с единственной целью — сбить людей с пути Аллаха, сам того не ведая. Когда ему читают Коран, он отворачивается, как будто ничего не слышит, а его уши заложены. И что еще хуже, он насмехается над аятами, постигнув их смысл.

Все это объединилось в людях, отличающихся наибольшим неверием, но даже если певцов и их слушателей постигает лишь часть этого, то все они имеют долю своей вины и заслуживают порицания». См. «Игаса аль-Ляхфан» (1/258-259).

Всевышний Аллах сказал (перевод смысла): «Одурачивай своим голосом, кого сможешь» (Коран, 17:64).

Передается, что Муджахид, да помилует его Аллах, сказал: «Его голос – это песни и ложь. Ибн Къаййим сказал: “Любой человек, говорящий способом, выходящим за рамки покорности или повиновения Аллаху, или играющий на свирели, флейте, запретном дафе (разновидность бубна) или барабане, воспроизводит голос шайтана. Каждый идущий к ослушанию Аллаха, является часть его (шайтана) войска, и каждый скачущий к ослушанию, является его конницей. Так говорили праведные предки, как передал Ибн Аби Хатим от Ибн Аббаса: “В его (шайтана) войско входит каждый человек, идущий к ослушанию Аллаха”» (Игасат аль-Ляхфан).

Всевышний Аллах сказал (перевод смысла): «Неужели вы удивляетесь этому повествованию, смеетесь, а не плачете, и забавляетесь?» (Коран, 53:59-61).

‘Икрима сказал: «Передано от Ибн Аббаса, что слово (, переведенное в аяте, как) “забавляетесь” относится к пению. Он так же сказал: “Когда неверующие слышали Коран, они начинали петь, и тогда был ниспослан этот аят”».

Ибн Касир сказал, что Суфьян ас-Саври передал от своего отца, что Ибн Аббас сказал: «В йеменском диалекте это означает пение». ‘Икрима тоже придерживался этого мнения. См. «Тафсир Ибн Касира».

От Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, передается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не продавайте рабынь-певиц, не покупайте и не обучайте их. Нет блага в торговле ими и их цена запретна. Относительно подобных им ниспослан аят (перевод смысла): «Среди людей есть такой, который покупает праздные речи (песни и музыку), чтобы сбивать других с пути Аллаха» (Коран, 31:6)”. Хороший (хасан) хадис.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, так же сказал: «В моей Умме непременно появятся люди, дозволяющие прелюбодеяние, шёлк, алкоголь и музыкальные инструменты». Хадис передал аль-Бухари без цепочки передатчиков (та’ликъан, № 5590), ат-Табарани и аль-Байхакъи привели его как хадис-мавсуль (с непрерывным иснадом). См. «Сильсиля ас-Сахиха» шейха аль-Албани (91).

Ибн аль-Къаййим сказал: «Этот достоверный хадис аль-Бухари привел своем «Сахихе» для четкого обозначения темы в главе, которую он назвал: «О том, что было сказано относительно тех, кто объявляет вино дозволенным, называя его другим именем». Хадис двумя способами указывает на запретность музыкальных инструментов и музыки: первый – слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, «объявляют дозволенными», которые ясно свидетельствуют о том, что упомянутое в хадисе, в том числе музыкальные инструменты, являются запретными согласно Шариату, а эти люди объявляют их дозволенными. Второй – тот факт, что музыкальные инструменты упомянуты в связке с тем, что категорически запрещено, то есть вместе с прелюбодеянием и алкоголем. Если бы музыкальные инструменты не были запрещены, они не стояли бы в одном ряду с ними». См. «Силсиля ас-Сахиха» (1/140-141).

Шейх Ислам сказал: «Этот хадис указывает на запретность ма’азиф, а это слово, согласно языковедам, означает музыкальные инструменты, и оно охватывает любой тип этих инструментов» «Аль-Маджму’» (11/535).

Ибн аль-Къаййим сказал: «В этой главе приводятся хадисы от Сахля б. Са’да ас-Са’иди, Имрана б. Хусейна, Абда-Аллаха б. ‘Амра, Абд-Аллаха б. ‘Аббаса, Абу Хурейры, Абу Умамы аль-Бахили, от Аиши, матери правоверных, Али б. Абу Талиба, Анаса б. Малика, Абд ар-Рахмана б. Сабита, аль-Гази б. Рубай’а. Затем он упомянул эти инструменты в «Игаса аль-Ляхфан», приводя доказательства их запретности.

Передается со слов ан-Нафи’а: «Ибн Умар, услышав звуки свирели, заткнул свои уши и, свернув с дороги, спросил: “Нафи’, ты слышишь что-нибудь?”. Тот ответил: “Нет“. Тогда он вынул пальцы из ушей и сказал: “Однажды, я был вместе с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, он услышал нечто подобное и поступил так же (как и я)”». Хадис приводится в «Сахих Аби Дауд». Кто-то утверждает, что этот хадис не является доказательством запретности, в противном случае Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел бы Ибн Умару заткнуть уши, и Ибн Умар повелел бы то же самое ан-Нафи’у. Ответом на это является тот факт, что он не слушал эту музыку, хотя и слышал ее, а между слушать и слышать есть разница. Шейх Ислама сказал: «По единогласному мнению имамов, запрет и осуждение не касается того, кто не намеревается слушать. Таким образом, осуждение или похвала распространяется на слушающего, а не просто слышащего. Тот, кто слушает Коран, получает вознаграждение, а слышащий его непреднамеренно или без желания слушать, не получит награды, поскольку дела оцениваются по намерениям. Так же и запретные музыкальные инструменты: нет проблем, если человек слышит их, сам этого не желая» (аль-Маджму’, 10/78).

Ибн Къудама аль-Макъдиси сказал: «Слушающий – это тот, кто желает слышать, что не относится к Ибн Умару, да будет Аллах доволен им и его отцом, — он просто услышал (звуки музыки). Пророк же, да благословит его Аллах и приветствует, должен был знать, когда звук прекратится, поскольку он отошел от дороги и заткнул свои уши, а ему нужно было вернуться на дорогу. И он не вынул пальцы из ушей, пока звуки музыки не перестали доноситься. Поэтому, оставление Иб Умара с незакрытыми ушами было необходимостью» (аль-Мугни, 10/173).

Даже если простое слышание, упомянутое в словах двух имамов, является порицаемым (макрух), оно становится дозволенным по необходимости, как мы увидим в словах имама Малика, приведенных ниже. А Аллах знает лучше.

Мнения исламских ученых (имамов)

Аль-Къасим сказал: «Пение является частью лжи». Аль-Хасан сказал: «Если званое застолье сопровождается музыкой, то нельзя принимать приглашение на это мероприятие». См. «аль-Джами’» шейха аль-Къайравани (стр. 262-263).

Шейх Ислама Ибн Таймиййа сказал: «Согласно мазхабам четырех имамов, все музыкальные инструменты запретны (харам). Достоверно передается в «Сахихе» аль-Бухари и других источниках, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил, что в его общине появятся люди, объявляющие дозволенным прелюбодеяние, шёлк, вино и музыкальные инструменты, и сказал, что они будут превращены в обезьян и свиней. Никто из последователей имамов не упомянул о разногласии насчет положения музыкальных инструментов» (аль-Маджму’ 11/576).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: