Карта урока технологии в 5 классе
Тема «Способы материального представления и записи визуальной информации»
Записать в тетради тему урока
2. Прочитать текст по теме урока:
Наибольшее разнообразие имеют разные формы представления визуальной информации. Прежде всего, информацию могут нести натуральные объекты, их материальные макеты и модели.
Детальную информацию об окружающих объектах или явлениях дают фотографии и живописные полотна. Фотография очень широко используется в научных исследованиях. Она позволяет зафиксировать то, что не может уловить человеческий глаз. Например, с помощью фотографии можно зафиксировать момент выстрела и вылета пули из револьвера
(рис. 11.4).
Рис. 11.4. Вылет пули при выстреле
Общий смысл содержания информации может быть отражён в графическом представлении реального объекта или процесса (рис. 11.5). Динамичным (показывающим движение) вариантом
представления информации посредством изображений являются кино- и видеоизображения.
Рис. 11.5. Последовательность движения лягушки в мультфильме
Точные характеристики познаваемого объекта или явления дают другие формы графического представления информации — чертежи, эскизы и схемы (см. рис. 5.9, 7.4).
Эти формы представления информации очень широко применяются в технике и производстве. В таком виде представления информации можно задать структуру объекта, состав и связи его частей, размеры и многое другое.
Однако любые предметные, образные и графические виды информации обладают некоторыми недостатками. Прежде всего, это трудность понимания того, что в передаваемых сведениях главное, а что второстепенное, невозможность передать свойства материала, из которого сделан какой-то предмет, его массу, твёрдость и др. Такая информация может быть точно и качественно представлена только в виде знаков и символов.
|
Знаком может быть какая-то материальная вещь, изображённая графическая фигура, образ, которые для людей обозначают определённый предмет, событие, действие, их свойства (рис. 11.6).
Самыми важными для людей знаками являются слова. Словами названы предметы, их качества и характеристики, их взаимодействия.
Для слов, в свою очередь, были придуманы знаки, которые позволяли их записывать. С помощью письменных знаков слова можно записывать несколькими буквами, которые соответствуют тем или иным звукам произносимого слова. Слова или даже целые выражения можно записывать одним знаком — иероглифом.
Для оценки количества чего-либо и проведения расчётов также существуют специальные знаки. Это всем известные арабские и римские цифры, знаки умножения, деления, сложения, вычитания, равенства и неравенства: 0, 1, 2, 3 и т. д.; I, II, III, IV и т. д.; х,:, +, —, =, < >.
3. Ответить на вопросы письменно в тетради, взяв информацию из текста (на вопросы отвечать полным ответом):
1) Что дает детальную информацию об окружающих объектах или явлениях?
2) Что является динамичным вариантом представления информации посредством изображений?
3) Какие формы графического представления информации дают точные характеристики познаваемого объекта или явления?
4) Знаком может быть…
4. Выполнить задание:
Нарисовать в тетради цветными карандашами знак на тему «Причины пожара в быту» (придумать и разработать свой вариант, пример не перерисовывать)
|
Например: