Ые годы в СССР. Фильм «Вий» как феноменальная ошибка создателей




Почему в России не умеют снимать фильмы ужасов?

 


 

Зарождение кинематографа. Вклад Российской империи в жанр ужасы

Кинематограф зародился в 1896 году во Франции. Тогда братья Луи и Огюст Люмьеры сняли первое в мире кино — «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота», продолжительностью всего в 1 минуту.

Поскольку снимали прибытие поезда, можно утверждать, что документалистика - первый жанр в кинематографе.

На втором же месте стоят ужасы. Жанр ужасов зарождается в том же году, в воплощении на экране двух фильмов - «Замок Дьявола» и «Ужасная ночь», на несколько лет опередив многие другие жанры. Например, первая комедия «Путешествие на Луну» появилась только в 1902 году.

 

Российская империя сыграла в становлении жанра немаловажную роль.

Первым российским фильмом ужасов считается «Вий» 1909 года режиссера Василия Гончарова, но он, увы, не сохранился.

Через год выходит ещё одна его картина — «В полночь на кладбище» или «Роковое пари». Фильм считается утерянным в годы Великой Отечественной войны.

 

В том же 1910 году, к слову, выходит фильм про одного из самых известных персонажей в истории ужасов – «Франкенштейн». Возможно, некоторые помнят кадры из этого фильма, но сам фильм, скорее всего, не видели. Вышел он в США, длился 16 минут. Так что можно с уверенностью сказать, что было время, когда наша страна шла в ногу с мировым кинематографом.

 

С 1915 года жанр ужасы входит в готический романтизм. Франция презентует фильм «Вампиры», Германия — свою знаменитую картину «Голем»/«Голем, как он пришел в этот мир», Российская империя выдает два абсолютно потрясающих фильма — «Женщина-вампир» режиссёра Виктора Туржанского и «Портрет» Владислава Старевича по одноименной повести Гоголя. Первый фильм не сохранился, а большинство сцен второго утеряны.

В 1916 году выходят целых три российских картины: «Ведьма», «Пляска смерти» и ещё один, безызвестный «Вий» Владислава Старевича, после чего российские ужасы умирают на целых 50 лет.

 

Почему в СССР не снимали ужасы

 

1917 год – смена власти. Февральская и Октябрьская революции. Вступление в Первую мировую войну (1914-1918). Дефицит продуктов, кризис, ухудшение экономического положения.

Как ни странно, в этот год страна все же выпускает кино:

· «Блуждающие огни» - драма;

· «Вор» - драма;

· «Истерзанные души» - драма;

· «Революционер» - драма.

Восемнадцать картин – все драмы.

В 1918 году появляется интересная, особенно для той эпохи, работа Николая Преображенского и Александра Аркатова «О попе Панкрате, тётке Домне и явленной иконе в Коломне». Это не просто сатирическая комедия, но и антирелигиозный фильм.

27 августа 1919 года частные кинопроизводства стали государственными. Этот день получил название «День кино» («День российского кино» н.в.).

 

В 20-х годах советское кино развивается, вызывая интерес и за рубежом. Появляются две ключевые фигуры: Дзига Вертов («Человеком с киноаппаратом») и Сергей Эйзенштейн («Броненосец «Потёмкин»).

До 1922 года выходят драмы, легкие комедии («Люди гибнут за металл»), приключенческие фильмы. Кроме того, в мире появляются ещё два жанра: пропаганда и агитфильм.

С 1922 года можно выделить отдельный период кинематографа в СССР. Уже в 1930-х годах появляется система Станиславского, выходят культовые, значимые для истории советского кинематографа картины. Однако среди них нет ни одного фильма ужасов. Почему?

 

Пытаясь ответить на этот вопрос, и анализирую ситуацию в киноиндустрии тех лет, можно заверить, что СССР вступило в идеологическое противостояние с западом, в котором и зародился жанр ужасы.

СССР был тоталитарным государством, не терпящим идеи религии, как основы жанра. Партийные и государственные органы пропагандировали атеизм.

«Мы должны бороться с религией. Это — азбука всего материализма и, следовательно, марксизма. Но марксизм не есть материализм, остановившийся на азбуке. Марксизм идет дальше. Он говорит: надо уметь бороться с религией, а для этого надо материалистически объяснить источник веры и религии у масс ». (с) Ленин

Фильмы ужасов появились исключительно благодаря религиозным традициям. Первые фильмы были о демонах, душах умерших, вампирах и прочем. О том, чего боится религиозный человек.

Уничтожая религию в стране, СССР убил и ужасы, которые когда-то дали толчок для становления русского кино.

 

ые годы в СССР. Фильм «Вий» как феноменальная ошибка создателей

Шестидесятые в СССР – время новых веяний, открытий и развития. Именно в это время выходит большинство культовых картин, которые и по сей день остаются актуальными. «Девчата» (1961), «Операция «Ы»» (1965), «Бриллиантовая рука» (1968), «Белое солнце пустыни» (1969).

Появляются фантастические, и даже научно-фантастические ленты: «Планета бурь» (1961), «Гиперболоид инженера Гарина» (1965), «Человек-амфибия» (1961).

Однако ужасов как не было, так и нет. Ровно до 1967 года. В этом году Иван Пырьев решает экранизировать Гоголя.

 

За работу берутся двое амбициозных юношей — актер Константин Ершов и художник Георгий Кропачев. Это стало их первой режиссёрской работой.

Экранизация Гоголя – значимое событие, мечта, которую хотели воплотить многие. Но Ершов и Кропачев сильно отличались от своих коллег современников. Они были молоды, им хотелось снять нечто метафоричное, абсолютно не подходящее под формат фильмов тех лет.

Если бы им удалось экранизировать «Вия» так, как они задумывали изначально, это был бы поистине феноменальный проект. Он спокойно мог бы конкурировать даже с современным зарубежным интеллектуальным хоррором: «Прочь», «Сырое», «Я вижу, я вижу», «Оно» и т.д.

Однако юные режиссёры перешли грань, которую в СССР нельзя было переходить. Они отсняли множество мистических и эротических сцен с народными обрядами и обнаженными девушками, прыгающими через костёр.

Иван Пырьев – директор киностудии «Мосфильм», не мог допустить такой экранизации и решил «спасти» картину, пригласив главного сказочника тех лет — Александра Птушко. Тот снял множество сказочных фильмов: «Сказку о рыбаке и рыбке» (1937), «Золотой ключик» (1939), «Алые паруса» (1961), «Сказку о царе Салтане» (1966) и т.д.

 

«Вий» не задумывался как фильм ужасов, такого понятия в СССР не существовало вообще. «Вий» должен был стать классической экранизацией Гоголя с элементами сказки. Но всё вышло иначе.

С реализацией картины было множество трудностей: разногласие по сценарию, декорациям, актерскому составу.

Изначально, панночку должна была играть не Наталья Варлей, а Александра Завьялова. Более того, с ней было отснята большая часть материала. Даже в финальной версии фильма, есть кадр, где в гробу лежит именно Александра Завьялова.

С Хомой также были проблемы. На роль пробовалось большое количество актеров. А с кандидатурой Леонида Куравлёва, молодые режиссёры вообще не были согласны. Однако последнее слово было за Александром Птушко.

Александр Птушко хотел предать фильму зрелищности. Он нашел 50 ворон; создал монстров, скользящих по вертикальной стене; скелета, управляемого нитями; собрал со всей Москвы карликов, для исполнения ролей нечисти. И, конечно, именно он, воплотил на экране главное чудовище СССР – Вия.

На съемочной площадке шла «холодная война». По одну сторону — Птушко со своими сказочными идеями, по другую – юнцы с сюрреалистичным виденьем произведения. Ершову и Кропачеву приходилось действовать за спиной у маститого режиссёра. Юрий Кропачев, например, пошел на страшный риск: за ночь он переписал все иконы в павильоне, превратив типичные православные образы в суровых святых с осуждающими ликами. Также режиссёры подменили молитвы, предпочтя каноническим текстам более звучные. Каким-то невероятным чудом им удалось остаться на съёмочной площадке и осуществить многое из того, что они изначально задумывали.

Так появился «Вий», которого мы все знаем. «Вий», сотканный из противоречий и борьбы. Вобравший в себя как сказочное, так и метафоричное. Выстраданный и совершенно иной, но такой, каким его полюбил советский и современный зритель.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: