Корреспонденция счетов | Сумма, рублей | Содержание операции | |
Дебет | Кредит | ||
1 206 22 560 | 1 304 05 340 | 5 000 | Перечисление аванса поставщикам |
1 105 02 340 | 1 302 22 730 | 8 024 | Поступление в течение отчетного месяца продуктов питания от поставщиков |
1 302 22 830 | 1 304 05 340 | 3 024 | Перечисление средств поставщикам в оплату полученных продуктов питания |
1 302 22 830 | 1 206 22 660 | 5 000 | Зачтены ранее перечисленные авансы |
1 401 01 272 | 1 105 02 440 | 8 440,47 | Списаны израсходованные в течение отчетного месяца продукты питания (944 рубля + 8 024 рубля) х 320 килограммов / (40 килограммов + 300 килограммов) |
Рассмотрели, как отражается на счетах операции по поступлению и выбытию продуктов питания в учреждениях, осуществляющих бюджетную деятельность.
Если бюджетное учреждение занимается еще и приносящей доход деятельностью, тогда операции с продуктами питания будут отражаться несколько иначе. Рассмотрим это на примере.
Пример 2.
Возьмем данные предыдущего примера, но немного изменим условия.
Допустим, что продукты питания приобретены и использованы медицинским учреждением в процессе предпринимательской деятельности.
Тогда на счетах бухгалтерского учета эти операции будут отражаться следующим образом:
Корреспонденция счетов | Сумма, рублей | Содержание операции | |
Дебет | Кредит | ||
2 206 22 560 | 2 201 01 610 | 5 000 | Произведена предоплата продуктов питания |
2 105 02 340 | 2 302 22 730 | 6 800 | Отражено поступление продуктов питания от поставщиков за отчетный месяц |
2 210 01 560 | 2 302 22 730 | 1 224 | Отражен НДС по приобретенным продуктам питания |
2 302 22 830 | 2 201 01 610 | 3 024 | Перечисление средств поставщикам в оплату полученных продуктов питания |
2 303 04 830 | 2 210 01 660 | 1 224 | Принят к зачету НДС |
2 302 22 830 | 2 206 22 660 | 5 000 | Зачтен ранее перечисленный аванс по продуктам питания |
2 106 04 340 | 2 105 02 440 | 7 152,94 | Списаны израсходованные продукты питания (800 рублей + 6800 рублей) х 320 кг/ (40 кг + 300 кг) |
В организации учета реализации продуктов питания бюджетными учреждениями различных ведомств существует некоторая разница.
|
Так, например, учреждения здравоохранения для целей организации питания находящихся на лечении больных оборудованы пищеблоками. Деятельность пищеблоков регулируется Правилами оказания услуг общественного питания, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года №1036.
ГЛАВА 4
Основные документы, определяющие порядок организации учета продуктов питания в учреждениях здравоохранения это:
- Приказ Минздрава СССР от 5 мая 1983 года №530 «Об утверждении Инструкции по учету продуктов питания в лечебно-профилактических и других учреждениях здравоохранения, состоящих на государственном бюджете СССР» (далее – Приказ №530),
- Приказ Минздрава Российской Федерации от 5 августа 2003 года №330 «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации»,
- Инструкция №25н. по бюджетному учету. Приказ Минфина РФ от 10.02.2006 № 25н
Все учебные учреждения, так же, организуют питание своих учащихся и работников. Для этих целей при образовательных учреждениях создаются столовые и (или) буфеты. Операции по поступлению и списанию продуктов питания в соответствии с Инструкцией №25н мы уже рассмотрели ранее. Теперь остановимся на порядке отражения в учете операций по формированию себестоимости готовой продукции и ее реализации. Инструкцией №25н не предусмотрено отдельного счета для учета произведенной продукции общественного питания, поэтому бюджетные учреждения используют счет 0 105 07 000 «Готовая продукция». Все затраты, формирующие фактическую себестоимость готовой продукции общественного питания, отражаются на счете 0 106 04 000 «Изготовление материалов, готовой продукции (работ, услуг)».
|
Фактическая себестоимость продукции определяется как сумма затрат на:
- израсходованные продукты,
- заработную плату работникам столовых,
- начисления на оплату труда,
- расходы по электроэнергии, водоснабжению и прочие.
Рассмотрим формирование фактической себестоимости готовой продукции на примере.
Пример 3
Высшее образовательное учреждение для организации питания студентов имеет на своем балансе столовую, которая финансируется за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности.
В отчетном месяце столовой были произведены следующие расходы:
- списана стоимость продуктов питания, израсходованных на приготовление блюд – 100 000 рублей;
- отражена стоимость коммунальных услуг, потребленных столовой в течение месяца – 23 600 рублей (в том числе НДС – 3 600 рублей);
- начислена заработная плата - 95 000 рублей;
- начислен ЕСН на заработную плату – 24 700 рублей;
- начислены взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,2% - 190 рублей.
Остатков по незавершенному производству нет. Вся изготовленная продукция реализована.
|
Данные операции будут отражены следующими бухгалтерскими записями:
Корреспонденция счетов | Сумма, рублей | Содержание операции | |
Дебет | Кредит | ||
2 106 04 340 | 2 105 02 440 | 100 000 | Списаны продукты питания |
2 106 04 340 | 2 302 06 730 | 20 000 | Отражены расходы по коммунальным услугам |
2 210 01 560 | 2 302 06 730 | 3 600 | Отражен НДС по коммунальным услугам |
2 106 04 340 | 2 302 01 730 | 95 000 | Начислена заработная плата |
2 106 04 340 | 2 303 02 730 | 24 700 | Начислен ЕСН на заработную плату |
2 106 04 340 | 2 303 06 730 | Начислены страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний | |
2 105 07 340 | 2 106 04 440 | 239 890 | Принята к учету по фактической себестоимости продукция общественного питания (100 000 рублей + 20 000 рублей + 95 000 рублей + 24 700 рублей + 190 рублей). |
При установлении цен на свою продукцию столовые учебных заведений пользуются Методическими рекомендациями по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, рекомендованные Письмом Министерства экономики Российской Федерации от 20 декабря 1995 года №7-1026 (далее - Методические рекомендации).
Пунктом 4.7 Методических рекомендаций предлагается определять цены на реализуемые продукцию и товары исходя из свободных отпускных цен или цен закупки на эту продукцию и единой наценки. Размеры наценок на реализуемую столовыми продукцию нужно определять с учетом возмещения издержек производства, обращения и реализации, НДС (кроме предприятий, освобожденных от уплаты НДС) и рентабельности работы столовых. Таким образом, наценки на продукцию столовых являются основным источником покрытия расходов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» утвержден перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. К их числу относятся и наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях. Методическими рекомендациями предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут вводить государственное регулирование наценок на продукцию, реализуемую столовыми при общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях. Так, например, на территории города Перми и Пермской области Постановлением Главы администрации Пермской области от 19 июля 1999 года №313-п «О наценках на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования» установлены предельные размеры этих наценок: