Рекомендации по организации обучения актива детского общественного объединения/организации




Данные рекомендации предназначены для старших вожатых/педагогов-организаторов общеобразовательных организаций, руководителей детских общественных объединений/организаций.

Сегодня детское общественное объединение имеет основную ведущую цель – это создание условий, удовлетворяющих стремление детей к объединению в различные формирования, сообщества, в которых они видят перспективу интересной жизни, где повышается социальная значимость их деятельности, они могут реализовать свои интересы, запросы и потребности. При организации работы детского общественного объединения необходимо уделять особое внимание обучению актива организации. Помимо программы деятельности детского общественного объединения старшему вожатому/педагогу-организатору необходимо разработать программу обучения актив. Ниже представлена примерная структура программы.

1. Титульный лист

На титульном листе указывается наименование образовательной организации, общественного объединения, название программы, срок реализации, возраст участников, а также фамилия, имя, отчество автора-составителя программы. Программа обучения актива согласовывается руководителем общеобразовательной организации при наличии договора между руководителем детского объединения и директором школы, в случае его отсутствия, то программу необходимо утвердить приказом руководителя общеобразовательной организации.

2. Пояснительная записка

Пояснительная записка призвана кратко раскрыть цели обучения, обосновать отбор содержания и логику последовательности его изложения. В пояснительной записке рекомендуется отразить:

- вопросы обучения и воспитания актива детского коллектива, обозначить приоритетные направления, а также решаемые государственные задачи в сфере воспитания;

- особенности возрастной группы детей, которой адресована программа, а также содержание и объем стартовых знаний, необходимых для начального этапа освоения программы;

- краткое описание основных методов, обеспечивающих с точки зрения автора, сознательное и прочное усвоение детьми материала, умение фиксировать и обобщать полученные знания, умения, транслировать материалы наблюдений, исследований, воспитывающие и развивающие навыки их творческой работы, традиции детской общественной организации (объединения);

- краткое описание форм работы с членами детской общественной организации (объединения), которые дают возможность детям максимально проявлять свою активность и изобретательность, творческий, интеллектуальный и лидерский потенциал, развивающий их soft и hard skills (компетенции и метакомпетенции), получать опыт работы в команде, разрабатывать и реализовывать события, представлять и защищать права своей организации (объединения);

- прогнозируемые результаты. Количественные результаты: количество обученных активистов, приглашенных партнеров, организованных занятий, разработанных продуктов, публикаций и т.д. Качественные результаты: что будут знать и уметь участники программы, где они смогут продолжить обучение и развитие, расширить свои знания по профилю объединения, какие качества личности могут быть развиты у членов детского объединения в результате полученных знаний и каким образом это определяется;

- учебно-методическое, материально-техническое обеспечение необходимое для реализации программы.

3. Цель и задачи

В данном разделе формулируются цель и задачи обучения. При формулировке цели рекомендуется использовать smart-технологию. СМАРТ – это аббревиатура английских слов. Которые обозначают, что цель должна быть конкретная (каждая цель должна иметь предельно конкретную формулировку, исключающую вариативность в её понимании), измеримая (измеримость означает, что у каждой цели должна иметься своя мера, по которой вы сможете определить её промежуточный и конечный результат. Желательно, чтобы мера была числовой. "Измеримость" — это такое свойство формулировки, которое позволит вам при подведении итогов точно ответить на вопрос: "Достигнута ли желаемая Цель?" — Да, достигнута/Нет, не достигнута), достижимая (достижимость предполагает проведение полной ревизии ресурсов, возможных сроков и наличия соответствующих компетенций. Если результат априори невозможен по каким-то объективным причинам, значит цель недостижима. Поэтому перед постановкой цели обязательно проанализируйте ресурсы, а также внешние и внутренние условия, которые могут повлиять на достижение цели), актуальная (цель должна иметь реальную ценность для общества и организаторов и соответствовать ситуации на данный момент времени и в ближайшем будущем) и ограниченная во времени (цель должна иметь конкретный срок достижения. Вне зависимости от того, к какой категории она относится – к долгосрочным, среднесрочным или краткосрочным целям. Эксперты говорят, что без срока нет и цели).

Например, создание условий для повышения уровня компетенций и метакомпетенций у 20 активистов детского общественного объединения "Феникс" 14-15 лет через организацию серии образовательных занятий "Навыки XXI века" в сентябре 2020 – мае 2021 года.

4. Тематический план

В плане обучения необходимо указать: тематику, формы обучения, предполагаемый конечный результат, с обозначением количества часов на практическую и теоретическую части.

Тема Форма проведения Общее количество часов В том числе Ожидаемый результат, итоговый продукт
теорети ческие практические
Навыки публичного выступления Воркшоп, нетворкинг, митап с привлечением профессионального спикера 3 1 2 Участники изучат основы публичного выступления, составят текст выступления, представят его публике. Организовано 3 тематических занятия для 20 человек с приглашением 1 спикера. Наличие не менее 2-х публикаций в группе ДОО: [ссылка]
           
           

 

Тематика занятий должна отражать направления деятельности детского общественного объединения, отвечать современными трендам, существующим в детско-молодежной среде (волонтерство, эко-мышление, блогинг, брендирование, инфографика, путешествия, смарт технологии, спорт, мобильное фото/кино, наставничество, профессии будущего), интересам целевой группы, а также включать в себя современные формы работы.

Примерные темы для включения в программу обучения актива: "Проектирование в детской общественной организации", "Навыки публичных выступлений", "Основы правовой и финансовой грамотности", "Лайфхаки организации масштабных событий", "Разработка и реализация социально значимой акции", "Онлайн-квест: что это такое?", "Основы критического мышление", "Эмоциональный интеллект: развивай и управляй", "Брендирование детской организации", "Пресс- и пост-релизы: пиши и сокращай", "Дизайн мышление: разрабатываем логотип детского объединения", "Мобильная журналистика", "Основы видеомонтажа", "Инструменты создания инфографики", "Основы блогерства", "Атлас профессий" и т.д.

Современные формы работы, использование которых возможно в рамках реализации программы:

- Нетворкинг - (англ. Networking, net – сеть и work – работа), деятельность, направленная на формирование полезных/эффективных и деловых связей. Данную форму работы можно использовать на вводных занятиях для знакомства и развития навыков работы в команде;

- Воркшоп – буквально "workshop" переводится как "мастерская". Демонстрация рабочего процесса опытного мастера для широкой аудитории с целью поделится практическими навыками в каком-либо ремесле. Ранее термин "воркшоп" употреблялся только при обозначении формата события связанного с декоративно-прикладной деятельностью. В современном понимании данного формата воркшоп – это своеобразная рабочая мастерская, где специалист с большим опытом работы наглядно показывает суть того или иного рабочего процесса и походу выполнения практических заданий объясняет нюансы данной работы. Это создание комфортных условий обучения, где каждый из участников активно участвует в процессе, предлагает свои решения и отрабатывает навык, причем теоретические знания выступают лишь фоном. Данная форма работы является оптимальной для реализации теоретической части образовательных занятий;

- Тренд-сессия – форма проектной деятельности, при которой решение проблем достигается через призму отраслевых/межотраслевых федеральных и мировых трендов. Данную форму работы можно использовать в практико-ориентированных занятиях при разработке проектов и событий;

- Форсайт-сессия – (англ. Foresight – взгляд в будущее). Это интеллектуальная технология по созданию желаемого образа будущего и определение стратегий его достижения, также участниками просчитываются возможные риски и мероприятия по их предотвращению. Данную форму работы можно использовать при планировании деятельности детского общественного объединения, а также при разработке проектов и событий;

- Кейс-метод – (англ. Case method – кейс-метод, метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа) – техника обучения, использующая описание реальных социальных, экономических и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации;

- Квиз – это интеллектуально-развлекательная игра, состоящая из нескольких раундов, в которой нужно отвечать на вопросы различной тематики. Данную форму работы можно использовать в качестве закрепления изученного материала. Сайт для создания квизов: myquiz.ru;

- Образовательный курс на google.classroom – это бесплатный веб-сервис, разработанный компанией Google для образовательных организаций, целью которого является создание, упрощение, распространение и оценка заданий безбумажным способом. С примером образовательного курса можно ознакомиться, перейдя на страницу classroom.google.com, используя данные созданного google-аккаунта, и ввести код для подключения к курсу: cdxdhol.

На платформе есть возможность:

- создать свой класс/курс;

- организовать запись учащихся на курс;

- делиться необходимым учебным материалом в разных форматах;

- создавать задания;

- оценивать задания и следить за их прогрессом;

- организовать общение участников курса.

Данный веб-сервис объединяет в себе Google-диск для создания и хранения данных, документы Google, листы и слайды для письма, G-mail для общения и Google календарь для составления расписания и определения сроков выполнения заданий.

Для рефлексии, организации сбора обратной связи участников программы в рамках занятий можно использовать различные сервисы и платформы: интерактивный опросник (https://menti.com), создание облака слов (Tagxedo https://www.tagxedo.com/, WordArt https://wordart.com/, Wordle https://www.wordle.net/), создание интеллект-карт (графический онлайн-редактор "Canva" https://www.canva.com, Loopy https://ncase.me/loopy/, Draw.io www.draw.io, iMindMap https://imindmap.com/, NovaMind https://www.novamind.com/) и т.д..

3. Взаимодействие с различными социальными и коммерческими структурами при реализации программы. В данном разделе указываются формы и методы взаимодействия с партнерами в рамках реализации тематического плана, приглашение узконаправленных специалистов в качестве спикеров и экспертов.

Приложения

В приложении к программе представляются разработки образовательных занятий, диаграммы, графики, список литературы, используемый старшим вожатым, педагогом-организатором, список рекомендуемой литературы для членов детской общественной организации (объединения) и их родителей, перечень оборудования, необходимого для реализации программы (в расчете на количество участников).

Назначение программы обучения актива – это развитие компетенций и метакомпетенций активистов детского общественного движения для реализации социально значимых инициатив, создание условий для удовлетворения жизненных потребностей участников в общении, понимании, признании, защите, разнообразной деятельности и определения жизненных планов путем обеспечения личностного роста и развития, социального и профессионального самоопределения, организации свободного времени, а также создание кадрового резерва потенциальных организаторов детского и молодежного общественного движения региона.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: