Урок №53 6 класс Дата: 02.04.2020
Тема: Практическая работа № 4
Морфологический анализ растений класса однодольные по гербарным образцам
Ознакомиться с ОК «Характеристика растений из класса Однодольные»
Выполнить задания в практической работе
Характеристика растений из класса Однодольные растения
Методические рекомендации:
Характеристика отдельных семейств растений класса Однодольные.
Класс Однодольные образует около 122 семейств, свыше 3 тыс. родов и около 63 тыс. видов. Кним относятся хлебные злаки (пшеница, рис, рожь, ячмень, кукуруза, просо и др.), луковые и лилейные (лук, чеснок, спаржа), декоративные (лилии, тюльпаны, гиацинты, аспарагус, орхидеи) растения.
Семейство, примеры | Формула цветка | Плод | Соцветие | Видоизменения вегетативных органов |
Злаковые, или Мятликовые (более 10 тыс. видов). Пшеница, рожь, ячмень, мятлик, полевица, овес, кукуруза, пырей, рис. | ↑ПО(2)+2Т3П1
![]() | Зерновка
![]() | Сложный колос
![]() ![]() ![]() | Корни-подпорки у кукурузы
![]() ![]() |
Луковые (около 650 видов). Лук, чеснок, черемша (дуговое жилкование листа). | *ПО6Т6П1
![]() | Коробочка
![]() | Зонтик
![]() | Луковица
![]() |
Лилейные(около 1300 видов). Лилия, тюльпан (коробочка), нарцисс (коробочка), гиацинт, ландыш, подснежник, пролеска (коробочка), гладиолус (коробочка). | *ПО6Т6П1
![]() | Коробочка
![]() ![]() | Кисть
![]() | Луковица
![]() ![]() ![]() |
Практическая работа № 4
Морфологический анализ растений класса однодольные по гербарным образцам
Цель: приобрести навыки самостоятельной работы с растениями; научиться проводитьморфологический анализ растения (ознакомиться с его строением вегетативных и генеративных органов), работать с определителями;изучить типичных представителей флоры Донбасса, их систематическое положение, экологические особенности.
Оборудование и материалы: лупа; гербарные (живые, иллюстрации) образцы однодольных растений, определитель растений.
Техника безопасности: быть осторожным при работе с лупой.
Ход работы:
1. Ознакомиться со структурой определителя для определения выданного образца растения.
2. Изучить морфологические и экологические признаки 2 растенийиз разных семейств и заполнить таблицу.
Признаки растения | Варианты ответа | Выбранный вариант ответа (возможен свой) |
Жизненная форма | Трава, кустарник, полукустарник, лиана, дерево | |
Место произрастания | Луг, лес, поле, степь, клумба, огород, водоем | |
Тип корневой системы | Мочковатая, стержневая, смешанная, гоморизная | |
Видоизменения корня | Корнеплод, корневые клубни, ходульные корни, опорные корни, дыхательные корни, воздушные корни, клубеньки с азотфиксирующими бактериями, сократительные, корни-присоски, корни-прицепки | |
Лист | Черешковый, сидячий, влагалищный | |
Жилкование листа | Сетчатое, параллельное, дуговое, простое, дихотомическое | |
Листорасположение | Очередное, супротивное, мутовчатое; прикорневая розетка, листовая мозаика | |
Кол-во листовых пластинок | Простой, сложный (тройчатый, пальчатый, парноперистый, непарноперистый) | |
Видоизменения листа | Колючки, усики, чешуи сочные и сухие,ловушки | |
Стебель | · Травянистый, древовидный, соломина · Прямостоячий, ползучий, вьющийся, цепляющийся, укороченный, приподнимающийся | |
Видоизменения побега | Корневище, клубень, луковица, усы, усики, клубнелуковица, суккулентные побеги, колючки, филлокладии | |
Формула цветка | ↑, (*)Ч Л Т П | |
Опыление | Перекрестное (ветром, водой, животными), самоопыление | |
Одиночный цветок | Да, нет | |
Соцветие | Кисть, колос, сережка, щиток, сложный колос, сложный щиток, зонтик, сложный зонтик, завиток, початок, корзинка, головка, метелка, султан | |
Плод | · Сочный, сухой · Односеменной, многосеменной · Вскрывающийся, невскрывающийся · Простой, сборный, соплодие, ложный · Ягода, яблоко, тыквина, померанец, костянка, орех, орешек, желудь, семянка, зерновка, гранатина, крылатка, боб, стручок, стручочек, коробочка, листовка | |
Продолжительностьжизнирастения | Однолетник (.), двулетник (..), многолетник (![]() | |
Хозяйственное значение | Пищевая культура, масличная культура, корм для животных, лекарственное сырье, декоративное растение, техническая культура, сорняк, огородная культура, медоносная культура, зеленое удобрение |
3. Заполнить таксономическую таблицу.
Таксономическиекатегории | Ответ |
Царство | |
Отдел | |
Класс | |
Порядок | |
Семейство | |
Род | |
Вид |
4. В выводе заполните диаграмму Венна «Сравнительная характеристика растений». В средней части накладывающихся кругов записываются общие признаки, а слева и справа – отличия.