С 18 августа 2004 года Аэрофлот ввел новый стандарт обслуживания в бизнес классе на рейсах Москва - Гонконг - Москва.
Сделав ставку на повышение качества сервиса для пассажиров бизнес класса и на обеспечение максимального комфорта, Аэрофлот планирует увеличить загрузку в высоких классах обслуживания не только на европейских, но и на рейсах в Юго-восточную Азию. Полеты в Гонконг выполняются на дальне-магистральных самолетах Ил-96 и Боинг767.
Отличительными чертами "нового сервиса" Аэрофлота являются индивидуальный подход к каждому пассажиру, предложение питания по карте меню на изысканной фарфоровой посуде, разнообразие блюд на рейсе с учетом времени суток, сервировка и украшение блюд непосредственно перед подачей на борту самолета. Специально для перечисленных рейсов шеф-повар кейтеринговой компании "Аэромар" разработал изысканное меню традиционной русской, европейской и восточной национальной кухни в зависимости от направления.
Новый стандарт сервиса Аэрофлота был введен в прошлом году на маршрутах дальней протяженности Москва - Нью-Йорк и Москва - Токио, чуть позже на рейсе Москва - Лос-Анджелес, и получил положительные отклики пассажиров. В этом году Аэрофлот распространяет новый стандарт сервиса на европейских маршрутах средней протяженности, введя его весной на рейсах в Вену. В ближайших планах введение данного стандарта на рейсах в Хабаровск[4].
12 апреля 2004г компания HP объявила, что авиакомпания United Airlines при посредничестве компании Abanco, разработчика программного обеспечения и программных решений, получила пятимиллионный карманный ПК НР iPAQ.
Эти карманные ПК позволяют значительно улучшить качество индивидуального обслуживания на борту самолета. Теперь пассажирам предлагается фирменное меню с блюдами из лучших ресторанов. Благодаря новой разработке компании Abanco качество обслуживания во время полета значительно улучшено. Теперь пассажирам предоставлена возможность заказывать блюда, приготовленные в ресторанах самого высокого класса.
|
Принимая заказ, представитель обслуживающего персонала заносит его в свой карманный ПК iPAQ для последующей обработки и размещения. После чего пассажир через короткий период времени уже получает готовое блюдо.
"Благодаря внедрению передовых мобильных технологий - карманным компьютерам iPAQ - обслуживающий персонал сможет обеспечить все индивидуальные потребности наших пассажиров, - заявил директор отдела обслуживания авиакомпании United Airlines Билл Доув (Bill Dove). - Уже сейчас в меню сотен рейсов включены блюда из таких известных ресторанов, как Hard Rock Cafe, и мы с уверенностью можем сказать, что пассажиры довольны введением этой уникальной услуги[5]".
ОАО "Авиакомпания Красноярские Авиалинии" также проводит программу по повышению качества. В рамках реализации программы по улучшению качества обслуживания персонал авиакомпании, работающий с пассажирами, в обязательном порядке проходит психологическое тестирование.
Это в первую очередь бортпроводники, работники агентств по продаже авиабилетов, службы перевозок и досмотра аэропорта.
Высокий уровень сервиса зависит от того, насколько грамотно и оперативно персонал умеет донести информацию до пассажира. Цель психологического тестирования - оценить пригодность персонала авиакомпании к профессии по системе "человек-человек", выявить людей менее эффективных в данной профессии[6].
|
На сегодняшний день психологическое тестирование стало обязательным элементом при профессиональном отборе бортпроводников. В ближайшей перспективе при приеме на работу тестирование будут проходить другие службы, задействованные в системе "человек-человек".
Профессия бортпроводника требует повышенной ответственности за безопасность на борту самолета, поэтому в тест специально включены вопросы, позволяющие определить быстроту реакции, быстроту принятия решения и устойчивость к стрессам.
После проведения тестирования для сотрудников авиакомпании, испытывающих сложности в общении, в Учебном центре "КрасЭйр" дополнительно к курсам повышения квалификации будут организованы одно - двухдневные коррекционные психологические тренинги. Цель тренингов научить людей владеть собой, контролировать свои эмоции, приобретать навыки общения и предотвращения возможных конфликтов.
Интересным является опыт компании Деловая Авиация в области повышения качества обслуживания. Так, система сервиса компании складывается из Jet менеджмента, VIP чартеров, корпоративных чартеров, срочных вылетов, трансферов в аэропорту, обслуживания в VIP-залах, питания на борту, системы бонусов, конфиденциальности, безопасности полетов.
Заключение
Понятие сервиса обслуживания авиаперелетов включает в себя: состояние авиапарка; маршрутная сеть; частота рейсов; безопасность полетов; качество сервиса; тарифы и ценовые характеристики; имидж компании и ее маркетинговая политика; наземная инфраструктура. Согласно исследованию, проводимому одним из маркетинговых агентств, качество обслуживания российских авиакомпаний по вышеприведенным характеристикам уступает зарубежным авиакомпаниям.
|
Правило “все учесть и предусмотреть" - основное условие успеха авиакомпании. В обслуживании авиапассажиров на всех стадиях совершения поездки для авиакомпании не должно быть ничего незначительного, все должно быть учтено. Если авиакомпания хочет стать лучше, она должна обращать внимание на все мелочи, связанные с обслуживанием пассажира, и влиять на них: дорога до аэропорта, время, проведенное в зале ожидания, при регистрации, при получения багажа и т.д.; обслуживание на борту (чистота салона, наличие средств гигиены, внимательность и вежливость проводников, наличие прессы на борту и др.).
У большинства российских авиакомпаний есть принципиальный барьер, препятствующий тому, чтобы стать по-настоящему конкурентными, - это техника. Потому что на рынке действуют дискриминационные пошлины, ограничивающие деятельность трех, пожалуй, самых амбициозных компаний: "Сибирь", "Пулково", Эй-Джэй-Ти Эйр Интернэшнл, которые повторяют путь развития "Аэрофлота". В компаниях очень грамотный менеджмент, построены новые офисы во всех европейских столицах, хороший уровень продаж, но техника их, конечно, сдерживает и будет сдерживать, особенно после 2006 года, когда в очередной раз введут ограничительные меры.
Очевидное преимущество российских авиакомпаний в низких тарифах на перевозку пассажиров и грузов. Вместе с тем, отсутствие современной техники у большинства российских авиакомпаний является серьезным препятствием в конкурентной борьбе с западными перевозчиками. Ведущие пять российских авиакомпаний имеют, на наш взгляд, потенциальную возможность стать конкурентоспособными на мировом рынке, но при определенных условиях.
А именно: располагать современной авиационной техникой, иметь современный уровень сервиса, обладать современными технологиями, включая информационные, осуществлять управление на базе современных методов менеджмента.
Список литературы
1. www.aviatrans.ru
2. https://www.aviafond.ru/aviation. php? day=2005-11-22&number=10
3. www.transport.ru
4. https://www.raexpert.ru/researches/avia/part2/
5. https://www.krasair.ru: 8080/print_press. jsp? id=3856
6. https://www.astera.ru/news/? id=14532
Приложения
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
Рисунок 6 Динамика количества российских аэропортов (1992-2002 гг.)
[1] https://www.aviafond.ru/aviation.php?day=2005-11-22&number=10
[2] www.transport.ru
[3] https://www.raexpert.ru/researches/avia/part2/
[4] www.aviatrans.ru
[5] https://www.astera.ru/news/?id=14532
[6] https://www.krasair.ru:8080/print_press.jsp?id=3856