Общие положения
1.1. Цель Конкурса – создание условий для поддержки общественно значимой деятельности школьных лесничеств и экологических объединений автономного округа, направленной на решение актуальных природоохранных и экологических задач, и способствующей формированию активной гражданской позиции детей и молодежи, развитию интереса к сохранению и приумножению природных богатств Югры, и России в целом.
1.2. Задачи Конкурса:
– организация лесного просвещения, природоохранной и противопожарной пропаганды населения автономного округа с участием детей и молодежи в экологических, природоохранных акциях и мероприятиях по изучению, сохранению и восстановлению уникальных лесных комплексов Югры;
– поддержка и привлечение внимания общественности к особо охраняемым территориям Югры, как уникальной части достояния и всемирного наследия;
– формирование активной жизненной позиции детей и подростков направленной на поддержание здорового образа жизни.
– содействие развитию творческих способностей, наблюдательности, умения видеть, чувствовать, передавать красоту леса средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
– активизация работы школьных лесничеств и других детских объединений в области экологических и лесных знаний, умений и навыков.
1.3. Организацию и проведение Конкурса осуществляет бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Природный парк «Самаровский чугас» (по поручению Департамента).
Соучредители (по согласованию) принимают участие в организационной работе по проведению Конкурса (распространение информации, привлечение авторов (участников Конкурса), организация оценки работ, работа жюри, формирование призового фонда (по возможности) и награждение участников).
|
Участники Конкурса
2.1. В Конкурсе могут участвовать обучающиеся организаций, осуществляющих образовательную деятельность (дошкольное, общее среднее, начальное профессиональное, среднее профессиональное и дополнительное образование детей и подростков в возрасте от 6 до 18 лет), члены школьных лесничеств и экологических объединений, а также руководители детскоюношеских объединений эколого-лесохозяйственной направленности, организаций, осуществляющих образовательную деятельность – педагогические работники (специалисты/сотрудники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, лесного хозяйства и природоохранных организаций). К участию приглашаются жители Ханты-Мансийского автономного округа Югры, а также других регионов Российской Федерации.
2.2. Возрастные категории участников:
для детей и подростков:
младшая – от 6 до 8 лет включительно;
средняя – от 9 до 11 лет включительно;
старшая – от 12 до 14 лет включительно;
взрослая – от 15 до 18 лет включительно;
для специалистов организаций и учреждений (организаторов и/или руководителей школьных лесничеств и экологических объединений, лесничих):
старше 18 лет.
Содержание, сроки и порядок проведения Конкурса
3.1. Время проведения Конкурса: февраль – октябрь текущего года.
3.2. Конкурс проводится по следующим номинациям:
3.2.1. Для детей и подростков:
1) учебно-исследовательская работа «Особо охраняемые природные территории Югры», посвященная заповедной системе Югры (в форме слайдовой презентации об особенностях и значимости особо охраняемых природных территорий на территории Югры – природных парков, заказников, памятников природы);
|
2) творческий исследовательский проект «Югорский ЛЕСторан» (в форме перекидного календаря на 2020 год с рецептами собственных блюд с использованием даров леса и описанием их полезных и целебных свойств);
3) литературно-художественное творчество «Мы всей семьей помогаем природе» (стихотворения + иллюстрации к ним, посвященные Году семьи в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре);
4) наглядная агитация «Сохраним лес живым!» (плакаты с лозунгами о защите лесов от пожаров, загрязнения и иного негативного воздействия);
5) декоративно-прикладное творчество «Периодическая таблица химических элементов в творческих образах» (может быть представлено в виде авторского произведения – плоской или объемной поделки с использованием природного материала, посвященные Международному году периодической таблицы химических элементов по решению ЮНЕСКО).
3.2.2. Для специалистов организаций и учреждений:
1) социальный проект «Продолжая традиции исследования Сибири – по маршрутам А.А. Дунина-Горкавича» (лесные, исторические, краеведческие, туристические и иные исследования природы Западной Сибири, с привлечением воспитанников школьных лесничеств/ экологических объединений);
2) социальный проект «Школьные лесничества – надежный подрост Югры» (план-проспект ШЛ на год – в форме перекидного календаря на 2020 год);
|
3) сценарий открытого учебного мероприятия «Лес в жизни и языках коренных народов» (посвященный Международному году языков коренных народов по решению ООН);
4) сценарий и видеоролик агитационной бригады в форме театрализованной постановки «Мы – помощники природы!» (посвященный Году театра в Российской Федерации).
Порядок проведения Конкурса
3.3.1. На I-й муниципальный этап Конкурса работы принимаются до 13 сентября текущего года (по почтовому штемпелю) на адреса лесничеств и/или ООПТ автономного округа, по принципу ближайшего территориального расположения муниципальных образований к местам проживания участников Конкурса, с пометкой «Конкурс «Благословляю Вас, леса!» – 2019».
На II-й окружной этап Конкурса работы принимаются до 30 сентября текущего года (по почтовому штемпелю) по адресу: 628001, г. Ханты-Мансийск, ул. Свободы, 2, Отдел экологического просвещения, с пометкой «Конкурс «Благословляю Вас, леса!» – 2019».
На конкурс могут быть представлены работы из других регионов Российской Федерации (в этом случае исполнитель обеспечивает доставку конкурсных работ к месту проведения Конкурса в Югре).
3.3.2. На II-й окружной этап Конкурса работы принимаются комплексно – только по результатам предварительного отбора в лесничествах и/или лесхозах и/или ООПТ.
3.3.3. От одного автора на Конкурс принимается не более 5 работ в рамках 5-ти номинаций (от одного автора – не более 1-й работы по одной номинации).
3.3.4. От одного коллектива (класса, кружка и т.п.) на Конкурс принимается не более 10 лучших работ по одной номинации.
3.3.5. Требования к оформлению конкурсной работы:
* Каждая работа на Конкурс принимается только при наличии полного пакета документов к ней!
3.3.5.1. Анкета-заявка оформляется (согласно приложению 2) отдельно на каждую работу, заполняется в электронном виде (в формате Microsoft Office Word) и направляется электронным письмом по адресу: samchugas@mail.ru или продублировать для точности на адрес nikitinaeo@admhmao.ru + распечатанная анкета-заявка прикрепляется на обратной стороне (непосредственно к самой работе).
3.3.5.2.Бумажная этикетка (согласно приложению 4) размером 4х10 см (не закрывая текст или изображение) крепится степлером (Не приклеивается) в правом нижнем углу работы /на объемные работы в правом нижнем углу листа Анкеты-заявки (Приложение 2) к каждой работе с напечатанным или написанным четким каллиграфическим почерком текстом: название работы, полные ФИО и возраст автора (количество полных лет на 15 октября текущего года), наименование населенного пункта и школьного лесничества (при наличии).
3.3.5.3. Согласие на обработку персональных данных и использование конкурсной работы (печатный вариант с подписями авторов и руководителей работы) прикрепляется на обратной стороне непосредственно к самой работе (согласно приложению 3). Согласие на участников 6-18 лет заполняют родители или их законные представители.
3.3.5.4. Все заявки, этикетки, согласия, тексты работ должны быть распечатаны или написаны четким каллиграфическим подчерком на бумажном носителе и приложены на электронном носителе в формате Microsoft Office Word.
3.3.5.5. Все тексты произведений оформляются на компьютере, размер шрифта 14 кегль, межстрочный интервал 1,5.
3.3.6. Участие в Конкурсе означает согласие участников на дальнейшее представление конкурсных работ в выставках, показах и прочих некоммерческих мероприятиях, проводимых Департаментом и Природным парком «Самаровский чугас», а также на возможную публикацию на безгонорарной основе в печатных изданиях и в средствах наглядной агитации. При этом за участниками сохраняются исключительные авторские права на опубликованные произведения, как во время действия данного Конкурса, так и после него. Участники гарантируют, что все авторские права на эти произведения принадлежат именно им, исключительное право на их публикацию не передано третьим лицам и не нарушают ничьих авторских прав.
3.3.7. На Конкурс не принимаются (а при поступлении – не рассматриваются) работы в случаях, если:
· работы поступили в оргкомитет окружного Конкурса позднее 30 сентября текущего года;
· оформление конкурсных материалов не соответствует требованиям Положения (отсутствует анкета-заявка и согласие на использование работ, этикетка, деревянная, картонная или иная рамка, работа выполнена небрежно, непрочно упакована/повреждена при доставке и т.п.);
· видеосюжеты в формате Microsoft PowerPoint;
· видеосюжеты, имеющие брак в изображении или звуке;
· фотографии, литературные произведения, буклеты, календари, видеосюжеты и др. проекты, скопированные из сети интернет;
· содержание представленной работы не соответствует тематике и номинациям Конкурса;
· представленная работа ранее занимала одно из призовых мест (1-2-3) на данном конкурсе и/или на других конкурсах регионального, всероссийского, международного уровня, проведенных в предыдущих и текущем годах;
· авторские права конкурсной работы не принадлежат участнику Конкурса;
· возраст участников детских номинаций не соответствует возрасту от 6 до 18 лет на 30 сентября текущего года.
3.3.8. Работы, ставшие победителями (1 место) или занявшие призовые места (2-3-поощрительные места), не рецензируются и обратно не возвращаются. Остальные работы обратно по почте не высылаются, их можно забрать самостоятельно по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Свободы, 2, Отдел экологического просвещения, после 1 ноября текущего года (после завершения выставки конкурсных работ), с предварительным уведомлением Организаторов.
3.3.9. На конкурс могут быть представлены как индивидуальные, так и коллективные работы, при этом за 1 работу вручается 1 приз вне зависимости от количества авторов одной работы.
Оценка конкурсных работ
4.1. Оценку работ и определение победителей Конкурса по номинациям и возрастным категориям проводит жюри, формируемое из числа сотрудников Департамента, организаторов и соучредителей Конкурса, а также из специалистов, профессиональных мастеров, специализирующихся в сферах деятельности, соответствующих конкурсным номинациям.
4.2. Критерии оценки работ в номинациях:
Для детей и подростков:
4.2.1. Учебно-исследовательская работа «Особо охраняемые природные территории Югры», посвященная заповедной системе Югры (в форме слайдовой презентации об особенностях и значимости особо охраняемых природных территорий (далее также ООПТ) на территории Югры – природных парков, заказников, памятников природы):
· соблюдение требований к оформлению работы (наличие заявки, согласия на обработку данных, Титульного листа и текста исследовательской работы (объект исследования, проблема, цель, задачи, методика и результаты исследования, предложения или начатая собственная деятельность по решению проблем и др.), распечатанной в бумажном виде и приложений на электронном носителе (флэш карта или диск в формате Microsoft Office Word со всеми текстовыми документами + запись презентации включающей не менее 10 цветных слайдов); соответствие заявленной номинации и заданной теме;
· объем и качество проработанного материала (изучение информационных материалов, встречи, интервью со специалистами отрасли ООПТ, работа с архивами, фотосъемка природных и иных объектов ООПТ и людей, работающих на этих объектах и др.);
· использование единого стиля оформление (возможно дизайнерское оформление);
· грамотность и логичность текста (соответствие излагаемого материала нормам русского языка: орфография, пунктуация, лексика и т.п.).
** Формат: шрифт Times New Roman – 14пт, выравнивание – по ширине, одинарный межстрочный интервал.
4.2.2. Творческий исследовательский проект «Югорский ЛЕСторан» (в форме перекидного календаря на 2020 год с рецептами собственных блюд с использованием даров леса и описанием их полезных и целебных свойств):
· соблюдение требований к оформлению работы (наличие заявки, согласия на обработку данных, этикетки, самого календаря (в формате А-4 на пружинке), распечатанного в бумажном виде или написанного четким каллиграфическим почерком, и приложенного на электронном носителе (флэш карта/ диск в формате Microsoft Office Word и 3-5 фотографий блюд); соответствие заявленной номинации и заданной теме;
· объем и качество проработанного материала (изучение информационных материалов, фотосъемка и др.), полнота представленного материала;
· использование единого стиля представления блюд и дизайнерское оформление календаря;
· грамотность и логичность текста (соответствие излагаемого материала нормам русского языка: орфография, пунктуация, лексика и т.п.).
** Формат: шрифт Times New Roman – 14пт, выравнивание – по ширине, одинарный межстрочный интервал.
4.2.3. Литературно-художественное творчество «Мы всей семьей помогаем природе» (стихотворение + иллюстрация к нему, посвящённые Году семьи в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре):
· соблюдение требований к оформлению работы (наличие заявки, этикетки, согласия на обработку данных, текста стихотворения, распечатанного или написанного четким каллиграфическим почерком на бумажном носителе формата А4, и приложенного на электронном носителе (флэш карта/ диск в формате Microsoft Office Word и фотографии рисунка); соответствие заявленной номинации и теме;
· грамотность текста (соответствие излагаемого материала нормам русского языка: орфография, пунктуация, лексика и т.п.);
· образность и выразительность речи;
· интересный, нестандартный подход в освещении увлечений и деятельности семьи, связанных с природой.
** Формат: шрифт Times New Roman – 14пт, выравнивание – по ширине, одинарный межстрочный интервал.
4.2.4. Наглядная агитация «Сохраним лес живым!» (плакаты с лозунгами о защите лесов от пожаров, незаконной вырубки, засорения, браконьерства и иного негативного воздействия):
· соблюдение требований к оформлению работы (наличие заявки, этикетки, согласия на обработку данных, выделенной белой рамки или паспарту. Плакат выполнен в цвете, в оригинальном размере (формат А3 (297 мм х 420 мм), на бумажном носителе; соответствие заявленной номинации и заданной теме;
· наличие слогана – одного яркого краткого текста призыва, соответствующего изображенным образам (положительный призыв – Нужно делать так! или отрицательный призыв – Так делать не нужно!);
· новизна или нестандартность выбранных текстовых и изображенных образов;
· яркость и оригинальность общего оформления (наличие крупных, ярких, значимых объектов, без множества мелких разрозненных блеклых деталей).
4.2.5. Декоративно-прикладное творчество «Периодическая таблица химических элементов в творческих образах» (может быть представлено в виде авторского произведения – плоской или объемной поделки с использованием природного материала; посвящено Международному году периодической таблицы химических элементов по решению ЮНЕСКО):
· соответствие тематике и задачам Номинации;
· оригинальность представления одного или нескольких элементов периодической таблицы химических элементов в художественных образах из природного и иного материалов;
· допускается использование неприродных материалов только для соединения деталей;
· соблюдение требований к оформлению работы (наличие заявки, этикетки, согласия на обработку данных. Поделка выполнена в оригинальном размере (не менее чем 10х10см).
Для специалистов организаций и учреждений:
4.2.6. Социальный проект «Продолжая традиции исследования Сибири –по маршрутам А.А. Дунина-Горкавича» (лесные, исторические, краеведческие, туристические и иные исследования природы Западной Сибири, с привлечением воспитанников школьных лесничеств/ экологических объединений):
· соблюдение требований к оформлению работы (наличие заявки, согласия на обработку данных, титульного листа, текста проекта**, распечатанного в бумажном виде и приложенного на электронном носителе (флэш карта/ диск в формате Microsoft Office Word и 5-10 фотографий об объектах изучения и этапах реализации проекта); соответствие заявленной номинации и заданной теме;
· актуальность и реалистичность проекта, конкретный и значимый результат (определены, описаны места остановок А.А. Дунина-Горкавича с привязкой к современной карте, предложен дизайн памятных знаков и текстов экскурсий к ним; и/или изучены направления исследований А.А. Дунина-Горкавича и предложены дополнительные формы и методы исследований тех же объектов; и/или изучены и применены методики исследования А.А. Дунина-Горкавича к иным объектам на территории Западной Сибири и/или др.);
· описанное межведомственное взаимодействие при подготовке и реализации проектов с лесничествами, лесхозами, библиотеками, музеями, ООПТ, туристическими, краеведческими и иными организациями;
· степень разработанности проектной идеи, инновационный подход;
· перспектива социального проекта (возможно ли применение изученных данных и/или достижений проекта в других организациях, на других территориях – как? с какими предполагаемыми результатами?).
** Формат: шрифт Times New Roman–14пт, выравнивание – по ширине, одинарный межстрочный интервал.
4.2.7. Социальный проект «Школьные лесничества – надежный подрост Югры» (план-проспект ШЛ на год – в форме перекидного календаря на 2020 год формата А-4 в горизонтальном расположении текста):
· соблюдение требований к оформлению работы (наличие заявки, этикетки, согласия на обработку данных, распечатанного текста самого календаря (в формате А-4 на пружинке), распечатанного в цвете в бумажном виде или написанного четким каллиграфическим почерком, с обязательным приложением макета Календаря на электронном носителе (флэш-карта/ диск в формате Microsoft Office Word с включением 3-5 фотографий по реализации мероприятий с участием детей); соответствие заявленной номинации и заданной теме;
· актуальность и реалистичность проекта, конкретный и значимый результат (программа, план работы на 1 год для одного школьного лесничества или нескольких школьных лесничеств района или всех школьных лесничеств региона);
· межведомственное взаимодействие при подготовке и реализации проектов с лесничествами, лесхозами, лесопользователями, библиотеками, музеями, ООПТ, туристическими, краеведческими и иными организациями;
· степень разработанности проектной идеи, инновационный подход;
· перспектива социального проекта.
** Формат: шрифт Times New Roman – 14 пт, выравнивание – по ширине, одинарный межстрочный интервал.
4.2.8. Сценарий открытого учебно-практического мероприятия «Лес в жизни и языках коренных народов» (посвященный Международному году языков коренных народов по решению ООН):
· соблюдение требований к оформлению работы (наличие заявки, согласия на обработку данных, титульного листа, текста**, распечатанного на бумажном носителе, с приложением на электронном носителе (флэш карта/ диск в формате Microsoft Office Word и 5-10 фотографий по реализации данного мероприятия с участием детей) о проведении мероприятия (занятия, акции, круглого стола, конкурса, конференции, семинара и др.) по данному сценарию); соответствие заявленной номинации и заданной теме;
· объем и качество проработанного материала (изучение информационных материалов, встречи, работа с архивами, фотосъемка и др.);
· информационная насыщенность и оригинальность представленного материала;
· разнообразие форм работы и их результативность при проведении данного мероприятия;
· использование знаний, умений и навыков самих обучающихся в программе мероприятия.
** Формат: шрифт Times New Roman – 14 пт, выравнивание – по ширине, одинарный межстрочный интервал.
4.2.9. Сценарий и видеоролик агитационной бригады в форме театрализованной постановки «Мы – помощники природы!» (посвященный Году театра в Российской Федерации):
· соблюдение требований к оформлению работы (наличие заявки, согласия на обработку данных, титульного листа, текста сценария**, распечатанного на бумажном носителе, с приложением на электронном носителе текста в формате Microsoft Office Word и 5-10 фотографий о проведении театрализованной постановки агитационной бригады по данному сценарию); соответствие заявленной номинации и заданной теме;
· информационная насыщенность и оригинальность представленного материала;
· разнообразие форм работы, используемых в агитационной бригаде;
· охват большого количества и нескольких возрастов участников, задействованных в агитбригаде, а также вовлечение зрителей в действо или призыв к дальнейшему участию в «рекламируемом» деле;
· соответствие цели и содержания агитации, описание предполагаемых или достигнутых результатов.
Подведение итогов
5.1. В каждой номинации определяются победитель (1 место) и призеры (2, 3 места).
Победителям и призерам вручаются Дипломы 1, 2, 3 степени и памятные подарки.
По решению жюри могут быть определены дополнительные призовые 2 и 3 места и поощрительные места.
Обладателям поощрительных мест вручаются Благодарственные письма и памятные подарки.
Участникам конкурса, которые не стали призерами и победителями, направляются Свидетельства участника в электронном виде.
5.2. Подведение итогов и определение победителей осуществляется не позднее 20 октября текущего года. Награждение победителей и призеров проводится до 20 ноября текущего года территориальными отделами – лесничествами написать название управления лесного хозяйства Департамента, или ООПТ (через которые на конкурс были представлены работы), ближайшие к конкурсантам (в соответствии с приложением 1).
5.3. Тексты и изображения лучших конкурсных работ размещаются в сборнике по итогам проведения данного Конкурса, формируется видеотека Конкурса (Сборник издается по итогам одного года или по итогам нескольких лет при наличии/ изыскании необходимых средств). После издания Сборник направляется участникам Конкурса, занявшим 1, 2, 3 места, распространяется среди школьных лесничеств, лесничеств Департамента, ООПТ, школ, библиотек.