Характеристики поведения, направленного на привлечение внимания




Активная форма Дети делают то, что отвлекает внимание педагога и ребят.
Пассивная форма Ученики демонстрируют поведение «в-час-по-чайной-ложке», то есть все требуемые педагогом действия выполняют очень и очень медленно.
Реакция педагога Чувства: раздражение и возмущение. Действия: словесные замечания, выговоры, угрозы.
Ответы ребенка на реакцию педагога Прекращают выходку, но только на короткое время.
Природа поведения, направленного на привлечение внимания 1. Родители и педагоги больше внимания уделяют детям, которые ведут себя плохо, а не хорошо. 2. Дети не научены просить или требовать внимания в приемлемой форме. 3. Дети часто испытывают дефицит личного внимания к себе, чувствуют себя «пустым местом».
Сильные стороны подобного поведения Подростки нуждаются во взаимоотношениях с педагогом.
Принципы профилактики демонстративного поведения 1. Больше внимания уделять хорошему поведению. 2. Учить ребят просить внимания, когда они в этом очень нуждаются.

Таблица 2. Характеристики властолюбивого поведения

Активная форма Вспышки негодования, словесное негодование: ученики идут на конфронтацию и нагнетают напряженность.
Пассивная форма Тихое непослушание: ученики обещают и вежливо отвечают нам, но продолжают делать свое. Разные формы оправданий.
Реакция педагога Чувства: гнев, негодование, может быть, страх. Действия: немедленно прекратить выходку с помощью физического воздействия (встряхнуть, ударить и т.п.).
Ответы ребенка на реакцию педагога Стиль ответа: конфронтация («Вы мне ничего не сделаете»). Действия: выходка продолжается, пока сам ученик не решит прекратить ее.
Природа властолюбивого поведения 1. Социальные установки изменились: от отношений господства-подчинения в ролевом обществе прошлого к отношениям эмансипации и равных социальных прав. 2. Мода на «сильную личность» учит утверждению своей силы, а не конструктивному подчинению.
Сильные стороны властного поведения Подростки демонстрируют лидерские способности: умение независимо мыслить и способность сопротивляться авторитетам.
Принципы профилактики властного поведения 1. Уход от конфронтации и снижение напряженности. 2. Передача ребенку части своей организаторской власти.

Таблица 3. Характеристики мстительного поведения

Активная форма Прямые физические и непрямые психологические акты насилия: ребенок вредит всеми силами педагогу.
Пассивная форма Игнорируются всякие дружелюбные попытки контакта.
Реакция педагога Чувства: обида, боль, опустошение в дополнение к гневу, негодованию и страху. Действия: немедленно ответить силой как равному, (подавить) или уйти из ситуации.
Ответы подростка на реакцию педагога Выходка продолжается, пока сам подросток не решит прекратить ее.
Природа мстительного поведения 1. Отражение роста насилия в обществе. 2. Распространенный через средства массовой информации стиль «силового» решения конфликтов.
Сильные стороны мстительного поведения Ребята демонстрируют высокую жизнеспособность, умение защитить себя от боли.
Принципы профилактики мстительного поведения 1. Строить отношения со всеми ребятами по принципу заботы о них. 2. Учить их выражать душевную боль и страдания приемлемыми способами.

Таблица 4. Характеристики поведения, направленного на избегание неудачи

Активная форма Вспышки негодования: ребенок теряет контроль над собой, когда давление ответственности становится слишком сильным.
Пассивная форма Откладывание на потом. Недоведение до конца. Временная нетрудоспособность. Официальные диагнозы.
Реакция педагога Чувство профессиональной беспомощности. Действия: оправдаться и объяснить поведение ребенка (с помощью специалиста).
Ответная реакция ребенка Зависимое поведение. Ребенок продолжает ничего не делать.
Природа поведения 1. Отношение по типу «красного карандаша». 2. Необоснованные ожидания родителей и педагогов. 3. Вера ребенка, что ему подходит только перфекционизм. 4. Упор на соревнование в коллективе.
Сильные стороны поведения Подростки хотят успеха: все делать только отлично, лучше всех. Для большинства из них сильных сторон нет.
Принципы профилактики 1. Помочь ребенку сменить установку «Я не могу» на «Я могу». 2. Помочь в преодолении социальной изоляции путем включения подростка в отношения с другими людьми.

 

Каждый тип поведения воплощается в разных вариантах в зависимости от особенностей личности и ситуации. Педагогу важно правильно понять мотивы поведения и подобрать приемы взаимодействия с подростком для вывода его из напряженной ситуации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: