Активная форма | Дети делают то, что отвлекает внимание педагога и ребят. |
Пассивная форма | Ученики демонстрируют поведение «в-час-по-чайной-ложке», то есть все требуемые педагогом действия выполняют очень и очень медленно. |
Реакция педагога | Чувства: раздражение и возмущение. Действия: словесные замечания, выговоры, угрозы. |
Ответы ребенка на реакцию педагога | Прекращают выходку, но только на короткое время. |
Природа поведения, направленного на привлечение внимания | 1. Родители и педагоги больше внимания уделяют детям, которые ведут себя плохо, а не хорошо. 2. Дети не научены просить или требовать внимания в приемлемой форме. 3. Дети часто испытывают дефицит личного внимания к себе, чувствуют себя «пустым местом». |
Сильные стороны подобного поведения | Подростки нуждаются во взаимоотношениях с педагогом. |
Принципы профилактики демонстративного поведения | 1. Больше внимания уделять хорошему поведению. 2. Учить ребят просить внимания, когда они в этом очень нуждаются. |
Таблица 2. Характеристики властолюбивого поведения
Активная форма | Вспышки негодования, словесное негодование: ученики идут на конфронтацию и нагнетают напряженность. |
Пассивная форма | Тихое непослушание: ученики обещают и вежливо отвечают нам, но продолжают делать свое. Разные формы оправданий. |
Реакция педагога | Чувства: гнев, негодование, может быть, страх. Действия: немедленно прекратить выходку с помощью физического воздействия (встряхнуть, ударить и т.п.). |
Ответы ребенка на реакцию педагога | Стиль ответа: конфронтация («Вы мне ничего не сделаете»). Действия: выходка продолжается, пока сам ученик не решит прекратить ее. |
Природа властолюбивого поведения | 1. Социальные установки изменились: от отношений господства-подчинения в ролевом обществе прошлого к отношениям эмансипации и равных социальных прав. 2. Мода на «сильную личность» учит утверждению своей силы, а не конструктивному подчинению. |
Сильные стороны властного поведения | Подростки демонстрируют лидерские способности: умение независимо мыслить и способность сопротивляться авторитетам. |
Принципы профилактики властного поведения | 1. Уход от конфронтации и снижение напряженности. 2. Передача ребенку части своей организаторской власти. |
Таблица 3. Характеристики мстительного поведения
Активная форма | Прямые физические и непрямые психологические акты насилия: ребенок вредит всеми силами педагогу. |
Пассивная форма | Игнорируются всякие дружелюбные попытки контакта. |
Реакция педагога | Чувства: обида, боль, опустошение в дополнение к гневу, негодованию и страху. Действия: немедленно ответить силой как равному, (подавить) или уйти из ситуации. |
Ответы подростка на реакцию педагога | Выходка продолжается, пока сам подросток не решит прекратить ее. |
Природа мстительного поведения | 1. Отражение роста насилия в обществе. 2. Распространенный через средства массовой информации стиль «силового» решения конфликтов. |
Сильные стороны мстительного поведения | Ребята демонстрируют высокую жизнеспособность, умение защитить себя от боли. |
Принципы профилактики мстительного поведения | 1. Строить отношения со всеми ребятами по принципу заботы о них. 2. Учить их выражать душевную боль и страдания приемлемыми способами. |
Таблица 4. Характеристики поведения, направленного на избегание неудачи
Активная форма | Вспышки негодования: ребенок теряет контроль над собой, когда давление ответственности становится слишком сильным. |
Пассивная форма | Откладывание на потом. Недоведение до конца. Временная нетрудоспособность. Официальные диагнозы. |
Реакция педагога | Чувство профессиональной беспомощности. Действия: оправдаться и объяснить поведение ребенка (с помощью специалиста). |
Ответная реакция ребенка | Зависимое поведение. Ребенок продолжает ничего не делать. |
Природа поведения | 1. Отношение по типу «красного карандаша». 2. Необоснованные ожидания родителей и педагогов. 3. Вера ребенка, что ему подходит только перфекционизм. 4. Упор на соревнование в коллективе. |
Сильные стороны поведения | Подростки хотят успеха: все делать только отлично, лучше всех. Для большинства из них сильных сторон нет. |
Принципы профилактики | 1. Помочь ребенку сменить установку «Я не могу» на «Я могу». 2. Помочь в преодолении социальной изоляции путем включения подростка в отношения с другими людьми. |
Каждый тип поведения воплощается в разных вариантах в зависимости от особенностей личности и ситуации. Педагогу важно правильно понять мотивы поведения и подобрать приемы взаимодействия с подростком для вывода его из напряженной ситуации.