Провозглашаемые современным обществом нравственные ценности (гуманизм, демократизм, сотрудничество, толерантность, диалогичность) основаны на психологических законам общения и взаимодействия людей, на психологических особенностях их личности и индивидуальности.
Школьные годы являются сензитивным периодом дл приобщения человека к культуре вообще и к психологической культуре в особенности. Поэтому проблему воспитания детей и школьников целесообразно рассматривать в контексте развития их психологической культуры как важнейшей составляющей общей культуры человека.
Преподнесение психологических знаний школьникам разных возрастов должно опираться на четкое осознание целей обучения психологии.
Дубровина И.В. предлагает считать целью преподавания в школе овладение каждым школьником элементарной психологической культурой, которая является необходимой частью общей культуры. Реализация этой цели требует решении психолого-педагогических задач, обеспечивающих становление личности ребенка:
- формирование у школьников общих представлений о психологии как науки;
- оказание детям помощи в открытии внутреннего мира человека;
- пробуждение интереса ребенка к другим людям и к себе;
- развитее интеллектуальной сферы (общих и специальных способностей, познавательной направленности и пр.);
- развитие самосознания (чувства собственного достоинства, адекватной самооценки);
- раскрытие сущности личностной направленности (способностей, желаний, целей, смыслов, идеалов, ценностных ориентаций);
- развитие эмоциональной сферы (чувств, переживания, настроений и пр.);
- понимание чувств, настроений, переживаний других людей.
|
По мнению авторов Ю.М. Забродина и М.В. Поповой (авторов учебного курса для подростков), главная цель преподавания психологии состоит в том, чтобы построить в сознании ребенка более или менее целостное видение мира и видение человека, который в этом мире живет.
Тарская О .Ю., Валовик Е.Н., Бушуева и др. определяют цель преподавания психологии в общеобразовательной школе как формирование у учащихся способности к самопознанию и саморегуляции.
Г.А. Ключникова указывает, что в число специальных целей обучения психологии входит усвоение учащимися основ психологической науки, важнейших понятий, законов, закономерностей, теорий и их практических приложений, развитие умении наблюдать и объяснять различные психологические явления, знакомство с основными методами психологической науки. Эти специальные цели могут быть конкретизированы:
- дать учащимся жизненно необходимые знания о психике человека и психологии группы, объяснить психику как важнейшее свойство человека, придающее ему особые качества в решении жизненных проблем;
- раскрыть психику как тончайший инструмент адаптации человека к жизненным условиям;
- помочь изучающим психологию научиться пользоваться этим еще не до конца изученным инструментом наиболее эффективно;
- раскрыть основные факторы психического развития человека и становления его личности.
По мнению Г.А. Ключниковой к результатам обучения психологии должны относиться:
- психологические знания (понятия, факты, идеи, законы науки психологии, способы психической деятельности);
- психологические умения (чем для самого человека становятся те знании и способы действии, которые он приобретает в процессе обучении);
|
- навыки (привычка мыслить и действовать в соответствии с психологической культурой);
- опыт творческой самодеятельности;
- овладение культурой психической деятельности;
- формирование эмоционально-ценностного отношения к психологической реальности и действительности в целом.
Результатом обучения также считается формирование у учащихся некоторых качеств личности в соответствии с программой ЮНЕСКО «Образование 2000», где декларируется, что выпускник школы должен:
- быть ТВОРЧЕСКИМ, уметь по-новому смотреть на привычные вещи и ценящим инновации;
- САМООПРЕДЕЛЯТЬСЯ, уметь брать на себя ответственность за свое образование;
- РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ, уметь выбирать и использовать различные конструктивные способы их решения;
- быть УВЕРЕННЫМ в своих возможностях и иметь высокую самооценку;
- быть ТОЛЕРАНТНЫМ (эмоционально устойчивым), эмпатийно, доброжелательно относиться к многообразию жизни.
Обобщая множество точек зрения можно отметить необходимость психологического образования именно со школьных лет, что вытекает из потребностей современной общественной жизни отвечает интересам как всего современного общества так и каждого из его граждан.