Проект «В поисках смыслов» был разработан как механизм организации работы педагогического сообщества над единой методической темой «Смысловое чтение как основа достижения метапредметных результатов». Поскольку и сама тема была достаточно новой для города, и организация работы над единой муниципальной темой требовала больших организационных и мотивационных затрат, было решено использовать проект как инструмент, объединяющий и интегрирующий внутрисистемные ресурсы, обеспечивающий организацию, координацию и мониторинг целенаправленной деятельности.
Целевые установки проекта связаны с созданием ресурсов для качественной работы педагогов по формированию и развитию УУД «Смысловое чтение». Проект рассчитан на два года. 2019 – 20 уч.г. – этап введения в тему, решающий задачи определения единого содержательного поля по теме, уровня готовности педагогов к работе по смысловому чтению и создания условий для формирования первичного опыта через использование таких форм как педагогические мастерские, минипроекты и работу ГМФ.
Проект предполагает организацию работы по трем проектным линиям:
1. Повышение общепедагогической компетентности через овладение теоретическими знаниями.
Использованные формы: всеобуч (приняли участие 100% ОО), обучение на КПК (чел.). Есть основание отметить как результативную новую для нас форму образовательного интенсива, который был проведен для проектных команд ОО и имел целью подготовить их к обучению всех педагогов теоретическому минимуму по теме «Смысловое чтение». Несмотря на высокую степень интенсивности, большинство участников высказали одобрение по работе и в дальнейшем использовали эту форму при проведении всеобуча на уровне ОО.
Проведение стартовой и промежуточной диагностики по теоретическому минимуму показало, что педагоги освоили понятийное поле по теме «Смысловое чтение». Однако, итоговый опрос показал, что пока нет четкого и глубокого понимания по таким категориям как «умения», «практики», поскольку идет смешение с другими группами УУД. Это вполне объяснимо, т.к. материала абсолютно новый, предложенного минимума знаний явно недостаточно для системного понимания данного образовательного феномена. В новом учебном году нужно подумать над организацией курсов на уровне муниципалитета, причем сделать эти курсы направленными на конкретные компоненты темы.
2. Повышение технологической компетентности в аспекте темы «Смысловое чтение». Использованные формы:
ü педагогические мастерские (32 ПМ: 7 – на базе дошкольного образования, 2 – в УДО и 21 – в школах. 37 педагогов – мастеров, 90 занятий мастерских, обучено 407 педагогов). Поступили многочисленные предложения продолжить работу ПМ, так что на следующий год нужно будет определить содержание и формат их деятельности.
ü минипроекты (Разработано 10 минипроектов, реализованы 7, все связаны с работой учителей-предметников. Общее количество участников:)
ü ГМФ: ГМФ руководителей курсов по смысловому чтению, проектное бюро «Проект по ключ» (справки прилагаются)
ü ГМММ: презентационно – образовательная экскурсия, МПО номинация «Смысловое чтение» и ярмарка образовательных практик «Симфония текста» (справки прилагаются)
3. Диссеминация инновационного опыта по формированию и развитию УУД «Смысловое чтение»: выявление результативных образовательных практик по смысловому чтению (выявлено 32 мастера), презентация опыта работы 8 краевых апробационных площадок (проведено образовательных экскурсий на базе ОО по этой теме)
Управление реализацией проекта на муниципальном уровне осуществлялось через работу муниципальной проектной команды и Штаба проекта.
В муниципальную проектную команду вошли 6 человек, ведущие мастера – педагоги, компетентные в вопросах теории и практики по смысловому чтению. Они выполняли следующие функции:
- участие в определении содержательного минимума по теме «Смысловое чтение как УУД»
- участие в разработке заданий для мониторинговых мероприятий
- разработка и участие в проведении образовательного интенсива по смысловому чтению (всеобуч)
- консультативная помощь участникам проекта по теме «Смысловое чтение»
- участие в проведении ГМММ по плану проекта
В целом, со своими задачами команда справилась. На новый учебный год есть необходимость продолжить работу.
Штаб проекта (руководители проектных команд ОО) работал организованно и достаточно результативно. Благодаря систематической работе удалось обеспечить четкую и целенаправленную работу проектных команд, решить возникающие вопросы, обеспечить оперативную связь муниципального и институционального уровней. Необходимо отметить хорошую согласованность и высокую ответственность членов Штаба, что позволило обеспечить выполнение плана реализации проекта практически на 100%. На следующий год работу Штаба планируется продолжить.
На уровне ОО управление реализацией проекта осуществляли проектные команды ОО. В основном в их состав вошли до 5 педагогов, имеющих достаточный опыт по смысловому чтению. В задачи работы входило:
- составление плана действий по реализации проекта на уровне ОО и обеспечение его выполнения
- организационно-методическая и консультационная помощь педагогам ОО в выборе формы участия в проекте и по иным вопросам, связанным с работой в проекте
- организация участия педагогов в подготовке и проведении ГМММ, проходящих в рамках проекта
- организация постоянного информирования педагогического сообщества о ходе реализации проекта в ОО
- анализ итогов реализации проекта на уровне ОО
Большинство команд справились с поставленными задачами и продолжат работу в новом учебном году.
Для своевременного информирования о работе в проекте был создан информационный ресурс сетевое сообщество «В поисках смыслов», в котором регулярно публиковались новости по проекту. На сегодняшний день 370 педагогов являются подписчиками. Наибольшая активность наблюдалась в период работы педагогических мастерских, что объясняется большим количеством участников ПМ. Недостаточно активно используется ресурс для освещения событий, происходящих непосредственно в ОО. Этот вопрос обсуждался на заседании Штаба, где было принято решение не объявлять размещение новостей от ОО как обязательное действие, однако, считаю, что следует в новом учебном году вернуться к этому пункту и продумать более системную работу ОО в сетевом сообществе.
Как определенно положительный момент считаю нужным отметить высокую продуктивность проводимой в проекте работы. За этот учебный год были созданы:
ü альбом образовательных практик «Симфония текста»
ü 5 сборников материалов по результатам работы ПМ
ü 6 сборников материалов по результатам минипроектов
ü 1 сборник материалов по результатам работы группы на КПК
ü сборник «»Проекты по смысловому чтению
Оценка по критериям результативности работы в 2019 – 20 уч. г.:
№ | Критерий | Показатель эффективности | Результат |
1. | Количество педагогов – участников | Не менее 70% от общего числа педагогов ЛГО | выполнен |
2. | Повышение компетентности педагогов по теме «Смысловое чтение» (по результатам мониторинга) | На 50% | Выполнен или Будет видно по итогам реализации проекта за два года |
3. | Количество ОО – участников проекта | Не менее 80% от общего числа ОО ЛГО | 100% |
4. | Количество ОО, представивших наработанный опыт по теме проекта по результатам его реализации | Не менее 70 % от числа ОО – участников проекта | Будет видно по итогам реализации проекта за два года |
5. | Выполнение плана реализации проекта | Не менее 80 % | 100% |
Удалось предотвратить предусмотренные риски:
Риски проекта
Риски | Пути предупреждения | Отметка о выполнении |
Большое количество педагогов, не владеющих достаточными знаниями по теме | · проведение всеобуча в форме образовательного интенсива (обеспечит овладение теорией с помощью деятельностных методов) · определение теоретического минимума знаний по теме (упорядочение и сокращение объема информации для изучения) | + + |
Перенасыщенность другой тематикой методической работы | · принятие решения о введении единой муниципальной методической темы · ответственность проектной команды ОО за создание необходимых условий для участия каждого педагога в проекте · ограничение содержания деятельности сотрудников МАУ ДПО «ЦНМО» в плане излишнего разнообразия проводимых мероприятий (направленность всей ММС на ЕМТ) | + + Не удалось |
Можно сказать, что проявились и предполагаемые положительные эффекты проекта:
- активизация внимания педагогов к собственной профессиональной компетентности в свете требований ФГОС
- развитие творческого потенциала педагогов
- усиление внимания педагогов различных уровней образования к работе друг друга (коллег)
Вывод по результатам реализации проекта в 2019 – 20 уч.г.:
работу по реализации проекта «В поисках смыслов» считать успешной, т.к. план реализации выполнен, поставленные задачи решены.
Предложения:
ü основной задачей в новом учебном году считать создание условий для освоения образовательных практик по формированию СЧ
ü скорректировать план реализации проекта с учетом новой задачи (освоение образовательных практик)
ü продолжить работу педагогических мастерских и минипроектов
Руководитель проекта ________________Котова Е.И.