Методические рекомендации к организации и




П 863

Рецензент:

кандидат психологических наук, доцент, декан факультета дошкольной педагогики психологии Пермского государственного педагогического университета

И.Ю.Ильина

Авторский коллектив: канд. психол. наук, доцент, зав, кафедрой специальной дошкольной педагогики и психологии О.Р. Ворошнина, ст. преп. Н.Ю. Зеленина, ст. преп. Н.А. Зорина, доцент О.В. Прозументик, доцент, зав, кафедрой дошкольной педагогики и психологии Л.В. Коломийченко, доцент Т.Э. Токаева

П 863 Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к школе; уч.-метод. пособие / авт. коллектив: О.Р. Ворошнина, Н.Ю.Зеленина, Н.А.Зорина и др.; под общ, ред. Л.В.Коломийченко; Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь. 2006. 47 с.

Программа и методические материалы разработаны специалистами кафедрыдошкольной педагогики и психологии ФДПП О.Р. Ворошниной, Н. Ю. Зелениной, О.В. Прозументик, Л.В. Коломийченко. Т.Э. Токаевой. Учебно-методическое пособие включает в себя: теоретические основы и содержание программы психолого-педагогической диагностики готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению, методические рекомендации к организации и проведению диагностической процедуры, диагностический альбом «Я иду в школу».

Концептуальным основанием программы изучения и оценки готовности ребенка к обучению в школе выступает интегративно-личностный подход.

Представленные в программе и методическом пособии диагностические задания предназначены для проведения скринингового обследования. Задания ориентированны на выявление и оценку функциональной, мотивационной готовности ребенка старшего дошкольного возраста к к школьному обучению; определение факторов риска и направлений для последующего углубленного обследования готовности ребенка к школе.

Результаты обследования детей могут быть использованы для разработка программы рекционно-развивающей работы по подготовке ребенка к школе, выбора учебного заведение варианта обучения в учреждении среднего общего образования, соответствующего уровню и особенностям развития ребенка.

При разработке материалов для программы и методических рекомендаций были использованы авторские и модифицированные варианты методик, представленные в работах М.М.Безруких, Н.П.Вераксы, М.М.Семаго и М.Я.Семаго, Э.М.Александровской. A.M.Прихожан и др.

Пособие адресовано экспертам для оценки уровня готовности ребенка к школьному обучению, педагогам-психологам, педагогам-дефектологам и специалистам служб ГТМПК и ПМПС.

УДК Ю 984.0 + Ч 411.389

ББК 37.015 + 373/2

 

Печатается по решению учебно-методического совета

Пермского государственного педагогическою университета

© Коллектив авторов, 2006

© ГОУ ВПО «Пермский государственный

педагогический университет», 2006


содержание

Введение    
Программа «Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к школе»    
Методическая рекомендация к организации и проведению фронтального обследования  
ü схема процедуры обследования  
ü описание диагностических заданий  
ü оценка полученных результатов  
ü процедура выявления факторов риска и состояния здоровья детей  
ü обработка результатов и оценка готовности ребенка к школе  
   
Перечень дополнительных диагностических методик    
Заключение    
Тезаурус    
Библиографический список    
Приложения  

Введение

Одним из основных условий реализации принципа преемственности обра­зования является обеспечение единства целевого, содержательного, технологи­ческого и иных компонентов образовательного процесса на разных уровнях об­разовательной системы. Особенно актуальным данное требование является для ступени дошкольного и начального школьного образования. Успешная адапта­ция к новым условиям обучения и освоения ребенком образовательной про­граммы начальной школы возможна, благодаря достижению им к моменту за­вершения дошкольного образования определенного уровня общего развития, который может быть охарактеризован как готовность к школе.

Анализ современных исследований по проблеме изучения и оценки готов­ности ребенка к школе позволяет выявить проблему несогласованности пози­ций разных исследователей в подходах к определению феномена «школьной готовности», что в конечном итоге приводит к вариативности построения про­грамм изучения готовности в разных образовательных учреждениях, разнород­ности показателей и критериев оценки, избирательной направленности на ис­следование отдельных ее сторон и компонентов. Это нередко приводит к одно­сторонности, несогласованности данных о готовности ребенка к школе, к гро­моздкости и излишней время- и энергозатратности самой процедуры обследо­вания. Характерно, что большинство педагогов осознают несовершенство сло­жившейся практики изучения готовности ребенка к школе и предпринимают попытки её усовершенствовать в различных направлениях.

Предлагаемое пособие включает программу и технологию проведения психолого-педагогической диагностики готовности ребенка к школе. Его тео­ретическую основу составляют исследования отечественных и зарубежных ученых: Т.В. Тарунтаевой, Л.В. Журовой, Л.А. Венгера, Д.Б. Эльконина, B.C. Мухиной, В.В. Холмовской, Л.И. Божович, В.В. Давыдова, Н.И. Гуткиной, С. Штребел, А. Керн, Я. Йиерасека, Е.Е. Кравцовой, Е.О. Смирновой, Н.И. Лиси­ной и др.

Программа «Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к школе» строится на основе интегративно-личностного подхода, в соответствии с которым ключевыми компонентами готовности к школьному обучению вы­ступают психофизиологические и личностные новообразования: функциональ­ная готовность (школьная зрелость), общие способности, мотивационная го­товность (Л.А. Венгер, Н.Е. Веракса, Е.С. Гильбух, ММ. Безруких, Л.И. Божович, Г.И. Гуткина. Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, В.И. Логинова, Л.А. Парамоно­ва К.Н. Поливанова, Д.Б. Эльконин и др.). Выбор этих компонентов связан с тем, что с одной стороны они обеспечивают успешную адаптацию ребенка к новым условиям организации педагогического процесса в школе, с другой - проявляются в совокупности интеллектуальных, коммуникативных, эмоцио­нально-волевых, социально-личностных, физических качеств, в эффективном освоении учебного материала, а также способствуют формированию субъект­ной позиции школьника.

Центральным компонентом готовности ребенка к школе мы определяем общие способности, рассматривая их как ведущий фактор успешности овладе­ния ребенком образовательной программой начальной школы, социальной адаптации к новым условиям образования. Структурно они представлены ком­муникативными, умственными и регуляторными способностями.

В настоящем пособии предлагается один из вариантов организации и осу­ществления процедуры диагностики и оценки уровня готовности ребенка к школе в условиях ДОУ, ценность и целесообразность которого, на наш взгляд, заключается, во- первых, в реализации единого методологического подхода в определении структуры, содержания, параметров и критериев изучения и оцен­ки школьной готовности (интегративно-личностный); во-вторых, - в обеспече­нии принципа минимальной временной и энергозатратности диагностической процедуры (скрининг-обследования); в-третьих, - в обеспечении возможностей углубленной диагностики готовности ребенка в ситуации выявления у него очевидных затруднений при выполнении диагностических заданий (второй уровень обследования). Предлагаемая двухуровневая программа обследования обеспечивает возможности выявления потенциала развития и недостатков го­товности ребенка к обучению в школе, на которые в последующем можно опе­реться при разработке индивидуального коррекционно - образовательного маршрута подготовки к школе в направлениях развития коммуникативных, творческих, сенсорных, умственных способностей, школьной зрелости и регу-ляторных способностей, мотивации школьного учения. Данная программа прошла широкую аппробацию на разных территориях Пермского края (Берез­ники, Чернушка, Пермь, с. Частые) и позволила получить объективную, надеж­ную и достоверную информацию о состоянии готовности детей к обучению в школе и качестве работы ДОУ в данном направлении.

 

 


Программа

«Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к школе»

Проблема полноценной и эффективной подготовки ребенка к школьному обучению является одной из наиболее значимых в условиях реализации принципа непрерывности и преемственности программно - целевых, технологических, мониторинговых аспектов педагогического процесса. Особую озабоченность психологов, педагогов, родителей вызывают факты неравных «стартовых возможностей» готовности детей к школе, зачастую обусловленных низким уровнем работы с детьми, не посещающими дошкольное учреждение, а также - не всегда эффективной и целесообразной работой ДОУ по реализации задач данного направления. Об этом свидетельствуют показатели низкой успешности и адаптации детей в начальной школе. Сложившаяся ситуация усложняется вариативностью содержательного и технологического аспектов педагогического процесса в ДОУ при отсутствии общих и единых требовании к организации работы по подготовке детей к школе и оценке ее эффективности, как в системе образования РФ, так и Пермского края.

Для решения этой актуальной проблемы возникает потребность разработки согласованных критериев анализа и сравнения существующих методик дошкольного образования, диагностики готовности детей к школе. Это необходимо профессиональному сообществу с одной стороны - для отслеживания качества дошкольного образования и с другой - для реализации принципа преемственности дошкольного и начального образования.

Среди основных причин актуальности обозначенной проблемы мы выделяем следующие:

– отсутствие терминологической определенности феномена «готовность ребенка к школе» и единых подходов к обозначению ее структурных компонентов, видового разнообразия;

– размытость концептуальных оснований в определении основных параметров (показателей, критериев оценки, уровней) готовности ребенка к обучению в школе;

– отсутствие четких рекомендаций по подбору, использованию, диагностических методик и организации диагностических процедур:

– низкий уровень профессиональной психолого-педагогической компетентности специалистов дошкольных образовательных учреждений и начальных школ, осуществляющих диагностику готовности детей к школьному обучению.

Наличие существующих причин, способствующих снижению образовательного потенциала, как субъектов педагогического процесса, так и деятельности образовательных учреждений по подготовке ребенка к школьному обучению изначально предопределяют нестабильный уровень качества дошкольного образования.

Цель программы состоит в обеспечении комплексной диагностики уровня готовности детей к школе Концептуальную основу программы составляют фундаментальные исследования отечественных и зарубежных ученых, отражающих теоретические, содержательные и технологические аспекты обозначенного феномена.

В исследованиях данной проблемы отражены природа и сущность готовности к школе, ее показатели и критерии, структурные компоненты, основные-теоретические положения, касающиеся определения видового разнообразия го­товности к школе, их содержательной характеристики и т.д.

Результатом научно-теоретической разработки проблемы готовности ребенка к школе стали разнообразные подходы. Среди них можно выделить ког­нитивный (Т.В. Тарунтаева, Л.В. Журова и др.), онтогенетический (Л.А. Вен-гер, Д.Б. Эльконин, B.C. Мухина, В.В. Холмовская и др.). интегративно - лич­ностный (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Н.И. Гуткина и др.), функциональный (С. Штребсл. А. Керн. Я. Йиерасек и др.), генетический (Е..Е Кравцов. Е.О. Смирнова, Н.И. Лисина и др.). Общим для обозначенных подходов является попытка определения сущностных, интегрально значимых элементов, обеспечивающих полноценное психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте и являющихся гарантами успешности школьного обучения.

Готовность ребенка к школе мы рассматриваем как достигнутый им уровень развития интеллектуальных, коммуникативных, эмоционально-волевых, социально-личностных, физических качеств, обеспечивающих успешную адаптацию ребенка к новым условиям организации педагогического процесса, становление его как субъекта учебной деятельности, качественное освоение им учебного материала.

В структуре готовности ребенка к школьному обучению традиционно выделяют общую и специальную готовность. Под общей готовностью понима­ется определенный уровень физического, психического и социального развития ребенка, обеспечивающий адаптацию и успешность ребенка в школьном обучении. Специальная готовность рассматривается, как правило, как достигнутый ребенком уровень освоения специальных знаний и умений в области родного языка и математики, обеспечивающий успешность в овладении дисциплинами образовательной программы начальной школы.

Признавая значимость специальной готовности ребенка к школьному обучению, мы считаем необходимым отметить особую роль общей готовности в адаптации ребенка к новым условиям образования и проявления не ситуативной, а долговременной успешности овладения содержанием образовательной программы.

Развитие различных направлений в изучении проблемы перехода детей от дошкольного к младшему школьному возрасту привело к созданию богатейшего арсенала диагностических методик, направленных на определения уровня школьной готовности ребенка. Практика показывает, что вооружившись этими методиками, школьные психологи порой безуспешно пытаются спрогнозировать школьную успеваемость будущего школьника, так как суммирование показателей, полученных в результате всестороннего обследования не является достоверно отражающим уровень общей готовности ребенка к обучению в школе, не позволяет определить причины, которые могут вызвать трудности в обучении. Данная ситуация обуславливает актуальность проблем, связанных с четким дифференцированием основных параметров школьной готовности, разработанных в соответствии с единым концептуальным обоснованием.

В качестве такового в нашей программе выступает интегративно-личностный подход, в соответствии с которым ключевыми компонентами готовности к школьному обучению мы считаем психофизиологические и личностные новообразования: функциональная готовность («школьная зрелость»), общие способности и мотивационная готовность.

В определении сущности функциональной готовности («школьной зрелости») мы придерживаемся позиции А.Д.Сиротюк, А.Н. Корнева, М.М. Безруких и др. и рассматриваем ее как базовую предпосылку овладения ребенком учебной деятельностью, а способности — как условие овладения данным видом дея­тельности и успешности в ней.

Под функциональной готовностью понимается уровень морфологического, физического и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка.

Под общими способностями мы понимаем обобщенные способы ориентировки, обуславливающие успешность выполнения действия в нормативной ситуации (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец и др.). Общие способности определяют стержневую линию развития человека и проявляются в разных сферах деятельности (общения, познания, игры, экспериментирования и т.д.).

К умственным способностям относятся сенсорные, интеллектуальные и творческие способности, которые находят свое отражение в восприятии и различении объектов, осознанном использовании сенсорных эталонов как средств познания, в анализе и синтезировании целостных объектов; в умении строить наглядные модели, схемы - чертежи, решать логические задачи, классифициро­вать объекты, выстраивать причинно-следственные связи, устанавливать мате­матические отношения, выполнять действия во внутреннем плане; преобразо­вывать объекты окружающей действительности, создавать новый продукт; символизировать объекты и отношения между ними.

Коммуникативные способности, обеспечивающие успешность общения и сотрудничества в учебных ситуациях, выражаются в умении позитивно общаться, различать ситуации общения, определять собственные цели и цели партнеров по общению, адекватно понимать состояния и поступки других людей, выбирать адекватные способы поведения в данной ситуации, предвосхищать возможности и результаты взаимодействия, уметь преобразовывать ситуации с целью оптимизации общения с окружающими, владеть способами вы­ражения своего отношения к окружающим.

Регуляторные способности находят свое проявление в налаживании, оптимизации процессов, связанных с выполнением психической деятельности, в сознательном выполнении правил, в умении действовать в нормативной ситуации, в сознательном удерживании себя от негативных проявлений, в произвольности ряда психических процессов, в стремлении к проявлению внутренней позиции школьника, осознанном управлении процессом учебно-познавательной деятельности и обеспечивают ее регуляцию.

Совокупность этих способностей позволяет ребенку познавать окружающую действительность и самого себя, осуществлять регуляцию деятельности и поведения в разных ситуациях, понимать других и быть понятым ими. Становление таких способностей обуславливает все сферы психического и личностного развития ребенка.

В программу обследования ребенка включен ряд заданий, позволяющих выявить отдельные, наиболее существенные специальные способности, значимые в освоении основ школьных умений (чтения, письма, вычислительной деятельности).

Особое место в структуре личностных новообразований занимает мотивационная готовность ребенка к школе, которая обеспечивает общее стремление ребенка к школьному обучению как совершенно естественному и необходимому событию в жизни и проявляется в активном интересе к школьному содержанию занятий, наличии внутренней позиции школьника (Д.Б.Эльконин, А.Л. Венгер). Разработанная нами модель готовности ребенка к школе представлений в приложении № 1.

Основу разработки программы «Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к школе» и процедуры обследования составил ряд основопологающих идей, представленных в совокупность принципов.

 

Принципы построения содержания:

– научности, комплексности и целостности;

– наличия основных параметров (показателей и критериев оценки уровней готовности к школьному обучению);

– соответствия обозначенных параметров содержанию и структуре школь­ной зрелости, общих способностей и мотивационной готовности к школе.

Принципы отбора диагностических методик:

– идентичности дна! кости чес кого инструментария исходной теоретической модели;

– информативности, то есть максимального охвата диагностическими заданиями разных показателей функциональной зрелости, общих способностей, мотивационной готовности ребенка;

– минимизации энерго- и времязатрат ребенка и эксперта на проведение процедуры обследования, фиксации и обработки результатов;

– - универсальности технологической доступности диагностических их валидности и надежности фиксации;

– концептуального единства программно целевых и технологических ас­пектов процедуры диагностики.

Принципы организации процедуры обследования:

– здоровьесберегающая направленность процедуры обследования:

– эмоциональной комфортности участников обследования;

– идентичность условий организации учебно-познавательной деятельности обследуемых и условий проведения процедуры диагностики;

– обеспечение мотивационной и психологической готовности педагога и детей к участию в процедуре обследования:

– информированность ребёнка, родителей и педагога о целях, задачах и процедуре предстоящего обследования.

Программа «Психолого-педагогической оценки готовности ребенка к шко­ле» предусматривает возможность проведения обследования готовности детей к школьному обучению как в индивидуальной, так и групповой форме (вари­ант скрининг-обследования). С целью более углубленной диагностики в ситуа­циях выявления очевидных затруднений при выполнении диагностических за­даний проводится обследование второго уровня по перечню дополнительных диагностических методик.

Методические рекомендации к организации и



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: