Принципы и методы ценообразования




Процесс ценообразования на предприятии.

 

1. экономическое содержание ценовой политики;

2. принципы и методы ценообразования.

 

1. экономическое содержание ценовой политики

 

Ценообразование – это процесс установления цены на конкретный товар. Ценообразование является единственной прибыльной стороной маркетинговой деятельности предприятия, т.к. все остальные виды маркетинговой деятельности являются затратными (исследование рынка, стимулирование сбыта, реклама) и осуществляются с единственной целью продажи товара и получения прибыли от вложенных средств.

 

Цена – это денежное выражение стоимости товара. Цена должна организовать продажу, обеспечить рентабельность предприятия и конкурентоспособность товара; она должна соответствовать товару и методике позиционирования, принятой предприятием. С помощью цены можно атаковать конкурентов или защититься от них.

 

Следует отметить, что на протяжении многих веков понятия единой цены не существовало, цены складывались в результате торга между продавцами и покупателями. Продавцы обычно запрашивали цену выше той, что надеялись получить, а покупатели – ниже той, что рассчитывали заплатить. Поторговавшись, они сходились на взаимоприемлемой цене.

 

Установление единой цены для всех покупателей – идея сравнительно новая. Распространение она получила с возникновением в конце 19 век крупных магазинов. Именно тогда у товаров появились ценники, и покупатели получили возможность прицениваться к товарам до диалога с продавцом.

 

Ценовая политика – общий принцип деятельности фирмы в области установления цен на товары, сознательное руководство деятельности по ценообразованию.

 

Цена на конкретный товар будет зависеть от:

- издержек, т.е. затрат предприятия на производство товара. Цена должна быть больше издержек для того, чтобы предприятие получало прибыль.

Виды издержек: постоянные – издержки, которые не зависят от объемов производства (арендная плата за помещение, плата за отопление, страховка). Переменные издержки находятся в прямой зависимости от объемов производства (затраты на сырье, материалы, зарплату). Общие издержки – сумма постоянных и переменных издержек при определенном объеме производства.

- спроса. Он устанавливает верхний уровень цены. Выше него цену устанавливать нельзя, потому что по такой цене товар никто покупать не будет.

- конкуренция. Если предприятие производит приблизительно такие же товары, как и его конкуренты, назначать цены на свои товары следует с оглядкой на конкурентов.

 

Ценовая политика считается проработанной, если она отвечает следующим требованиям:

- уровень цен на товары меняется не слишком часто;

- ценовая политика понятна потребителям и персоналу;

- не слишком большая доля товаров реализуется со скидкой или на распродаже.

 

В соответствии с основными принципами ценовой политики, фирма должна разработать ценовую политику, а затем ценовую тактику.

 

Ценовая стратегия – долгосрочные и среднесрочные решения по установлению и изменению цен. Фирма имеет возможность динамично изменять базисные цены товаров в соответствии с рыночными условиями.

Ценовая тактика – предполагает краткосрочную и разовую характеристику в области цен, обычно всевозможные скидки и надбавки.

 

Наиболее часто встречаются следующие ценовые стратегии:

- выживание фирмы – цены резко снижаются и позволяют фирм хотя бы покрыть затраты;

- максимизация текущей прибыли – фирма стремится получить наиболее возможную прибыль, наиболее быстрый оборот капитала. При этом фирма завышает цену продукции;

- максимизация роста продукции – устанавливаются самые низкие цены из возможных для завоевания рыночной доли;

- лидерство по качеству продукции – способность выдвигать высокие цены на свою продукцию, благодаря более высокому качеству, чем у конкурентов.

 

Таким образом, цена в широком смысле слова включает все объективные и субъективные затраты, связанные с приобретением продукта – носителя качества.

 

принципы и методы ценообразования

 

Выделяют следующие принципы ценообразования:

- целенаправленность – ценовое решение, которое принимает фирма должно соответствовать целям;

- всесторонний учет маркетинговой деятельности;

- комплексность – ценовая политика рассматривается в тесной связи с остальными элементами комплекса маркетинга;

- последовательность – процесс установления цены. Он включает 6 этапов:

1. постановка задач ценообразования;

2. определение спроса;

3. оценка издержек производства;

4. проведение анализа цен и товаров конкурентов;

5. выбор метода установления цен;

6. определение окончательной цены и правил ее будущих изменений.

- гибкость – готовность пересмотра цен в случае необходимости.

 

Таким образом, в принятии решения о ценах определяющими являются поведение потребителей на рынке, а так же влияние конкурентов на процесс формирования цены предприятия.

 

В процессе установления цены фирма выбирает один из методов ценообразования:

1. ценообразование, основанное на издержках. Цель такого ценообразования – установка цен, достаточно высоких, чтобы покрыть все издержки и получить прибыль.

Например, производитель мебели собирается произвести и продать 10 тыс. столов. Постоянные издержки составят 1 млн. руб., переменные – 200 руб. на один стол.

Затраты на производство одного стола (себестоимость стола) = постоянные издержки / объем сбыта + переменные издержки = 100000 / 10000 + 200 = 300 руб.

Если производитель будет продавать столы по 300 руб., то он ничего не заработает, поэтому фирма назначает цену на 30% больше себестоимости, т.е. 390 руб.

Прибыль с каждого стола составит 90 руб., а с 10 тыс. столов – 900000 руб.

 

Но на практике проценты прибыли чаще всего считаются не от себестоимости, а от цены продажи.

Например, производитель мебели решил произвести 50 тыс. стульев. Постоянные издержки составят 3 млн. руб., переменные – 100 руб. на 1 стул.

Себестоимость 1 стула = постоянные издержки / объем сбыта + переменные издержки = 3000000 / 50000 + 100 = 160 руб.

Производитель хочет получить прибыль в размере 20% от цены продажи.

Цена в таком случае должна быть равна 200 руб. (себестоимость стула / (1 – прибыль) = 160 / (1 - 0,2) = 200 руб.).

Прибыль составит 40 руб. с каждого стула (200 - 160), а общая прибыль после продажи 50 тыс. стульев 40 * 50000 = 2000000 руб.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: