РАЗМЕЩЕНИЕ ЭКСПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ




 

Размещая экспонаты, необходимо помнить, что каждый раздел, подраздел, тема, подтема, экспозиционный комплекс должны иметь четкую экспозиционную площадь. Это членение должно восприниматься зрительно. Обязательным является единство и законченность всех элементов структуры экспозиции, единый подход к отражению каждого из них.

Чрезвычайно важно выделение художественными средствами наиболее значимых, ведущих тем и последовательность осмотра экспозиции. Каждая тема должна логически продолжать и развивать предыдущую тему и создавать интерес к познанию и раскрытию последующей темы. Осмотр экспозиции осуществляется слева направо, по часовой стрелке. Маршрут осмотра экспозиции, предполагающий - движение против часовой стрелки, является грубой ошибкой, препятствующий логическому прочтению темы и создающей "челночное" движение, сутолоку в экскурсионной группе.

Ведущие, основные экспонаты располагаются на "первом плане " экспозиции так, чтобы посетитель сразу их увидел. Обычно их размещают на вертикальных или наклонных плоскостях и витринах. Причем "первый план" должен быть виден не только одиночному посетителю, но и всей экскурсионной группе. Экспонаты " второго плана " размещаются в горизонтальных витринах, на пюпитрах, столах. Они детализируют и дополняют экспонаты" первого плана". Как правило, они более доступны для одиночных посетителей. Для более глубокого отражения темы применяется "скрытый план", при котором экспонаты размещаются в выдвижных ящиках, откидных альбомах, турникетах и т.д.

Не допускается размещение уменьшенной модели (макета) какого-либо экспоната (например, танка) рядом с экспонатом в его натуральном виде (например, пулеметом). Габариты подлинников и воспроизведений должны быть соизмеримы; крупногабаритную деталь подлинника нельзя располагать с его уменьшенным воспроизведением в одном экспозиционном комплексе.

В свою очередь, выделяются опорные экспонаты, которым отводится центральное место. Они располагаются на подвесках и подставках, помещаются в рамки или паспарту. Используется также подсвет, размещение объемного или рельефного предмета в окружении плоскостных, материалов. Выделение ведущих экспонатов способствует их размещение на фоне увеличенных фотографий или видовых изображений (например, сноп пшеницы или макет комбайна на фоне фотографически увеличенного изображения - хлебного поля).

Нельзя допускать однобокой перенасыщенности зала, расположения в одной части объемных предметов, в другой плоскостных, нужно согласовывать высоту витрин, а крупные объемные экспонаты располагать так, что - бы они не заслоняли собой другие экспозиционные комплексы. Правильного размещения экспонатов можно добиться путем различного чередования высоких и низких, горизонтальных и вертикальных витрин. Чтобы подчеркнуть единство темы нескольких разделов или комплексов, над экспозиционным поясом можно поместить тематическое панно, зрительно объединяющее отдельные группы материалов.

В экспозиционных комплексах должна быть равномерная нагрузка. Например, экспонаты одной половины щита должны соответствовать по типу и оформлению экспонатам другой половины. Подбирая рамки, окантовку паспарту можно уравновесить различные по величине экспонаты. Не допускается размещение на одной половине щита окантованных изображений, на другой - в рамках, на одной - текстов и диаграмм, на другой – картин или документов. Это нарушает принцип равновесия.

Следует учитывать и максимальное расстояние посетителя от экспоната для рассматривания отдельных предметов и чтения текста, а также принимать во внимание возможность охвата в поле зрения всей площади экспозиционного комплекса.

Документальные памятники должны располагаться на плоскости под углом зрения 25 - 30 градусов. Для этого применяются наклонные витрины. Изобразительные материалы, располагающиеся выше уровня глаз, подвешиваются с наклоном к зрителю под тем же углом зрения.

Для увеличения экспозиционной площади применяются двусторонние щиты, устанавливаемые перпендикулярно к простенкам окон, или щиты с ломанными или волнообразными плоскостями. Чтобы выделить основной экспозиционный пояс, на высоте 210 - 250 см вводят карниз. Под ним штангу для развески экспонатов.

В верхней части экспозиционного пояса подвешивают легкие предметы (вымпелы, эмблемы) так, чтобы они своими размерами или яркой окраской не "давили" на нижние предметы.

Перегруженные экспонатами отдельные комплексы и вся экспозиция в целом очень скоро утомляет посетителя, снижает эффективность восприятия. Норм загрузки не существует. Они зависят от типа и размера помещения, характера экспонатов и их композиционного размещения, а также от возможного количества детей в экскурсионной группе. Следует заметить, что крупногабаритные предметы и большие картины требуют для осмотра большое пространство, не заслоненное другими предметами или витринами.

Если в экспозиционном комплексе ведущий музейный предмет занимает "главенствующее положение", то и во всей экспозиции в целом каждая тематическая группа получает соответствующую ее значению экспозиционную площадь и место расположения в зале.

При размещении экспонатов необходимо учитывать и эстетические требования: ритмичность в расположении экспозиционных комплексов, равномерность насыщения их частей, пропорциональную загрузку экспозиционных площадей. Эти требования, как правило, чаще всего, нарушаются в экспозициях музеев образования. Нужно избегать таких явлений, как сплошные фоторяды, большие тексты с мелким шрифтом, множество мелких изображений, чрезмерное количество вещей и документов в витринах и т.д.

При размещении раритетов и реликвий их следует выделять какими-либо выразительными приемами. Детали и фрагменты можно сфотографировать и увеличить

(например, текст фронтового письма или его адрес), pacшифpовать текст на штампе или печати, направить стрелку-указатель на предмет или выделяемую его часть, выделить подсветом необходимую часть предмета или документа (орнамент на керамике, надпись на документе). Уникальные предметы помещаются в отдельные застекленные витрины.

МОНТАЖ ЭКСПОЗИЦИИ

 

Завершающим этапом создания экспозиции является ее монтаж. В ходе монтажа на экспозиционной площади осуществляется сборка экспозиционного оборудования, технических средств, размещение экспозиционных материалов в соответствии с проектом экспозиции. Во время монтажа могут происходить отдельные изменения для приспособления экспозиции к конкретным условиям. К монтажным работам следует привлекать учителей труда, старшеклассников, родителей.

Монтаж осуществляется по монтажным листам. Они представляют собой
чертежи участков экспозиционной поверхности, на которых указано размещение конкретных экспозиционных материалов. Масштабные листы, выполненные в масштабе 1:1, называются шаблонами. В музеях образования масштабные листы применяются редко, но было бы желательно вводить их в экспозиционную практику.

Материалами для стендов, щитов, витрин и различных приспособлений служат обычно древесно-стружечные или древестно-волокнистые плиты, гофрированный тонированный картон, стекло, металл, оргстекло различного цвета, пластмасса, полихлоровиниловая пленка, дерево, фанера, холст.

Монтаж начинается с размещения и укрепления стендов, витрин, подиумов, турникетов, то есть всего экспозиционного оборудования. Затем производится раскладка материалов у соответствующих, стен и оборудования. Эта своеобразная проверка позволит улучшить экспозицию, внести необходимые дополнения, прежде чем размещать и укреплять сами экспонаты.

В государственных музеях наряду с научным проектированием экспозиции составляется художественный проект. В учреждениях образования всю разработку научного и художественного проекта осуществляют, как правило, одни и те же люди из актива музея. Если возникают сложности с оформлением и монтажом экспозиции, во избежание ошибок следует приглашать к проектированию и монтажу экспозиции сотрудников государственных музеев.

Недопустимо оформление с излишней декоративностью. Нельзя использовать музейные предметы в качестве украшения. Грубой ошибкой является подмена экспозиционных комплексов тематической подборкой однотипных материалов. Так, в экспозициях музеев образовательных учреждении практикуются сплошные фоторяды, воспроизведения мемориальных досок размещенных по всей стене и т.д. Иногда экспозиция перенасыщена макетами. Однако нужно помнить, что в экспозиции должны быть комплексы документальных, вещевых, изобразительных и иных памятников, которые в своей совокупности отражают историю края, деятельность выдающихся, земляков, достопримечательные места, встречи с ветеранами, походы по родному краю, школьную жизнь и т.д. Макеты же и часто используемые тиражированные издания могут играть порой важную, но, тем не менее, вспомогательную роль.

Размещая экспонаты и монтируя всю экспозицию, необходимо предусмотреть условия, обеспечивающие сохранность предметов. Нельзя укреплять экспонаты проволокой, прикалывать кнопками и булавками, прибивать гвоздями, применять липкую ленту.

При монтаже различных видов экспозиционных материалов соблюдаются определённые условия:

- вещевые предметы располагаются в герметичных витринах, под колпаками, в шкафах, на полках; крупногабаритные предметы, располагающиеся на полу, не должны загромождать проходы и вместе с тем быть доступными для обозрения;

- знамена и вымпелы располагаются так, чтобы текст и изображение находились в вертикальной плоскости. К верхнему их краю пришиваются петли (из сутажа), в них продевается древко, которое с помощью шнура крепится к трубе или штанге под потолком;

- документы и фотографии, располагаемые в витринах, можно прижимать стеклом, чтобы они не сдвигались и не коробились. Для выделения наиболее важного документа его вставляют в паспарту и кладут на планшет или подставку, устанавливаемую наклонно к зрителю;

- изобразительные материалы на бумаге монтируются на паспарту или объемных планшетах под стеклом. Нижнее поле паспарту или планшета должно быть более широким для пояснительных текстов. Если нужно придать объемность изображению, его помещают на планшет без полей;

- рукописи, листовки, газеты экспонируются в открытом виде. При
необходимости можно рядом с документом поместить увеличенную фотоспособом часть текста. Но нельзя фотоувеличенные газеты, фронтовые письма или другие документы использовать, как фон и располагать на этом фоне экспонаты;

- крупные предметы, устойчивые к влиянию света, температурных
колебаний, не деформирующиеся при протирании пыли можно располагать в открытом виде. Однако, археологические памятники должны находиться в витринах или под колпаками;

- мелкие по размеру экспонаты укрепляются на подставках, стержневых держателях, кронштейнах, подвесках, устанавливаются на полочках в положении наиболее удобном для обозрения. Все детали креплений должны быть незаметными для зрителя. Во избежания повреждений используются деревянные, картонные, пенопластовые шаблоны, держатели, распорки;

- этикетки с аннотациями располагаются в удобном для чтения месте. Если в витрине много мелких вещей, около них помещается номер, соответствующий записи в аннотации (помещать этикетку возле каждого мелкого предмета не рекомендуется).

Методы крепления экспонатов и оборудования могут быть различными.
Нужно только соблюдать удобные, доступные условия обзора и обеспечить
сохранность предметов. Следует исключить крепление оборудования непосредственно к полу или стене гвоздями. Нужно использовать планки, рейки, трубы, кронштейны. Витрины и скульптуру обычно устанавливают на подиумы.

При монтаже необходимо обеспечить хорошую освещенность экспонатов (норма освещенности составляет от 60 до 100 люксов) при равномерном освещении зала. Освещенность зависит не только от дневного и искусственного свете, но и от отражательных свойств предметов. Матовые поверхности и цвета повышают освещённость помещения и создают его равномерность. Резкие контрасты освещенности различных предметов на экспозиционной площади, блики от глянцевых поверхностей вызывают утомление глаза и потерю его чувствительности. Это приводит к снижению внимания и утомляемости посетителя. Источники света должны быть скрыты от глаз за внутренними стенками витрин, покрыты матовыми колпаками и софитами.
Витрины и шкафы обычно ставят перпендикулярно к простенкам окон, чтобы
обеспечить боковое освещение и уменьшить блики. Монтаж экспозиции, размещение и подвеску экспонатов, изготовление оборудования и подготовку освещения рекомендуется начинать после составления и утверждения тематико-экспозиционного плана. После монтажа экспозиция принимается специально созданной комиссией из числа учителей, педагогов, музейного актива, администрации, представителей общественных организаций и научных сотрудников государственных музеев. Затем организуется общественный просмотр и открытие экспозиции. На открытие приглашается широкая общественность образовательного учреждения, микрорайона. В этот день работают все экскурсоводы, проводятся встречи с ветеранами, литературные чтения, вечера, концерты, театрализованные представления и другие массовые мероприятия. Это событие должно быть освещено, по возможности, в средствах массовой информации. После открытия музея начинается работа по специальному плану, входящему составной частью в план учебно-воспитательной работы образовательного учреждения. Не стоит увлекаться стационарными, постоянно действующими выставками в музее, так как такие выставки менее подвижны, и желание их часто видеть постепенно пропадает. Рекомендуется, помимо отдельных изолированных помещений отданных под музей, занимать пространство всего образовательного учреждения (коридоры, кабинеты, рекреации и т.д.). Выставки должны носить временный характер. Как правило, они посвящаются актуальным проблемам современности, знаменательным юбилейным датам и событиям. Необходимость сменяемости выставки обусловлена возрастными особенностями учащихся, свежая информация выставки всегда вызывает интерес. Выставки создаются ярко, плакатно, чаще всего на плоскостных материалах, на отдельных подвесных щитах. В рекреации могут быть организованы выставки в специальных застекленных витринах с изделиями художественной самодеятельности учащихся: керамикой, лепкой, выжиганием, вышивкой, моделями самодеятельного конструирования и изобретательства и т.д.

ОРИЕНТИРОВАНИЕ В МУЗЕЕ

Экспозицию образовательного музея, как и всякого другого, целесообразно организовать таким образом, чтобы любой посетитель мог легко в ней ориентироваться. Для этого служит система указателей, оглавительных текстов и этикетажа.

Разработку системы ориентирования в музее начинают уже на стадии формирования концепции экспозиции и детализируют на всех последующих этапах: тематико-экспозиционный план, монтаж экспозиции.

При входе в музей, кроме специальной титульной доски с полным наименованием музея, можно повесить схему расположения экспозиции, особенно если она размещается в нескольких залах, пусть даже и не сообщающихся между собой. На схеме сплошной или пунктирной линией яркого цвета необходимо показать рекомендуемый маршрут осмотра экспозиции. Если на самой схеме экспозиции нельзя указать названия ее разделов, то на чертеже их обозначают цифрами, а под ним дают расшифровку названий разделов.

Залы, если их больше одного, также номеруют. При входе в зал вешают табличку с его номером, а если залы имеют какие-то индивидуальные названия, то указывают и их. Например, «Зал боевой славы выпускников школы» и т.п.

Непосредственно в экспозиционных залах применяют указатели, оглавительные тексты и этикетаж. Если экспозиция имеет сложную конфигурацию, применяют указатели (изображение стрелок с надписями: «Начало осмотра», «Продолжение осмотра», «Выход»).

Каждый раздел экспозиции предваряют заголовками. Название разделов принято размещать над экспозиционным комплексом, относящимся к данному разделу экспозиции. Заголовок должен быть лаконичным и отражать сущность экспозиционного комплекса. Например: «Наши учителя», «Оборона города», «Природные ресурсы края» и т. п. Если раздел экспозиции состоит из нескольких подразделов, которые отражают самостоятельные темы или события, то их также обозначают заголовками. Например, раздел экспозиции «Природные ресурсы края» может иметь несколько самоценных подразделов: «Полезные ископаемые», «Фауна края», «Флора края» и т.п.

Каждый экспонат экспозиции, подлинный или копийный, снабжают этикеткой (аннотацией). Этикетаж позволяет посетителям музея как бы самостоятельно «читать» экспозицию при помощи экскурсовода. Этикетаж может выполняться как на отдельных бумажных этикетках, таки на самих экспозиционных площадках: стендах, вертушках, подиумах и т.п. Желательно только, чтобы во всей экспозиции или экспозиционном комплексе этикетки выполнялись в одном стиле: цвет бумаги или иного используемого материала, размер и цвет шрифта и т.п.

Иногда непосредственно рядом с экспонатами этикетки разместить невозможно или нецелесообразно. В таком случае экспонаты нумеруют (рядом с экспонатом наносят его порядковый номер), и в каком-то удобном месте экспозиционного комплекса выполняется этикетаж в соответствии с порядковыми номерами экспонатов. Важно лишь чтобы экспонируемые материалы и этикетаж у ним могли одновременно находиться в поле зрения посетителя и ему не приходилось бы отходить от стенда, переворачивать планшет вертушки, низко наклоняться или вставать на цыпочки, чтобы прочитать этикетки, относящиеся к данному экспозиционному комплексу.

Текст этикетки состоит из двух частей: названия экспоната и аннотации к нему. При этом название экспоната, в каком бы разделе он ни помещался, сохраняется в соответствии с его научным описанием в «Инвентарной книге музея», а аннотация может изменяться в зависимости от целей его использования в экспозиционном комплексе. Например, идентичные фотографии одного человека могут экспонироваться в разных разделах экспозиции. Скажем, в разделе «Коллективизация сельского хозяйства» к фотографии может прилагаться этикетка: «Смирнов Иван Федорович (1889 – 1947 гг.) – первый председатель колхоза «Маяк» (1931 – 1941 гг)», а в разделе «Партизанское движение» - «Смирнов Иван Федорович (1889 – 1947 гг) – организатор и командир партизанского отряда «Мститель» (1941 – 1943 гг)».

В образовательном музее очень важно включать в экспозиционные разделы или в этикетаж специальные пояснения о тех учащихся и местных жителях, кто собрал или передал в музей конкретные краеведческие материалы. Это является дополнительным стимулом для новых поколений краеведов и вызывает доверие к музею у земляков, которые видят, что бережно сохраняются не только сами собранные материалы, но и память о тех, кто их нашел или передал в музей.

При экспонировании научно-вспомогательных материалов необходимо указывать в этикетаже, откуда взяты эти материалы или где находится подлинник, а в некоторых случаях указывается и автор этих материалов. Например, если экспонируется фотография какого-нибудь недвижимого памятника истории и культуры или объекта природы, то необходимо указать на этикетки название объекта, место его нахождения, автора снимка и время съемки: «Ильинская церковь, с. Юрьево Котельничского района Кировскоой области. Фото А. Иванова, март 1990 г.» При экспонировании текстов или их фрагментов из печатных изданий указывают автора текста (статьи, очерка и т.п.), название и выходные данные издания. Если экспонируется репродукция произведения изобразительного искусства, изображение памятника истории и культуры, хранящегося в другом музее, то обязательно указывают место нахождения подлинника, например: «К.А. Васильев. «Прощание славянки». Музей творчества К.А. Васильева, г. Москва».

При составлении этикеток к экспонатам (подлинным музейным предметам или научно-вспомогательным) необходимо стремиться к тому, чтобы констатирующая часть этикетки отражала точное название экспоната и место нахождения оригинала, а аннотируемая часть в лаконичной форме показывала смысловое значение экспоната в данном экспозиционном комплексе.

Иногда оглавительные тексты и этикетаж не позволяет достаточно полно раскрыть смысловое или научное содержание экспозиционного комплекса. Тогда используют пояснительные тексты, которые содержат дополнительную информацию, относящуюся к данному разделу экспозиции. Например, к разделу экспозиции «Учителя и выпускники школы – участники войны» могут быть приведены статистические данные о количестве педагогов и учащихся школы, участвовавших в Великой Отечественной войне, о количестве погибших и пропавших без вести, о количестве награжденных различными боевыми наградами и другие сведения.

Важно чтобы оглавительные и пояснительные тексты, этикетаж органично вписывались в экспозицию, не нарушили ее архитектурно-художественный образ.

Хорошо продуманная система указателей, этикетажа, оглавительных и пояснительных текстов помогает посетителям самостоятельно ознакомиться с экспозицией, получить довольно полное представление о ее научном содержании, а для экскурсоводов эти тексты выполняют роль своеобразных тезисов при проведении экскурсий.

Актив школьного музея – и учащиеся, и педагоги – не имеют специальных знаний и практического опыта разработки и создания экспозиций. Поэтому целесообразно посетить ближайшие музеи, как государственные, так и негосударственные, чтобы посмотреть их экспозиции с точки зрения компоновки научных материалов, художественного оформления экспозиции, техники изготовления экспозиционного оборудования, использования технических средств, проконсультироваться с профессиональными музейными экспозиционерами. Специалисты музея могут порекомендовать или предоставить возможность изучить специальную литературу. Все это поможет активу школьного музея выйти на собственные оригинальные решения, избежать разного рода ошибок при создании экспозиции своего музея. Ведь даже профессиональные музейные работники не упускают возможности посетить другие музеи, вновь открываемые выставки не только для знакомства с ними, но и чтобы изучить новые тенденции и технологии в научном и художественном оформлении экспозиций.

В процессе проектирования и монтажа стационарной экспозиции или выставки музея могут принимать участие не только активисты школьного музея, но и весь коллектив учреждения образования – дело найдется каждому. В этой работе могут реализовывать свой творческий потенциал и те, кто любит рисовать, слесарничать, столярничать, шить, создавать модели, и кто увлекается фотографией, видеосъемкой, электроделом и т.п.

Если, например, вся школа увлечется созданием экспозиции, то решение отдельных задач этой работы, вероятно, можно включить и предметы учебного курса. Так, на уроках истории можно разрабатывать научно-исторические концепции отдельных разделов экспозиции, на уроках черчения – выполнять чертежи и эскизы стендов, витрин, подиумов и другого экспозиционного оборудования, на уроках труда – его изготавливать, на уроках рисования – выбирать варианты художественного оформления, на уроках литературы и русского языка – составлять и отбирать варианты информативно-лаконичных ведущих текстов, аннотаций и эпиграфов, на уроках биологии – готовить образцы растительности и почв, на уроках математики – осуществлять расчеты необходимых материалов и их стоимость и т.п.

Главное, чтобы создатели музея загорелись желанием сотворить свое оригинальное произведение экспозиционного искусства, реально оценивали и использовали свои интеллектуальные, творчестве силы и материальные возможности, и тогда все у них получится!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: