Дополнительная профессиональная образовательная программа
Повышения квалификации педагогических и руководящих работников
«Основы педагогического мастерства
И профессионального саморазвития»
Самостоятельная работа № 2
«Этические аспекты профессионально-педагогической
деятельности педагога»
Ухалова Ольга Валентиновна
Воспитатель
МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 38 Искорка
Г.о. Подольск
«Культура разрешения конфликтов»
Ситуация «Избалованный ребенок»
Девочка Софья 3 года. Из благополучной семьи. Семья обеспеченная. Очень любимый ребенок, есть старший брат и недавно родилась сестра. В детский сад идет с удовольствием. Крупная, высокая, физически крепкая. Навыки самообслуживания и речь развиты хорошо. Любит рисовать.
Софья не терпит, когда во время занятия или в какой-то другой ситуации воспитатель спрашивает первой не ее, а другого ребенка. Она всегда хочет говорить сама, и чтобы все его слушали. Если воспитатель «нарушает правило» (делает замечание), Софья возмущается, рыдает, катается по полу, закатывая истерику, топает ногами и кричит. Ссориться с детьми: толкает их, бьет, вымещая на них свою обиду, кидает предметы, находящиеся рядом с ней. Софья требует, чтобы ей первой дали раздаточный материал, если дали не ей первой, то выхватывает из рук ребенка, сидящего рядом.
Во время игр забирает у детей игрушки силой, а если не получается, то громко кричит и плачет, толкает детей, любит спорить и дразнить детей. Прощения просить не умеет. Вины своей не признает.
Во время тихого часа Софье не спится, тяжело заснуть детям, потому что Софья не в силах понять, что нужно лежать тихо, чтобы не будить других детей, даже если ей лично спать не хочется. Он подбрасывает вверх одеяло, потом накрывается им с головой, кричит, встает с кровати. Никакие замечания на нее не действуют.
|
Софья просто очень избалованный ребенок, привыкший к непротивлению родителей, к тому, что в своем домашнем мире она Царь и Бог, а все остальные — его верные слуги. Подобные привычки она переносит и во внешний мир, так как ничего иного не знает и не умеет, ссорится тогда, когда все препятствует осуществлению ее желаний.
С одной стороны, ребенок не виноват, что стал таким, это упущение родителей. С другой стороны с такими детьми нужна строгость и выдержка.
Как правильно вести себя и разрешить конфликт?
1. Сердиться и кричать нельзя, тихо и спокойно разговаривать, потому что она сама воспринимает свое поведение как вполне нормальное и естественное, (громкие замечания не нравятся, реагирует отрицательно, идет на контакт при ласковом обращении и спокойной интонации голоса).
2. Нельзя закрывать глаза на такое поведение, потому что в этом случае она будет думать, что это нормально. Контролировать ее поступки и объяснять, почему так делать не нужно, (слушает, соглашается, что не нужно так делать и обещает, что больше не будет).
3. Дисциплинировать постепенно. Приобщать к помощи взрослому, будь это воспитатель или родители. Давать поручения, привлекать к совместной деятельности с другими детьми, (очень любит помогать и делать как воспитатель, сидеть рядом с воспитателем, совместная деятельность с детьми дается с трудом).
|
4. Во время тихого часа, присаживаться рядом и поглаживать, взять ее руку в свою и тихим голосом спеть песню или рассказать сказку, (любит держаться за руку, сказку слушать, спокойно засыпает, поглаживания не очень нравятся).
5. Познакомить с правилами этикета, обучать доброте, состраданию с помощью литературных произведений, тренировать усидчивость и поощрять за спокойное поведение, установить правила поведения на занятиях, (читаем вместе со всеми детьми сказки, обсуждаем что хорошо, что плохо).
6. Учить выстраивать и поддерживать хорошие межличностные отношения. Развивать способность к построению взаимоотношений с помощью коммуникативных игр: «Передай мяч», «Ау», «Раздувайся пузырь», «Назови себя», (очень любит играть в эти игры, старается, не всегда получается).
7. Во взаимодействии с родителями воспитателю важно встать на место родителей, внимательно выслушать все тревоги, страхи и проблемы, касающиеся ребенка. В данной ситуации важно было правильно направить родителей и объяснить что в воспитании необходима и любовь и необходимая требовательность скажем так «золотая середина» к которой они должны стремиться, (в первое время со стороны родителей было нежелание, сопротивление при общении, боязнь, что будут делать замечания, какой ребенок «плохой», но постоянный контакт с родителями позволил глубже узнать индивидуальные способности и возможности ребенка, положительные черты).