Немного предыстории конфликта.




Современные миротворческие операции ООН (характеристика отдельных операций)

Деятельность по поддержанию мира является одним из основынх инструментов, имеющихся в распоряжении ООН. Начиная с 1948 г., Организация Объединенных Наций инициировала более 60 миротворческих операций.

Так, ООН принадлежала важная роль в прекращении войн в Конго (1964 год), между Ираном и Ираком (1988 год), в Сальвадоре (1992 год), Гватемале (1996 год) и многих других странах. Благодаря усилиям ООН был достигнут мир, обеспечивший устойчивый экономический рост в Мозамбике (1994 год), независимость Тимора-Лешти (2002 год), а в декабре 2005 года Организация успешно завершила свою миротворческую миссию в Сьерра-Леоне.

Однако известны случаи, когда миротворческая деятельность ООН были подвергнуты критике, в частности в Сомали, Руанде и бывшей Югославии в начале 1990-х годов.

Стоит сказать, что большинство из 15 операций, учрежденных до 1989 г., формировались из невооруженных или легковооруженных военных наблюдателей, призванных осуществлять мониторинг за процессом прекращения огня между государствами. Эта была «традиционная» модель вмешательства.

В начале 1990-х гг. ей на смену пришла более сложная модель, объединившая усилия легковооруженных воинских формирований и сильного гражданского компонента. Миротворческие операции ООН испытали стремительный рост в количественном и качественном отношении. Теперь операции должны были разрабатывать законодательство, обеспечивать его соблюдение, создавать таможенные службы, привлекать иностранные капиталовложения, создавать банковскую систему и т.д.

Давайте подробно остановимся на нескольких современных миротворческих операциях ООН.

 

Одна из известных на сегодняшний день миротворческих операций ООН - Миссия ООН по содействию АФГАНИСТАНУ. После свержения режима талибов СБ ООН единогласно принял резолюцию 1383, в которой было одобрено соглашение о временных органах власти в Афганистане. Однако ситуация в Афганистане за последние годы не изменилась значительно в лучшую сторону – даже несмотря на то что в этой стране осуществляются две операции под эгидой ООН и НАТО. Правда, в Афганистане находится совсем немного голубых беретов ООН, но зато присутствует много касок НАТО. Миссия ООН по содействию Афганистану (МООНСА/UNAMA) действует уже 14 лет, она была учреждена резолюцией СБ ООН 1401 (2002) от 28 марта 2002 года. При этом по количеству военного и гражданского персонала это самая скромная миссия. По состоянию на конец августа 2016 года, в ней насчитывалось всего 11 военных экспертов миротворческих операций и 5 полицейских. Гражданский персонал миссии включает: международный персонал – 361, местный персонал – 1163, добровольцы ООН – 79.Длительное время миссия подчинялась Департаменту операций по поддержанию мира (ДОПМ) и включалась в этот тип операций. Однако совсем недавно миссия причислена к Департаменту по политическим вопросам (ДПВ). Спецпредставителем генсека ООН по Афганистану и главой миссии ООН с июня 2016 года является японский дипломат Табамичи Ямамото. Миссия имеет отделения в 12 провинциях и отделения связи взаимодействия в Исламабаде и Тегеране. Всего в Афганистане действует около 30 учреждений ООН.

Как говорилось выше на территории Афганистана также с 2001 г. действовал контингент, возглавляемый НАТО. Но недавно прекратил свое существование. Теперь с 1 января 2015 года там действует новая учебно-тренировочная миссия НАТО «Решительная поддержка»(раньше Несокрушимая свобода). По двустороннему соглашению между НАТО и Афганистаном в стране присутствуют около 12 тыс. военнослужащих, в функции которых входит обучение и консультирование афганских силовых структур. Миссия объявлена небоевой. То есть по сути В Афганистане идут две взаимосвязанные операции, не имеющие общего командования. Как мы успели понять, именно силы НАТО превалируют. Несмотря на то что формально война была окончена, на самом деле продолжается дальше, число талибов продолжает расти и действия ООН не эффективны.

 

Косово

Немного предыстории конфликта.

После Второй мировой войны Иосип Броз Тито разрешил албанцам, оказавшимся в ходе войны на территории Югославии, остаться в Косово. Впервые территория Косово была выделена в автономную область в составе Сербии в рамках Федеративной Народной Республики Югославии в 1945 году. Конституция Югославии 1974 года предоставила краям статус республик. Но этот статус в конце 1980-х был упразднен.

В ответ на это, в 1991 году в Косово был проведен нелегальный референдум, одобривший независимость. А 24 марта 1999 года без санкции ООН началась военная операция НАТО.

В результате сербское правительство было вынуждено согласиться на переход края под управление ООН. Основополагающим документом урегулирования в Косово является резолюция 1244 СБ ООН, в соответствии с которой центральная роль в мирном процессе закреплена за ООН, а в крае развернуты международное гражданское присутствие (Миссия ООН в Косово - МООНК).

Структурно МООНК состояла из гражданского административного компонента (администрация, полиция, судебная система) - под управлением ООН; институционально-правового (демократизация, институты власти, выборы, права человека) — руководимого ОБСЕ, и экономического (восстановление хозяйства) - ведомого ЕС. Миссию возглавляет Спецпредставитель Генсекретаря ООН.
2006 и 2007 годы были отмечены резким ростом полемики вокруг Косово. Западные члены Контактной группы проводили жесткую линию на скорейшее предоставление независимости Косово. Доклад 2007 г. Генерального секретаря о Миссии ООН. и деятельность Спецпосланника Генсекретаря ООН по вопросам статуса М. Ахтисаари демонстрировали нацеленность на достижение заранее предопределенного решения.

В докладе приуменьшалось негативное влияние таких очевидных фактов, как, например, агрессивность косовских албанцев. С другой стороны, в докладе на одну доску с косо-воалбанскими радикалами поставлены все населяющие край сербы только за то, что они не поддержали схему Спецпосланника. Вся вина за это возлагалась на Белград, который обвинялся и в беспрецедентном давлении на своих соотечественников в Косово.

По международным нормам, ни Совет Безопасности, ни ООН в целом не имеют полномочий на пересмотр суверенитета государств-членов, т. к это узаконивает вычленение автономии из состава суверенного государства.

В этой ситуации Генсекретарь ООН не проявил необходимой принципиальности, и упреки того же рода следует адресовать также целому ряду ооновских представителей в крае.

Так, Признавая отсутствие указаний из Нью-Йорка, глава МООНК немец Й. Рюккер настойчиво проводил в жизнь свои планы реконфигурации Миссии. Он свернул деятельность Департамента гражданской администрации (основной составляющей МООНК); т. о. МООНК лишилась предусмотренных резолюцией 1244 инструментов воздействия на косовоалбанские институты. Это привело к административному и правовому вакууму, который ударил не только по сербам, но и косовоалбанскому населению.

Все же в феврале 2008 года Косово приняла декларацию независимости, и Международный Суд констатировал, что декларация не нарушает нормы международного права. После провозглашения независимости задачи МООНК были значительно скорректированы. Основной стратегической целью МООНК стало содействие безопасности, стабильности и уважению прав человека в Косово путем взаимодействия со всеми общинами в Косово, с руководством в Приштине и Белграде, а также с региональными и международными организациями.

 

 

Восточный Тимор

Как известно, Восточный Тимор стал независимым от Португалии государством 28 ноября 1975 года. Однако, 9 дней спустя в страну вторглись части индонезийской армии, и Восточный Тимор был объявлен 27-й провинцией Индонезии. Индонезийское правление было отмечено жестокостью и насилием. За время 27-летней оккупации были убиты от 100 до 250 тыс. человек, почти столько же стали беженцами.

Начиная с 1982 года, по просьбе Генеральной Ассамблеи, сменявшие друг друга Генеральные секретари вели регулярные переговоры с Индонезией и Португалией в целях урегулирования статуса территории. В июне 1998 года Индонезия предложила предоставить Восточному Тимору ограниченную автономию в составе Индонезии. В свете этого предложения на переговорах был достигнут быстрый прогресс, в результате чего 5 мая 1999 года в Нью-Йорке между Индонезией и Португалией был подписан комплекс соглашений. Правительства этих двух стран поручили Генеральному секретарю организовать и провести «всенародный опрос» на предмет выяснения того, принимают или отвергают восточнотиморцы особую автономию в составе унитарного государства Республика Индонезия. Для проведения опроса Совет Безопасности в резолюции 1246 (1999) от 11 июня 1999 года постановил учредить Миссию Организации Объединенных Наций в Восточном Тиморе (МООНВТ). Соглашения от 5 мая предусматривали, что после голосования МООНВТ будет осуществлять наблюдение в течение переходного периода, который будет продолжаться до осуществления решения восточнотиморского народа. 30 августа 1999 года около 98 процентов зарегистрированных восточнотиморских избирателей пришли на избирательные участки и 78,5 процента голосов против 21,5 процента решили отказаться от предлагаемой автономии и начать процесс перехода к независимости.

После объявления результатов милицейские формирования сторонников интеграции, временами при поддержке элементов индонезийских сил безопасности, начали кампанию насилия, грабежа и поджогов на всей территории. Генеральный секретарь и Совет Безопасности предприняли интенсивные дипломатические усилия с целью положить конец насилию, настоятельно призвав Индонезию выполнить свои обязанности по поддержанию безопасности и порядка а территории. 12 сентября 1999 года правительство Индонезии согласилось принять предложение о помощи со стороны международного сообщества. Вскоре после этого, 25 октября, Совет Безопасности Организации Объединенных Наций в резолюции 1272 (1999) учредил Временную администрацию Организации Объединенных Наций в Восточном Тиморе (ВАООНВТ) в качестве комплексной, многоаспектной операции по поддержанию мира, на которую была возложена полная ответственность за управление Восточным Тимором в период его перехода к независимости. 30 августа 2001 года, через два года после всенародного опроса, более 91 процента восточнотиморских избирателей вновь пришли на избирательные участки — на этот раз для избрания 88 членов Учредительного собрания, которым надлежало составить и принять новую конституцию и учредить механизм будущих выборов и перехода к полной независимости. 22 марта 2002 года восточнотиморское Учредительное собрание подписало первую конституцию территории, и после президентских выборов 14 апреля г-н Шанана Гужман был назначен избранным президентом Восточного Тимора. Впоследствии СБ ООН рекомендовал Генеральной Ассамблее принять Восточный Тимор в члены ООН, что и было сделано 20 сентября того же года.

Несомненно, комплекс миротворческих усилий, связанных с Восточным Тимором, - один из успешных примеров. Благодаря опеке со стороны Организации восточнотиморцы смогли с минимальными потерями пройти беспрецедентный путь от положения несамоуправляющейся территории до построения самостоятельного государства. Так, ООН наладила эффективное управление, содействовала возвращению беженцев, помогла организовать работу общественных институтов, предоставила гуманитарную помощь нуждающимся и помогла создать условия для устойчивого развития.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: