Г.
Конспект занятия в вокальном ансамбле «Глория»,
Рук. Чернецкая Т.Е.
Группа №2
Тема занятия:
«Формирование навыков работы с микрофоном.»
«Работа над музыкальным репертуаром»
Цель занятия:
ü Повышение вокального мастерства учащихся
ü Ознакомление с навыками работы с микрофоном
Задачи занятия:
ü Обучающая - обучение методам и приемам работы с микрофоном.
ü Развивающая – развитие навыков звуковедения при работе с микрофоном.
ü Воспитательная – Воспитать такие черты характера как трудолюбие, целеустремлённость, собранность, пунктуальность); Воспитать музыкальный вкус, самостоятельность суждений, личностную активность;
Тип занятия: комбинированный.
Форма проведения занятия: групповая.
Используемое оборудование: фортепиано, ноутбук, микрофоны, микшер, вокальная литература.
Методический и дидактический материал: нотные партитуры для работы с вокальным ансамблем, фонограммы «плюс» и «минус».
Ход занятия:
ü Теоретическая часть:
Микрофон – это основной элемент в работе эстрадного певца на современной сцене. Микрофон – связующее звено между реальным акустическим звуком и его представлением слушателями.
Сегодня мы поговорим о работе вокалиста с микрофоном
Вокалисты, во-первых, должны знать правила работы с микрофоном, а во-вторых, приобретенные навыки работы с микрофоном довести до автоматизма.
Кроме этого, вокалисту, использующему звукоусиливающую аппаратуру, необходимо также сформировать навыки слухового самоконтроля и во время репетиции, и во время выступления на сцене.
Как же вокалисту относиться к микрофону?
К микрофону нужно относиться только лишь как к усиливающей звук аппаратуре. Микрофон не сделает ваш голос лучше, а исполнение – качественнее. Наоборот, все недочеты голоса только обострятся при пении в микрофон. Тем более, если микрофон не из разряда дорогостоящих и качественных.
Если же вы научились петь и обладаете ярким тембром и гибким сильным голосом, то пение с микрофоном не будет трудным процессом.
А потому, начинающему вокалисту рекомендовано петь без микрофона, учиться слушать, слышать и контролировать свой голос, научиться точно интонировать, укрепить дыхание, и при этом не отвлекаться на микрофон, так как использование микрофона обязывает выполнять определенные правила.
На уроках вокала с начинающими вокалистами можно использовать микрофон для поддержания интереса к процессу пения, так как дети любят петь с микрофоном и представляют себя в роли настоящего артиста. И еще, конечно же, следует приучать детей к звучанию их голоса в микрофоне.
ПРАВИЛА РАБОТЫВОКАЛИСТА С МИКРОФОНОМ
..
Чтобы микрофон не обострил недочеты голоса, следует помнить о некоторых правилах работы вокалиста с микрофоном:
1. Микрофон следует держать не за голову, а за корпус, чтобы звук не искажался.
2. Не направляйте микрофон в сторону колонок — появится резкий свист. Чтобы этого не происходило, колонки ставятся перед исполнителем, а не сзади. Если сцена маленькая, становитесь на одной линии с колонками. Если же свист или резкий звук неожиданно появился, отверните микрофон от колонок.
3. Иногда (крайне редко) можно наблюдать, как начинающие вокалисты после выступления не знают, что делать с микрофоном, не умеют вставить его в стойку, и кладут микрофон на пол сцены. При этом микрофон не отключен, и может появиться резкий высокий звук. Все эти действия вредны для аппаратуры. И чтобы не причинить поломку, следует научиться пользоваться микрофоном.
4. Микрофон должен быть как бы продолжением вашей руки и продолжением звукового потока. Направляйте звук в центр мембраны микрофона.
5. При воспроизведении высоких звуков нужно отвести микрофон ото рта, чтобы не было перегрузки от громкого звучания.
6. Если поете низкие звуки на тихой звучности – приближайте микрофон ближе к губам, чтобы было лучше слышно.
7. Расстояние до микрофона – ваша ладонь, приставленная ребром к губам. Подкорректировать звучание голоса в микрофоне обязательно следует на репетиции. Но помните, что звучание одного и того же микрофона зависит от разных условий, и во многом зависит от акустики зала. Звучание будет разным в пустом зале и в зале, наполненном слушателями. Поэтому чутко вслушивайтесь в голос и реагируйте на изменения в звучании.
8. При пении следите за правильным положением микрофона относительно губ — голова, рука, микрофон должны стать единым целым. Особенно следите за правильным положением микрофона при движении по сцене.
9. Репетируйте работу с микрофоном перед зеркалом. Если дома нет микрофона, используйте любой напоминающий по форме предмет – свернутый в трубочку лист бумаги, ручку, карандаш, детский игрушечный микрофон, чтобы довести до автоматизма навыки работы с микрофоном.
10. Работая перед зеркалом, визуально контролируйте движения корпуса, расстояние от микрофона до губ. И соотносите эти движения со звучанием голоса.
11. Следите за правильной певческой постановкой, свободой корпуса – естественное положение руки и локтя, не поднятые плечи. Держать микрофон нужно кистью, а не кончиками пальцев, кисть при этом не прогибается и судорожно не сжимается. Проследите, чтобы не было движений пальцев кисти, и особенно контролируйте мизинец, чтобы он не оттопыривался.
Помните об эстетичном виде исполнителя!
12. Заранее готовьте микрофон – за пару секунд до начала пения микрофон следует поднести к губам, чтобы не было обрывков фраз.
13. На долгих и громких звуках не убирайте микрофон сразу – отведите руку от себя вперед и зафиксируйте на определенной точке. И лишь после окончания пения рука с микрофоном опускается.
Вот такие нехитрые правила следует выполнять вокалисту при пении с микрофоном.
Помните! Правильная работа вокалиста с микрофоном – одно из условий удачного выступления.
Работа с муз. репертуаром:
1. Исполнение вокальных упражнений. Пойте упражнения. Данные на странице сайта вместе с педагогом. Обращайте внимания на чистоту интонации, чтобы все звуки били «чистыми» и совпадали с голосом преподавателя.
2. «Нарисуй» - повторять со словами, работать с фонограммой «плюс» - (прилагается).
3. «Надо верить молодым» - повторять, пропевать с фонограммой «плюс» - (прилагается). Второй партии пропевать отдельно свой голос, затем соединять с ф - мой + (ф – ма должна звучать не громко).
(При работе с песнями уделять внимание дикции, четко пропевая каждую согласную, но без утрирования. т.е. не выкрикивать эти согласные. Должна быть хорошая артикуляция, активная работа мимических мышц лица. Не забывайте о пении «на улыбке»).
4. «Дети земли» - повторить текст, затем пропевать с фонограммой «минус» (прилагается). Хорошо пропеваем дикционно, активная артикуляция. Обратить внимание на ритм песни, не отставать от фонограммы во время пения. (ф – ма должна звучать не громко).