по курсу «Методика преподавания физики» (4 курс)




ВОПРОСЫ

К курсовому экзамену

по курсу «Методика преподавания физики» (4 курс)

 

1. Методика преподавания физики: предмет и методы исследования, история развития методики физики в России и за рубежом; актуальные проблемы и задачи методики преподавания физики на современном этапе развития среднего и высшего образования.

2. Научно-теоретические и методические основы преподавания физики. Физика как наука и физика как учебный предмет. Основные задачи преподавания физики: мировоззренческие, познавательные, воспитательные. Роль физики в профессиональной ориентации учащихся. Структура курса физики в средних учебных заведениях. Особенности преподавания физики в различных учебных заведениях.

3. Анализ альтернативных программ и учебников по физике в основной и полной (средней) школе.

4. Система принципов обучения физике: принципы обучения физике (воспитывающего обучения; развивающего обучения; политехнизма; историзма; взаимосвязи учебных предметов).

5. Система методов и средств обучения физике: Классификация методов и средств обучения физике. Критерий выбора методов. Работа с учебниками, учебными пособиями, справочной литературой. Изложение нового материала (словесные формы). Закрепление нового материала. Практическая работа учащихся. Дидактические задания. Обучающие, справочные, моделирующие программы для компьютеров.

6. Проблемное преподавание физики.

7. Методика изучения основных физических понятий.

8. Классификация задач по физике и методика их решения. Оформление решения задач.

9. Контроль и учет знаний, умений и навыков по физике. Виды контроля, примеры программированного контроля и контроля с использованием компьютера.

10. Оснащение учебного процесса по физике. Основные требования к оборудованию физических кабинетов и лабораторий. Использование наглядных пособий. Технические средства обучения, их роль в учебном процессе, методика использования.

11. Практические виды обучения. Демонстрационный эксперимент, его значение и методические требования к нему. Фронтальные лабораторные работы, физический практикум. Применение компьютеров в лабораторном практикуме.

12. Виды организации учебных занятий: урок, семинар, конференция, экскурсия. Их краткие характеристики.

13. Типы и структура уроков по физике, основные требования к уроку.

14. Факультативные занятия, их назначение и методика проведения.

15. Внеклассная работа по физике.

16. Самостоятельная работа учащихся на уроках и во внеурочное время.

17. Планирование работы учителя (тематическое, примерное планирование; оформление тематического плана, подготовка учителя к уроку, разработка конспекта урока). НОТ учителя, систематизация накопленного опыта.

18. Организация учебных занятий по физике в высшей школе. Принципы построения курса физики в вузах, его связь с другими дисциплинами. Лекции. Виды и структура лекций. Лекционные демонстрации. Технические средства обучения. Семинары. Практические занятия. Лабораторный практикум. Их роль и место в преподавании физики. Различные формы организации самостоятельной работы студентов на аудиторных занятиях и во внеучебное время. Учебно-исследовательская работа студентов. Формы контроля знаний студентов. Планирование учебной работы.

19. Методика изучения механики в общеобразовательной средней школе (7–10 классы). Особенности механики как раздела курса физики. Анализ и изучение основных понятий кинематики.

20. Научно-методический анализ темы «Динамика» в 9 –10 кл. Анализ и изучение понятий и законов динамики, методика их изучения.

21. Научно-методический анализ и методика изучения законов сохранения.

22. Научно-методический анализ темы «Взаимодействие тел» (7 кл.). Использование планов обобщенного характера.

23. Методика изучения темы «Давление твердых тел, жидкостей и газов». Использование метода эвристической беседы.

24. Методика изучения механических колебаний и волн. Звук.

25. Значение темы «Первоначальные сведения о строении вещества» в курсе физики основной школы.

26. Научно-методический анализ понятий «внутренняя энергия», «количество теплоты» в курсе физики 8 класса.

27. Анализ и методика изучения темы «Тепловые явления. Молекулярная физика». Статистический и термодинамический методы изучения тепловых явлений. Методика изучения термодинамики. Первый закон термодинамики. Работа тепловых двигателей.

28. Методика изучения основ МКТ. Идеальный газ. Основное уравнение МКТ газов. Формирование понятия «температура».

29. Научно-методический анализ и методика изучения раздела «Сила тока, напряжение, сопротивление» в 8- ом классе.

30. Научно-методический анализ и методика изучения темы «Электрический ток в разных средах».

31. Научно-методический анализ и методика формирования основных понятий электродинамики в курсах физики 10 и 11 классов. О строении и свойствах вещества при изучении раздела «Электродинамика». Основы электронной теории. Проводимость различных сред.

32. Использование опорных конспектов на уроках по теме «Изменение агрегатных состояний вещества».

33. Использование аналогий электростатического поля с гравитационным.

34. Роль создания проблемных ситуаций на уроках физики (на примере изучения электрических явлений).

35. Координатный метод решения задач по механике.

36. Формирование у учащихся причинно-следственных связей между физическими понятиями и явлениями при изучении темы «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

37. Методика проведения поисковой беседы на примере темы «Закон Джоуля-Ленца».

38. Анализ урока физики.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: