Карта урока по учебному курсу «История науки» (6)




 

Учитель: Томова И.Н.

Предмет: История науки

Класс: 10

Дата проведения урока: 20.05. 2020

Тема урока: Вторая и третья научные революции. Этические и экологические проблемы современной науки.

 

Цель урока: формировать целостное представление об историко-культурном контексте развития науки.

Учимся: работать с текстами культуры;

формулировать частные гипотезы и искать пути для их проверки;

делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации;

самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

Задание 1. Друзья мои, если вы хотя бы мельком заглядывали в карты уроков, то понятие «научная революция» не является для вас чем-то непостижимым. Но кто не знаком с этим феноменом, прочтите информацию.

Первой глобальной научной революцией был переход от средневековых представлений о Космосе к механистической картине мира в XVII–XVIII веках, ознаменовавший собой становление классического естествознания. Его возникновение было неразрывно связано с формированием особой системы идеалов и норм исследования, в которых, с одной стороны, выражались установки классической науки, а с другой — осуществлялась их конкретизация с учётом доминанты механики в системе научного знания данной эпохи.

Через все классическое естествознание начиная с XVII века проходит идея, согласно которой объективность и предметность научного знания достигается только тогда, когда из описания и объяснения исключается всё, что относится к субъекту и процедурам его познавательной деятельности. Эти процедуры принимались как раз навсегда данные и неизменные. Идеалом было построение абсолютно истинной картины природы.

Радикальные перемены в целостной и относительно устойчивой системе оснований естествознания произошли в конце XVIII — первой половине XIX века. Их можно рассматривать как вторую глобальную научную революцию, определившую переход к новому состоянию естествознания — дисциплинарно организованной науке. В это время механистическая картина мира утрачивает статус общенаучной. В биологии, химии и других областях знания формируются специфические картины реальности, нередуцируемые к механистической. Одновременно происходит дифференциация дисциплинарных идеалов и норм исследования. Вторая научная революция, начавшись в эпоху Нового времени, разложила мир по известным тогда человеку полочкам, т.е. систематизировала представления о нём. И это важное достижение человеческой цивилизации. Представьте, что вы приходите в библиотеку, а там нет каталога! Книги свалены в огромные кучи. Можете ли вы найти то, что вам необходимо? Вряд ли. Затратив драгоценное время, вы уйдёте ни с чем. Каталог – это модель системы. Какие ещё системы вы знаете?

Мир науки не стал проще, но стал понятней при выделении в нём отраслей знания, в них отдельных дисциплин, в этих дисциплинах отдельных отраслей со своими понятиями, предметами и объектами изучения. Образ матрёшки. Образ дома, который построил Джек. Какие ещё образы приходят в ваши светлые головы?

Третья научная революция подарила человечеству серию открытий в физике: электрона, радиоактивности, строения атома и т.д. Новой парадигмой научного знания становится теория относительности как новая теория пространства, времени и тяготения и квантовая механика с вероятностным характером законов микромира и корпускулярно-волновым дуализмом в фундаменте материи. Эйнштейновский переворот означал отказ от всякого рода центризма вообще: все системы отсчета равноправны. Стало ясно, что единственно верную и абсолютно точную картину не удастся нарисовать никогда. Любая из научных картин мира может обладать лишь относительной истинностью.

В последней трети XX столетия возникли новые радикальные изменения в основаниях науки, которые можно охарактеризовать как четвёртую глобальную научную революцию, в ходе которой рождается новая постнеклассическая наука.

Интенсивное применение научных знаний практически во всех сферах социальной жизни, изменение самого характера научной деятельности, связанное с революцией в средствах хранения и получения знаний (компьютеризация науки, появление сложных и дорогостоящих приборных комплексов, которые обслуживают исследовательские коллективы и функционируют аналогично средствам промышленного производства) меняет характер научной деятельности. Наряду с дисциплинарными исследованиями на передний план всё более выдвигаются междисциплинарные и проблемно-ориентированные формы исследовательской деятельности.

Задание 2. Вот вы и освоили понятие научной революции. Как вы думаете, когда наступит пятая научная революция? Или мы уже «взошли на баррикады»? Что ждёт человечество в будущем? Во все времена находились люди, способные предугадать судьбы цивилизации, смотрящие в будущее, по латыни «футурус». В 21 веке появилась даже профессия – футуролог. Известнейший среди всех – Дейв Эванс. https://zen.yandex.ru/media/id/5af999faa815f1cf75719cf4/futuristicheskie-prognozy-ot-deiva-evansa-k-2030-godu-robotov-budet-bolshe-chem-liudei-5b02f9a65f49675570592c57. По другим ссылкам вы также найдёте информацию о деятельности этого человека. 25 прогнозов, выстроенным им в 2009 году (https://www.content-review.com/articles/11395/), сбываются!

Попробуйте себя и вы в роли футуролога.

ПОДУМАЙТЕ, с какими моральными, этическими, экологическими проблемами, связанными с развитием науки и технологий, столкнётся человечество в ближайшее уже время? Можно не знать, но догадаться. Запишите формулировку этих проблем. И подарите мне по одному вопросу, ответ на который мы поищем вместе. Тогда, когда встретимся. Может быть, в формате научного стенд-апа.

Благодарю всех, кто хотя бы открывал мои послания. Это «последняя поэма», а жаль.

С надеждой на лучшее будущее Томова Ирина Николаевна.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: