Векторы творческой личности и девиантов аддиктивного типа.




1.Независимость взглядов, некомформность суждений / Некомформность, нестандартность поведения и суждений вследствие скрытого комплекса неполноценности.

2.Стремление «нарушать границы», оригинальность и нестандартность / «Жажда острых ощущений», необычных переживаний, склонность к риску и эпатажности.

3.Открытость всему новому и необычному / Жажда новых и необычных удовольствий.

4.Устойчивость к неопределенным ситуациям / Хорошая переносимость кризисных ситуаций сочетается с низким уровнем адаптивности к ситуациям обыденным.

5.Конструктивная активность в предметной деятельности / Высокий уровень активности в сфере девиантных интересов.

6.Сила «Я» связана с возможностью автономного функционирования и устойчивостью к давлению социума / Независимость в недевиантных сферах деятельности сочетается с зависимостью в сфере аддикции и стремлением обвинять окружающих в своих трудностях и неудачах.

В творческом процессе особое место занимает творческое воображение. Кроме воображения творческий процесс включает в себя интенсивную работу мышления, пронизанную эмоциональностью и направляемую волей. Но творчество, безусловно, не может быть сведено к какому-либо одному из этих свойств, представляя собой их совокупность, из неоднозначного соединения которых и формируется многомерная структура творческого процесса, Уоллес выделил четыре стадии процесса творчества:

- подготовку;

- созревание;

- озарение;

- проверку.

Центральным, специфически творческим моментом он считал озарение — интуитивное «схватывание» искомого результата.

А.М. Селезнев в творческом процессе выделяет следующие фазы:

- обнаружение научной проблемы, выбор предмета исследования, формирование цели и задачи исследования;

- сбор информации и выбор методологии исследования;

- поиск путей разрешения научной проблемы, «вынашивание» новой научной идеи;

- научное открытие, «рождение» научной идеи, создание идеальной модели открытого ученым явления;

- оформление полученных данных в логически стройную систему.

С точки зрения И. Тейлора творческий процесс имеет следующие этапы:

- формулирование проблемы;

- трансформация проблемы с помощью метафоры, аналогии;

- внедрение и использование результата творчества, а именно: преобразование некой части окружающей среды.

Станиславский, выделяя специфику психической регуляции процесса творчества, выдвинул представление о сверхсознании как высшей концентрации духовных сил личности при порождении творческого продукта. Понятие надсознательного, в данном случае, позволяет нам разграничить формы неосознаваемой психической деятельности. Во-первых, бессознательное, детерминированное прошлым, зависит от уже запечатленной в мозге информации. Во-вторых, над сознательное, детерминированное устремленностью в будущее, зависит от устремленности на создание в нем того, чего еще не было ни в личном, ни в коллективном опыте. Возможно, что устремленность, нацеленность личностной активности на такое созидание происходят в результате взаимодействия личности с культурными ценностями, которые она не только усваивает, но и с которыми активно взаимодействует. И именно в результате данного взаимодействия и происходит создание новых художественных образов, делаются научные открытия, создаются другие продукты творчества, в которых присутствует в качестве составного элемента не представленное в рефлексии породившего их субъекта, не осознаваемое им, объективно значимое содержание, обусловленное работой мысли на уровне бессознательного. Бессознательное понимается нами с позиции глубинной психологии как некая психическая перводействительность, формирующая и являющаяся источником творчества и чувства ценности, которая не должна затрагиваться разумом, поскольку она является «высшей психической инстанцией личности, через которую она связана с миром сверхличных ценностей... и обладает характером данности. Характером данности сверху обладает и художественное вдохновение. Однако дело моей свободы дать сверхсознательным порывам целеустремленное выражение или замуровать их. Вдохновение зависит не от моего «я», но дело моего «я» — творчески использовать вдохновение».

Приведенные трактовки структуры творчества сходны в том, что определяют проблему как начальный этап творчества, расходясь в остальных моментах.

Таким образом, структуру творчества возможно представить следующим образом:

- творческая личность;

- пиковая эмоционально-насыщенная ситуация;

- творческий процесс, включающий в себя три этапа:

а) постановка проблемы (формулирование цели);

б) накопление материала (работа над проблемой на сознательном и бессознательном уровнях);

в) инсайт;

- результат творчества, главным критерием которого является создание принципиально нового;

- анализ результата, который может производить сам автор, его ближнее окружение, современники, потомки. Оценка результата на всех этих уровнях может не совпадать, а на некоторых кардинально отличаться.

Мы выделили в отдельный элемент «результат творчества», поскольку не всегда результат совпадает с изначально сформулированной целью, что нельзя считать неудачей творческого процесса. Вероятно, данное несовпадение можно объяснить следующим образом:

- во-первых, непредсказуемостью и неуправляемостью самого творческого процесса;

- во-вторых, личностными изменениями, которые претерпевает индивид, творящий в процессе творчества. Проекции эмоционально переживаемой ситуации проецируются на результат творчества.

Таким образом, любой продукт творческого процесса представляет собой искажение объективной реальности сквозь призму субъективной, эмоционально окрашенной спецификой данного момента. Следовательно, мы подходим к двойственности структуры самого творчества, состоящей из личностного и про­цессуального аспектов». В.В. Боровский сказал: «Творчество всякого талантливого автора обязательно отражает его личность, ибо в том-то и заключается художественное творчество, что внешний объективный материал перерабатывается вполне индивидуально, психикой человека».

Творчество может стимулироваться разными причинами — от социального заказа до стремления к самоутверждению. Но среди побудительных причин творческой активности всегда существовало и будет существовать и бескорыстное удовольствие, доставляемое самим процессом работы, поскольку именно в творчестве проявляется уникальная человеческая потребность в поиске и, одновременно, ее принципиальная ненасыщаемость, так как расширение творческих возможностей, по сути, является потребностью в постоянном изменении, совершенствовании самого себя.

Фрейд был убежден, что культура порождает болезнь, невроз. Однако культура — это, прежде всего, совокупность теоретических и практических инструментов, которыми располагает человечество, чтобы поддерживать свою жизнь в определенной среде. Она позволяет человеку развивать свои способности на физическом и умственном планах, использовать их для удовлетворения своих потребностей и в то же время налагает на него ту дисциплину, ту социальность, которая приучает его к совместному проживанию. Но все эти социокультурные условия не обладают непреодолимой силой. По существу они являются стимулами или условиями. Все зависит от того, как смотреть на вещи. И, следовательно, можно предположить, что влияние культуры на поведение человека, его состояния и неврозы опосредствовано мышлением, а значит, происхождение черт личности можно объяснить исходя из социального контекста.

Становление личности происходит в результате вза­имодействия с социумом. Успех или неуспех в данном взаимодействии оказывают если не решающее, то в значительной мере формирующее значение в развитии личности. И здесь имеет значение и то, что конкретно предпринял индивид на пути к достижению цели, и качество самой цели. Мы имеем в виду, что цели формируются потребностями. Квалификация индивидом чего-либо как «потребность» может зависеть от многих факторов. Основываясь на природе человека как биологического, социального и духовного существа, возможно выделить три основных направления формирования его потребностей: биологическое (потребность в голоде, жажде, сексе); социальное (власть, престиж, статус); духовное (морально-этическое развитие). Биологические и социальные потребности пересекаются, поскольку стремление к социально одобряемым ценностям при нарушении общечеловеческих норм обнажает животное в человеке. Кроме того, социальные потребности в большинстве случаев не являются действительно необходимыми человеку и их истинная цель заключается в том, чтобы увести его с пути духовного развития. Понимание возникновения потребностей как результата внутреннего и внешнего воздействия свойственно В.Д. Небылицину. Оригинальны его взгляды на соотношение потребностей и эмоциональности: «Возникновение потребностей (внутренних и обусловленных внешними воздействиями) и ход их удовлетворения связываются с характерным модусом эмоционального реагирования. Например, состояние голода у одних индивидов вызывает неудовольствие пассивного характера, у других — острое раздражение, агрессивные реакции направленного вовне активного поиска. Точно такая же картина наблюдается при внешнем воздействии, угрожающем, например, существованию индивида, его здоровью. У одних при этом возникают страх, подавленность, тоска, выражающиеся в бегстве от опасностей. У других — острое удовольствие от предстоящей борьбы и реакция атаки». Согласно Салливану, у индивида две ведущие потребности, одна из которых имеет биологическую природу, вторая — межличностную. Биологическая инициирует его стремление к ласке, нежности, межличностная — стремление к безопасности. Психологический смысл первой — ослабление физиологических потребностей, которые есть и у животных. Психологический смысл второй — снижение тревоги и неуверенности. Маслоу связывал формирование потребностей с мотивацией. Он полагал, что основной человеческой мотиваций является поиск и достижение личных целей и именно это делает жизнь осмысленной. Маслоу описал человека как «желающее существо», которое редко достигает состояния полного удовлетворения. Это вызвано тем, что после удовлетворения одной потребности на первый план выходит, требуя удовлетворения, другая. Таким образом, жизнь человека характеризуется тем, что он почти всегда чего-либо желает. Предположив, что все потребности человека врожденные или инстинктивные и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования, Маслоу выстроил их в порядке очередности: физиологические потребности, потребности безопасности и защиты, потребности принадлежности и любви, потребности самоуважения, потребности самоактуализации или потребности личностного самосовершенствования.

В основе данной иерархической системы лежит допущение: для того чтобы возникли потребности более высокого плана, потребности базового плана — физиологические — должны быть удовлетворены. Ключевым моментом в концепции Маслоу является то, что потребности никогда не удовлетворяются по принципу «все или ничего». Они могут частично совпадать, и, таким образом, человек может быть ориентирован одновременно на удовлетворение двух и более потребностей. Кроме того, потребности возникают постепенно и не важно «...насколько высоко продвинулся человек в иерархии потребностей: если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там, пока эти потребности не будут в достаточной мере удовлетворены». Маслоу сделал предположение, что потребность в самоактуализации — желание стать тем, кем ты можешь стать, достигнув вершины своего потенциала, — является врожденной потребностью. Однако исследования в данном направлении привели его к заключению, что самоактуализирующихся личностей менее чем один процент всего населения. Причина, по его мнению, заключается в препятствиях, которые имеют социокультурную природу.

Во-первых, жесткие стереотипы поведения, которые приравниваются к нормам и которым необходимо подчиняться, чтобы быть принятым обществом (например, стереотипы мужественности и женственности).

Во-вторых, отсутствие у большинства личностных качеств, наличие которых необходимо для процесса самосовершенствования: мужества, способности рисковать, готовности ошибаться и признавать свои ошибки. Это обусловлено первой группой, поскольку одна из базовых потребностей — потребность в безопасности — оказывается под угрозой, как только индивид пытается противоречить устоям общества. В результате, как правило, социокультурные ограничения, с одной стороны, и личностная импотенция, а с другой — мешают не только развитию, но и осознанию своего потенциала.

Таким образом, можно сделать вывод, что людям необходимо «способствующее общество», каким в настоящем оно не является. Можно сказать также, что в настоящий момент, мы можем определить общество как «общество мешающее», навязывающее ложные приоритеты в виде статуса, престижа, материальных благ. Следователь­но, возможно констатировать не тождественность потребностей, диктуемых социумом и необходимых самой личности. Иначе: существует разрыв между целями общества, средствами их достижения и нуждами, желаниями личности.

Таким образом, структура личности как вида ограничена биологическими потребностями как социального существа — материальными и духовными. Творчество и девиации — это разные возможные варианты проявления одного явления — поисковой активности, которая присуща каждому человеку как биологическому виду, и весь вопрос состоит в том, в какое именно направление будет направлена данная энергия.

 

Контрольные вопросы:

1.Дайте определения понятиям «норма», «креативность», «девиации». Покажите взаимосвязь данных видов поведения в психологии социального отчуждения.

2.Что общего в понятиях «самоактуализация» и «самоактуализирующаяся личность»?

3.Охарактеризуйте восемь способов поведения, которые, с точки зрения Маслоу, ведут к самоактуализации.

4.Перечислите сходные черты креативных и девиантных личностей.

5.В чем основное отличие по Симонтону между девиантами аддиктивного типа и творческими личностями?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: