введение самоуправления и всенародного представительства.




Прокламация Огарева призывала народ «сближаться с войском», «собираться с силами», чтобы «дружно и сильно отстоять против царя и вельмож землю мирскую, волю народную». Прокламация «Что нужно народу?» была особенно популярна в среде революционеров. Кроме того, массовое крестьянское движениепобуждало революционеров к поиску новых, более эффективных форм борьбы.

Выражением радикального направлениядемократического движения считается агитационный документ прокламация «Молодая Россия», вышедшая в мае 1862 г. Автором ее был студент П.Г. Заичневский, являвшийся одним из организаторов революционного кружка в Москве. Заичневский и его последователи отстаивали не только общедемократические, но и социалистические требования. Автор прокламации не страшился возможности применения террора для достижения главной цели — установления «социальной и демократической республики ». Вместе с тем прокламация побуждала сознание революционеров, особенно молодежи, к поиску принципиально новых форм борьбы. «Молодая Россия» была наполнена ожиданием революционного взрыва.

Среди агитационных документов начала 60-х гг. особое место занимает прокламация«Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». Вопрос об ее авторстве в исторической литературе вызывает большие споры. Одни и сторики считают, что ее автором был Чернышевский. Прокламация была написана до обнародования манифеста 19 февраля. Летом 1861 г. в подпольной типографии в Москве, организованной группой московских студентов, было начато ее печатание. Однако оригинал работы написан не рукой Чернышевского, что дает основание многим историкам усомниться в его авторстве. Но, именно эта прокламация стала главной причиной, по которой началась «охота» полиции на Чернышевского.В ходе следствия были сфабрикованы документы, которые обвиняли Чернышевского в составлении прокламации «Барским крестьянам...». Они вошли в официальное обоснование его ареста, по которым он был осужден на каторгу. Летом 1862 года он был арестован и началось долгое следствие, где главным обвинением стала именно эта прокламация.В итоге в 1864 году состоялась гражданская казнь Чернышевского и его отправляют на каторгу. Не смотря на отсутствие юридических доказательств, Николай Григорьевич был приговорен к каторге на 20 лет.

Прокламация «Барским крестьянам... » не получила широкой известности в изучаемые нами годы. Тем не менее, она является важнейшим документом революционного подполья. Прокламация отражает настроения демократов, группировавшихся вокруг «Современника». Эти настроения были очень созвучны с теми взглядами, которые пропагандировались лондонской группой, объединявшейся изданием «Колокола».

Прокламация «Барским крестьянам... » поднимала широкий круг вопросов, связанных с освобождением крестьян. В простых, понятных народу словах, автор пытался убедить крестьян, что реформа носит кабальный характер, что жизнь их станет намного хуже, чем при крепостном праве. В ней формулировались цели борьбы за политическое освобождение России, разоблачалась антинародная сущность реформы, доказывалась необходимость вооруженного восстания крестьян в союзе с армией. Прокламация «Барским крестьянам...», подобно прокламации Николая Платоновича Огарева, призывала крестьян к единодушию, накапливанию сил, предостерегала от преждевременных, неподготовленных действий.

В «эпоху прокламаций» было выпущено много агитационных документов, адресованных различным слоям общества : «К молодому поколению», «К крестьянам», «К солдатам», «К народу» и др. Это стало отражением той обстановки революционного возбуждения, которым была охвачена демократическая молодежь. С другой стороны, существование нескольких направлений в демократическом течении свидетельствовало об отсутствии стройной организации демократов.

Таким образом, демократы, не смотря на свое идейное размежевание, желали продолжения разработки реформы без их практического применения.

 

4. Освободительное движение 60-х гг.

Подобно движению декабристов, основой которому было молодое дворянство со свойственным ему свободолюбием, освободительное движение опиралось на нигилизм разночинцев. Дело в том, что время правления Александра II оказалось временем, переломным во многих отношениях (стоит вспомнить только осуществленные реформы). Вслед за проведенными реформами происходило «преображение жизни». 60-е гг. стали временем быстрого роста институтов общественного мнения в виде «толстых» журналов. Таким образом, на культурной и политической арене появилась новая сила – нигилистическая разночинная интеллигенция, которые объединялись под чувством оторванности от своих социальных корней и культурных традиций. В своих идеях они стремились отказаться от философии идеализма в пользу позитивизма и в следствии, отвергали все, что не было основано на данных чувственного опыта. Например: от теологии в пользу биологического, от либерализма в пользу проповеди социализма и т.д.

 

СЛАЙД. Ярким примером отражающим идеи того времени является Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889): известный писатель, журналист и революционер изучаемого нами времени. Чернышевский был сыном священника, учился в духовной семинарии в Саратове, затем на историко-филологическом факультете Петербургского университета.На формирование взглядов Чернышевского значительное влияние оказали французские историки — ФрансуаГизо и ЖюльМишле, смотревшие на исторический процесс не как на результат деятельности исключительно великих людей и уделявшие значительное внимание народным массам. В области философии на мировоззрение Чернышевского оказали влияние идеи Гегеля о непрерывном развитии и обновлении всего мира и Фейербаха, считавшего основным двигателем всех человеческих поступков, прежде всего пользу, а не какие-либо отвлечённые идеи. С ранних пор он стал проявлять свое критическое отношение к существующим порядкам, выступая за свержение монархии. В начале 1860-х Чернышевский возглавил борьбу революционной демократии за подлинное освобождение народа. Объясняя грабительскую сущность реформы 1861, он утверждал, что только крестьянская революция может принести народу политические права и экономическое освобождение.

 

Как подчеркивают современники Чернышевского, желание этих людей не походить ни на кого, породило собой даже новую моду: нигилистические костюмы – пледы, стриженные волосы и космы сзади, синие очки, фра-дьявольские шляпы и конфедератки. Кроме того, их отличали не только другой стиль, но и яркое отсутствие хороших манер, утрированная неотесанность, неопрятность. Все это объяснялось идеологически и было направлено против дворянской культуры с ее изяществом, блеском и величием.

Нигилизм – это явление в литературной и общественной жизни России 1860-х – начала 1870-х гг., выражающее отношение демократических кругов к основам современного им общественного строя. В конце 1861 года в журнале «Русский вестник» был опубликован роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», в котором понятие «нигилизм» относилось к центральному персонажу романа Базарову, для которого был характерен комплекс идей, выражающий критический взгляд на прошлое и настоящее российского общества, а также особую «взывающую» манеру поведения. Нигилизм как модель личного поведения предусматривал отказ от:

-государственной службы, карьеры и переход к «положительной» работе, гл образом в образовании и просвещении;

- от вежливости и этикета, утверждение искренности во взаимоотношениях, грубых, но честных;

- от «лживой» семейной морали в лице гражданских и фиктивных браков;

- от развлечений, занятий литературой и искусством.

Своеобразная мода на нигилизм породила формы поведения, нарушающие «общественные приличия»: это подчеркнуто «простонародные» манеры – громкий разговор, курение в общественных местах, постоянная готовность начать полемику.

 

Теперь, перейдем к рассмотрениюдемократических революционныхорганизаций, действующих в 60-е гг. XIXвека. Цели у каждого из объединений были разные, но их объединяла оппозиция существующей политической власти империи.

1. «Земля и воля». СЛАЙД.

Итак, вернемся к событиям начала 60-х гг. В конце 1861 года в Петербурге сложилась организация «Земля и воля ». Её название произошло от слов из прокламации Огарева «Что нужно народу?», в которой говорилось: «Очень просто, народу нужны земля и воля». Обратите внимание на логотип!!! Часто ее называют «Первой Землей и волей», т.к. позже, в к.70-х будет существовать народническая «З.и в».

Идейное влияние на организаторов данного кружка оказали Александр Иванович Герцен и Николай Гаврилович Чернышевский и ближайшее окружение «Современника», а фактическими организаторами считаются: братья Николай Александрович и Александр Александрович Серно-Соловьевичи, Николай Николаевич Обручев (успешный военный, служивший при дворе Ал.III), Александр Александрович Слепцов (дворянин), поэт Василий Степанович Курочкин, редактор сатирического еженедельника «Искра».

Часто данную организацию называют всероссийской организацией, что скорее было лишь заявкой на будущее, поскольку «Земля и воля» лишь объединение в Петербурге, которое поддерживало не оформленное организационно связи с московским, харьковским, казанским, пермским и другими кружками. Позднее они стали сотрудничать с «Комитетом русских офицеров» в Польше.Следует отметить, что работа организации так и не стала известна полиции. Причина: хорошо спланированная организация.

В целях конспирации вновь принятые группировались по «пятеркам». Центр выполнял, не столько руководящую, сколько объединяющую и координирующую функцию, а также вербовал новых членов и направлял пропаганду. Его личный состав не был известен рядовым землевольцам. В повседневном общении руководители считались обычными агентами тайного общества. Поэтому, для полиции обнаружить организаторов было крайне сложно. И, например, Обручев, смог сделать блестящую карьеру военного в годы правления Алекс. 3.

Нам не известен ни устав, ни программа этой организации, но ее целью стала подготовка революционных сил к предстающему, как они надеялись восстанию крестьян весной 1863 года, что связано с ожиданием «слушного часа». Когда надежды участников не оправдались – программные и организационные споры внутри объединения увеличились, что привело к самороспуску во второй половине 1863 года.

 

1863 не стал годом крестьянского восстания, зато он отметился восстанием в Польше. Землевольцы надеялись соединить польское национально-освободительное движение с всероссийскими крестьянскими бунтами, поэтому они поддерживали отношения с польскими революционерами и даже договаривались о совместном выступлении, которое было намечено на лето 1863 года. Польское восстание началось в январе 1863 года и поначалу развивалось достаточно успешно. Однако силы были не равны, и уже в начале 1864 года оно было подавлено российскими регулярными войсками, а попытка землевольцев поднять мятеж в Казани провалилась.

 

Следует обратить внимание! Данная организация не являлась народнической!

 

Если говорить о организации «Земля и воля», то нельзя не отметить политическую трезвость Чернышевского. Дело в том, что находясь в заключение, в 1862 году написал ряд статей под названием «Письма без адреса», которые были адресованы Александру II. В этой мнимой беседе с царём Чернышевский подчёркивал противоположность взглядов помещиков-дворян и крепостных крестьян на задачи отмены крепостного права. Он признавал законность недоверия крестьян к реформе, проводимый крепостниками, указывал, что реформа подготовлена чисто бюрократическим путём, что она свелась лишь к уплате крестьянами за урезанные наделы более высокого оброка. Эта серия статей показывала читателям крепостническую природу самодержавной власти и приводила к мысли о необходимости революционной борьбы с ней самих крестьян. Царская цензура не допустила их опубликования, данные идеи не были услышаны властями, и письма увидели свет только в 70-е гг, когда потеряли всякую актуальность.

 

2) «Ишутинцы». СЛАЙД.

В середине 60-х гг. народническое движение было представлено рядом кружков, наиболее известным из которых стал кружок «ишутинцев» (1863-1866 гг.).Он получил свое название по имени руководителя Николая АндреевичаИшутина (1840-1879 гг.). Его участники студенты-вольнослушатели Московского университета: Николай Андреевич Ишутин (в малолетстве остался сиротой и воспитывался в семье мелкопоместных дворян вместе со своим двоюродным братом: Дмитрием Каракозовым, который так же вошел в состав кружка), Петр Дмитриевич Ермолов (сын дворянина), Максимилиан Николаевич Загибалов (дворянин), и др.Первое время ишутинцы занимались пропагандой идей утопического социализма среди студенчестваи учащейся молодежи, культурной деятельностью, пытались создавать производственные ассоциации. Они считали себя последователями Чернышевского, но на самом деле являющиеся его слепыми подражателями. За образец своей работы они взяли его роман «Что делать?». Суть деятельности в организации зародышей социализма в России, а почва – это крестьянская община, где эти идеи уже существуют, нужно их только закрепить. Они основали в Москве бесплатную школу (сентябрь 1865), переплётную (осень 1864) и швейную (февраль 1865) мастерские, ватную фабрику в Можайском уезде (октябрь 1865) на началах ассоциации, в 1865 вели переговоры с той же целью с рабочими железоделательного Людиновского завода (Калужской губернии). Они считали первоочередной задачей подготовку переворота в экономике и общественном строе на основе применения коллективной собственности и коллективного труда.Но не имея навыков рыночных отношений, они не смогли доказать преимущества коллективного труда перед индивидуальным, поэтому решили перейти к более решительной деятельности.

Внутри ишутинского кружка возникла организация «Ад». Этот кружок был организационным центром подготовки будущей революции методами тотального террора, главная цель которого – цареубийство. Кроме того, она должна была следить за остальными членами общества, карая их смертью за измену, а в случае победоносной революции наблюдать за временным революционным правительством.Входивший в эту организацию Дмитрии Владимирович Каракозов (дворянина Саратовской губернии, исключенный из Казанского, затем из Московского университета за участие в студенческих беспорядках)о существил 4 апреля 1866 г. покушение на Александра II. После покушения Каракозова организация была частично раскрыта. 32 человека были осуждены Верховным уголовным судом к различным мерам наказания. Ишутин был приговорен к смертной казни, замененной вечной каторгой. Ермолов, Загибалов и др. были приговорены к каторжным работам, отбывали их на Александровском заводе вместе с Чернышевским, а затем были отправлены на поселение в различные районы Сибири. Часть ишутинцев подверглась наказанию в административном порядке. Значительное число ишутинцев осталось нераскрытым и вошло в состав других народнических организаций. Многие из них участвовали в революционных и общественных движениях последующих десятилетий.Расправа над участниками акции не остановила развития экстремистских тенденций в России.

 

3) «Нечаевщина». СЛАЙД.

Наибольшую известность в изучаемый период приобрел кружок СергеяГеннадьевича Нечаева (сын провинциального мещанина, но, не смотря на это, бывший ишутинец, 1847-1882 гг.), который он предпочитал называть «Народная расправа». Кружок возник в 1868 году в Петербурге в атмосфере студенческих беспорядков, когда вновь активизирующееся революционное подполье пыталось взять реванш за разгром, последовавший после разгрома Каракозова.

Нечаев, провернув очень хитрую аферу: после участия в кружке ищутинцев он сымитировал свой арест и побег из-под стражи, он уезжает за границу, где с помощью М.А. Бакунина и Н.П. Огарева получает деньги для развития революционного дела в России. За границей издается печально известный «Катехизис революционера»,написанный Нечаевым и Бакуниным, где была описана идейная и организационная основа революции-авантюры.Написан и отпечатан документ в 1869 году в Женеве. Первоначальное заглавие отсутствовало и появилось как обозначение его в ходе судебного процесса над нечаевцами в 1871 году. Если посмотреть происхождение слова «катехизис», то с древне-греческого оно переводится как, «поучение, наставление» - это официальный вероисповедный документ какой-либо конфессии, наставление, книга, содержащая основные положения вероучения, часто изложенные в виде вопросов и ответов. Поэтому данное название полностью отражает суть документа.СЛАЙД. Например, в нем говорилось: «Революционер – человек обреченный. У него нет своих интересов, ни дел, ни чувств, ни привязанности, ни собственности, ни даже имени. Все в нем поглощено единым исключительным интересом, единой мыслью… - революцией… Он знает одну только науку – науку разрушения…». Обратите внимание на портрет Нечаева – интеллигентный внешний вид человека не дает понять, что на самом деле это был фанатик своей идеи, готовый отдать жизнь ради идеи. Следует отметить, что в «Катехизисе» впервые в русской истории была сформирована широкомасштабная террористическая деятельность.

Вернувшись в Россию, он привлек в свою организацию несколько десятков человек. Они были разбиты на пятерки и подчинялись Центру, т.е. Нечаеву. Организация намеривалась заняться террористической деятельностью. Но первой стадией работы стало накопление материала с помощью шантажа и разных махинаций. В ноябре 1869 года в Москве, по приказу Нечаева был убит не пожелавший ему подчиняться,член «Народной расправы» И.И. Иванов. Обратите внимание, это факт «фанатизма», доказывающий, что Нечаев настолько был увлечен своей идеей, что никто и ничто не могло остановить его в достижении своей цели.

Деятельность организации стала известная царской полиции и после проведения операции, дело было раскрыто полицией, было арестовано порядка 80 человек. Руководитель организации бежал за границу, но был выдан Швейцарией как уголовный преступник.

Нечаевское дело потрясло всю Россию. Аморальность, возведенная в ранг политики, уголовные методы, фанатизм – все это заставило общество пересмотреть многие свои позиции. Указанная ситуация нашла отражение в творческих кругах, например в романе Ф.М. Достоевского «Бесы» - где он рассказывает не только о нечаевцах, но и в целом о людях, которые смело распоряжаются судьбами других людей, в целях осуществления своих безумных идей.

 

Вывод: Итак, воплощение в жизнь либеральных реформ в 60-х гг. XIX века повлекло за собой формирование групп людей с разными политическими настроениями, что приводит к появлению крупной оппозиции существующей власти. Особенностью данного периода является формирование принципиально нового освободительного движения, где действия его членов переходят «от слов к делу»: начиная от выпуска прокламация, подготовки восстаний, и заканчивая осуществлением террористических действий. Именно в этот период начинается оформление экстремистских форм сопротивления власти, которые получили распространение в 70-х гг. XIXвека.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: