Специфические методы физического воспитания
Частично регламентированные методы:
1. Игровой метод. Его суть заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.
Основными методическими особенностями игрового метода являются:
1) игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются в тесном взаимодействии;
2) наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся значительных физических усилий, что делает ее эффективным методом воспитания физических способностей;
3) широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют формированию у человека различных личностных качеств (самостоятельность, целеустремленность и т.д.);
4) соблюдение условий и правил игры в условиях противоборства способствует целенаправленному формированию у занимающихся нравственных качеств: чувство взаимопомощи, сотрудничества, дисциплинированности, коллективизма и т.д.;
5) присущий игровому методу фактор эмоциональности способствует формированию у занимающихся устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям.
К недостатку игрового метода можно отнести его ограниченные возможности при разучивании новых движений, а также при дозировании нагрузки на организм.
2. Соревновательный метод — это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Суть метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.
В физическом воспитании соревновательный метод проявляется:
1) в виде официальных соревнований различного уровня;
2) как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку.
Соревновательный метод позволяет:
а) стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;
б) выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;
в) обеспечивать максимальную физическую нагрузку;
г) содействовать воспитанию волевых качеств.
Методы строго регламентированного упражнения
Основным методическим направлением в процессе физического воспитания является строгая регламентация упражнений. Сущность методов строго регламентированного упражнения заключается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.
Методы строго регламентированного упражнения позволяют:
1) осуществлять двигательную деятельность занимающихся по твердо предписанной программе (по подбору упражнений, их связкам, комбинациям, очередности выполнения и т.д.);
2) строго регламентировать нагрузку по объему и интенсивности, а также управлять ее динамикой в зависимости психофизического состояния занимающихся и решаемых задач;
3) точно дозировать интервалы отдыха между частями нагрузки;
4) избирательно воспитывать физические качества;
5) использовать физические упражнения в занятиях с любым возрастным контингентом;
6) эффективно осваивать технику физических упражнений и т.д.
В практике физического воспитания все методы строго регламентированного упражнения подразделяются на две подгруппы: методы обучения двигательным действиям и методы воспитания физических качеств.
Методы обучения двигательным действиям. К ним относятся:
1. Целостный метод (метод целостно-конструктивного упражнения). Применяется на любом этапе обучения. Суть состоит в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части и позволяет разучивать структурно несложные движения (например, бег, простые прыжки, общеразвивающие упражнения и т.п.).
Недостаток этого метода заключается в том, что в неконтролируемых фазах или деталях двигательного действия (движения) возможно закрепление ошибок в технике. Поэтому при освоении упражнений со сложной структурой его применение нежелательно.
2. Расчлененно-конструктивный метод применяется на начальных этапах обучения. Он предусматривает расчленение целостного двигательного действия (преимущественно со сложной структурой) на отдельные фазы или элементы с поочередным их разучиванием и последующим соединением в единое целое.
При применении расчлененного метода необходимо соблюдать следующие правила:
1) Необходимо расчленять упражнения таким образом, чтобы выделенные элементы были относительно самостоятельными или менее связанными между собой.
2) Изучать выделенные элементы в сжатые сроки в различных вариантах. Тогда легче конструируется целостное движение.
Недостаток расчлененного метода заключается в том, что изолированно разученные элементы не всегда легко удается объединить в целостное двигательное действие.
В практике физического воспитания целостный и расчлененно-конструктивный методы часто комбинируют. Сначала приступают к разучиванию упражнения целостно. Затем осваивают самые трудные выделенные элементы и в заключение возвращаются к целостному выполнению.
3. Метод сопряженного воздействия. Применяется в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, т.е. результативности. Суть его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий (выполнение упражнений с утяжелителями). В этом случае одновременно происходит совершенствование как техники движения, так и физических способностей.
При применении сопряженного метода необходимо обращать внимание на то, чтобы техника двигательных действий не искажалась и не нарушалась их целостная структура.
Методы воспитания физических качеств.
Методы строгой регламентации, применяемые для воспитания физических качеств, представляют собой различные комбинации нагрузок и отдыха. Они направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Методы этой группы можно разделить на методы со стандартными и нестандартными (переменными) нагрузками.
1. Методы стандартного упражнения направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Стандартное упражнение может быть непрерывным и прерывистым (интервальным).
1) метод стандартно-непрерывного упражнения представляет собой непрерывную мышечную деятельность без изменения интенсивности (как правило, умеренной). Наиболее типичными его разновидностями являются:
а) равномерное упражнение (например, длительный бег, плавание, бег на лыжах, гребля и другие виды циклических упражнении);
б) стандартное поточное упражнение (например, многократное непрерывное выполнение элементарных гимнастических упражнений).
2) метод стандартно-интервального упражнения — это повторное упражнение, когда многократно повторяется одна и та же нагрузка. При этом между повторениями могут быть различные интервалы отдыха.
2. Методы переменного упражнения характеризуются направленным изменением нагрузки в целях достижения адаптационных изменений в организме. При этом применяются упражнения с прогрессирующей, варьирующей и убывающей нагрузкой:
· упражнения с прогрессирующей нагрузкой непосредственно ведут к повышению функциональных возможностей организма;
· упражнения с варьирующей нагрузкой направлены на предупреждение и устранение скоростных, координационных и других функциональных «барьеров»;
· упражнения с убывающей нагрузкой позволяют достигать больших объемов нагрузки, что важно при воспитании выносливости.
Основными разновидностями метода переменного упражнения являются следующие методы:
1) Метод переменно-непрерывного упражнения характеризуется мышечной деятельностью, осуществляемой в режиме с изменяющейся интенсивностью. Разновидности этого метода:
а) переменное упражнение в циклических передвижениях (переменный бег, «фартлек», плавание и другие виды передвижений с меняющейся скоростью);
Фартлек (швед. fartlek — «скоростная игра») — разновидность интервальной циклической тренировки, которая варьирует от анаэробного спринта до аэробной медленной ходьбы или трусцы (бег, велогонка, гребля, плавание).
б) переменное поточное упражнение — серийное выполнение комплекса гимнастических упражнений, различных по интенсивности нагрузок.
2) Метод переменно-интервального упражнения. Для него характерно наличие различных интервалов отдыха между нагрузками. Типичными разновидностями являются:
а) прогрессирующее упражнение (например, последовательное однократное поднимание штанги весом 70—80—90—95 кг и т.д. с полными интервалами отдыха между подходами);
б) варьирующее упражнение с переменными интервалами отдыха (например, поднимание штанги, вес которой волнообразно изменяется — 60—70—80—70—80—90—50 кг, а интервалы отдыха колеблются от 3 до 5 мин);
в) нисходящее упражнение (например, пробегание отрезков в следующем порядке — 800 + 400 + 200 + 100 м с жесткими интервалами отдыха между ними).
3) Круговой метод представляет собой последовательное выполнение специально подобранных физических упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Для каждого упражнения определяется место, которое называется «станцией». Обычно в круг включается 8-10 «станций». На каждой из них занимающийся выполняет одно из упражнений и проходит круг от 1 до 3 раз. Данный метод используется для воспитания и совершенствования практически всех физических качеств.