Социализация дошкольников. Воспитание толерантности




Социализация как процесс и результат усвоения и последующего активного вос­производства индивидом социального опыта неразрывно связан с общением и совмест­ной деятельностью людей.

Воспитание, обучение, развитие относят к ф ормам социализации личности. Зада­чей целенаправленной работы по социализации считается формирование социально активной личности, способной к творческой деятельности, к самореализации, устано­вившую устойчивую гармоничную систему отношений к другим людям, обществу, труду, к себе.

В генезисе социализации выделяют ряд последовательных этапов, отражающих проблемы возрастной периодизации; младенчество, раннее детство, дошкольное детст­во, младший школьный возраст, средний, позднюю зрелость, пожилой возраст, старость, долгожительство. В качестве агентов социализации рассматривают окружающих и вхо­дящих в круг общения ребенка людей.

В структуру социализации входят:

ü стихийная социализация;

ü воспитание;

ü сознательноесамоизменение человека.

Именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в ме­няющемся социуме. При этом возрастные особенности развития определяют магист­ральную линию социализации дошкольников. К ним относится игровая деятельность, через которую ребенок воспроизводит систему социальных отношений в обществе. С точки зрения Д.Б. Эльконина, игра - это способ освоения социальной действительности, в котором выражается связь ребенка с обществом. Кроме того, игра является средством освоения социальных ценностей, ролей и моделей поведения. Высокий уровень разви­тия игры влияет на уровень популярности ребенка. Так, по мнению Е.О, Смирновой, фактором популярности детей-дошкольнихов являются игровые, познавательные, ком­муникативные способности ребенка, нравственные качества.

В дошкольном детстве закладываются основы индивидуального стиля социали­зации, при этом условием социализации становится развитие созидательного потенциа­ла личности, а ее практическими критериями - активность, эмоциональное благополучиеи социальная компетентность. Конечным эффектом социализации в виде личности и в виде субъекта деятельности является образование индивидуальности.

Протекание процесса социализации детей дошкольного возраста раскрывается через показатели:

ü полоролевое поведение;

ü способность разрешения конфликтов;

ü самосознание;

ü самооценка;

ü усвоение социальной информации.

Одной из важных задач социализации дошкольников является воспитание толе­рантности. Ее актуальность обусловлена теми процессами, которые тревожат как ми­ровую общественность, так и российское общество. Прежде всего, это рост различного рода экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех со­циальных институтов и, в первую очередь, тех, кто оказывает непосредственное воздей­ствие на формирование личности ребенка.

Толерантность как образ жизни в обществе зависит от позиции каждого челове­ка, его терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению, принятия другого челове­ка, различий и особенностей как моментов целого. Толерантность предполагает необ­ходимость знания, уважения и понимания участниками педагогического процесса осо­бенностей культуры, традиций и языков разных народов. Толерантность - уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявле­ния человеческой индивидуальности.

Идея воспитания, соответствующего многокультурности общества, имеет давнюю историю. Так, еще Я А Коменский говорил о необходимости воспитывать умение жить рядом с другими; Н.К. Рерих мечтал о «благодетельном синтезе» «единения культур» во имя сотрудничества людей. Подобные размышления о взаимосвязи национального и общечеловеческого в культуре и воспитании находятся в работах Н.А. Бердяева, П.Ф. Каптерева, К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова и других отечественных и зарубежных мысли­телей.

Такие ценностные ориентиры и общечеловеческие ценности, как права челове­ка, свобода, уважение человеческого достоинства, забота о людях, сострадание, приня­тие другого человека таким, каков он есть, должны стать основными направлениями в организации образовательной деятельности.

Образовательный процесс в дошкольной организации должен опираться и стро­иться с учетом трех взаимосвязанных компонентов:

ü обеспечение личности возможности самоидентифицироваться как представи­телю той или иной национальной культуры и традиций;

ü создание условий для равноправного диалога с этнокультурным окружением;

ü обеспечение вовлеченности в цивилизованные процессы, опирающиеся на на­циональные, общероссийские и общечеловеческие ценности.

Формирование толерантных отношений дошкольников к сверстникам - многоас­пектная проблема, включающая решение таких задач, как:

ü становление и развитие межличностных отношений дошкольников, их взаимоот­ношений и общения;

ü формирование толерантных отношений в условиях многонационального коллек­тива воспитанников;

ü знакомство детей с культурой народов разных стран и расширение знаний об окружающем мире.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: