Социализация как процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.
Воспитание, обучение, развитие относят к ф ормам социализации личности. Задачей целенаправленной работы по социализации считается формирование социально активной личности, способной к творческой деятельности, к самореализации, установившую устойчивую гармоничную систему отношений к другим людям, обществу, труду, к себе.
В генезисе социализации выделяют ряд последовательных этапов, отражающих проблемы возрастной периодизации; младенчество, раннее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст, средний, позднюю зрелость, пожилой возраст, старость, долгожительство. В качестве агентов социализации рассматривают окружающих и входящих в круг общения ребенка людей.
В структуру социализации входят:
ü стихийная социализация;
ü воспитание;
ü сознательноесамоизменение человека.
Именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме. При этом возрастные особенности развития определяют магистральную линию социализации дошкольников. К ним относится игровая деятельность, через которую ребенок воспроизводит систему социальных отношений в обществе. С точки зрения Д.Б. Эльконина, игра - это способ освоения социальной действительности, в котором выражается связь ребенка с обществом. Кроме того, игра является средством освоения социальных ценностей, ролей и моделей поведения. Высокий уровень развития игры влияет на уровень популярности ребенка. Так, по мнению Е.О, Смирновой, фактором популярности детей-дошкольнихов являются игровые, познавательные, коммуникативные способности ребенка, нравственные качества.
В дошкольном детстве закладываются основы индивидуального стиля социализации, при этом условием социализации становится развитие созидательного потенциала личности, а ее практическими критериями - активность, эмоциональное благополучиеи социальная компетентность. Конечным эффектом социализации в виде личности и в виде субъекта деятельности является образование индивидуальности.
Протекание процесса социализации детей дошкольного возраста раскрывается через показатели:
ü полоролевое поведение;
ü способность разрешения конфликтов;
ü самосознание;
ü самооценка;
ü усвоение социальной информации.
Одной из важных задач социализации дошкольников является воспитание толерантности. Ее актуальность обусловлена теми процессами, которые тревожат как мировую общественность, так и российское общество. Прежде всего, это рост различного рода экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и, в первую очередь, тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка.
Толерантность как образ жизни в обществе зависит от позиции каждого человека, его терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению, принятия другого человека, различий и особенностей как моментов целого. Толерантность предполагает необходимость знания, уважения и понимания участниками педагогического процесса особенностей культуры, традиций и языков разных народов. Толерантность - уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.
Идея воспитания, соответствующего многокультурности общества, имеет давнюю историю. Так, еще Я А Коменский говорил о необходимости воспитывать умение жить рядом с другими; Н.К. Рерих мечтал о «благодетельном синтезе» «единения культур» во имя сотрудничества людей. Подобные размышления о взаимосвязи национального и общечеловеческого в культуре и воспитании находятся в работах Н.А. Бердяева, П.Ф. Каптерева, К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова и других отечественных и зарубежных мыслителей.
Такие ценностные ориентиры и общечеловеческие ценности, как права человека, свобода, уважение человеческого достоинства, забота о людях, сострадание, принятие другого человека таким, каков он есть, должны стать основными направлениями в организации образовательной деятельности.
Образовательный процесс в дошкольной организации должен опираться и строиться с учетом трех взаимосвязанных компонентов:
ü обеспечение личности возможности самоидентифицироваться как представителю той или иной национальной культуры и традиций;
ü создание условий для равноправного диалога с этнокультурным окружением;
ü обеспечение вовлеченности в цивилизованные процессы, опирающиеся на национальные, общероссийские и общечеловеческие ценности.
Формирование толерантных отношений дошкольников к сверстникам - многоаспектная проблема, включающая решение таких задач, как:
ü становление и развитие межличностных отношений дошкольников, их взаимоотношений и общения;
ü формирование толерантных отношений в условиях многонационального коллектива воспитанников;
ü знакомство детей с культурой народов разных стран и расширение знаний об окружающем мире.