Социально-коммуникативное развитие дошкольников
План:
1. Содержание понятий «социализация», «коммуникация».
2. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.
3. Формы образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию дошкольников.
4. Условия эффективного развития социально-коммуникативной компетентности дошкольников.
5. Семья как фактор социально-коммуникативного развития детей.
6. Социализация дошкольников. Воспитание толерантности.
Содержание понятий «социализация», «коммуникация»
Социализация ( от лат. sodafe— общественный) — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.
Социализация вмещает усвоение определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющей человеку функционировать в качестве полноправного члена общества. Включает как целенаправленные воздействия на личность (воспитание), так и стихийные (неосознанные). Излишняя социализация, по мнению Л. Кольберга, ведет к потере уникальности, поэтому она неразрывно связана с индивидуализацией — приобретением все большей самостоятельности, автономности личности, с возможностью более полного самовыражения и самораскрытия. Единство социализации и индивидуализации в современных педагогических концепциях рассматривается как основной путь развития личности в онтогенезе.
Социализаций дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.
Коммуникация - от лат. «communicatio» — что означает сообщение, передача и от «communicare» — делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать
2. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Общественная функция ДОУ заключается в обеспечении условий для развития у детей положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности.
Социально-коммуникативное развитие в педагогике дошкольного рассматривается как комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.
Методологической основой этого процесса является положение философии о взаимосвязи человека и общества, рассмотрение человека как ценности (аксиологический подход), об активной роли человека в преобразовании окружающего мира и самого себя.
Целью социально- коммуникативного развития является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
В ФГОС дошкольного образования (п.2.6.) указаны задачи_социально - коммуникативного развития детей, которые направлено на:
1. усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
2. развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками:
3. становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
4. развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
5. формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
6. формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
7. формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
8. формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Осуществление этих задач невозможно без признания педагогами и родителямиуникальности каждого ребенка, учета пола, индивидуальности, возрастных особенностей психики.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» включает в себя основные направления (рис. 1).
Рисунок 1. Основные направленияОбразовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Основными принципами реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» являются: принципы комплексности, интеграции, субъектности, индивидуализации и дифференциации, сотрудничества, сотворчества, соразвития, гуманизации, системности, преемственности.
3. Формы образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию дошкольников
Таблица 1 - Формы образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию дошкольников
4. Условия эффективного развития социально-коммуникативной компетентности дошкольников
Деятельность педагогов по обеспечению необходимых условий для социально- коммуникативного развития детей включает:
1. организацию развивающей предметно-пространственной среды;
2. создание для детей ситуаций коммуникативной успешности;
3. стимулирование коммуникативной деятельности детей, в том числе с использованием проблемных ситуаций;
4. устранение у детей коммуникативных трудностей в сотрудничестве с педагогом-психологом и при поддержке родителей;
5. мотивирование ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи вербальных и невербальных средств общения;
6. обеспечение баланса между образовательной деятельностью под руководством педагога и самостоятельной деятельностью детей;
7. моделирование игровых ситуаций, мотивирующих дошкольника к общению с взрослыми и сверстниками.
Реализация задач социально-коммуникативного развития дошкольников направлена на приобретение опыта в различных видах детской деятельности.
ü Игровая деятельность дает ребенку почувствовать себя равноправным членом общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.
ü Исследовательская деятельность дает возможность ребенку самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.
ü Изобразительная деятельность позволяет ребенку с помощью элементарного труда в процессе создания продуктов детского творчества на основе воображения и фантазии «вжиться» в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
ü Предметная деятельность удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.
ü Познавательная деятельность обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.
ü Коммуникативная деятельность (общение) объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.
ü Конструктивная деятельность дает возможность сформировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.
ü Проектная деятельность активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
Каждый вид указанных и других видов совместной деятельности вносит свой особый вклад в процесс социально-коммуникативного развития дошкольников.
Семья как фактор социально-коммуникативного развития детей
Важный фактор социально-коммуникативного развития детей — семья (Т.В. Антонова, Р.А. Иванкова, А.А. Рояк, Р.Б. Стеркина, Е.О Смирнова и др.). Сотрудничество воспитателей и родителей создает оптимальные условия формирования социального опыта ребенка, его саморазвития, самовыражения и творчества.
Общение с детьми воспитателей и родителей зависит от стилей воспитания. Взрослые с демократическим стилем общения создают условия для доверительных, доброжелательных, эмоционально-положительных отношений. Авторитарные взрослые провоцируют конфликтность, недоброжелательность, неблагоприятные условия для социально-нравственного развития дошкольников. В исследовании Г.Б. Степановой показана значимость взаимодействия «ребенок — взрослый», в котором каждый оказывает влияние на поведение другого и модифицирует его. «Ребенок постоянно наблюдает, имитирует и моделирует отношения, поведение и деятельность окружающих его взрослых. Такое моделирование оказывает гораздо большее влияние на социальное развитие ребенка, чем словесные инструкции и поучения».
Общими условиями сотрудничества педагогов с родителями в работе по социально-коммуникативному развитию являются:
ü обеспечение эмоционального благополучия и удовлетворения жизненно важных потребностей ребенка в группе детского сада;
ü сохранение и поддержание единой линии позитивного социальнокоммуникативного развития детей в ДОУ и в семье;
ü уважение личности ребенка, осознание самоценности дошкольного детства;
ü формирование у ребенка положительного самоощущения, уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят.