Семья как фактор социально-коммуникативного развития детей




Социально-коммуникативное развитие дошкольников

План:

1. Содержание понятий «социализация», «коммуникация».

2. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.

3. Формы образовательной деятельности по социально-коммуникативному разви­тию дошкольников.

4. Условия эффективного развития социально-коммуникативной компетентности дошкольников.

5. Семья как фактор социально-коммуникативного развития детей.

6. Социализация дошкольников. Воспитание толерантности.

Содержание понятий «социализация», «коммуникация»

Социализация ( от лат. sodafe— общественный) — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

Социализация вмещает усвоение определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющей человеку функционировать в качестве полноправного члена общества. Включает как целенаправленные воздействия на личность (воспитание), так и стихийные (неосознанные). Излишняя социализация, по мнению Л. Кольберга, ведет к потере уникальности, поэтому она неразрывно связана с индивидуализацией — приобретением все большей самостоятельности, автономности личности, с возможностью более полного самовыражения и самораскрытия. Единство социализации и индивидуализации в современных педагогических концепциях рассматривается как основной путь развития личности в онтогенезе.

Социализаций дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

Коммуникация - от лат. «communicatio» — что означает сообщение, передача и от «communicare» — делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать

2. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в ус­ловиях реализации ФГОС дошкольного образования

Общественная функция ДОУ заключается в обеспечении условий для развития у детей положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру, коммуни­кативной и социальной компетентности.

Социально-коммуникативное развитие в педагогике дошкольного рассматривает­ся как комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.

Методологической основой этого процесса является положение философии о взаимосвязи человека и общества, рассмотрение человека как ценности (аксиологиче­ский подход), об активной роли человека в преобразовании окружающего мира и самого себя.

Целью социально- коммуникативного развития является позитивная социализа­ция детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, тради­циям семьи, общества и государства.

В ФГОС дошкольного образования (п.2.6.) указаны задачи_социально - коммуникативного развития детей, которые направлено на:

1. усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нрав­ственные ценности;

2. развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками:

3. становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собст­венных действий;

4. развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчи­вости, сопереживания;

5. формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

6. формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей се­мье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

7. формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

8. формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Осуществление этих задач невозможно без признания педагогами и родителямиуникальности каждого ребенка, учета пола, индивидуальности, возрастных особенно­стей психики.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» включает в себя основные направления (рис. 1).

Рисунок 1. Основные направленияОбразовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

 

Основными принципами реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» являются: принципы комплексности, интеграции, субъектности, индивидуализации и дифференциации, сотрудничества, сотворчества, соразвития, гуманизации, системности, преемственности.

 

3. Формы образовательной деятельности по социально-коммуникативному разви­тию дошкольников

Таблица 1 - Формы образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию дошкольников

 

4. Условия эффективного развития социально-коммуникативной компетентно­сти дошкольников

Деятельность педагогов по обеспечению необходимых условий для социально- коммуникативного развития детей включает:

1. организацию развивающей предметно-пространственной среды;

2. создание для детей ситуаций коммуникативной успешности;

3. стимулирование коммуникативной деятельности детей, в том числе с исполь­зованием проблемных ситуаций;

4. устранение у детей коммуникативных трудностей в сотрудничестве с педагогом-психологом и при поддержке родителей;

5. мотивирование ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, харак­терных черт персонажей при помощи вербальных и невербальных средств общения;

6. обеспечение баланса между образовательной деятельностью под руково­дством педагога и самостоятельной деятельностью детей;

7. моделирование игровых ситуаций, мотивирующих дошкольника к общению с взрослыми и сверстниками.

Реализация задач социально-коммуникативного развития дошкольников направлена на приобретение опыта в различных видах детской деятельности.

ü Игровая деятельность дает ребенку почувствовать себя равноправным членом общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в спо­собности получать реальный результат.

ü Исследовательская деятельность дает возможность ребенку самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

ü Изобразительная деятельность позволяет ребенку с помощью элементарного труда в процессе создания продуктов детского творчества на основе во­ображения и фантазии «вжиться» в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.

ü Предметная деятельность удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.

ü Познавательная деятельность обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.

ü Коммуникативная деятельность (общение) объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.

ü Конструктивная деятельность дает возможность сформировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.

ü Проектная деятельность активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.

Каждый вид указанных и других видов совместной деятельности вносит свой особый вклад в процесс социально-коммуникативного развития дошкольников.

Семья как фактор социально-коммуникативного развития детей

Важный фактор социально-коммуникативного развития детей — семья (Т.В. Анто­нова, Р.А. Иванкова, А.А. Рояк, Р.Б. Стеркина, Е.О Смирнова и др.). Сотрудничество воспитателей и родителей создает оптимальные условия формирования социального опыта ребенка, его саморазвития, самовыражения и творчества.

Общение с детьми воспитателей и родителей зависит от стилей воспитания. Взрослые с демократическим стилем общения создают условия для доверительных, доброжелательных, эмоционально-положительных отношений. Авторитарные взрослые провоцируют конфликтность, недоброжелательность, неблагоприятные условия для со­циально-нравственного развития дошкольников. В исследовании Г.Б. Степановой пока­зана значимость взаимодействия «ребенок — взрослый», в котором каждый оказывает влияние на поведение другого и модифицирует его. «Ребенок постоянно наблюдает, имитирует и моделирует отношения, поведение и деятельность окружающих его взрослых. Такое моделирование оказывает гораздо большее влияние на социальное разви­тие ребенка, чем словесные инструкции и поучения».

Общими условиями сотрудничества педагогов с родителями в работе по социаль­но-коммуникативному развитию являются:

ü обеспечение эмоционального благополучия и удовлетворения жизненно важных потребностей ребенка в группе детского сада;

ü сохранение и поддержание единой линии позитивного социально­коммуникативного развития детей в ДОУ и в семье;

ü уважение личности ребенка, осознание самоценности дошкольного детства;

ü формирование у ребенка положительного самоощущения, уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: