Музыка и пение
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Программы подготовительного и 1- 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида (под ред. В.В.Воронковой, М., Просвещение. 2008).
Уровень изучения учебного материала соответствует основной программе начального общего образования, разработанной исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся, реализуемой в специальных (коррекционных) классах VIII вида и основного общего образования, разработанной исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся, реализуемой в специальных (коррекционных) классах VIII вида.
Музыкальное воспитание и обучение является неотъемлемой частью учебного процесса в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида. Среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для умственно отсталого ребенка.
Цель музыкального воспитания и образования – овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся. Исходя из целей, выделяется комплекс задач.
Образовательные задачи:
- формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;
- формировать музыкально-эстетический словарь;
- формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
- совершенствовать певческие навыки;
- развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.
|
Воспитательные задачи:
- помочь самовыражению умственно отсталых школьников через музыкальную деятельность;
- способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
- развивать эмоциональную отзывчивость;
- активизировать творческие способности.
Коррекционно-развивающие задачи:
- корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
- корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.
Программа по музыке и пению для 1-4 классов состоит из следующих разделов: «Пение», «Слушание музыки».
Раздел «Пение» включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений учащихся в зависимости от уровня певческого развития по годам обучения. Классика, фольклор, современная песня – основа формирования вокально-хорового репертуара.
Раздел «Слушание музыки» включает в себя прослушивание и обсуждение произведений. Опыт слушания учащимися высокохудожественной музыки, накопленный в начальной школе, является основой, на которой осуществляется дальнейшее изучение музыкального репертуара.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся по программе:
Учащиеся должны знать:
- высокие и низкие, долгие и короткие звуки;
- музыкальные инструменты и их звучание (барабан, арфа, флейта);
- характер и содержание музыкальных произведений;
- музыкальные коллективы (ансамбль, оркестр).
Учащиеся должны уметь:
- исполнять без сопровождения простые, хорошо знакомые песни;
- различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном сопровождении;
|
- исполнять выученные песни ритмично и выразительно, сохраняя строй и ансамбль;
- определять разнообразные по содержанию и характеру музыкальные произведения (веселые, грустные, спокойные).
Количество часов по программе – 8,5
Количество часов в неделю по учебному плану – 0,25
Количество часов в год – 8,5
Календарно-тематическое планирование по музыке и пению
№ п/п | Тема урока | Содержание | Кол-во часов | Дата | Наглядность |
Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в 3 классе Форма музыкального произведения. Мелодия и сопровождение Сказочные сюжеты в музыке | Певческая установка, правильное дыхание во время пения; «Чему учат в школе» м. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского - разучивание В. Моцарт «Рондо» из сонаты для фортепиано – слушание Закрепление знаний о мелодии и сопровождении в песнях и муз. произведениях, изученных ранее на новом материале; «Наша школьная страна» м. Ю. Чичкова, с. К. ибряева – слушание Слушание и рисование по прослушанным произведениям Э. Григ «В пещере горного короля»,«Шествие гномов», | Папка «Композиторы и творчество», иллюстрации к песне Карточки - схемы к музыкальным формам Папка «Иллюстрации» Иллюстрации к музыке Грига, Чайковского, альбомы, цветные карандаши | |||
Характерные особенности музыки к сказкам Идейное и художественное содержание музыки к сказкам Музыкальные средства для создания сказочных образов | Сказочная музыка, ее особенности Н.А.Римский - Корсаков - «Песня индийского гостя» из оперы «Садко» - «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане»; «Осень» м. Ц. Кюи, с. А. Плещеева - разучивание Раскрытие содержания сказочной музыки М.Глинка - марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» Муз. средства, с помощью которых создаются сказочные образы (динамика, темп, использование муз. инструментов) - «Баба– Яга» П. И. Чайковский «Настоящий друг» м. Б.Савельева, сл.М. Пляцковского Музыкальная викторина по репертуару I четверти | Иллюстрации к муз. произведениям и песне Диски с м/ф, записи муз. произведений Папка «Иллюстрации» | |||
Динамические оттенки музыки Разновидности маршей – военный, спортивный Марш – шуточный, траурный Виды танцев | Элементарные представления о выразительном значении динамических оттенков (форте - громко, пиано - тихо); «Колыбельная медведицы» м. Е. Крылатова, сл. Ю. Яковлева – разучивание Различение видов маршей – Р.Шуман «Солдатский марш» (военный) М. Блантера «Футбольный марш» (спортивный); Виды маршев, разный характер маршев С.Прокофьев «Марш» из балета «Любовь к трем апельсинам» (шуточный) Ф.Мендельсон «Траурный марш» (траурный) Виды танцев – вальс, полька, танго «Русский вальс» м. В. Гороховский - слушание «Полька» М. Глинка (полька) - слушание А. Пьяццолла «Танго» - слушание | Пособие к муз. упражнениям «Динамические оттенки» Папка «Иллюстрации» | |||
Народные танцы Игра на знакомых музыкальных инструментах Песни к Новому году | Виды народных танцев – полонез, хоровод Ф. Шопен «Полонез» - слушание «Красный сарафан» рус. нар. песня – слушание «Волшебный цветок» м. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского – разучивание Игра на бубне, ложках, треугольнике, металлофоне Пропевание новогодних песен, исполнение хороводов Муз. игра «Угадай мелодию» по репертуару II четверти | Иллюстрации к видам танцев Муз. инструменты |
|
Ресурсное обеспечение:
· Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1 - 4классы / Под ред. В.В.Воронковой.- М., Просвещение. 2008.