Степень разработанности проблемы




Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой»

Педагогический факультет

Кафедра музыкального искусства

ДИССЕРТАЦИЯ

На соискание степени магистра

ТЕМА: «Современный зарубежный опыт музыкального оформления урока классического танца»


Работа рассмотрена на кафедре:

_____________________________

(дата, номер протокола)

Зав. музыкального искусства

_____________________________

Г.А. Безуглая

 

Работа защищена в ГЭК

«___» _______20 г.

С оценкой_____________

Секретарь ГЭК_________

(подпись)

 

Выполнила:

Студентка II курса магистратуры

Е.А. Захарчук

_____________________________

(подпись)

Направление подготовки:

53.04.06 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство»

Образовательная программа: «Музыка в искусстве балета»

Научный руководитель:

_____________________________

(уч. звание, степень, Ф.И.О.)

_____________________________

(подпись)

Рецензент:

_____________________________

(уч. звание, степень, Ф.И.О.)

 

 


Санкт-Петербург


 

Содержание

 

 

Введение

Тема работы: «Современный зарубежный опыт музыкального оформления урока классического танца»

Аккомпанемент в балете является особой разновидностью исполнительского искусства и требует от пианиста специфических навыков и знаний. Умение играть в классе и на репетициях, в учебном заведении и в театре, в разных стилистических направлениях, импровизировать и читать с листа делают профессию концертмейстера балета уникальной. Несмотря на все возрастающую практику использования на звуковоспроизводящей техники, аудиозаписей в школах и театрах, их функционирование немыслимо без работы аккомпаниатора. Как в России, так и за рубежом квалифицированный пианист балета высоко ценится. Большое значение имеют не только исполнительские качества пианиста, но и характеристика самого музыкального материала. Многие его качества являются универсальными, другие дифференцируются в зависимости от традиций той или иной школы. Это касается спектра стилевых направлений, особенностей фортепианного исполнительства. В данной работе мы обращаемся к зарубежному опыту концертмейстерского искусства в балете.

 

Актуальность темы

В последние десятилетия мы можем наблюдать, как неуклонно возрастает интерес к творчеству концертмейстера балета. Благодаря сети

Интернет появилась возможность познакомиться с творчеством мастеров различных стран и балетных школ, детально изучить музыку аккомпаниаторов, обращаясь к образцам на дисках, аудиозаписях и видеороликах. Стал облегчен доступ к литературе на иностранных языках, посвященной концертмейстерскому искусству. Также в наше время доступно обсуждение проблематики с конкретными пианистами разных континентов.

Поэтому выбранная тема является актуальной.

 

Новизна работы: заключается в том, что впервые ставится задача собрать и обобщить материалы о зарубежном современном искусстве аккомпанирования в классическом танце. Практическая значимость: Работа может быть полезна как источник структурированных сведений о зарубежном балетном аккомпанировании, таких как: особенности исполнения, стилевые и жанровые характеристики музыки, традиции импровизации и сочинения музыки для балетного экзерсиса.

 

Объектом работы является фортепианный аккомпанемент в балете – так, как он представлен в современной зарубежной практике.

Предметом работы является музыка, исполняемая на уроках классического танца в современном зарубежье, ее характерные свойства и особенности, а именно: жанровая и стилевая принадлежность;

Материалы исследования: CD, подкасты, видеофайлы и ролики YouTube, нотные материалы.

 

Цель исследования - получить системное представление о современном зарубежном искусстве аккомпанемента в балете.

 

Задачи исследования:

1. Собрать аудио и видео материал, представляющий современный зарубежный опыт концертмейстерского искусства в сфере балета.

2. Охарактеризовать зарубежную методическую литературу: книги, пособия, нотные сборники.

2. Собрать и представить информацию о творческой деятельности наиболее интересных и выдающихся исполнителей-пианистов в аспекте фортепианного аккомпанемента уроку классического танца, осветить концертмейстерский и композиторский опыт работы авторов дисков в балетных школах, театрах.

3. Выявить отличительные особенности фортепианного исполнительского искусства аккомпаниаторов:

3.1. Определить принадлежность игры концертмейстера академическому (неакадемическому) стилю; качество исполнения, уровень сложности.

3.2 Исследовать соответствие исполняемой музыки структуре урока классического танца по ритмической формуле, наличию вступительной фразы (препарасьона), количеству фраз для исполнения андеор и андедан.

4. Охарактеризовать свойства музыки, исполняемой в классе, такие как:

4.1. импровизация или сочиненная композиция;

4.2. жанровая принадлежность;

4.3. практическая направленность музыки (для театра или учебнгого заведения);

4.4 стилистическая принадлежность.

5. Сравнить приемы и методы отечественного и зарубежного типов аккомпанемента.

6. Составить таблицу, иллюстрирующую полученную и обобщенную информации.

7. Сформулировать методические рекомендации, основанные на выявлении интересных и полезных особенностей зарубежного балетного аккомпанемента, которые можно применить на практике.

 

Степень разработанности проблемы

Направление исследованию дают фундаментальные работы отечественных авторов, посвященные проблематике музыки в искусстве балета, синтезу искусств, взаимодействию музыканта и хореографа.

Одним из первых к проблемам музыки в балете обратился отечественный музыковед Б. В. Асафьев. Среди его многочисленных трудов – монографии, посвященные русской музыке, общим вопросам музыкальной теории и истории, в частности, балетного жанра («О балете: статьи, рецензии, воспоминания» Л. 1974 г.). Большое количество трудов посвящены композиторам, в том числе выдающимся авторам балетов: П. И. Чайковскому («Прошлое русской музыки. Материалы и исследования, выпуск 1. П.И. Чайковский. Петроград, 1920 год, 184 с.); «Чайковский. Опыт характеристики. Петроград «Памяти Чайковского Л.-М. 1940; «Петр Ильич Чайковский: его жизнь и творчество, Петроград 1922) А. Глазунову («Глазунов, опыт характеристики»), Стравинскому («Книга о Стравинском», Л., 1977, 280 стр.), Прокофьеву (Сергей Прокофьев, л. 1927 г, 38 с.)

Екатерина Николаевна Дулова является значительнымисследователем музыки русских балетов различных эпох, композиторов.

В диссертации «Балетный жанр как музыкальный феномен (русская традиция конца 18 – начала 20 века)» (МГК, М., 2000 г.) рассматривается феномен балетного жанра, в том числе во взаимосвязи с формообразованием; вопросы стилистических особенностей балетной музыки, проблемы анализа балетной партитуры на примере «Спящей красавицы» П.И. Чайковского. Понятие «музыка в балете» анализируется как жанровое и стилевое явление, и изучается не только в динамике и историческом контексте, но и в аспекте нескольких авторско-композиторских стилей.

Светлана Витальевна Наборщикова – создатель учебной программы «Музыкальная культура балета» (Мск. 2003), предназначенной для изучения на теоретических и композиторских факультетах музыкальных высших учебных заведений. Специфика курса заключается в том, что балетное искусство рассматривается приоритетно с точки зрения музыканта-исследователя.

Светлана Наборщикова также является автором монографии «Баланчин и Стравинский: видеть музыку, слышать танец» (2009). В данном труде исследуется синтез творческих процессов композитора и хореографа, взаимопроникновение законов и методов двух разных искусств.

Безуглая Галина Александровна – автор трудов «Концертмейстер балета: музыкальное сопровождение урока классического танца» (2005 СПб, 217с.) и «Новый концертмейстер балета» (Лань, Спб, 2018, 432 с.). Книги созданы для пианистов-аккомпаниаторов и содержат ценный систематизированный материал практического и теоретического характера, необходимый концертмейстеру в непосредственной работе. Особой ценностью обладает изложение критериев профессионального обучения и работы концертмейстера балета. Освещается проблематика искусства музыкальной импровизации в балетном классе, дается теоретическое и методическое обобщение данной практики.

Среди русскоязычных работ, посвященных теме концертмейстерского искусства в балете, можем назвать диссертацию Лысцовой Л. А. «Деятельность концертмейстера балета: исполнительский и педагогический аспекты» (Казань, 2015, 245 с.). В диссертации разносторонне изучаются теоретические и практические аспекты работы пианиста-аккомпаниатора. Большое внимание уделяется … Интересен исторический обзор становления и развития концертмейстерского искусства в России, аспекты фортепианного исполнительства в ракурсе работы аккомпаниатора. Глава 2 посвящена музыкальному сопровождению различных видов танца: на уроке классического, историко-бытового, народно-сценического танца. Глава дополнена разделами с музыкальными примерами. Педагогический, методический опыт концертмейстеров, рассматривается на примере Пермской балетной школы.

 

Также некоторые аспекты рассматриваются в работах Ревской Н.Е. Например, в учебное пособие «Музыкальное оформление урока классического танца» является практическим руководством для начинающих концертмейстеров балета. В Материалах ежегодной межвузовской конференции (СПбГУП 2003) дается краткий дискурс в работу пианиста на уроке классики, а также обзор музыкальных сборников и хрестоматий, пособий с музыкальными примерами по оформлению экзерсиса.

Проблематике музыки в балете посвящены некоторые статьи отечественных авторов. Статья Т. В. Букиной « Б.В. Асафьев у истоков «музыкального балетоведения»: технология научного открытия» раскрывает научно-исследовательскую деятельность Б.В. Асафьева в сфере изучения балетной музыки. Интересны работы Наборщиковой С.В. В статье «Баланчин и Стравинский: к проблеме музыкально-хореографического синтеза» рассматривается феномен творческого сотрудничества хореографа и музыканта.

Статьи Е.Н. Дуловой посвящены проблемам музыкального стиля балетной музыки. Среди них -

- «Утверждая главенство содержания … (Жанрово-стилистические аспекты балетной музыки 19 в.// Современный балет 1989 г. номер 1.).

- «Музыка в балете» и стилевые процессы в русской музыкально-театральной культуре второй половины 18 века// бортнянский и его время: к 250-летию со дня рождения Д. С. Бортнянского: материалы межд. Науч. Конф. Мск, 21-25 мая 2001 г. – М. 2003.

- «Балетный жанр в контексте романтического стиля: единство и парадоксальность // Романтизм в музыке: материалы научно-теоретической конференции, Минск, 3-5 декабря. 1997.- Минск, 1999.

Литература непосредственно по теме представлена преимущественно на английском языке.

Одно из первых глубоких исследований работы музыканта в балете представлено в монографии Элизабет Сойер (Elizabeth Sawyer) «Dance with the music: the world of the ballet musician» (1985). Автор исследует взаимодействие музыки и танца на разных уровнях: В монографии представлен детальный анализ музыки в контексте балета.

Кэтрин Тек (Teck, Katherine) является на данный момент одной из первых исследователей сотворчества пианиста-концертмейстеа и хореографа, взаимодействия искусств танца и музыки. В книге К. Тек «Music for the dance. Reflections on a collaborative art» на примере материалов интервью с балетмейстерами, репетиторами, композиторами, пианистами автор всесторонне изучает специфику совместной работы музыканта и танцовщика. В аспекте творческого тандема «танец-музыка» рассматриваются такие явления, как музыкальный вкус, создание танцевальных композиций, аранжировка, дирижирование балетным спектаклем, феномены восприятия звука, музыкальности хореографа. Книга интересна богатством биографических данных, в ней представлены непосредственные мнения участников творческого процесса.

В издании «Movement to music: musicians In the dance studio» К. Тек рассматривает опыт взаимодействия музыкантов и хореографов на уроке и репетиции, то есть тот процесс, который подготавливает театральный спектакль. В разделе 1 прослеживается история балетного аккомпанирования, анализируется феномен импровизации, характеризуется использование ударных инструментов в аккомпанементе танцу. Книга является также практическим руководством для концертмейстеров балета: во 2 разделе изложеныбазовые принципы работы аккомпаниатора.Отдельная глава посвящена музыке для танца модерн. В приложении рассматриваются нотные ресурсы, необходимые концертмейстеру в практике.

Диссертация Е. Вонг (Wong, Yee Sik) «The art of accompanying classical ballet technique classes» посвящена проблемам соотношения музыки и танцевального движения. В диссертации изучаются основные принципы работы пианиста на уроке классического танца. Взаимодействие музыкального материала и балетных движений последовательно рассматриваются согласно структуре балетного экзерсиса (комбинации у станка; на середине; пальцевая техника). В отдельной главе изучается специфика фактурных приемов и ритмических основ в практике аккомпаниатора, таких как арпеджио, альбертиевы басы, бас-аккордовая фактура. В приложении даны музыкальные иллюстрации (нотный материал).

В практическом пособии Harriet Cavalli «Dance and Music. A guide to dance accompaniment» (2001) разносторонне рассматривается музыка, исполняемая на уроке балета. В одном из разделов монографии изучаются компоненты танцевальной музыки – essential elements of music for dance (такие как ритм, метр, мелодия, гармония, стиль и т.п.); музыкальная форма. Самый исчерпывающий раздел книги посвящен музыкальным формам, используемым в балетном классе (Musical forms for dance and how to count them). Преимуществом является обилие нотных примеров, иллюстрирующих теоретические положения. Книга полезна не только музыкантам, но и балетным педагогам, для которых создан соответствующий раздел (for dance teachers).

Методы исследования

Методологическая база исследования включает теоретические (анализ, синтез, классификация), и практические методы (сравнение).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: