Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой»
Педагогический факультет
Кафедра музыкального искусства
ДИССЕРТАЦИЯ
На соискание степени магистра
ТЕМА: «Современный зарубежный опыт музыкального оформления урока классического танца»
Работа рассмотрена на кафедре:
_____________________________
(дата, номер протокола)
Зав. музыкального искусства
_____________________________
Г.А. Безуглая
Работа защищена в ГЭК
«___» _______20 г.
С оценкой_____________
Секретарь ГЭК_________
(подпись)
Выполнила:
Студентка II курса магистратуры
Е.А. Захарчук
_____________________________
(подпись)
Направление подготовки:
53.04.06 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство»
Образовательная программа: «Музыка в искусстве балета»
Научный руководитель:
_____________________________
(уч. звание, степень, Ф.И.О.)
_____________________________
(подпись)
Рецензент:
_____________________________
(уч. звание, степень, Ф.И.О.)
Санкт-Петербург
Содержание
Введение
Тема работы: «Современный зарубежный опыт музыкального оформления урока классического танца»
Аккомпанемент в балете является особой разновидностью исполнительского искусства и требует от пианиста специфических навыков и знаний. Умение играть в классе и на репетициях, в учебном заведении и в театре, в разных стилистических направлениях, импровизировать и читать с листа делают профессию концертмейстера балета уникальной. Несмотря на все возрастающую практику использования на звуковоспроизводящей техники, аудиозаписей в школах и театрах, их функционирование немыслимо без работы аккомпаниатора. Как в России, так и за рубежом квалифицированный пианист балета высоко ценится. Большое значение имеют не только исполнительские качества пианиста, но и характеристика самого музыкального материала. Многие его качества являются универсальными, другие дифференцируются в зависимости от традиций той или иной школы. Это касается спектра стилевых направлений, особенностей фортепианного исполнительства. В данной работе мы обращаемся к зарубежному опыту концертмейстерского искусства в балете.
|
Актуальность темы
В последние десятилетия мы можем наблюдать, как неуклонно возрастает интерес к творчеству концертмейстера балета. Благодаря сети
Интернет появилась возможность познакомиться с творчеством мастеров различных стран и балетных школ, детально изучить музыку аккомпаниаторов, обращаясь к образцам на дисках, аудиозаписях и видеороликах. Стал облегчен доступ к литературе на иностранных языках, посвященной концертмейстерскому искусству. Также в наше время доступно обсуждение проблематики с конкретными пианистами разных континентов.
Поэтому выбранная тема является актуальной.
Новизна работы: заключается в том, что впервые ставится задача собрать и обобщить материалы о зарубежном современном искусстве аккомпанирования в классическом танце. Практическая значимость: Работа может быть полезна как источник структурированных сведений о зарубежном балетном аккомпанировании, таких как: особенности исполнения, стилевые и жанровые характеристики музыки, традиции импровизации и сочинения музыки для балетного экзерсиса.
|
Объектом работы является фортепианный аккомпанемент в балете – так, как он представлен в современной зарубежной практике.
Предметом работы является музыка, исполняемая на уроках классического танца в современном зарубежье, ее характерные свойства и особенности, а именно: жанровая и стилевая принадлежность;
Материалы исследования: CD, подкасты, видеофайлы и ролики YouTube, нотные материалы.
Цель исследования - получить системное представление о современном зарубежном искусстве аккомпанемента в балете.
Задачи исследования:
1. Собрать аудио и видео материал, представляющий современный зарубежный опыт концертмейстерского искусства в сфере балета.
2. Охарактеризовать зарубежную методическую литературу: книги, пособия, нотные сборники.
2. Собрать и представить информацию о творческой деятельности наиболее интересных и выдающихся исполнителей-пианистов в аспекте фортепианного аккомпанемента уроку классического танца, осветить концертмейстерский и композиторский опыт работы авторов дисков в балетных школах, театрах.
3. Выявить отличительные особенности фортепианного исполнительского искусства аккомпаниаторов:
3.1. Определить принадлежность игры концертмейстера академическому (неакадемическому) стилю; качество исполнения, уровень сложности.
3.2 Исследовать соответствие исполняемой музыки структуре урока классического танца по ритмической формуле, наличию вступительной фразы (препарасьона), количеству фраз для исполнения андеор и андедан.
|
4. Охарактеризовать свойства музыки, исполняемой в классе, такие как:
4.1. импровизация или сочиненная композиция;
4.2. жанровая принадлежность;
4.3. практическая направленность музыки (для театра или учебнгого заведения);
4.4 стилистическая принадлежность.
5. Сравнить приемы и методы отечественного и зарубежного типов аккомпанемента.
6. Составить таблицу, иллюстрирующую полученную и обобщенную информации.
7. Сформулировать методические рекомендации, основанные на выявлении интересных и полезных особенностей зарубежного балетного аккомпанемента, которые можно применить на практике.
Степень разработанности проблемы
Направление исследованию дают фундаментальные работы отечественных авторов, посвященные проблематике музыки в искусстве балета, синтезу искусств, взаимодействию музыканта и хореографа.
Одним из первых к проблемам музыки в балете обратился отечественный музыковед Б. В. Асафьев. Среди его многочисленных трудов – монографии, посвященные русской музыке, общим вопросам музыкальной теории и истории, в частности, балетного жанра («О балете: статьи, рецензии, воспоминания» Л. 1974 г.). Большое количество трудов посвящены композиторам, в том числе выдающимся авторам балетов: П. И. Чайковскому («Прошлое русской музыки. Материалы и исследования, выпуск 1. П.И. Чайковский. Петроград, 1920 год, 184 с.); «Чайковский. Опыт характеристики. Петроград «Памяти Чайковского Л.-М. 1940; «Петр Ильич Чайковский: его жизнь и творчество, Петроград 1922) А. Глазунову («Глазунов, опыт характеристики»), Стравинскому («Книга о Стравинском», Л., 1977, 280 стр.), Прокофьеву (Сергей Прокофьев, л. 1927 г, 38 с.)
Екатерина Николаевна Дулова является значительнымисследователем музыки русских балетов различных эпох, композиторов.
В диссертации «Балетный жанр как музыкальный феномен (русская традиция конца 18 – начала 20 века)» (МГК, М., 2000 г.) рассматривается феномен балетного жанра, в том числе во взаимосвязи с формообразованием; вопросы стилистических особенностей балетной музыки, проблемы анализа балетной партитуры на примере «Спящей красавицы» П.И. Чайковского. Понятие «музыка в балете» анализируется как жанровое и стилевое явление, и изучается не только в динамике и историческом контексте, но и в аспекте нескольких авторско-композиторских стилей.
Светлана Витальевна Наборщикова – создатель учебной программы «Музыкальная культура балета» (Мск. 2003), предназначенной для изучения на теоретических и композиторских факультетах музыкальных высших учебных заведений. Специфика курса заключается в том, что балетное искусство рассматривается приоритетно с точки зрения музыканта-исследователя.
Светлана Наборщикова также является автором монографии «Баланчин и Стравинский: видеть музыку, слышать танец» (2009). В данном труде исследуется синтез творческих процессов композитора и хореографа, взаимопроникновение законов и методов двух разных искусств.
Безуглая Галина Александровна – автор трудов «Концертмейстер балета: музыкальное сопровождение урока классического танца» (2005 СПб, 217с.) и «Новый концертмейстер балета» (Лань, Спб, 2018, 432 с.). Книги созданы для пианистов-аккомпаниаторов и содержат ценный систематизированный материал практического и теоретического характера, необходимый концертмейстеру в непосредственной работе. Особой ценностью обладает изложение критериев профессионального обучения и работы концертмейстера балета. Освещается проблематика искусства музыкальной импровизации в балетном классе, дается теоретическое и методическое обобщение данной практики.
Среди русскоязычных работ, посвященных теме концертмейстерского искусства в балете, можем назвать диссертацию Лысцовой Л. А. «Деятельность концертмейстера балета: исполнительский и педагогический аспекты» (Казань, 2015, 245 с.). В диссертации разносторонне изучаются теоретические и практические аспекты работы пианиста-аккомпаниатора. Большое внимание уделяется … Интересен исторический обзор становления и развития концертмейстерского искусства в России, аспекты фортепианного исполнительства в ракурсе работы аккомпаниатора. Глава 2 посвящена музыкальному сопровождению различных видов танца: на уроке классического, историко-бытового, народно-сценического танца. Глава дополнена разделами с музыкальными примерами. Педагогический, методический опыт концертмейстеров, рассматривается на примере Пермской балетной школы.
Также некоторые аспекты рассматриваются в работах Ревской Н.Е. Например, в учебное пособие «Музыкальное оформление урока классического танца» является практическим руководством для начинающих концертмейстеров балета. В Материалах ежегодной межвузовской конференции (СПбГУП 2003) дается краткий дискурс в работу пианиста на уроке классики, а также обзор музыкальных сборников и хрестоматий, пособий с музыкальными примерами по оформлению экзерсиса.
Проблематике музыки в балете посвящены некоторые статьи отечественных авторов. Статья Т. В. Букиной « Б.В. Асафьев у истоков «музыкального балетоведения»: технология научного открытия» раскрывает научно-исследовательскую деятельность Б.В. Асафьева в сфере изучения балетной музыки. Интересны работы Наборщиковой С.В. В статье «Баланчин и Стравинский: к проблеме музыкально-хореографического синтеза» рассматривается феномен творческого сотрудничества хореографа и музыканта.
Статьи Е.Н. Дуловой посвящены проблемам музыкального стиля балетной музыки. Среди них -
- «Утверждая главенство содержания … (Жанрово-стилистические аспекты балетной музыки 19 в.// Современный балет 1989 г. номер 1.).
- «Музыка в балете» и стилевые процессы в русской музыкально-театральной культуре второй половины 18 века// бортнянский и его время: к 250-летию со дня рождения Д. С. Бортнянского: материалы межд. Науч. Конф. Мск, 21-25 мая 2001 г. – М. 2003.
- «Балетный жанр в контексте романтического стиля: единство и парадоксальность // Романтизм в музыке: материалы научно-теоретической конференции, Минск, 3-5 декабря. 1997.- Минск, 1999.
Литература непосредственно по теме представлена преимущественно на английском языке.
Одно из первых глубоких исследований работы музыканта в балете представлено в монографии Элизабет Сойер (Elizabeth Sawyer) «Dance with the music: the world of the ballet musician» (1985). Автор исследует взаимодействие музыки и танца на разных уровнях: В монографии представлен детальный анализ музыки в контексте балета.
Кэтрин Тек (Teck, Katherine) является на данный момент одной из первых исследователей сотворчества пианиста-концертмейстеа и хореографа, взаимодействия искусств танца и музыки. В книге К. Тек «Music for the dance. Reflections on a collaborative art» на примере материалов интервью с балетмейстерами, репетиторами, композиторами, пианистами автор всесторонне изучает специфику совместной работы музыканта и танцовщика. В аспекте творческого тандема «танец-музыка» рассматриваются такие явления, как музыкальный вкус, создание танцевальных композиций, аранжировка, дирижирование балетным спектаклем, феномены восприятия звука, музыкальности хореографа. Книга интересна богатством биографических данных, в ней представлены непосредственные мнения участников творческого процесса.
В издании «Movement to music: musicians In the dance studio» К. Тек рассматривает опыт взаимодействия музыкантов и хореографов на уроке и репетиции, то есть тот процесс, который подготавливает театральный спектакль. В разделе 1 прослеживается история балетного аккомпанирования, анализируется феномен импровизации, характеризуется использование ударных инструментов в аккомпанементе танцу. Книга является также практическим руководством для концертмейстеров балета: во 2 разделе изложеныбазовые принципы работы аккомпаниатора.Отдельная глава посвящена музыке для танца модерн. В приложении рассматриваются нотные ресурсы, необходимые концертмейстеру в практике.
Диссертация Е. Вонг (Wong, Yee Sik) «The art of accompanying classical ballet technique classes» посвящена проблемам соотношения музыки и танцевального движения. В диссертации изучаются основные принципы работы пианиста на уроке классического танца. Взаимодействие музыкального материала и балетных движений последовательно рассматриваются согласно структуре балетного экзерсиса (комбинации у станка; на середине; пальцевая техника). В отдельной главе изучается специфика фактурных приемов и ритмических основ в практике аккомпаниатора, таких как арпеджио, альбертиевы басы, бас-аккордовая фактура. В приложении даны музыкальные иллюстрации (нотный материал).
В практическом пособии Harriet Cavalli «Dance and Music. A guide to dance accompaniment» (2001) разносторонне рассматривается музыка, исполняемая на уроке балета. В одном из разделов монографии изучаются компоненты танцевальной музыки – essential elements of music for dance (такие как ритм, метр, мелодия, гармония, стиль и т.п.); музыкальная форма. Самый исчерпывающий раздел книги посвящен музыкальным формам, используемым в балетном классе (Musical forms for dance and how to count them). Преимуществом является обилие нотных примеров, иллюстрирующих теоретические положения. Книга полезна не только музыкантам, но и балетным педагогам, для которых создан соответствующий раздел (for dance teachers).
Методы исследования
Методологическая база исследования включает теоретические (анализ, синтез, классификация), и практические методы (сравнение).