Опера «Евгений Онегин», созданная композитором в 1877-1878 годах на сюжет романа в стихах Пушкина, по праву заняла место в одном ряду с выдающимися произведениями русской классической литературы XIX века. Её появление открыло новые, широкие горизонты для развития реалистических традиций в русском музыкальном театре. Именно в ней впервые нашли своё полное и многогранное воплощение важнейшие эстетические принципы Чайковского как оперного композитора.
Сочинение оперы было начато Чайковским в Москве, завершено в Италии. Значительная часть музыки написана в подмосковном имении его друга К.С.Шиловского, в окружении любимой русской природы. По просьбе Чайковского Шиловский принял участие и в составлении либретто, для которого в большой мере были использованы стихи Пушкина.
Поэзию Пушкина Чайковский горячо любил с самых юных лет. Правдивость, безыскусственность, эмоциональная содержательность пушкинских образов, музыкальный строй пушкинского стиха всегда вызывали восхищение композитора.
В «Евгении Онегине» Чайковский не стремился воплотить всё многогранное содержание романа. В основу оперы легла лирическая драма Татьяны, история крушения её светлых грёз о счастье в условиях бездушной, жестокой действительности. Татьяна Ларина была одной из любимейших пушкинских героинь Чайковского. Другим ведущим персонажем оперы оказался Ленский, родственный Татьяне поэтичностью и красотой своих чувств и погибающий при столкновении с предрассудками общества. Чайковского живо волновала судьба Ленского.
Лирическая тема стала, таким образом, главным стержнем оперы, жанр которой можно определить, как лирико-психологический. Вместе с тем в действие органично включён ряд бытовых сцен, рисующих то усадебный, то столичный дворянский быт.
|
Отталкиваясь в своих музыкальных характеристиках от литературных прообразов, Чайковский внёс вместе с тем новые черты в обрисовку пушкинских героев. Образы Татьяны, Ленского, а отчасти и Онегина получили, по сравнению с романом Пушкина, более трагическую окраску. В роман из русской жизни начала XIX века Чайковский внёс черты своей эпохи, своего времени. Он обострил конфликт между стремлениями своих героев к счастью и «роковыми» обстоятельствами их жизни.
Несмотря на то, что сам композитор скромно назвал свою оперу «лирическими сценами», её действие развивается очень целеустремлённо.
Первая картина является экспозицией всех основных образов. Здесь же происходит завязка драмы. Развитию образа Татьяны, характеристикой её душевного состояния, вызванного встречей с Онегиным, посвящена вторая картина оперы с центральным эпизодом – сценой письма, которая в свою очередь подготавливает третью картину, рисующую крушение романтических грёз Татьяны о счастье.
В четвёртой картине происходит столкновение Ленского с жестокой действительностью. Это – одна из самых драматических сцен оперы. Следствием возникшего конфликта является содержание пятой картины: сцены дуэли и смерти Ленского.
Всё происшедшее подготавливает дальнейшее развитие сюжета: встречу на балу в Петербурге Онегина с Татьяной (шестая картина) и драматическую кульминацию – развязку основного конфликта оперы – седьмую картину, в которой завершается развитие образов Татьяны и Онегина.
|
Таким образов, сквозное действие носит целеустремлённый характер. На протяжении драмы постепенно, в сменяющих друг друга жизненно правдивых ситуациях развёртываются характеры основных героев оперы – Татьяны, Ленского, Онегина.
Следуя традициям Глинки, Чайковский характеризует каждого из основных персонажей целой группой тем и интонационных оборотов, которые свободно развиваются на протяжении оперы как в вокальных партиях, так и в оркестре. Характерными интонациями пронизывается вся музыкальная речь героя – его речитативы, арии, ариозо. Если герои по своему душевному облику близки друг другу, обнаруживаются интонационные связи и в их музыкальной речи. Так, например, близки по своему характеру интонации Татьяны и Ленского.
Музыкальный язык оперы «Евгений Онегин» отличается напевностью, доходчивостью и задушевностью. В мелодии часто встречаются характерные для русского лирического романса секстовые обороты, опевания отдельных тонов, гармонии альтерированной субдоминанты. Особенно ярко проявляется близость к романсовым интонациям в партиях Татьяны и Ленского.
Одновременно композитор использует в бытовых сценах мелодику различных типов крестьянской песни (хоры крестьян в первом действии); широко представлены здесь и танцевальные жанры – вальс (в четвёртой, шестой картинах), полонез и экосез (в шестой картине), мазурка (в четвёртой картине). Нередко танцевальные ритмы органически включаются в общее развитие музыкального действия, приобретая таким образом важную драматургическую функцию (так происходит, например, с интонациями мазурки в четвёртой картине во время ссоры Онегина и Ленского, вальса – в шестой во время встречи Онегина с Татьяной.
|
Одним из наиболее частых в опере типов мелодического развития является секвенционное движение как восходящее, так и нисходящее. На основе секвенций создаются большие волны эмоционального нарастания, мелодия приобретает широту, цельность. Большое значение получает и свободное переключение темы из голоса в оркестр и обратно. Оркестр нередко как бы «договаривает» то, что ещё не нашло достаточно полного выражения в пении (постлюдия оркестра в сцене письма). Иногда же появление темы в оркестре предваряет вокальный номер, знакомит с душевным обликом, чувствами героя (тема любви Ленского появляется первоначально в оркестре перед его ариозо «Я вас люблю вас»). Велика роль оркестра и в создании образов природы (вторая картина). Включение которых в оперу ещё больше усиливает правдивость, конкретность происходящей драмы. Отличительной особенностью этой оперы является ведущая роль струнной группы, что обусловлено большим значением в ней лирических образов. Наряду с этим широко используются тембры деревянных духовых инструментов (гобой и фагот в сцене рассвета во второй картине), что, как и в других подобных случаях, придаёт музыке ярко выраженный «сельский», и притом национально-русский колорит. Из медных инструментов наиболее значительную роль играет валторна с её мягким, поэтичным тембром (соло валторны в сцене в саду, в сцене письма). Оркестровая фактура в целом отличается ясностью, прозрачность; голосоведение рельефно, напевно. В этом отношении Чайковский следует принципам оркестровки Глинки.
В опере «Евгений Онегин» Чайковский использует различные музыкальные формы: арии, арии-монологи, различного типа ариозо, ансамбли. Большой мелодической напевностью и вместе с тем речевой выразительностью отличаются речитативы оперы. На их основе создаются разнообразные сцены-диалоги. Органично включение в оперу и хоровых эпизодов то в виде законченных песенных номеров, то хоровых речитативов-реплик по ходу развития действия, чаще всего на фоне танцевальной музыки (хоры в четвёртой, шестой картинах). Как законченные, закруглённые вокальные номера, так и речитативные сцены естественно включаются в сквозное драматическое развитие оперы.
Вступление. Опера начинается кратким оркестровым вступлением (соль минор), являющимся первой музыкальной характеристикой Татьяны. В основе лежит элегическая тема, изложенная в виде секвенции. Это одна из ведущих тем, связанных с образом Татьяны, - тема её поэтических грёз. Постепенно она приобретает драматический характер. Однако в конце вступления она снова звучит в своём первоначальном варианте, что придаёт всей форме закруглённость, законченность. Тема вступления играет большую роль в опере, неоднократно появляясь в различных вариантах в первой, второй и седьмой картинах.
Первая картина. Дуэт Татьяны и Ольги. Первая картина открывается элегически светлым дуэтом Татьяны (лирическое сопрано) и Ольги (меццо-сопрано) на текст стихотворения Пушкина «Певец». Дуэт выдержан в характере русской бытовой романсовой лирики начала XIX века: простой задушевный напев, арпеджированная фактура сопровождения, свободное, как бы импровизационное сплетение голосов. Дуэт написан в тональности вступления (соль минор). Интонационная связь с ним подчёркивается включением в вокальную партию Татьяны в момент мелодической кульминации секвенционной темы вступления.
Естественно и непринуждённо вплетаются в дуэт Татьяны и Ольги голоса Лариной (сопрано) и няни (меццо-сопрано): их диалог – воспоминания о прошлом – звучит на фоне нового куплета дуэта («Вздохнули ль вы»). Таким образом дуэт переходит в квартет. Дуэтом-каноном няни и Лариной «Привычка свыше нам дана» заканчивается первый эпизод первой картины.
Песни и пляски крестьян. В этом эпизоде противопоставляются две различных по жанру песни: медленная, распевная, лирическая – «Болят мои скоры ноженьки» и быстрая, плясовая, с чётким танцевальным ритмом – «Уж как по мосту мосточку», Обе написаны в народном характере.
Первая песня имеет сольный запев, который подхватывается хором. Мелодия песни широка, плавна, в середине включается подголосок («Щемит моё ретивое»).
Как яркая бытовая сценка развёртывается второй хор. В среднем разделе основной напев обогащается новыми, также плясовыми мелодиями. Развитие достигает своей кульминации в репризе и коде хора.
Пение крестьян вызывает различное эмоциональное состояние у Татьяны и Ольги. Романтическое настроение Татьяны передано через возвращение мечтательной темы-секвенции. На этот раз отсутствует замыкающий её каданс; она расширяется, растёт, как бы отвечая смыслу слов Татьяны: «мечтами уноситься куда-то, куда-то далеко!» (начало сцены №3). Ярким контрастом к ней звучит повторенный Ольгой напев плясовой песни «Уж как по мосту, мосточку».
Ария Ольги. «Я не способна к грусти томной» - музыкальный портрет простодушной, весёлой и резвой девушки. В высказывании Ольги много жизнерадостной беспечности и даже шутливой иронии по адресу окружающих. Начало арии как бы пародирует однотонную речитацию из начала диалога Лариной и няня, фраза «Я беззаботна и шаловлива» связана с интонациями хора «Уж как по мосту, мосточку». Иронический оттенок получают в устах Ольги нисходящие мотивы-вздохи, характерные для партии Татьяны (на словах «Зачем вздыхать, когда счастливо»): они прерываются паузами, сопровождаются синкопированным ритмом оркестра.
Образ младшей сестры не получает в дальнейшем развития: диалоги и ансамбли с участием Ольги не вносят каких-либо новых черт в её характеристику.
Сцена приезда Ленского и Онегина. В этой сцене ведущее значение вновь приобретает первая тема Татьяны. Она появляется теперь в новых вариантах. В момент, когда Лариным сообщают о приезде Ленского и Онегина, оркестр передаёт охватившее Татьяну волнение. Тема появляется теперь в восходящей секвенции, на фоне тремоло литавр, в убыстрённом темпе.
В начале сцены впервые звучит и основная тема няни Филипповны. Спокойно-повествовательная, народная по складу, она станет музыкальной основой няниного рассказа о прошлом во второй картине. Здесь же эта тема проходит лишь в оркестре, сопровождая речитатив няни – её обращение к Татьяне.
Таким образом, первая половина картины содержит экспозицию всех женских персонажей. Вторая половина содержит экспозицию главных мужских образов – Ленского (тенор) и Онегина (баритон).
Квартет Татьяны, Ольги, Ленского, Онегина раскрывает взаимоотношения главных участников действия и характеризует новую ситуацию, вызванную приездом гостей в дом Лариных. Квартет имеет большое драматургическое значение: являясь временной остановкой в развитии сюжета, он в то же время создаёт ощущение напряжённого ожидания, усиливая общую динамику действия.
В квартете, развёртывающемся на основе нарочито скованного, однообразного ритма, гибко переплетаются различные по характеру мелодии. Эмоционально напряжена, устремлена вверх мелодия Татьяны. Напротив, однотонно, то на повторе одного и того же звука, то охватывая небольшой диапазон, но не становясь всё же достаточно рельефной, звучит мелодия Ольги. Как бы независимо от женских голосов, но вместе с тем стройно включаясь в общее звучание ансамбля, развёртывается диалог Ленского и Онегина, показывая контрастность их вкусов, характеров.
Речитатив и ариозо Ленского. Уже с первых фраз Ленского выявляются особенности его музыкальной речи. Романтически-восторженный облик юного поэта раскрывается в его возгласах: возгласах: «Прелестно здесь! Люблю я этот сад, укромный и тенистый!». Для Ленского типичны мягкие, лирические интонации («В нём так уютно»!».
Но ярче всего охарактеризован образ Ленского в его сцене-диалоге с Ольгой, и особенно в его ариозо «Я люблю вас» - лирическом центре первой картины.
В диалоге с Ольгой ещё раз выявляется напевно-ариозный тип речитатива Ленского. Эта напевность усиливается и оркестровой партией. В самом начале диалога у скрипок звучат гибкая пластичная мелодия, которая станет затем основной темой ариозо. Оркестр как бы говорит о том, для чего ещё не находит слов взволнованный Ленский.
Характерные черты музыки ариозо – теплота, искренность, мелодическая выразительность. Некоторые из оборотов в дальнейшем появятся и в партии Татьяны. Так. например, спускающийся на сексту мелодический ход «Я отрок был, тобой пленённый» предвосхищает фразу «Кто ты: мой ангел ли хранитель» из письма Татьяны в следующей картине. Присущие обоим героям черты поэтичности, романтической мечтательности обусловили и сходство их музыкальной речи.
Ариозо Ленского написано в трёхчастной форме с динамической репризой. Музыка пронизана непрерывным развитием. В третьей части основная тема («Я люблю тебя») звучит ещё более взволнованно и страстно, чем в начале: её мелодический диапазон расширился, оркестровая фактура обогатилась, одна за другой сменяются тональности.
Заключительная сцена посвящена характеристике Онегина. Его ариозо «Мой дядя самых честных правил», написанное в ритм менуэта, рисует светский, учтивый, но холодный облик этого героя.
Первая картина заканчивается репликой няни, ласково размышляющей о Татьяне. В оркестре звучит секвенция Татьяны. Таким образом, эта тема, появившись в оркестровом вступлении и претерпев ряд трансформаций на протяжении первой картины, замыкает собой весь экспозиционный раздел оперы, ещё раз подчёркивая тем самым ведущую роль в ней образа Татьяны.
Задание1. Раскрыть содержание вопросов.
I. Общая характеристика.
1. Значение оперы в русской музыке и в творчестве Чайковского.
2. Поэтическая основа оперы. Авторы либретто.
3. Основа содержания оперы. Ведущие персонажи.
4. Тематика и жанр оперы.
5. Новые черты пушкинских героев оперы.
6. Драматургия оперы.
7. Основа характеристики каждого из персонажей оперы.
8. Музыкальный язык оперы.
9. Роль оркестра в опере.
10. Музыкальные формы оперы.
II. Первая картина оперы.
1. Основной образ вступления.
2. Поэтическая основа и жанровые особенности дуэта Ольги и Татьяны.
3. Характеристика хорового эпизода.
4. Характеристика образа Ольги.
5. Тематическая основа сцены приезда Онегина и Ленского.
6. Драматургическое значение квартета Онегина, Ленского, Татьяны, Ольги.
7. Характеристика образа Ленского.
8. Образ Онегина в заключительной сцене.
9. Особенности строения первой картины.