Консультация
«Приобщение старших дошкольников к хозяйственно-бытовому труду»
Воспитатель: Перевозникова О.Н.
Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива.
Трудолюбие и способность к труду не даётся от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд делает человека богатым духовно.
Труд развивает человека физически. И наконец, труд должен приносить радость.
Содержание хозяйственно-бытового труда в ДОУ.
В трудовом воспитании дошкольников большое место занимает хозяйственно-бытовой труд, связанный с поддержанием порядка в групповой комнате и на участке, соблюдением правил гигиены.
Этот вид трудовой деятельности, как никакой другой, даёт возможность воспитывать у детей аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок. У дошкольников, постоянно участвующих в хозяйственно-бытовом труде, как правило, сформировано бережное отношение к вещам, стремление по собственной инициативе включаться в дежурство, навести порядок, помочь товарищу.
Содержание этого вида труда в старшем дошкольном возрасте значительно разнообразнее, чем в младшем. Если взрослые не разделяют труд пяти, шестилетних детей на женский и мужской, то и дети не будут этого делать. У мальчиков, в частности, начнёт формироваться привычка принимать активное участие в домашней работе, которая столь необходима для будущей семейной жизни.
Привлечение детей к хозяйственно-бытовому труду начинается рано, примерно на втором году жизни. Даже ограниченные физические и духовные возможности маленького ребёнка дают емувозможность проявить самостоятельность, активность в жизни при выполнении трудовых поручений, во время дежурств, связанных с наведением порядка в помещении, на участке, с уборкой посуды, стиркой вещей для куклы.
|
Хозяйственно-бытовой труд имеет свою цикличность. В процессе его не только повторяются трудовые операции, но и возникают типично жизненные ситуации. При этом от ребят при выполнении трудовых заданий требуется слаженность действий, умение устанавливать правильные деловые отношения, организованность, желание работать для всех.
Необходимость в данном труде в детском саду и дома возникает постоянно, он сопровождает любую деятельность детей. Например: в течение нескольких дней дети обыгрывают постройку, сделанную из крупного строительного материала. Появляется потребность в том, чтобы стереть с неё пыль. Или ребёнок хочет рисовать; он, выбирая карандаш, обнаруживает поломанные, начинает их подтачивать. После этого ребёнок должен собрать сор, отнести его в определённое место.
В быту постоянно возникает необходимость потрудиться: кто-то случайно испачкал игрушку, рассыпал землю, разлил воду. Нужно вымыть, вытереть или подобрать. Таким образом, появляется возможность для воспитания у детей готовности к труду, привычки к трудовому усилию.
Особенности хозяйственно-бытового труда обусловлены тем, что результаты его иногда незаметны, как в других видах трудовой деятельности. Он наглядно ощутим лишь продолжительное время: протёрли пыль, завтра она вновь появилась; накрыли стол к обеду, пообедали, всё убрали. И ничто не напоминает детям о затраченных усилиях, о доведении начатого дела до конца. Вместе с тем, повторение изо дня в день одних и тех же дел снижает интерес к ним. Дети нередко отказываются дежурить, выполнять поручения или работают без особого усердия.
|
Чтобы у детей было устойчивое положительное отношение к повседневной однообразной, но жизненно необходимой работе, важно создавать оптимальные условия. Надо продумать удобство расположения всего инвентаря. Не обязательно, чтобы он лежал на открытых полках, главное, чтобы ему было отведено определённое место. Так, если в шкафу лежат сложенные один в другой несколько тазиков для стирки кукольного белья, неподалёку мыло в мыльницах, маленькие ведёрки или миски для раскладывания выстиранного белья, верёвка для развешивания и т. д„ детям будет легче приготовиться к работе. Здесь же следует повесить небольшие полотенца, которыми дети вытирают тазики после стирки белья, и тряпочки, чтобы ими можно было стереть со стола. Удобное расположение приучает детей к определённому порядку в работе и её организации.
Формируя элементарные навыки хозяйственно-бытового труда, следует продумывать его организацию и приёмы, которые используются при обучении детей тем или иным умениям. Давая детям представления о содержании хозяйственно-бытового труда взрослых, его общественной направленности, вырабатывая трудовые умения и навыки, пробуждая интерес и желание заниматься данным трудом, воспитатели используют в каждой возрастной группе в дошкольном учреждении различные формы организации трудовой деятельности детей.
|
Виды хозяйственно-бытового труда в старшем дошкольном возрасте:
- Хозяйственно-бытовой труд в детском саду разнообразен по содержанию. Это труд в помещении детского сада и на участке.
- Хозяйственно-бытовой труд включает в себя такие умения: поддерживать и наводить порядок в групповой комнате, помещениях, на участке и дома, а также участие в организации бытовых процессов, в подготовке к занятиям, прогулкам.
-Детей младшего возраста привлекают убирать игрушки, книги, помогать воспитателю вынести игрушки и книги на участок, протирать листья растений, раскладывать на столы материал для занятия, убирать его после занятий. При подготовке к приему пищи
дети раскладывают ложки, салфетки, расставляют тарелки, помогают воспитателю повесить чистые полотенца. На участке принимают участие в расчистке дорожек от снега, собирают мусор.
В работе с детьми шестого года жизни уделяют большое внимание дальнейшему расширению процессов хозяйственно-бытового труда:
• во время обеда дети раздают третье блюдо;
• после еды помогают няне убирать со стола посуду.
Повышаются требования к правильному пользованию предметами домашнего обихода, оборудованием труда. Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять следующие виды работ, объединяемых понятием «хозяйственно-бытовой труд»:
• содержать в порядке свои игрушки, настольные игры, пособия для занятий, протирать их влажной тряпочкой; мыть игрушки;
• протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых);
• стирать одежду для кукол;
• накрывать на стол, убирать посуду после еды;
• оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах.
По мере усвоения трудовых навыков дети приобретают самостоятельность в выполнении действий, учатся работать быстро, правильно, аккуратно. Овладение навыками, умениями в сфере хозяйственно-бытового труда обеспечивает большую активность, инициативу действий в быту, в различных трудовых процессах.
Методы руководства хозяйственно-бытовым трудом в старшем дошкольном возрасте:
Хозяйственно-бытовой труд детей старшего дошкольного возраста становится значительно содержательнее, приобретает коллективный характер. Это позволяет шире использовать его как средство нравственного воспитания детей: формировать целеустремлённость, организованность, понимание необходимости и важности бытового труда людей,уважения к нему, воспитание положительных взаимоотношений в процессе коллективной деятельности.
В работе с детьми старшей группы большое значение имеет привлечение детей к помощи взрослым. Так, организуя смену чистого белья, няня поручает ребятам надеть наволочки, застелить простыни. Дети, выполняя это поручение, чувствуют себя настоящими помощниками взрослого.
В процессе трудовой деятельности взрослый сам является образцом для подражания: показывает не только приёмы работы, но и пример отношения к повседневному обычному труду. Очень важно строить работу так, чтобы дети были не просто пассивными исполнителями какого-либо задания, но и видели в няне организатора дел, её трудолюбие; ощущали внимание к воспитанникам группы и младшим детям.
В привлечении ребят старшей группы к хозяйственно-бытовому труду важную роль играют общие поручения, когда воспитатель предлагает нескольким детям выполнить какую-либо работу. Поскольку навыки самоорганизации у детей ещё сформулированы недостаточно, воспитатель обсуждает с ними процесс выполнения общего задания: с чего они начнут работу, что для чего понадобится, как организовать работу, чтобы не запачкаться самим, не насорить и не налить на пол. Воспитатель помогает всем договориться, кто какую общую часть дела будет выполнять. Если приёмы детям не знакомы, воспитатель включается в работу сам, показывает, как выполнять трудное или незнакомое действие, как организовать дело, оказывать помощь. Так педагог показывает, как может быть достигнута согласованность действий, договорённость. Воспитатель постепенно приучает детей самостоятельно ставить цель, планировать работу, доводить начатое дело до конца.
Основная форма организации хозяйственно-бытового труда детей старшей группы — включение их в коллективную трудовую деятельность общественно значимого содержания.
В подготовительной к школе группе дети осваивают хозяйственно-бытовой труд как вид труда в целом. Происходит дальнейшее нарастание объёма хозяйственно-бытовых дел. К процессам сервировки стола добавляется раздача второго и третьего блюда.
Дети седьмого года жизни умеют протирать стулья, подоконники, наводят порядок в шкафах с игрушками и материалами.
Активное участие детей седьмого года жизни в хозяйственно-бытовом труде осуществляется одновременно в двух направлениях: через коллективную трудовую деятельность общественно значимого содержания и через выполнение поручений, обязанностей дежурных, дел, связанных с реализацией цели деятельности, полезной окружающим. Скажем, навести порядок на веранде у малышей, подмести на их участке площадку. Можно предложить детям помочь взрослым навести порядок в групповой комнате, спальне, стереть пыль со шкафов.
Участвуя в хозяйственно-бытовом труде, старшие дошкольники ощущают его однообразие, повторяемость изо дня в день. Этот труд требует большого терпения,
дня в постоянных трудовых усилий, повседневного самоконтроля. Естественно, что они
гораздо легче и охотнее включаются в работу эпизодического характера, чем в выполнение повседневных трудовых обязанностей по наведению и поддержанию порядка в детском саду. Убирая за собой игрушки, стирая тряпочки после рисования красками, ухаживая за комнатными растениями, дети убеждаются в необходимости этого труда.
Задача педагога — воспитывать и поддерживать у детей положительное отношение к хозяйственно-бытовому труду. Для этого надо создавать такие условия, которые обеспечивали бы нетерпение к грязи, неряшливости, эмоционально-эстетическую чуткость к окружающей обстановке. Задача эта успешно решается, если, включая детей в хозяйственно-бытовой труд, им дают почувствовать, что их труд нужен всем. Включаясь в выполнение хозяйственно-бытовых дел, старшие дошкольники приобретают ряд полезных практических навыков, которые пригодятся им в жизни при обучении в школе.
Организуя выполнение детьми какого-либо дела хозяйственно-бытового назначения, направленного на помощь окружающим, воспитатель стремится использовать любую возможность, не оставив без внимания ни одно действие детей. Например, педагог говорит: «Сегодня Егор помог няне в младшей группе стереть пыль со столов и скамеек на участке. И мне было особенно приятно его внимание к взрослому, потому что он до этого строил из песка сооружения и оставил своё занятие, чтобы сделать это доброе дело. Спасибо тебе, Егор!»
Для лучшего осознания необходимости оказывать помощь другим нужно формировать у детей представление о содержании хозяйственно-бытового труда, об общественной значимости труда взрослых. Знакомство детей с трудом дворника, завхоза осуществляется через специальные экскурсии, включённые в сетку занятий, а также в повседневной жизни. Поскольку в подготовительной группе дети овладевают основными трудовыми навыками, очень важно уметь вовремя перейти от обучения этим навыкам к их использованию в повседневной жизни. Обучение навыкам необходимо тогда, когда ребёнку даётся новое задание, которое он ранее никогда не выполнял, или когда он не овладел трудовыми действиями. При повторном выполнении такой работы ребёнку нужно постепенно предоставлять возможность самому вспомнить, как её следует выполнить, также создавать такие условия, которые ставили бы его перед необходимостью трудиться повседневно и самостоятельно.
Чтобы дети старшего дошкольного возраста научились по собственной инициативе находить применение своим навыкам, следует в процессе обучения хозяйственно-бытовому труду на первых порах давать им конкретные трудовые задания, поручения, например: вылить воду из мыльниц, стереть пыль со шкафов для полотенец, вымыть комнатные растения. Такие задания нужно давать детям до тех пор, пока они не научились выполнять их самостоятельно. В дальнейшем руководство хозяйственнобытовым трудом ребят должно состоять в том, что взрослый, не приказывая им прямо, но учитывая их знания, умения, опыт, побуждает их самих подумать, что и как нужно сделать. Так у детей формируется наблюдательность, сообразительность, внимательность. Как и в предыдущих группах, важным фактором воспитания у детей интереса к хозяйственно-бытовому труду является общение ребят с воспитателями, няней, дворником во время уборки групповой комнаты или участка детского сада.
Руководство хозяйственно-бытовым трудом детей 6-7 лет должно быть ненавязчивым. Старшие дошкольники к этому очень чувствительны. Только в процессе совместного труда дети ведут себя непринуждённо, свободно.
Приучая детей старшего дошкольного возраста к систематическому хозяйственно-бытовому труду, надо чаще использовать игровые формы его организации. Включаясь в любое серьёзное дело, ребёнок в известной мере обыгрывает его, подражая старшим. Однако ему нравится, когда к этому серьёзно относятся взрослые, тем более если они и сами принимают участие в труде, игре как исполнители или заказчики.
Для закрепления дома полученных в детском саду умений и навыков нужно проводить работу с родителями по теме «Трудовое воспитание дошкольников».
Предлагаем материал для проведения родительского собрания.
Родительское собрание
Тема. «Семейные традиции и их роль в формировании трудовых навыков»
Цель: расширить знания родителей о трудовом воспитании детей дошкольного возраста.
Задачи:
• получить информацию об организации труда в семье;
• расширить представление родителей о том, как прививать детям привычку трудиться, показать ценность семейных традиций и их положительную роль при формировании трудовых навыков;
• продемонстрировать важность формирования ценностного отношения к результатам труда окружающих людей.
Подготовительная работа
I. Анкетирование детей
1. Есть ли у тебя дома постоянные трудовые поручения?
2. Ты выполняешь их сам, или тебя нужно просить?
3. Какие дела ты хотел бы выполнять?
4. Что ты знаешь о работе своих родителей?
5. Кем бы ты хотел стать, когда вырастешь?
II. Анкетирование родителей
1. Есть ли общие трудовые дела у взрослых и детей в вашей семье?
2. Кто моет посуду, готовит обед, ходит в магазин, убирает квартиру?
3. Любит ли сын или дочь выполнять домашние дела?
Есть ли у вашего ребёнка постоянные трудовые дела? Как он к ним относится?
• Что вы делаете, если ребёнок отказывается делать домашнюю работу?
• Знает ли ваш ребёнок, где родители работают и что делают на работе? Был ли он у вас на работе?
Воспитатель анализирует анкеты родителей и детей и готовит сообщение о результатах анкетирования.
III. Изучение научно-методической литературы по проблеме трудового воспитания старших дошкольников в семье, выбор формы, хода и проекта родительского собрания, способов активизации участников в обсуждении рассматриваемой проблемы.
Оформление, оборудование:
III. На доске размещён плакат со словами К. Д. Ушинского: «Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а готовить к труду жизни. Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни».
IV. В центре доски изображено дерево (без листьев и плодов).
V. На столе у воспитателя находятся:
а) таблички в форме листьев со следующими надписями: «Цель»; «Задачи»; «Труд не понарошку»; «Домашние поручения»; «Полезные советы»;
б) листки из бумаги в форме яблок, к которым приклеены картинки и фотографии из газет и журналов с изображением детей, участвующих в различных видах трудовой деятельности.
▼ Ход родительского собрания
Вступительное слово воспитателя о теме родительского собрания, об актуальности проблемы трудового воспитания старших дошкольников в семье.
I этап. Определение цели и задач трудового воспитания в семье.
Воспитатель. На доске изображено дерево. Вы видите, что в данный момент оно не имеет ни листьев, ни плодов. Но они могут появиться на дереве, если наше коллективное обсуждение окажется продуктивным. На моём столе лежат таблички в форме листьев. Надписи на табличках означают название этапов нашей совместной работы на собрании.
Постепенно эти листья-таблички я буду прикреплять к изображению дерева, и мы с вами постараемся вместе выполнить предусмотренные для каждого этапа задания.
Первыми листочками на нашем дереве станут листья-таблички «Цель» и «Задачи». Это означает, что мы начнём коллективное обсуждение с осмысления целевых ориентиров трудового воспитания ребёнка в семье.
Необходимо заметить, что в педагогических публикациях часто подчёркивают: если детей правильно воспитывать, то даже самый непривлекательный и тяжёлый труд может оказаться интересным и приятным делом для ребёнка. Но как это сделать? К сожалению, на этот вопрос редко кто даёт обстоятельный ответ. Особенно нелегко ответить на него сейчас, когда в нашей стране произошли радикальные изменения.
Однако вряд ли и в нынешней ситуации кто-то будет отрицать необходимость воспитывать у детей трудолюбие, умение и желание трудиться. Думаю, что каждому родителю хочется, чтобы процесс трудового воспитания ребёнка был эффективным, успешным. А для этого надо сначала определить цель и задачи трудового воспитания детей в семье, что и является заданием на первом этапе нашего собрания.
Воспитатель прикрепляет листья таблички «Цель» и «Задачи» на изображение дерева, а родители после размышлений (в течении 5-7 минут) вносят свои предложения о целевых ориентирах трудового воспитания. Мнения родителей воспитатель записывает на доске напротив прикреплённых табличек.