II. Анкетирование родителей




Консультация

 

 

«Приобщение старших дошкольников к хозяйственно-бытовому труду»

 

 

Воспитатель: Перевозникова О.Н.

 

Весь процесс воспитания детей в детском саду мо­жет и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива.

Трудолюбие и способность к труду не даётся от природы, но воспитывается с самого раннего дет­ства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд делает человека богатым духовно.

Труд развивает человека физически. И наконец, труд должен приносить радость.

Содержание хозяйственно-­бытового труда в ДОУ.

В трудовом воспитании дошкольников боль­шое место занимает хозяйственно-бытовой труд, связанный с поддержанием порядка в групповой комнате и на участке, соблюдением правил гигиены.

Этот вид трудовой деятельности, как никакой другой, даёт возможность воспитывать у детей ак­куратность, желание поддерживать чистоту и по­рядок. У дошкольников, постоянно участвующих в хозяйственно-бытовом труде, как правило, сфор­мировано бережное отношение к вещам, стремле­ние по собственной инициативе включаться в дежурство, навести порядок, помочь товарищу.

Содержание этого вида труда в старшем до­школьном возрасте значительно разнообразнее, чем в младшем. Если взрослые не разделяют труд пяти, шестилетних детей на женский и мужской, то и де­ти не будут этого делать. У мальчиков, в частности, начнёт формироваться привычка принимать актив­ное участие в домашней работе, которая столь необ­ходима для будущей семейной жизни.

Привлечение детей к хозяйственно-бытовому труду начинается рано, примерно на втором го­ду жизни. Даже ограниченные физические и ду­ховные возможности маленького ребёнка дают емувозможность проявить самостоятельность, актив­ность в жизни при выполнении трудовых поруче­ний, во время дежурств, связанных с наведением по­рядка в помещении, на участке, с уборкой посуды, стиркой вещей для куклы.

Хозяйственно-бытовой труд имеет свою циклич­ность. В процессе его не только повторяются трудо­вые операции, но и возникают типично жизненные ситуации. При этом от ребят при выполнении трудо­вых заданий требуется слаженность действий, умение устанавливать правильные деловые отношения, организованность, желание работать для всех.

Необходимость в данном труде в детском саду и дома возникает постоянно, он сопровождает лю­бую деятельность детей. Например: в течение не­скольких дней дети обыгрывают постройку, сделан­ную из крупного строительного материала. Появля­ется потребность в том, чтобы стереть с неё пыль. Или ребёнок хочет рисовать; он, выбирая карандаш, обнаруживает поломанные, начинает их подтачи­вать. После этого ребёнок должен собрать сор, от­нести его в определённое место.

В быту постоянно возникает необходимость по­трудиться: кто-то случайно испачкал игрушку, рас­сыпал землю, разлил воду. Нужно вымыть, вытереть или подобрать. Таким образом, появляется возмож­ность для воспитания у детей готовности к труду, привычки к трудовому усилию.

Особенности хозяйственно-бытового труда об­условлены тем, что результаты его иногда незамет­ны, как в других видах трудовой деятельности. Он наглядно ощутим лишь продолжительное время: протёрли пыль, завтра она вновь появилась; накры­ли стол к обеду, пообедали, всё убрали. И ничто не напоминает детям о затраченных усилиях, о доведе­нии начатого дела до конца. Вместе с тем, повторение изо дня в день одних и тех же дел снижает интерес к ним. Дети нередко отказываются дежурить, выпол­нять поручения или работают без особого усердия.

Чтобы у детей было устойчивое положительное отношение к повседневной однообразной, но жиз­ненно необходимой работе, важно создавать опти­мальные условия. Надо продумать удобство распо­ложения всего инвентаря. Не обязательно, чтобы он лежал на открытых полках, главное, чтобы ему было отведено определённое место. Так, если в шкафу ле­жат сложенные один в другой несколько тазиков для стирки кукольного белья, неподалёку мыло в мыль­ницах, маленькие ведёрки или миски для расклады­вания выстиранного белья, верёвка для развешива­ния и т. д„ детям будет легче приготовиться к рабо­те. Здесь же следует повесить небольшие полотенца, которыми дети вытирают тазики после стирки белья, и тряпочки, чтобы ими можно было стереть со сто­ла. Удобное расположение приучает детей к опреде­лённому порядку в работе и её организации.

Формируя элементарные навыки хозяйственно-­бытового труда, следует продумывать его организа­цию и приёмы, которые используются при обучении детей тем или иным умениям. Давая детям представ­ления о содержании хозяйственно-бытового труда взрослых, его общественной направленности, вы­рабатывая трудовые умения и навыки, пробуждая интерес и желание заниматься данным трудом, вос­питатели используют в каждой возрастной группе в дошкольном учреждении различные формы орга­низации трудовой деятельности детей.

Виды хозяйственно-бытового труда в старшем дошкольном возрасте:

- Хозяйственно-бытовой труд в детском саду раз­нообразен по содержанию. Это труд в помещении детского сада и на участке.

- Хозяйственно-бытовой труд включает в себя такие умения: поддерживать и наводить порядок в групповой комнате, помещениях, на участке и до­ма, а также участие в организации бытовых процес­сов, в подготовке к занятиям, прогулкам.

-Детей младшего возраста привлекают уби­рать игрушки, книги, помогать воспитателю выне­сти игрушки и книги на участок, протирать листья растений, раскладывать на столы материал для за­нятия, убирать его после занятий. При подготовке к приему пищи

дети раскладывают ложки, салфетки, расставляют тарелки, помогают воспитателю повесить чистые полотенца. На участке принимают уча­стие в расчистке дорожек от снега, собирают мусор.

В работе с детьми шестого года жизни уделяют большое внимание дальнейшему расширению про­цессов хозяйственно-бытового труда:

• во время обеда дети раздают третье блюдо;

• после еды помогают няне убирать со стола по­суду.

Повышаются требования к правильному поль­зованию предметами домашнего обихода, оборудо­ванием труда. Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять следующие виды работ, объединя­емых понятием «хозяйственно-бытовой труд»:

• содержать в порядке свои игрушки, настольные игры, пособия для занятий, протирать их влаж­ной тряпочкой; мыть игрушки;

• протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых);

• стирать одежду для кукол;

• накрывать на стол, убирать посуду после еды;

• оказывать посильную помощь в разных хозяй­ственных делах.

По мере усвоения трудовых навыков дети при­обретают самостоятельность в выполнении дей­ствий, учатся работать быстро, правильно, акку­ратно. Овладение навыками, умениями в сфере хозяйственно-бытового труда обеспечивает боль­шую активность, инициативу действий в быту, в раз­личных трудовых процессах.

Методы руководства хозяйственно-бытовым трудом в старшем дошкольном возрасте:

Хозяйственно-бытовой труд детей старшего до­школьного возраста становится значительно содер­жательнее, приобретает коллективный характер. Это позволяет шире использовать его как средство нрав­ственного воспитания детей: формировать целеу­стремлённость, организованность, понимание не­обходимости и важности бытового труда людей,уважения к нему, воспитание положительных взаи­моотношений в процессе коллективной деятельности.

В работе с детьми старшей группы большое зна­чение имеет привлечение детей к помощи взрослым. Так, организуя смену чистого белья, няня поручает ребятам надеть наволочки, застелить простыни. Де­ти, выполняя это поручение, чувствуют себя настоящими помощниками взрослого.

В процессе трудовой деятельности взрослый сам является образцом для подражания: показывает не только приёмы рабо­ты, но и пример отношения к по­вседневному обычному труду. Очень важно строить работу так, чтобы дети были не про­сто пассивными исполните­лями какого-либо задания, но и видели в няне организато­ра дел, её трудолюбие; ощуща­ли внимание к воспитанникам группы и младшим детям.

В привлечении ребят старшей группы к хозяйственно-бытовому труду важную роль играют общие по­ручения, когда воспитатель предлагает не­скольким детям выполнить какую-либо работу. По­скольку навыки самоорганизации у детей ещё сфор­мулированы недостаточно, воспитатель обсуждает с ними процесс выполнения общего задания: с чего они начнут работу, что для чего понадобится, как ор­ганизовать работу, чтобы не запачкаться самим, не насорить и не налить на пол. Воспитатель помогает всем договориться, кто какую общую часть дела бу­дет выполнять. Если приёмы детям не знакомы, вос­питатель включается в работу сам, показывает, как выполнять трудное или незнакомое действие, как организовать дело, оказывать помощь. Так педагог показывает, как может быть достигнута согласован­ность действий, договорённость. Воспитатель посте­пенно приучает детей самостоятельно ставить цель, планировать работу, доводить начатое дело до конца.

Основная форма организации хозяйственно-­бытового труда детей старшей группы — включе­ние их в коллективную трудовую деятельность об­щественно значимого содержания.

В подготовительной к школе группе дети осва­ивают хозяйственно-бытовой труд как вид труда в целом. Происходит дальнейшее нарастание объё­ма хозяйственно-бытовых дел. К процессам серви­ровки стола добавляется раздача второго и третье­го блюда.

Дети седьмого года жизни умеют протирать стулья, подоконники, наводят порядок в шкафах с игрушками и материалами.

Активное участие детей седьмого года жизни в хозяйственно-бытовом труде осуществляется одно­временно в двух направлениях: через коллективную трудовую деятельность общественно значимого содер­жания и через выполнение поручений, обязанностей дежурных, дел, связанных с реализацией цели де­ятельности, полезной окружающим. Ска­жем, навести порядок на веранде у ма­лышей, подмести на их участке пло­щадку. Можно предложить детям помочь взрослым навести поря­док в групповой комнате, спаль­не, стереть пыль со шкафов.

Участвуя в хозяйственно-­бытовом труде, старшие до­школьники ощущают его од­нообразие, повторяемость изо дня в день. Этот труд требует большого терпения,

дня в посто­янных трудовых усилий, повседнев­ного самоконтроля. Естественно, что они

гораздо легче и охотнее включаются в работу эпизодического характера, чем в выполнение повсед­невных трудовых обязанностей по наведению и под­держанию порядка в детском саду. Убирая за собой игрушки, стирая тряпочки после рисования красками, ухаживая за комнатными растениями, дети убеждаются в необходимости этого труда.

Задача педагога — воспитывать и поддерживать у детей положительное отношение к хозяйственно-­бытовому труду. Для этого надо создавать такие условия, которые обеспечивали бы нетерпение к гря­зи, неряшливости, эмоционально-эстетическую чут­кость к окружающей обстановке. Задача эта успеш­но решается, если, включая детей в хозяйственно-бытовой труд, им дают почувствовать, что их труд нужен всем. Включаясь в выполнение хозяйственно-бытовых дел, старшие дошкольники приобретают ряд полезных практических навыков, которые при­годятся им в жизни при обучении в школе.

Организуя выполнение детьми какого-либо дела хозяйственно-бытового назначения, направленного на помощь окружающим, воспитатель стремится ис­пользовать любую возможность, не оставив без вни­мания ни одно действие детей. Например, педагог говорит: «Сегодня Егор помог няне в младшей группе стереть пыль со столов и скамеек на участке. И мне было особенно приятно его внимание к взрослому, потому что он до этого строил из песка сооружения и оставил своё занятие, чтобы сделать это доброе де­ло. Спасибо тебе, Егор!»

Для лучшего осознания необходимости оказы­вать помощь другим нужно формировать у детей представление о содержании хозяйственно-бытового труда, об общественной значимости труда взрослых. Знакомство детей с трудом дворника, завхоза осуществляется через специальные экскурсии, включён­ные в сетку занятий, а также в повседневной жизни. Поскольку в подготовительной группе дети овладе­вают основными трудовыми навыками, очень важно уметь вовремя перейти от обучения этим навыкам к их использованию в повседневной жизни. Обуче­ние навыкам необходимо тогда, когда ребёнку даётся новое задание, которое он ранее никогда не выпол­нял, или когда он не овладел трудовыми действиями. При повторном выполнении такой работы ребёнку нужно постепенно предоставлять возможность са­мому вспомнить, как её следует выполнить, также создавать такие условия, которые ставили бы его пе­ред необходимостью трудиться повседневно и само­стоятельно.

Чтобы дети старшего дошкольного возраста на­учились по собственной инициативе находить при­менение своим навыкам, следует в процессе обуче­ния хозяйственно-бытовому труду на первых порах давать им конкретные трудовые задания, поруче­ния, например: вылить воду из мыльниц, стереть пыль со шкафов для полотенец, вымыть комнатные растения. Такие задания нужно давать детям до тех пор, пока они не научились выполнять их самосто­ятельно. В дальнейшем руководство хозяйственно­бытовым трудом ребят должно состоять в том, что взрослый, не приказывая им прямо, но учитывая их знания, умения, опыт, побуждает их самих подумать, что и как нужно сделать. Так у детей формируется наблюдательность, сообразительность, вниматель­ность. Как и в предыдущих группах, важным фак­тором воспитания у детей интереса к хозяйственно­-бытовому труду является общение ребят с воспитате­лями, няней, дворником во время уборки групповой комнаты или участка детского сада.

Руководство хозяйственно-бытовым трудом де­тей 6-7 лет должно быть ненавязчивым. Старшие дошкольники к этому очень чувствительны. Только в процессе совместного труда дети ведут себя непри­нуждённо, свободно.

Приучая детей старшего дошкольного возрас­та к систематическому хозяйственно-бытовому тру­ду, надо чаще использовать игровые формы его организации. Включаясь в любое серьёзное дело, ре­бёнок в известной мере обыгрывает его, подражая старшим. Однако ему нравится, когда к этому серьёз­но относятся взрослые, тем более если они и сами принимают участие в труде, игре как исполнители или заказчики.

Для закрепления дома полученных в детском саду умений и навыков нужно проводить работу с родите­лями по теме «Трудовое воспитание дошкольников».

Предлагаем материал для проведения родитель­ского собрания.

Родительское собрание

Тема. «Семейные традиции и их роль в форми­ровании трудовых навыков»

Цель: расширить знания родителей о трудовом воспитании детей дошкольного возраста.

Задачи:

• получить информацию об организации труда в семье;

• расширить представление родителей о том, как прививать детям привычку трудиться, показать ценность семейных традиций и их положитель­ную роль при формировании трудовых навыков;

• продемонстрировать важность формирования ценностного отношения к результатам труда окружающих людей.

Подготовительная работа

I. Анкетирование детей

1. Есть ли у тебя дома постоянные трудовые поручения?

2. Ты выполняешь их сам, или тебя нужно про­сить?

3. Какие дела ты хотел бы выполнять?

4. Что ты знаешь о работе своих родителей?

5. Кем бы ты хотел стать, когда вырастешь?

II. Анкетирование родителей

1. Есть ли общие трудовые дела у взрослых и детей в вашей семье?

2. Кто моет посуду, готовит обед, ходит в мага­зин, убирает квартиру?

3. Любит ли сын или дочь выполнять домашние дела?

Есть ли у вашего ребёнка постоянные трудо­вые дела? Как он к ним относится?

• Что вы делаете, если ребёнок отказывается делать домашнюю работу?

• Знает ли ваш ребёнок, где родители работают и что делают на работе? Был ли он у вас на работе?

Воспитатель анализирует анкеты родителей и детей и готовит сообщение о результатах анкети­рования.

III. Изучение научно-методической литерату­ры по проблеме трудового воспитания старших до­школьников в семье, выбор формы, хода и проек­та родительского собрания, способов активизации участников в обсуждении рассматриваемой проблемы.

Оформление, оборудование:

III. На доске размещён плакат со словами К. Д. Ушин­ского: «Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а готовить к труду жизни. Воспи­тание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему воз­можность отыскать для себя труд в жизни».

IV. В центре доски изображено дерево (без листьев и плодов).

V. На столе у воспитателя находятся:

а) таблички в форме листьев со следующими надписями: «Цель»; «Задачи»; «Труд не пона­рошку»; «Домашние поручения»; «Полезные советы»;

б) листки из бумаги в форме яблок, к кото­рым приклеены картинки и фотографии из газет и журналов с изображением детей, участвующих в различных видах трудовой деятельности.

▼ Ход родительского собрания

Вступительное слово воспитателя о теме родительского собрания, об актуальности пробле­мы трудового воспитания старших дошкольников в семье.

I этап. Определение цели и задач трудового вос­питания в семье.

Воспитатель. На доске изображено дерево. Вы видите, что в данный момент оно не имеет ни ли­стьев, ни плодов. Но они могут появиться на дереве, если наше коллективное обсуждение окажется про­дуктивным. На моём столе лежат таблички в фор­ме листьев. Надписи на табличках означают назва­ние этапов нашей совместной работы на собрании.

Постепенно эти листья-таблички я буду прикре­плять к изображению дерева, и мы с вами постара­емся вместе выполнить предусмотренные для каж­дого этапа задания.

Первыми листочками на нашем дереве станут листья-таблички «Цель» и «Задачи». Это означает, что мы начнём коллективное обсуждение с осмыс­ления целевых ориентиров трудового воспитания ре­бёнка в семье.

Необходимо заметить, что в педагогических пу­бликациях часто подчёркивают: если детей правиль­но воспитывать, то даже самый непривлекательный и тяжёлый труд может оказаться интересным и при­ятным делом для ребёнка. Но как это сделать? К со­жалению, на этот вопрос редко кто даёт обстоятель­ный ответ. Особенно нелегко ответить на него сей­час, когда в нашей стране произошли радикальные изменения.

Однако вряд ли и в нынешней ситуации кто-то будет отрицать необходимость воспитывать у детей трудолюбие, умение и желание трудиться. Думаю, что каждому родителю хочется, чтобы процесс трудового воспитания ребёнка был эффективным, успешным. А для этого надо сначала определить цель и задачи трудового воспитания детей в семье, что и является заданием на первом этапе нашего собрания.

Воспитатель прикрепляет листья таблички «Цель» и «Задачи» на изображение дерева, а родители после размышлений (в течении 5-7 минут) вносят свои предло­жения о целевых ориентирах трудового воспитания. Мне­ния родителей воспитатель записывает на доске напротив прикреплённых табличек.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: