Воспитатель. Сегодня редко встретишь пап и мам, которые считают плохо сочетающимися слова «дети» и «труд». А ведь раньше приходилось довольно часто слышать такую родительскую фразу: мы потрудились, пусть теперь хоть дети отдохнут. И всё-таки результаты проведенного анкетирования свидетельствуют о том, что при наличии у большинства воспитанников разовых поручений по дому немногие дети выполняют их охотно и добросовестно. Меня взволновали серьёзные расхождения в ответах детей и родителей. Стало очевидным, что многие дети трудятся дома понарошку. Их не привлекает работа по дому, да и родители как бы не нуждаются в их домашнем труде. А ведь в такой ситуации может сформироваться устойчивое нежелание трудиться. Давайте вместе с вами подумаем и ответим на вопрос: «Какие трудовые поручения могут и должны быть у ребёнка в семье?
Воспитатель прикрепляет на доску листья-таблички «Труд не понарошку» и «Домашние поручения», а родители предлагают варианты поручений, которые были наиболее успешно использованы ими в практике воспитания своих детей. Воспитатель составляет перечень называемых родителями поручений и при необходимости дополняет список своими предложениями. Как правило, в перечень включены следующие поручения:
• оказывать помощь родителям в уборке квартиры;
• наводить порядок на своём столе и в своей комнате;
• заботиться о своём младшем брате или сестре;
• стирать свои мелкие вещи;
• мыть чайную посуду;
• следить за чистотой обуви;
• выносить мусор;
• кормить домашних животных, птиц, аквариумных рыбок;
• гулять с собакой, кошкой;
• покупать хлеб, молоко.
III этап. Полезные советы.
Подводя итоги, воспитатель предлагает родителям рекомендации по приобщению детей к хозяйственно-бытовому труду.
VI. Будьте последовательны в своих требованиях при выполнении детьми трудовых обязанностей.
VII. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей. Не заставляйте ребёнка выполнять трудную и непосильную для него работу.
VIII. Прежде чем поручить что-либо ребёнку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому, несколько раз выполните поручение совместными усилиями. Ребят любого возраста нужно учить тому, как и что делать. Только тогда формируется навык и привычка.
IX. Не забывайте об игровых моментах в трудовой деятельности. В игровой деятельности ребёнок приобретает определённые навыки трудовой деятельности. При этом родители не должны выполнять за ребёнка какую-то работу. Например, мама купила ребёнку машинку и сама её заводит. Мама выполняет работу за ребёнка. Ребёнку должно быть указано на то, что он отвечает за сохранность игрушек, чистоту и порядок в том месте, где стоят игрушки и где он играет.
X. Учите ребёнка уважать труд других людей, бережно относиться к их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе и работе своих друзей.
XI. Тактично оценивайте результаты труда. Не наказывайте ребёнка за неумение что – то делать, а старайтесь его научить.
XII. Чтобы научить ребёнка трудиться, сделайте его труд творческим, приносящим ребёнку радость и удовлетворение. Для этого приобщайте ребёнка к ручному труду. Работа руками — это средство от усталости. Когда вы занимаетесь рукоделием, у вас вырабатывается определённый, присущий только вам, ритм работы руками. Занимаясь прикладным творчеством, вы становитесь ближе к истории: вы и ваши дети занимаетесь тем же, чем занимались ваши предки, тем самым узнавая о них больше. Мы должны всегда помнить об этом, ведь всё дальше от нас уходят традиции, дух и культурные ценности наших прабабушек и прадедушек, их праздники, игры, песни, сказки, семейные предания и обряды.
Как организовать и сделать вашу жизнь интересной?
Проект решения собрания:
1.Рекомендовать родителям применять в практике воспитания детей в семье индивидуальные трудовые поручения.
2.Особое внимание обратить на приобщение ребёнка к народному прикладному искусству, опираясь на традиции наших предков.
3.Посоветовать родителям рассказать детям о своих профессиях, сводить к себе на работу.
Литература
Воспитание дошкольников в труде / подред. В. Г. Нечаевой. — М., 1983.
1.
2. Жуковская Р. И. Игры и трудовые занятия в детском саду. — М.; Л., 1935.
3. Моложавый С. С. Игра и труд в дошкольном возрасте. — М.; Л., 1929.
4. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду / под ред. Р. С. Буре. — М.,
1987.
5. Сергеева Д. В. Воспитывать детей в процессе трудовой деятельности. — М., 1987.
6. Трудовое воспитание в детском саду / под ред. В. Г. Нечаевой. — М., 1962.
7. Куцакова Л. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. — Издательство: Мозаика-Синтез, 2007.