Дидактическая игра «Кто что ест?» (с прищепками).




 

Цель: закрепить знания по темам "Дикие и домашние животные»;

закрепить умение различать и называть животных; развитие мелкой моторики рук; развитие у детей зрительного анализа изображённых предметов.

 

Материал: фигурки животных на прищепках, круг с секторами.

 

Ход игры: ребёнку предлагается прикрепить прищепки с мордочками животных на круг таким образом, чтобы обозначить соответствие животного и вида пищи.

При этом воспитатель интересуется, как называется животное, чем оно питается. Причём, у одного животного может быть несколько пристрастий к еде. Можно об этом поговорить и уточнить.

 

 

Подбери фигуры».

 

Цель: развивать мелкую моторику рук; координацию действий обеих рук, зрительное восприятие, внимание; закреплять цвета и названия геометрических фигур.

 

Материал: карточки с геометрическими фигурами, набор геометрических фигур разных цветов.

 

Ход игры: дети соотносят геометрические фигуры по цвету на карточках.

 

 

3) Дидактическая игра «Разноцветные баночки».

 

Цель: закреплять названия фруктов и ягод; учить различать и называть цвета;

развивать цветовое восприятие, память, внимание, мышление; развивать мелкую моторику рук, тренировать координацию движений.

 

Материал: силуэты баночек с разноцветными крышками, фрукты и годы.

 

Ход игры: дети соотносят цвет фруктов и ягод с цветом баночек

 

 

4. Подобрать диагностики сенсорного развития детей, в которых бы выявлялись особенности сенсорного развития детей в разных возрастных группах: а) как дети владеют обследовательскими действиями при выполнении разных заданий;

б) каково содержание и обобщенность сенсорных представлений, которыми владеют дети;

в) как отражается в речи сенсорный опыт (названия обследовательских действий, название качеств и свойств предметов, понимание указаний взрослого)

Для выявления сформированности одного обследовательского действия предложить ребенку собрать башенку из убывающих по величине колец. Башенка должна содержать от 6 до 10 колец (для старших дошкольников). На глазах детей разберите башенку, смешайте кольца и предложите детям собрать самим, чтобы она была такая же ровная, как и раньше.

Наблюдая за деятельностью ребенка необходимо фиксировать: 1) как понял и принял ребенок задачу – собрать башенку (или собрать, учитывая убывающую величину); 2) как ребенок начал выполнять задание: оценивает ли зрительно величину колец и сразу выбирает их по убывающей; раскладывает ли кольца в порядке убывания величины, сравнивает ли их путем накладывания, сравнивает ли их попарно, нанизывает ли кольца беспорядочно; 3) какие речевые реакции сопровождали деятельность; 4) как ребенок закончил работу: проверил ли качество ли качество выполнения, обнаружил ли ошибки, внес ли исправления сам, какими способами действовал.

Для выявления умений пользоваться системой обследовательских действий попросить ребенка описать предметы, характеризующиеся разнообразием особенностей. С этой целью покажите детям поочередно два предмета, сделанные из различных материалов и предложите назвать их, а также рассказать о них все, что ребенок знает. При описании предмета дети отмечают его особенности: части, цвет, форму, размер, а также гладкость твердость, мягкость, прозрачность, блеск, легкость и тяжесть и т.д. После того как ребенок закончил рассказ или не смог описать предмет, задайте дополнительные вопросы, а затем дайте указания, способствующие обследованию и вычленению качеств и свойств, например: «Какого цвета предмет?», «Какой он по форме?», «Какие у него есть части?», или «Погладь предмет… Какой он? Надави (или сомни)… Какой он?» и т.д.

 

В ходе выполнения ребенком задания зафиксируйте:

1) самостоятельность ребенка: какую часть заданий он выполнил самостоятельно, какую по указаниям и вопросам, какую не выполнил;

2) способ восприятия предмета: описывает ли ребенок предмет на основе только зрительного восприятия или использует и другие обследовательские действия, какие именно;

3) содержание ответов детей на вопросы, соответствие ответов характеру обследовательских действий, точность называния вычлененных качеств и свойств;

4) точность выполнения указания по поводу обследования предмета.

После выполнения этого задания следует выявить, осознают ли дети обследовательские действия как способ получения знаний о предметах. С этой целью ребенку даются разные предметы и задаются следующие вопросы:

- Как ты узнаешь, предмет твердый или мягкий?

- Как ты узнаешь, прозрачный предмет или непрозрачный?

- Как узнать, легкий предмет или тяжелый?

- Как узнать, прочный предмет или нет? И т.д.

Для выявления осознанности и полноты знаний ребенка о форме и способах ее обследования после выполнения задания задать ребенку вопросы:

1. Как ты узнал, что этот флажок такой же формы?

2. Как называется эта форма?

3. Как ты узнаешь прямоугольник? Сколько у него углов? Сколько сторон? Одинаковые ли стороны?

На основе полученных данных составить таблицы, которые отражают владение детьми обследовательскими действиями и словами, обозначающими выделенные качества.

На основе проведенных наблюдений определить: особенности владения обследовательскими действиями у детей в разных возрастных группах; широту и четкость сенсорных представлений детей в разных возрастных группах (знание качеств, свойств предметов), точность выражения представлений; особенности владения сенсорными эталонами в разных возрастных группах; задачи и содержание сенсорного воспитания в обследованных возрастных группах.

 

5. Подготовьте сообщение о сенсорном воспитании в одном из видов деятельности (например, в конструктивной, изобразительной)

 

Сенсорное воспитание дошкольников на занятиях изобразительной деятельностью

Дошкольный возраст - время активного познания окружающего мира. Действуя с разнообразными предметами, рассматривая их, прислушиваясь к издаваемым ими звукам, ребенок познает их свойства и качества; у него формируется наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

Дошкольный возраст уникален по своему значению для развития ребенка. С этого возраста происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребёнка, в развитии отдельных психических процессов, в отношениях с окружающими. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребёнка приобретают намеренный характер. В разных видах деятельности - в игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении, дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания эта цель может теряться. Совершенствуется сенсорное развитие. Трёхлетний ребёнок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и другие. Они становятся образами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

В научной литературе, посвященной вопросам детской психологии и педагогики, отмечается, что в формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д. Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен хорошо разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности.

Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия, а именно он должен:

- обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности,

- формировать эстетические чувства и представления,

- развивать образное мышление и воображение,

- учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.

Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.

Рисование, лепка, аппликация - виды изобразительной деятельности, основное назначение которой - образное отражение действительности. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста и специфическое образное познание действительности.

Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития детей, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. В психолого-педагогической литературе сенсорное воспитание рассматривается как целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.

Основная задача сенсорного воспитания дошкольников– своевременно научить ребёнка сравнивать, обобщать, синтезировать, развивать мысль о предмете через близкое его восприятие. Чтобы сенсорное воспитание детей осуществлялось целенаправленно и гармонично, очень важно, чтобы дети освоили сенсорные эталоны (это обобщённый опыт человечества по сенсорным знаниям).

Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью является основой организации чувственного опыта детей. Именно на занятиях создаются все условия для планомерного руководства формированием ощущений, восприятий и представлений детей. Обучая детей восприятию различных предметов и явлений, необходимо четко объяснять детям смысл их действий, чтобы они затем могли использовать свои представления в практической деятельности; в этом случае восприятие детей будет более осознанным и целенаправленным.

На занятиях изобразительной деятельности дети учатся различным видам изображения: предметному, сюжетному, декоративному. Сенсорное развитие детей обеспечивается на любом из этих занятий. Занятия предметного содержания чаще всего проводятся на основе обследования предметов, их частей, строении предметов, их положении в пространстве.

Вначале детей знакомят с основным положением предмета в пространстве в состоянии покоя. И в первых изображениях дети отражают именно эти положения. Постепенно надо подводить детей к пониманию изменчивости пространственного положения вещей и живых существ, к обогащению их представлений об окружающем мире.

Успешное выполнение практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать. Поэтому совершенствование сенсорных процессов на занятиях должно быть в основном осуществлено до начала практических действий.

Таким образом, для сенсорного воспитания дошкольников занятия изобразительной деятельностью имеют большое значение.

 

Список использованной литературы:

1.Афонькина Ю.,Урунтаева Г. Дидактическая игра как средство развития произвольной образной памяти у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1992.- № 1.- С. 12.

2.Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М., Просвещение, 1988.

3. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие студентов СПО [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2007. – 420 с

 

4. Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. - Минск, 1994.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: