Анализ функционирования банковской системы РФ в 2014-2015 годах




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Проблема укрепления и развития банковской системы должна всегда находиться в центре внимания государства и общества, так как от их эффективного решения зависит не только состояние банковского сектора, его способность выполнять присущие ему уникальные функции, но и устойчивость, и безопасность финансовой системы страны в целом. Учитывая прямую зависимость финансовой системы государства от банковской системы, можно утверждать, что в условиях разразившегося мирового финансового кризиса 2008 г, вопрос эффективного финансово-правового управления банковской деятельностью становится особенно актуальным.

Регулирование банковской деятельности особо специфично, поскольку оно представляется как процесс по установлению правил осуществления банковской деятельности в России в порядке законодательной и иной нормотворческой деятельности.

Мировой экономический кризис потребовал принятия российским государством и Центральным банком Российской Федерации решительных мер, направленных преимущественно на стабилизацию банковской системы в целях преодоления финансовой неустойчивости и восстановления платежеспособности кредитных организаций.

В условиях дефицита времени, в которых принимаются решения, касающиеся антикризисного регулирования, важно учитывать эффективность принимаемых мер не только в краткосрочном периоде. Необходимо взвешенно оценивать какие последствия будут иметь данные меры для банковской системы

Рано или поздно кризисная ситуация будет преодолена, тогда неблагоприятные последствия всех не до конца продуманных, реализованных в спешке мер станут особенно очевидны.

Коммерческие банки составляют систему, которая обеспечивает жизнеспособность реальной экономики. Выступая в роли посредников, банки также выполняют важную роль в процессе реализации денежно-кредитной политики, участвуют в процессе эффективного перераспределения накоплений и инвестиций в условиях рыночной экономики и в обеспечении стабильности всей финансовой системы в целом. Поскольку банки принимают на себя риски, они могут оказаться неплатежеспособными и потерпеть банкротство, поэтому основной задачей является поддержание уверенности и доверия к банковской системе путем разработки и установления минимальных стандартов, обеспечивающих безопасность и надежность деятельности банков.

Стратегические цели регулирования финансово-банковского сектора оставались неизменными в течение всей истории своего существования, хотя организационные формы и превалирование одних направлений над другими могли варьироваться в зависимости от конкретных условий.

Актуальность темы исследования. Современные экономические преобразования в России связаны с трансформационными процессами в ключевых сферах экономики, в том числе и в банковской системе. Однако, все эти процессы происходят на фоне нестабильного развития внешней среды. Мировой экономический кризис показал уязвимость финансовой системы и необходимость дальнейших ее изменений в целях обеспечения устойчивости банковской системы и ее основных субъектов.

Объектом исследования является банковская система России.

Предметом исследования является процесс развития российской банковской системы.

Целью данной работы является изучение программы развития российской банковской системы на современном этапе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

. Рассмотреть банковскую деятельность РФ как объект государственного регулирования;

. Исследовать понятие и правовую природу государственного регулирования банковской деятельности в РФ и показать основные эволюционные направления данного процесса в период;

. Определить правовые основы организации и деятельности системы Банка России как органа непосредственно регулирующего банковскую деятельность в РФ;

. Рассмотреть изменения в финансово-правовом регулировании государственной регистрации коммерческих банков и лицензирования банковской деятельности, произошедшие в период;

. Выявить проблемы финансово-правового регулирования банковской деятельности в РФ и выработать пути их решения.

Степень научной разработанности темы исследования. Большое внимание государственному регулированию банковской деятельности уделялось в трудах таких авторов, как А.Г. Братко, Н.Ю. Ерпылева, А.В. Турбанов, М.С. Неретин.

Изучением правового аспекта государственного регулирования российской банковской системы занимались многие ученые, такие как: Я.А.Гейвандов, Г.А. Тосунян, А.Ю. Викулин, А.М. Экмаян.

Существенное влияние на формирование научной позиции автора оказали труды таких исследователей административного и финансово права, как А.П. Алехин, Д.Н. Бахрах, А.Г.Братко, А.Ю Викулин, Е.Ю. Грачева, Р.И. Денисов и другие.

Методологической основой исследования является совокупность общенаучных принципов познания. Для анализа законодательных и иных нормативно-правовых актов, обобщения проблем, формулирования определений и выводов применялись основные общенаучные методы: системный подход, научный анализ фактических данных, метод сравнительно-исторического анализа и другие.

 


 

ГЛАВА 1. СТРУКТУРА РОССЕЛЬХОЗБАНКА

 

1.1 История развития РоссельхозБанка

 

История российского агрокредитования берет свое начало в XVIII веке, когда государство впервые предприняло попытку сформировать цивилизованную систему финансов по европейскому образцу. Открывшаяся в то время первая в России кредитная организация «Монетная контора» была учреждением, где представители дворянства и купечества могли получить ссуду. Важное начинание продолжила императрица Елизавета Петровна: её указом в 1754 году были открыты Дворянские Заёмные Банки на территории Москвы и Санкт-Петербурга. Первое время эти учреждения по-прежнему кредитовали дворян, однако позже, согласно распоряжению от 1766 года, они начали выдавать ссуды крестьянам.

К 1796 году активы Дворянских банков перешли на баланс новообразованного «Государственного Заёмного Банка», который поддерживал сельское хозяйство ссудами для мелких и крупных землевладельцев. В таком виде банковская система просуществовала вплоть до восшествия на престол императора Александра I, который в 1817 году решил основать «Государственный Коммерческий Банк». Постепенно этот банк обзавелся большой сетью региональных представительств, которые открывались в крупных городах царской России - Москве, Петербурге, Киеве и других. Этот банк можно считать историческим прообразом современного Россельхозбанка.31

Определяющим для сельскохозяйственного кредитования в России стал 1882 год, когда начал свою работу Государственный крестьянский поземельный банк. С его помощью государство рассчитывало завершить реформу крепостного права - участки приходилось выкупать у собственников-дворян и через поземельный банк отдавать в кредит крестьянам. В период с 1883 по 1895 год Государственный крестьянский поземельный банк выдал в общей сложности 15 тысяч ссуд, совокупный размер которых составил примерно 82 миллиона рублей.

Схожую задачу, но применительно к иному слою населения, решал Государственный дворянский земельный банк. Основанный в 1885 году, он был призван поддержать дворянские имения, которые разорялись ввиду отмены крепостного права: крестьяне стали покидать деревню ради быстрого заработка на городских фабриках, и помещики оказались в сложном положении. Чтобы исправить неблагоприятную ситуацию, банк приступил к выдаче долгосрочных займов крупным собственникам русской деревни. Государственный крестьянский поземельный банк и Государственный дворянский земельный банк вместе формировали целостную систему сельского кредитования и землеустройства Российской Империи. На базе этой структуры был создан единый Государственный банк, с помощью которого государство проводило экономическую политику в национальном масштабе. К началу Первой мировой войны это кредитно-финансовое учреждение было одним из крупнейших банков в Европе.

Всего через два месяца после революции Государственный банк перешёл под контроль советской власти. Все коммерческие банки России были объеденены с Государственным банком: в декабре 1917 года он получает новое название - Народный банк Российской Республики, а с 1923 года - Государственный банк СССР.32

С этого банка начиналась экономика нового государства. Основными задачами Государственного банка СССР становятся эмиссия бумажных денег, финансирование народного хозяйства и сметно-бюджетная деятельность. В январе 1930 года формируются банки долгосрочных вложений, которые уже через год становятся функциональными подразделениями Государственного банка: Промбанк, Сельхозбанк, Всекобанк и Цекомбанк. В таком виде кредитно-финансовая система просуществовала до апреля 1959 года - с этого времени Государственный банк начинает самостоятельно выполнять задачи своих подразделений. Основной отраслью кредитования для Государственного банка являлось сельское хозяйство. При советской власти 90% от общей суммы выданных в стране кредитов составляли сельскохозяйственные кредиты, остальные 10% - промышленные кредиты. В 1987 году в ходе «перестройки» происходит реформа банковской системы: из состава Государственного банка СССР выделяется Агропромбанк - специализированный банк, кредитующий только сельское хозяйство. В то время Агропромбанк был крупнейшим сельхозбанком мира - его сеть состояла из 35 тысяч представительств по всему Советскому Союзу, собственный капитал достигал 400 миллиардов рублей, штат насчитывал 110 тысяч сотрудников.

Агропромбанк продолжал функционировать и после распада СССР, большая часть инфраструктуры и ресурсов банка была сохранена. На протяжении 90-х годов прошлого века сельскохозяйственный банк менял наименование и статус - с государственного на частный и обратно, однако суть деятельности и ее цель всегда оставались неизменными.33

Конец 90-х был трудным периодом для сельского хозяйства - отрасль нуждалась в финансировании со стороны государства. После масштабного кризиса 1998 года необходимо было создавать банк только со 100% государственным участием - так можно было обеспечить новое становление системы сельскохозяйственного кредитования, реанимировать сельскую экономику и поддержать аграрный сектор. 15 марта 2000 года исполняющий обязанности Президента Российской Федерации Владимир Путин подписал Распоряжение №75-рп о создании Российского сельскохозяйственного банка - кредитной организации, на 100% принадлежащей государству. Глава государства поставил задачу сформировать на базе Россельхозбанка национальную кредитно-финансовую систему обслуживания товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства. Россельхозбанк начал активно развиваться с первого же дня своей работы. В июне 2000 года банк получил от Центрального банка России лицензию на осуществление банковской деятельности № 3349, а уже в сентябре Россельхозбанк приступил к обслуживанию клиентов и начал открывать корреспондентские счета. В декабре 2002 года банк приступил к осуществлению операций с денежными средствами физических лиц.

В 2006 году Россельхозбанк стал одним из ключевых участников Приоритетного национального проекта «Развитие АПК», основной целью которого было развитие агропромышленного сектора российской экономики и обеспечение продовольственной безопасности страны. В ходе реализации нацпроекта в 2006 - 2007 гг. Россельхозбанк предоставил более 300 тысяч кредитов на общую сумму свыше 150 млрд. рублей.

В июле 2007 года Россельхозбанк расширил свою деятельность, получив Генеральную лицензию на осуществление банковских операций. Банк приступил к открытию своих зарубежных представительств. В январе 2008 года стартовала пятилетняя Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Россельхозбанк стал одним из главных ее участников. В рамках госпрограммы банк решает ряд государственно значимых задач, в частности, задачу повышения финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет мер по расширению доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам.

 

1.2 Структура банка

банковский управление исполнительный финансовый

Сегодня Россельхозбанк входит в число крупнейших банков страны и лидирует среди кредиторов агропромышленного комплекса России, располагая второй по величине в стране филиальной сетью. В арсенале банка десятки кредитных программ: он активно кредитует животноводство, растениеводство, приобретение сельхозтехники под ее залог, а также оказывает серьезную помощь развитию малого агробизнеса - владельцам личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств. Динамично развиваются банковские продукты и услуги, предназначенные для физических лиц.

Уже более двух столетий Россельхозбанк поддерживает сельское хозяйство и сам уклад сельской жизни. В истории банка - вековые традиции агрокредитования, огромный багаж опыта и накопленных знаний, в перспективе - решение дальнейших задач по возрождению российского села и подъему агропромышленного комплекса страны.

Органы управления

Высшим органом управления ОАО «Россельхозбанк» является Общее собрание акционеров. Банк проводит ежегодно годовое Общее собрание акционеров. Годовое Общее собрание акционеров проводится не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года. Наблюдательный совет Банка, избираемый акционерами и им подотчетный, обеспечивает стратегическое управление и контроль над деятельностью исполнительных органов - Председателя Правления и Правления. Исполнительные органы осуществляют текущее руководство Банком и реализуют задачи, поставленные перед ними акционерами и Наблюдательным советом Банка.

ОАО «Россельхозбанк» входит в число самых крупных и устойчивых банков страны по размеру активов и капитала. Кредитный портфель банка на 1 янвавря 2015 года составляет 1,45 трлн рублей.

 


 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОВЕРШЕНСТВОАНИЯ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ

 

2.1 Проблемы финансово-правового регулирования банковской деятельности в РФ

 

Финансово - правовое регулирование банковской деятельности представляет собой специальный механизм, в рамках которого государство может осуществлять правовое воздействие на общественные отношения, устанавливая нормы и правила. Исследуя данный процесс за период 2005-2010 года невозможно не отметить, что государственное регулирование банковской деятельности претерпевало определенные изменения, направленные на решение возникающих проблем.

Оправившись после августовского кризиса 2008 года, банковская система страны не приобрела еще необходимого запаса прочности, испытывает затруднения в наращивании своей капитальной базы. Велико и число кредитных организаций, неустойчивых в финансовом отношении. Как на федеральном, так и на региональном уровнях пока ощущается слабость банковского воздействия на развитие реального сектора экономики. В деятельности банковской системы и ее отдельных институтов имеется ряд недостатков, которые снижают эффективность хозяйствования, тормозят ее развитие. Речь идет, в частности, как о недостатках законодательства, так и о экономической ситуации - в целом.

Случившийся в экономике России банковский кризис 2008 г. в очередной раз обнажил проблему государственного регулирования банковской деятельности. В настоящее время остался нерешенным ряд проблем.

Важной является проблема, связанная с наличием объективных предпосылок структурных изменений в банковском законодательстве.

Имеются в виду потребность в структурной перестройке действующего финансово-банковского законодательства и изменениях в механизме правового регулирования банковской деятельности. Действующее банковское законодательство не отвечает современным потребностям правового регулирования банковского сектора экономики России. До настоящего времени в российском законодательстве отсутствует системообразующий акт о финансах, об их управлении, не смотря на его разработанность в системе финансового права. Также нет системных законов, которые определяли бы основы и принципы регулирования денежно-кредитной сферы. Рассматривая банковское законодательство в качестве комплексной отрасли, вопрос выработки принципов правового регулирования банковской деятельности и их закрепления в системообразующем федеральном законодательном акте приобретает особое значение, поскольку в Конституции закреплены только общеправовые принципы экономической деятельности. В законе о банках и банковской деятельности отраслевые принципы банковской деятельности также отсутствуют.

Поскольку современное банковское законодательство несогласованно и противоречиво, то объективно его составляющие нормы не рассчитаны на упреждающее воздействие. Принимаемые нормативные акты имеют точечное регулирующее воздействие, направлены на разрешение текущей задачи. На наш взгляд, правовое регулирование банковской деятельности не только должно быть адекватно текущим социальн0-экономическим потребностям российского общества, но и содержать внутренний потенциал развития этих отношений. Другими словами, задавать новый вектор их развития. Такой подход в правовом регулировании способен обеспечить соблюдение прав и законных интересов всех участников банковских правоотношений в балансе с государственными и общественными интересами.

Актуальным также является вопрос о том, что действующее законодательство Российской Федерации до сих пор не содержит легитимного определения понятия «банковская деятельность» и «банковская лицензия», между тем, данные категории буквально пронизывает банковское законодательство РФ, используется законодателем в десятках законодательных и подзаконных нормативных актах. Практика работы банков нуждается в том, чтобы получить ответ на вопрос о том, что означают данные понятия. В ряде случаев закон использует этот термин, не объясняя его. Поэтому возникают противоречия. Разработчики Стратегии развития банковского сектора РФ до 2015 года (Правительство РФ и ЦБР) выделили следующие принципиальные шаги по принятию законодательных актов, направленных на дальнейшее укрепление правовых основ банковской деятельности и предполагающих, в частности:

защиту кредиторов, требования которых обеспечены залогом, имея в виду прежде всего (в случае ликвидации должника) возможность удовлетворения требований кредиторов, обеспеченных залогом, вне очереди за счет средств, полученных от реализации имущества, переданного в залог, а также упрощение процедур обращения взыскания на имущество, переданное в залог;

изменения и дополнения в статьи 318, 809 и 839 Гражданского кодекса Российской Федерации, направленные на установление единого порядка начисления процентов по операциям банков, связанным с привлечением и размещением денежных средств;

повышение уровня требований к достаточности капитала, необходимой для продолжения работы кредитных организаций на рынке банковских услуг;

изменения в статью 837 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающие возможность включения в договор вклада положения о праве вкладчика на досрочное изъятие депозита при условии предварительного уведомления банка (до 30 дней);

развитие законодательства, позволяющего осуществлять банковские операции с применением новых технологий (законодательство об электронной подписи и о переводе денежных средств);

повышение транспарентности структуры собственности кредитных организаций, включая уточнение режима предоставления кредитными организациями информации о реальных владельцах;

установление альтернативных конкурсному производству процедур (продажа банка целиком или частями, мировое соглашение), которые могут быть применены к банкам, признанным арбитражным судом банкротами;

предоставление Банку России права устанавливать обязательные пруденциальные нормы для банковских групп;

предоставление Банку России права обмениваться информацией с органами надзора иностранных государств на конфиденциальной основе и информацией, полученной в процессе осуществления им функций по надзору за банками (за исключением справок по операциям и счетам), без получения согласия кредитной организации и обеспечение защиты информации, получаемой Банком России от органов банковского надзора других стран на конфиденциальной основе.21

Возникает логичный вопрос: достаточно ли будет «программных» изменений и дополнений современного банковского законодательства? Представляется, что не достаточно.

Переход к устойчивой модели банковской системы потребует кардинальных изменений, отказа от сложившихся представлений о регулировании денежно-кредитной сферы, разработки новых подходов к управлению банковским делом.

Как мы уже отмечали, в российском банковском законодательстве (ст.5 Федерального Закона «О банках и банковской деятельности» «395-1 от 2.12.1990 с изменениями внесенными Федеральным законом <https://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=106797;dst=100007> от 15.11.2010 N294-ФЗ) кредитным организациям запрещено заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью; в отдельных странах банкам запрещены сделки с недвижимостью, участие в капитале предприятий и др.4 Уместным представляется вопрос о том, в какой степени это оправданно с позиции обеспечения устойчивости денежно-кредитных институтов.

Конечно, каждый из данных видов деятельности не является чисто банковским делом, для этого существуют промышленные, торговые, страховые предприятия и организации, риэлтерские компании и др. Очевидно также и то, что чисто банковскими операциями, например, кредитными, могут заниматься не только банки, но и вышеназванные субъекты. Банковские операции (кроме эмиссии наличных денег) давно перестали быть монополией только банка. Кредитовать могут все, кто имеет свободные капиталы. Принимать вклады, совершать расчеты может при определенных условиях каждый, для этого нужно лишь получить лицензию Центрального банка.

Выходит, что запрещение банкам выполнять рассмотренный круг небанковских операций является дискриминационной мерой главным образом для банков, ущемляя их конкурентоспособность на рынке.

Между тем, в Европе банки контролируют от 20 до 40% страхового рынка. В тоже время, по законодательству большинства европейских стран банк и страховая компания не могут быть одним юридическим лицом. Однако ничто не мешает им владеть значительными долями акций друг друга. Благодаря столь сильной интеграции встает вопрос о государственном контроле над деятельностью банковской страховой группы.5

Представляется, что более правильным будет другое решение данного вопроса: не запрещать, а разрешить банкам выполнять круг операций, связанных с производственной, торговой и страховой деятельностью. Вопрос, однако, состоит в том, насколько это иная, небанковская деятельность будет соответствовать статусу банка как особого института, выполняющего вполне определенную специфическую миссию. Занятие банка небанковской деятельностью может привести к ситуации, при которой эта деятельность будет превалировать.

Еще одним вероятным недостатком может явиться монополизация финансовой отрасли.

На сегодняшний день банковская система России, как и вся российская экономика, находится на этапе послекризисного восстановления. Восстановился докризисный движущий мотив развития банковского бизнеса, а именно спрос населения и российских предпринимателей на банковские услуги. Поэтому сегодня наблюдается опережающий рост кредитного портфеля физических лиц, наблюдается достаточно динамичный прирост других показателей, характеризующих операции банков с реальным сектором экономики. На этом фоне восстановилась прибыльность от операционной деятельности, что создает основу для нормального, здорового развития коммерческой активности банков.

По прогнозу экспертов, рост активов банков в 2011 году составит 14-22%, рост средств физических лиц в банках - 25-30%, а рост кредитного портфеля некредитным организациям - 14-20%. По оценкам экспетров в первые два месяца 2011 года банки показали довольно высокую прибыльность, что явилось продолжением тенденции, начатой ранее. В январе банки заработали 77 млрд. руб., что на 83% больше, чем прошлом году, и является рекордным показателем для января. По предварительным оценкам, в феврале прибыль была примерно на уровне января месяца, и таким образом за два первых месяца российские банки заработали 140-150 млрд. руб., что более чем в 2 раза больше аналогичного результата в 2010 году. Таким образом, наметилась позитивная тенденция в развитии банковской деятельности. Однако переход от кризисного состояния к нормальному развитию таит в себе и целый ряд проблем. Рассмотрим их подробнее. Актуальной на сегодняшний день остается проблема излишней ликвидности.

Избыточная ликвидность - это денежные средства, которые банк имеет, но не желает размещать на рынке в силу существенных рисков невозврата. Избыточная ликвидность, с которой столкнулось большинство банков, стала прямым следствием антикризисных мер, принятых как государством, так и самими финансовыми институтами. Избыток денежных средств приводит к снижению ставок по кредитам, соответственно, процентные доходы банков падают.

Актуальным на сегодняшний момент является вопрос отделения надзорных полномочий от Банка России специальному надзорному органу.

В данном случае можно говорить о создании на основе специального нормативного правового акта независимого надбанковского органа, ведущего контроль и надзор за банковской деятельностью, способного осуществлять деятельность по обеспечению реальных финансовых интересов государства в кредитно-банковской сфере независимо от политической ситуации в стране. Представляется, что таким органом мог бы стать Федеральный банковский совет

В международной практике распространена ситуация, когда банковский надзор и регулирование поручаются не центральному банку, а иным государственным органам, т.е, когда центральный банк сосредоточен в большей степени на обеспечении устойчивости национальной денежной единицы, в то время как надзор фактически осуществляет другой орган.30

Говоря о России, то она относится к ряду стран (наряду с Голландией и Италией) где функция надзора полностью сохраняется за центральным банком.

В России процессы слияния банков с другими участниками финансового рынка пока не получили сколько-нибудь значимого развития. Можно полагать, что единый надзорный орган имеет смысл создавать только в случае активного сращивания банковского, страхового, инвестиционного, доверительного и иных видов бизнеса. В случае создания такого универсального органа банковский надзор и регулирование фактически будут выведены за пределы банковской системы. Говорить об изъятии функций надзора и регулирования у Банка России еще рано. Аргументы этому можно привести следующие:

Отделяя функцию надзора от главного банка, нужно быть готовым к тому, что обмен информацией между вновь созданным специальным органом и Центральным банком России непременно ухудшится, и это обстоятельство сыграет негативную роль во время банковских кризисов, когда Центральному банку необходима оперативная информация для принятия своевременных и взвешенных решений.

Во многих развивающихся странах именно центральные банки более свободны от политического влияния. Следует согласиться с мнением председателя Центрального банка РФ С.М. Игнатьева, который пишет, что мировая практика допускает существование банковского надзора как внутри Центрального банка, так и вне его структуры, но он не убежден, что в российских условиях надзор должен быть вне Банка России. В настоящих условиях целесообразно в России сохранить действующую модель, в которой функции банковского надзора и основанного на нем регулирования законодательно закреплены за Центральным банком РФ. Продолжая исследовать основы и практику банковского надзора стран Европейского Союза и правового регулирования надзора за деятельностью кредитных организаций в Российской Федерации, нельзя не учесть, что международная практика регулирования банковской деятельности, включая надзор, оказывала и оказывает значительное влияние на развитие правового регулирования банковской деятельности в России.

Исходя из вышесказанного, становится ясным, что отделение функции банковского надзора от Банка России нецелесообразно и, более того, вредно для недостаточно развитой отечественной банковской системы.

В механизме публично-правового регулирования нами была выявлена особенность норм банковского права - отсутствие в большинстве из них санкций. Например, на основании Федерального закона от 13 октября 2008г. № 173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» из государственного финансового фонда выделены Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» денежные средства для поддержания ликвидности (перекредитования) российских организаций по иностранным займам. Ни одна из норм данного Закона не предусматривает ответственность участников отношений, подпадающих под его юрисдикцию. Для правового регулирования банковской деятельности такая ситуация, к сожалению, обычна, потому что институт взаимной ответственности участников банковской деятельности остается все еще неразвитым. В федеральном законе о предотвращении банкротства кредитных организаций не предусмотрена процедура обжалования действий Банка России и Агентства по страхованию вкладов при принятии ими антикризисных мер, предусмотренных его нормами. Указанные обстоятельства можно отнести к недостаткам механизма правового регулирования банковской деятельности, негативно воздействующим на общий уровень эффективности правового регулирования рыночно-экономических отношений.

Рассматривая изменения законодательства в исследуемой сфере, можно говорить о наличии так называемых «вредных» законов. В теории, таких законов нет, так как идея принятия того или иного закона как правило полезна. Но на практике не всегда так. Пример является Федеральный закон «О системе страхования вкладов» №177-ФЗ от 23 декабря 2003 года с изменениями, внесенными ФЗ от 29.12.2010 №437-ФЗ. Сама идея правильная, но запрет банкам, не участвующим в этой системе, работать с физическими лицами направлен не на обеспечение интересов вкладчиков, а на создание очередного метода административного давления на банки и увеличение числа запретов и ограничений.

Что касается области регулирования рынка ипотеки, то справедливым является замечание о неоправданно малом внимании, уделяемом законодателем этой области. Существенно не хватает законов, регулирующих систему рефинансирования ипотечных кредитов.

Исследование процесса государственного регулирования банковской деятельности в период позволило сделать вывод о неправомерности участия Банка России в капиталах Сбербанка РФ. Такое участие противоречит конкуренции как принципу правового регулирования рыночной экономики. Банк России участвует в капиталах Сбербанка РФ и в то же время является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России является главным акционером Сбербанка РФ, несмотря на то, что этим создается противоречие между его интересами и банковским надзором.

Согласно статистическим данным, более 60% акций Сбербанка России принадлежат Центральному Банку России, то есть, государству. Остальные распределены между частными акционерами. Так что владелец Сбербанка - это не один человек и даже не группа частных инвесторов, а государство.

Конституция РФ гарантирует поддержку конкуренции (Глава 1, ст.8 п.1 «В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности»).18

В капитале Сбербанка РФ, в противоречии с указанной статьей Конституции РФ и, стало быть, с принципом конкуренции, как основным принципом рыночной экономики, продолжает участвовать Банк России, а он по закону должен надзирать над всеми банками они, согласно принципу конкуренции, должны быть равноудаленными. Такая монополия Сбербанка РФ не может считаться естественной, как следствие, она незаконна.

Сбербанк РФ структура не рыночная или не вполне рыночная, ведь Банк России, как это предусмотрено в Главе Х Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» является органом банковского регулирования и банковского надзора и, одновременно, он же является главным акционером Сбербанка РФ.

В мире нет больше ни одной цивилизованной страны, кроме России, в которой бы Центральный банк имел свой дочерний банк и одновременно осуществлял банковский надзор над остальными банками, регулировал их, применял к ним санкции.

В совокупности, данные противоречия и пробелы в законодательстве создают неблагоприятные условия развития финансово-правового регулирования банковской деятельности, поэтому в настоящее время приоритетным является поиск решений данных проблем.

Кризис 2008 года не является переломным моментом с точки зрения развития банковского законодательства. С конца 2004 года серьезная работа над содержательными законопроектами в банковской сфере если не приостановилась, то фактически сведена к минимуму.

Последними конкретными и содержательными законами явились Закон о страховании вкладов, закон об ипотечных бумагах, закон о кредитных условиях. Ничего сопоставимого по объему и глубине нормативного регулирования для банковской индустрии не было принято. Существовало лишь «административное вмешательство». На пике кризиса были приняты спасательные решения для банковской системы в кризисный период, но они не явились системными.

Исследуя нормотворчество в период кризиса, автор пришел к выводу: банковское законодательство имеет рефлекторный характер. Законы, регулирующие банковскую деятельность, в основном, являются вынужденной реакцией властей на сложившуюся чрезвычайную ситуацию в кредитно-банковском секторе. Не приходится говорить о последовательной и систематической работе, осуществляемой в соответствии с четкими представлениями о средне- и долгосрочных потребностях банковской сферы и перспективах ее развития.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: