ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 15




ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

Цель:

  • научить делить текст на смысловые части и определять последовательность предложений в связной речи;
  • выработать навыки формирования высказываний на основе знаний о строении текста.

Слово учителя: Всех нас окружает природа. Она многообразна. Это и удивительные леса, поля, реки, это и диковинные животные, с интересными повадками и привычками. Природа дарит человеку незабываемые минуты наслаждения. Общение с природой – это большая радость. Сегодня наш разговор об этих минутах радости.

(Текст рассказа должен быть распечатан для каждого ученика)

Текст

Зеленовато-желтая синица последним листком порхала в березовых ветках и все "пинькала" да насвистывала. А что, если ее подразнить? Я по-синичьи свистнул.

Синица насторожилась и прислушалась. Я снова свистнул: "Фи-ють, фи-ють, фи-ють, пинь, пиньк…" Она стала отчаянно озираться на березы. И сколько ни смотрела – не могла найти своей подружки. Кто же свистел?

Глянула синичка на меня и неожиданно выпела звонко-серебристо: "Тю-ти-ви-тю-тю". Да еще такое, что словами не передать. Спела и с задоринкой прищурилась. Как бы спрашивает меня: "А так-то ты сможешь?"

– Не могу,– признался я и развел руками.– Нет, не могу… Голосок у синицы негромкий, да свой. Как ни старайся, а по ее не споешь. И березы слушать не станут, отвернутся. Лес не проведешь.

(В. Юровских)

Задание 1

Прочитайте текст.

Определите его тему и основную мысль.

Озаглавьте текст.

Разделите его на смысловые части в соответствии с данным планом. Обратите внимание, что каждая часть выделяется в тексте красной строкой.

План

1. "А что если подразнить?"

2. "Кто же свистел?"

3. "А так-то ты сможешь?"

Задание 2

  • Докажите, что слова " синица, ее, по-синичьи, синица, она, синичка, у синицы" организуют межфразовую связь предложений текста.
  • Можно ли эти предложения поменять местами? Почему?
  • Попробуйте пересказать текст от третьего лица.

Задание 3

  • Как вы думаете, почему писатель пишет, что "березы слушать не станут, отвернутся"?
  • Какой смысл вложен в предложение "Лес не проведешь"?
  • Какие птицы нравятся вам? Что вы можете рассказать о них? Составьте примерный план своего рассказа.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2

Цель:

  • научить понимать значимость каждой части текста;
  • выработать навык пересказа текста с изменением категории лица.

Слово учителя: Давайте познакомимся с другими рассказами писателя.

(Текст рассказа должен быть распечатан для каждого ученика)

Текст

Ящеренок

(Начало)

По влажной черной пахоте карабкался крохотный ящеренок. Глинисто-водянистый, с маковинками глаз. Мы осторожно усадили его в пустой спичечный коробок, и он совершил с нами самое, наверное, большое в своей жизни путешествие.

(Средняя часть)

В селе мы открыли коробок. Ящеренок привстал и посмотрел на нас косо расставленными глазенками. В них было столько невыразимой тоски по сырым луговинам, по запахам лесным и всяким букашкам. Мне стало не по себе. Я закрыл коробок и повернул в поле.

– Зачем? – остановили меня. – Пожалел ящеренка, а он, может, вредитель.

– Пусть ночует у нас, – попросили девочки.

(Концовка)

Я оставил коробок на полке. Утром вспомнил, взял в руки и открыл его. Ящеренок был в той же позе, но… высох. И только глаза сохранили невыразимую тоску по сырым луговинам.

(В. Юровских)

Задания

  • Прочитайте сначала весь текст, затем выделенные в нем части. Назовите их. Озаглавьте каждую из них.
  • Скажите, все ли в этом тексте будет понятно, если прочитать его без начала и без средней части.
  • Попробуйте пересказать текст от третьего лица.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 15

Цель:

  • актуализировать знания о структуре текста-рассуждения;
  • выработать навык выделения смысловых частей текста.

(Текст рассказа должен быть распечатан для каждого ученика)

Текст

(1) Как-то я возвращался из поездки по Астрахани и обратно. (2) Теплоход современный, огромный, комфортабельный; на нем более трехсот пассажиров. (3) Но не было ни одного, который оставался бы равнодушен при виде затопленных лесов и ободранных памятников архитектуры на берегах. (4) Не успевало скрыться из виду одно, когда-то красивое, здание с провалившейся крышей, как появлялось в поле зрения другое. (5) И так все двадцать два дня путешествия. (6) Беда, лебедиными крыльями бьет беда! (7) Аещебольшеогорчало, когда мы вообще не видели здания, еще недавно высящегося на берегу, но безжалостно снесенного под тем предлогом, что вид его из-за безнадзорности и запустения стал безобразен. (8) Это же вопиющая безответственность и бесхозяйственность! (9) Неужели нельзя приспособить погибающие церкви, старые усадьбы к нуждам окружающего населения или оставить их как памятники, знаки минувшего, покрыв только добротными крышами, предотвратив дальнейшее разрушение?! (10) Ведь почти все они довольно красивы, поставлены на самых видных местах. (11) Они плачут глазницами своих пустых окон, глядя на проплывающие дворцы отдыха. (12) И огорчало это решительно всех. (13) Не было ни одного человека, которого зрелище уходящей культуры оставляло бы равнодушным.

(14) Мы не храним красоту не потому, что ее много, не потому, что среди нас мало ценителей красоты прошлого, любящих родную историю и родное искусство, а потому, что слишком спешим, слишком ждем немедленной отдачи. (15) А ведь памятники старины воспитывают, как и ухоженные леса воспитывают заботливое отношение к окружающей природе.

(16) Нам необходимо ощущать себя в истории, понимать свое значение в современной жизни, даже если она частная, небольшая, но все же добрая для окружающих.

(17) Каждый может сделать что-то доброе и оставить по себе добрую память. (18) Хранить память о других – это оставлять добрую память о себе.

(Д. Лихачев)

Задания

  • Какова тема текста? Какова основная мысль? Проблема, поставленная в тексте, актуальна?
  • К какому стилю можно отнести данный текст? Докажите свою точку зрения.
  • Согласны ли вы с автором, что нужно хранить память о прошлом, в частности восстанавливать и охранять памятники старины?
  • Какие средства использует автор, чтобы более точно и ярко передать свои мысли?
  • Какую роль играет повествование в тексте? Как строится рассуждение? Найдите тезис в тексте (предложения 6–8). Обратите внимание, что тезис дан в виде восклицаний, с использованием метафор. Почему? Найдите аргументы. Почему нет прямого вывода в тексте? (Усиление воздействующей функции, призыв к действию).
  • Как вы думаете, какая схема аргументации соответствует этому рассуждению:

1) вертикальная (рис. 1);

2) горизонтальная (рис. 2);
3) вертикально-сравнительная (рис. 3).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: