Практическое занятие 5.
} 1. Изучите литературу по теме «Педагогическая поддержка обучающихся» (см.ниже).
} 2. Выберите один их видов трудностей обучения и воспитания.
} 3. Предложите (дополните) приемы педагогической поддержки.
} 4. Вышлите ответ личным сообщением преподавателю по плану:
} - ФИО студента
} - Трудность в обучении и воспитании,
} - Предполагаемые психологические причины,
- Педагогические рекомендации.
Литература для ознакомления.
Приемы педагогической поддержки школьникам
Под педагогической поддержкой понимается деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, с успешным продвижением в обучении и, наконец, с жизненным и профессиональным самоопределением.
Суть поддержки состоит в том, чтобы помочь учащемуся преодолевать то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий. Поддержать можно начинающее проявление. Увидеть это можно, когда ребенок уже сделал шаг в ту или другую сторону: проявил талант, способность или, наоборот, совершил неблаговидный поступок, сделал ошибку. В первом случае важно подкрепить то, что начинает проявляться, во втором — удержать, чтобы не скатился вниз, не упал. «Педагог страхует ученика, не подменяя и не снижая усилий самого ребенка, но поддерживая и стимулируя их». Смысл педагогической деятельности состоит не только в том, чтобы помочь учащемуся устранить имеющиеся препятствия, но и в том, чтобы помочь ему овладеть способом обнаружения и решения своих проблем.
Успешность такого взаимодействия педагога и учащегося возможна при соблюдении следующих условий.
1. Согласие ребенка на помощь и поддержку. Он либо сам запрашивает помощь, либо не отвергает, когда ее предлагают.
2. Приоритет самого ребенка в решении собственных проблем. «Ребенок – главное» - правило педагогической поддержки. Педагог лишь создает для этого условия, помогая осознать суть проблемы, и предлагает свою помощь в поисках ее решения или оказывает косвенное влияние на самостоятельные действия ученика.
3. Совместность, сотрудничество, содействие. Это условие отражает как содержательную, так и технологическую суть педагогической поддержки, предполагая процесс совместного движения к преодолению препятствия.
4. Доброжелательность и безоценочность. Наличие эмоциональной тональности во взаимодействии с учеником может являться залогом как успеха, так и неуспеха в осуществлении поддержки. Оценка же учителем того или иного шага или поступка учащегося может восприниматься им как неприятие, критика и привести к закрытости.
Во время оказания педагогической поддержки необходимо учитывать возрастные особенности личности школьников, понимать, что большие трудности возникнут в процессе адаптации школьников в 1 и 5 классах. В это время ребенок входит в социум, примеряет различные социальные роли, адаптируется в новых условиях.
При переходе к конкретным случаям поддержки необходимо выделили виды и причины трудностей в обучении и воспитании. Основные трудности в обучении и воспитании школьников:
- ребенок плохо учится;
- ребенок ленится;
- ребенок рассеян;
- ребенок неуправляем;
- хронические неудачи;
- уход от деятельности;
- развитие ребенка по игровому типу;
На основе работ психологов и педагогов, были разработаны способы оказания педагогической поддержки в конкретных случаях, которые могут использоваться в дальнейшей педагогической деятельности
Основная трудность: ребенок плохо учится (неуспеваемость). Учащиеся с трудом усваивают программу по основным предметам на протяжении длительного времени. При этом возникают сомнения, что они смогут учиться хорошо, даже если захотят.
Трудности в обучении и воспитании | Наиболее вероятные психологические причины | Общие рекомендации |
Ребенок плохо учиться Не выполняет самостоятельные задания или делает их немного хуже, чем обычное списывание с доски или с учебника. Безразличен к отметкам и к происходящему на уроке, отвлекается по малейшему поводу. Отвечает неуверенно, при вызове к доске теряется, при этом обычные (не контрольные) письменные работы выполняет нормально | Нарушение учебной мотивации | Ø Поддерживать преобладание положительных эмоций в учебной деятельности. Ø Ориентировать ребенка на учебные ценности через ненавязчивое вовлечение его в сферу интересов значимого для него человека |
Повышенная тревожность | Ø Поддержать доброжелательные взаимоотношения, Ø Найти и обеспечить сферу успеха; Ø Щадящий оценочный режим в сферах неуспеха. Снизить значимость сфер неуспеха. | |
Нарушение отношений с учителем. | Ø Осознать причины напряженности в отношениях с учеником (неопрятность ребенка, антипатия по отношению к его родителям…) Ø Попытаться понять его проблемы и, если не в силах помочь, то постараться не усугублять их. | |
Задержка в психическом развитии (ЗПР). Для подтверждения диагноз требуется заключение медико-педагогической комиссии. | Желательно обучение в классе выравнивания. Ø Игровые формы обучения, репетиторство; Ø Стимуляция познавательной активности через обогащение связей ребенка с окружающим миром. Обязательна консультация со специалистами с целью определения методов спец. коррекции. | |
Развитие ребенка по «игровому типу» Развитие по типу «Хронической неуспеваемости» | См. отд таблицу |
Основная трудность: ребенок ленится. Дети, которые, по мнению учителя, учатся хуже своих способностей:
Ребенок ленится Равнодушие ко всему, на уроке скучает, очень редко включается в работу. Не хочет стараться, хотя может учиться лучше, под различными предлогами (не успел, забыл, не могу и т.п.) не выполняет задания. Утомленный вид или наоборот чрезмерная возбудимость к концу занятия. | Нарушение учебной мотивации. Повышенная тревожность. Нарушение отношений с учителем. | См. пред.таблицу |
Сниженная энергетика (требуется заключение психоневролога) | Ø Щадящее обучение (давать возможность отдыхать и доделывать задание дома и после урока, если не успел) Ø Приучать к умению эффективно и следить за своей работоспособностью | |
Общая замедленность темпа деятельности | Ø Не осуждать за медлительность. Ø По возможности снизить объем заданий, оценивать прежде всего за качество. |
3) Основная трудность: ребенок рассеян. Учащиеся проявляющие высокую учебную активность, но делают это неэффективно, так как результат активность низкий:
Основная трудность: ребенок рассеян Торопится, отвечает не подумав, старается сделать хорошо, но либо что-нибудь забывает, либо делает не то, что задает учитель; неаккуратные записи в тетрадях, беспорядок на столе и в портфеле. Невнимательность, часами сидит за уроками, все время о чем-то мечтает, иногда не может ответить, хотя дома учил. | Несформированность организации деятельности. Повышенная энергетика. | Ø Меры по организации самоконтроля и умению планировать свои действия. Ø Приучать внимательно относиться к инструкциям учителя. Ненавязчивый контроль исполнительности |
Повышенная тревожность | Ø Поддерживать доброжелательные взаимоотношения. Ø Найти и обеспечить сферу успеха. Ø Щадящий оценочный режим. Снизить значимость сфер неуспеха и т. п |
4. Основная трудность: неуправляемый учащийся. Такие дети не способны или не желают выполнять общие правила поведения в школе. Жалобы учителей и родителей связаны не столько со сферой учения, сколько с поведением:
Основная трудность: неуправляемый учащийся. Не реагирует на замечания, мешает проводить уроки, паясничает, эмоционально неустойчив. Неусидчивость, болтливость, но при этом учеба дается хорошо. | 1. Избалованность | Установить тесный контакт с родителями ребенка. Без совместной работы с ними коррекция будет малоэффективна. |
Повышенная энергетика | ||
Двигательная расторможенность (требуется заключение психоневролога) | Ø Спокойный стиль взаимоотношений. Ø Порекомендовать родителям проконсультироваться у специалистов (эндокринолог, психиатр). Учитывая стереотипы в воспитании подобных советов, сделать это нужно как можно деликатнее. |
5. Диагностическая таблица «Развитие ребенка по типу «Хроническая неуспеваемость». Главная черта таких учащихся: постоянный страх ошибаться, сделать что-то не так. Дети нерешительны, пассивны, очень болезненно переживают строгие замечания и отрицательные отметки, которые еще больше дезориентируют их учебную деятельность и, таким образом, неудачи становятся хроническими:
«Развитие ребенка по типу «Хроническая неуспеваемость». Учил, но не может хорошо ответить. Сильно теряется у доски или вообще молчит, при этом письменные работы выполняет хорошо. Контрольные работы пишет значительно хуже, чем обычные работы. После неудачного ответа не может включиться в работу… | Ø Основная: личностная тревожность. Ø Факторы, поддерживающие или увеличивающие тревожность: 1. нарушение отношений с учителем; 2. завышенные ожидания взрослых; Первичные трудности с освоением школьной программы в результате низкого объема кратковременной памяти, слабого слуха или зрения, логопедические нарушения, слабое развитие мелкой моторики | Ø Поддерживать доброжелательные отношения; Ø Найти и обеспечить сферу успеха; Ø Щадящий оценочный режим в сфере неудач; Ø Снизить значимость сфер неуспеха; Ø Одновременно проводить работу по нейтрализации факторов, поддерживающих тревожность. В случае необходимости проконсультироваться с психологом или логопедом. |
6. Диагностическая таблица «Уход от действительности». Главная черта таких учащихся – склонность к фантазированию. Такие дети часто «витают в облаках» во время урока. Стремятся завладеть вниманием учителя: ведут разговоры на «взрослые» темы, задают вопросы, делают подарки, хвастаются:
«Уход от действительности». Мечтают на уроке; Лень (может учиться, но не хочет). Что-нибудь читает или рисует вместо того, чтобы участвовать в деятельности класса. Обманывает. | Основная— неудовлетворенная потребность во внимании, сочетающаяся с легкой тревожностью. Дополнительная— потеря учебной мотивации (преобладания мотивов избежания неудач) | Ø Помочь ребенку найти сферу успешности, где бы он мог стабильно утверждаться и получить признание взрослых (занятия живописью, спортом…) Ø Включать работу воображения в реальную деятельность (сочинения на свободные темы, участие в работе творческих студий…); Ø Помочь утвердиться в учебе. Поощрять за успехи в содержательном плане (активность на уроке, изучение материала сверхзаданного, за содержательные, а не за пустые вопросы) |
7. Диагностическая таблица «Развитие ребенка по игровому типу». У таких учащихся с первых дней наблюдается безответственное отношение к учебе: игра школьными принадлежностями, может не захотеть выполнять задание учителя, не переживает своих неуспехов, может быть капризным, неуправляемым. При этом по интеллектуальным способностям может быть готов к решению предлагаемых задач.
«Развитие ребенка по игровому типу». Неуправляемость; требует к себе постоянного внимания из-за беспечного поведения и неспособности подчиниться школьным требованиям. Не замечает своих ошибок, повторяет их после замечаний учителя. Неуспеваемость по многим предметам. | Основная —отсутствие произвольности регуляции поведения, ведущее к неготовности принятия на себя роли школьника. Дополнительная— задержка психического развития. | Ø Попытка совладать с таким ребенком строгостью, наказанием заранее обречена на провал Ø Единственное средство – всеми способами поддерживать у ребенка непосредственный интерес к происходящему в классе: групповые формы работы, игровые методы обучения, большое количество наглядности, больше эмоциональности при объяснении нового материала. Если наряду с игровым поведением ребенок не ориентируется в очередных понятиях, то с ним следует заниматься индивидуально с целью выравнивания познавательной сферы. |
Нельзя все проблемы поместить в схемы, потому что каждый ребенок – индивидуален. И поэтому нужно рассматривать некоторые конкретные ситуации и способы поддержки в конкретном случае.
Литература:
1. Степанов В.Г. «Психология трудных школьников». М., 2002.
2. Яшнова О.А. «Успешность младшего школьника». М.,2003.
3. Газман О.С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. [Текст] О. С. Газман - М.:МИРОС, 2002. с.91
4. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М., Академия. 2000
5. Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 2004.
6. Рожков М.И. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. Учебно-методическое пособие. М., Владос, 2003.