История развития специальной педагогики в России




Периоды Основные исторические события Ценности и цели периода Достижения в обл.развития гражд. прав и свобод Религиозные и философские взгляды ПМП разработки
1 период От агрессии и нетерпимости к осознаниненеобходимости призрения инвалидов (X- XVIII вв.) 988г. Принятие христианства на Руси. 996 г. Устав великого князя Владимира определяет «цер­ковных людей» и правила призрения 1223 г.Поражение русских войск в битве на реке Калке, поло­жившее начало монголо-татарскому игу 1551 г. Обнародован кодекс правовых норм русской церк­ви — Стоглав. Конец XVI — начало XVII в. Смутное время (в результате не­урожаев, эпидемии холеры, мятежей и бунтов население Ру­си сократилось почти вдвое). 1649 г. Обнародован новый свод законов — Соборное уло­жение. вторая половина XVII в.Открытие учебных заведений в Мос­кве (школа «словесных наук» (греко-латинская) при Андреев­ском монастыре, боярин Ф. М. Ртищев, 1648 г.; греко-латин­ская школа при Чудовом монастыре, Е. Славинецкий, 1653 г.; «школа для грамматического учения» для светского образо­вания дьяков Посольского приказа при Спасском монастыре, Симеон Полоцкий, 1665 г.; греко-латинская школа при церкви Иоанна Богослова, 1668 г.; правительственная греко-латин­ская школа (типографское училище) при Печатном дворе, 1680 г.; греко-латинское училище, братья Лихуды, 1685 1699 г.Указ о повивальных бабках, предусматривающий казнь «за умерщвление младенцев, родившихся уродами». 1704г. Запрещено умерщвлять детей, родившихся вне брака или имеющих врожденный физический дефект 1711г. Столицей провозглашен Санкт-Петербург. Указ о строительстве при церквях в Москве и других го­родах приютов-госпиталей (сиропитательных домов) для оказания помощи незаконнорожденным, убогим де­тям, сиротам. Сиропитательные дома закрыты после смерти Петра I. 1714г. Введено обязательное бесплатное обучение для детей дьяконов и священников   Опасливое отторжение калеки как чужого. Игнорирование. Зарождение христианского милосердия, церковного призрения. Отторжение инвалида ради блага общества. Признание за ребенком-инвалидом права на жизнь.   Признание гражданина, ставшего инвалидом, частично дееспособным.   Монголо-татарское иго сдерживает развитие церковного призрения, но не разрушает традиции   Средние века — печальная эпоха     Эпоха Ивана Грозного: организация призрения — прерогатива самодержца, церковь зависима от него, личные свободы отсутствуют     Смутное время: Московская Русь продолжает жить жалостью и личной милостыней     Петр I: попытка сломать традицию и организовать призрение на европейский манер     Контекст славянскойязыческой культуры, разрозненные факты и отрывочные характеристики уклада жизни и ментальности племен, населявших земли Киевской Руси, убеж­дают в том, что к моменту ее крещения сложилась традиция не аг­рессивного отношения к немощным, а скорее терпимого или даже сострадательного, чему способствовало и политическое устройство Древней Руси. Снисходительность к слабому, увечному, больному, голодному, нищему можно рассматривать как своего рода меха­низм самозащиты общества, ни один член которого не обладал гражданским статусом, известным античной цивилизации. Христианские идеалы терпимого и милосердного отношения к страждущим. На ру­беже X—XI вв. Русь знакомится с христианской моделью церковной благотворительности. У истоков русской церковной благотворительности стояли «светильни­ки отечественного благочестия» — святой великий князь Владимир и преподобный Феодосии Первый дал Киевской Руси писаный закон, второй — пример органи­зованного призрения убогих.   Помощь убогим и калекам оказывалась по преимуще­ству общежительными монастырями. Серапион Владимирский о милосердии и любви к ближнему «…что и Владыки нашего самая важная заповедь — любите друг друга, милость имейте ко всякому человеку, любите ближнего своего, как самого себя»     Население Руси продолжало оставаться носителем традицион­ной — доправовой (в смысле позитивного права) — культуры, госу­дарственный закон не регулировал отношение общества к интере­сующим нас людям. Правила же сострадательного отношения к убогим, предписываемые обычаем и православием, соблюдать становилось все труднее. Гнули и ломали традицию милосердия не ордынцы, а невзгоды и лишения, обильно выпавшие на долю насе­ления средневековой Руси. Человеческая жизнь обесценивалась, смерть ребенка, особенно слабого или увечного, воспринималась близкими как облегчение. Церковь обнищала и, в отличие от католической, не имела средств для развития призре­ния, ограничиваясь предоставлением крова и скудной пищи незна­чительной части убогих. В невыносимых условиях Средневековья сохранялись и усили­вались языческие предрассудки, в силу чего люди с врожденными уродствами и психическими расстройствами могли становиться жертвами сельских самосудов. Светская власть вспоминает об убогих только в начале XVI столе­тия, объединяя русские земли вокруг Москвы и сталкиваясь с не­имоверным числом нищих, среди которых пребывало немало сле­пых, немых, калек и бесноватых. Власть предпринимает попытку организовать призрение «живущих Христа ради», предлагается откры­вать при московских церквях и монастырях богадельни, чтобы обеспе­чить самый простой приют и скромное пропитание. Однако нищенст­во, понимаемое в Киевской Руси как подвиг, становится в печальную эпоху Средневековья промыслом, из-за чего появляется новый отте­нок в восприятии фигуры нищего и убогого государственной властью. Предпринятые Петром I изменения, направленные на европеизацию страны, коснулись и институтов призрения, под влиянием опыта зарубежных стран была признана необходимость государственной помощи людям, имеющим отклонения в развитии.   Царь всея Руси Иван IV Грозный добивается расширения и упрочения московского влияния, а также централизации власти. Стремясь к абсолютной власти не только над смердами, но и над бо- ярско-церковной элитой, государь подчиняет церковь короне, прово­дит военную, финансовую и судебную реформы. Стоглавый собор, собранный по инициативе Ивана Грозного, принимает ряд важных для жизни Церкви решений, официально оформленных в виде сбор­ника. Стоглав определил границы сфер влияния монарха (государст­ва) и церкви и их обязанности в области призрения и организован­ной благотворительности. опыт церковного призрения только формируется, личное добродеяние, нищелюбие, милостыня не перерастают в дея­тельную благотворительность Стоглавый судебник содержит специальные рекомендации от­носительно сумасшедших: дабы не были они «пугалом для здоро­вых» предписано отправлять их в монастыри. Согласно букве за­кона делать это надлежало ради духовного лечения и вразумления безумцев, на самом деле Иван Грозный счел монастырь надежным местом для заключения неугодных. Увечье, сумасшествие, телесный недуг вызывали у русского че­ловека не только жалость, сострадание, сочувствие к их носителю, но и ощущение причастности этих инаких людей к чему-то высше­му, святому. Об этом свидетельствует другой иноземец — Дж. Флетчер   Вереница драматических событий XVII в. ослабила традицию терпимо-сострадательного отношения к убо­гим, Церковь для организации призрения не имела полно­мочий и достаточных средств, самодержец не считал деятельную благотворительность нужной. Московская Русь продолжала жить оскудевающей жалостью и личной мило­стыней. Соборное уложение 1649 г.: первое упоминание о «ненормальных» подданных в российском законодательстве   церковный раскол, «охота на ведьма-, вымарыва­ние имен почитаемых юродивых из церковных книг, борь­ба с нищенством, появление суеверий и предрассудков истощали традицию терпимо-сострадательного отно­шения к убогим, государственное же призрение по-преж­нему отсутствовало.   21 января 1712 г. Петр I издает указ «О воспрещении нищенства в Москве; о распределении нищих по монастырям и богадельням и о рассылке неприписанных ни к каким богоугодным заведе­ниям на прежние их жительства, с наказанием». За­прет рассматривается как инструмент борьбы с нежелательным со­циальным явлением, личная благотворительность оценивается преступным деянием, а обычай сострадательного и участливого от­ношения к убогому подлежит искоренению с помощью оплаченно­го доноса. Милостыня — подаяние сиротам, калекам, старикам, нищим, странствующим богомольцам — воспринималась русским человеком моральной нормой, государь же тре­бует поставить духовный подвиг сна поток», не интере­суясь при этом, располагают ли церковные и городские власти необходимыми силами и деньгами. Подспудный смысл Указа «О создании госпиталей» (1712) вы­дает фраза о наказании женщин, родивших вне брака и умертвив­ших своих детей: «Ежели такие зазорно рождающие обнаружатся по умерщвлении тех младенцев, и оные за такие злодейственные дела сами казнены будут смертию». Указ запрещал умерщв­лять зазорно рожденных детей, но в большинстве губернских горо­дов требуемые госпитали не были построены, а в столице крепост­ной Руси все низвели до полной противоположности задуман­ному. Рекрутированные кормилицы вместо исполнения возложен­ных на них обязанностей стали под видом сирот вскармливать в госучреждении собственных (или родственников) малышей. Че­рез семь лет от момента подписания указа (1719) по столичной Московской губернии удалось отыскать и собрать в приюте всего 90 зазорных младенцев, в 1720 г. их численность достигла 125.После смерти Петра I приюты для малышей закроются, на полвека все о них позабудут.     князь Владимир перенял опыт византийских монастырей – был обрисован круг лиц, имеющих необходимость в призрении (сироты, вдовы, калеки, люди больные и немощные едва ли пред­ставляли интерес для бесстрашного вои­теля), официально признав их «церковными людьми», ввел «Правила о церковных людях и о десятинах и судах епископских и о мерилах градских», содержащие указание предоставить нуждаю­щимся церковное призрение. Киевские князья передавали часть своих доходов в фонд призрения, и призрение было возложено на церковные структуры Русь переняла вместе с христианством и систему монастырской благотворительности.   В Москве появляются первые богадельни для призрения не способных к труду, в том числе слепых, немых, калек и бесноватых (Василий 3)     Стоглав Ивана Грозного регламентирует порядок организации призрения живущих за счет милостыни. Обратим внимание — за­падное законодательство этого времени направлено на искорене­ние бродяжничества и нищенства как социального явления, на Ру­си же оно юридически закрепляется, государь пытается лишь ограничить его масштабы: здоровым нищим позволено жить за счет подаяния, но не разрешено пребывать в монастырских бога­дельнях, предназначенных для малолетних сирот, престарелых, больных и инвалидов.   Итак, стремление к европеизации Руси, перекройка всего укла­да общественной жизни по западным лекалам заставляют Петра I обратить внимание на положение нищих, убогих и калеченых. За­боту о них император пытается перевести в разряд государствен­ных задач, взяв за образец опыт протестантских стран. Беспощад­ной рукой и в одночасье Петр хочет создать на Руси европейскую систему организованного призрения, сознательно разрушая тради­цию нищелюбия, основанную на сострадании и личном участии, не принимает в расчет отсутствие в отечестве тех предпосылок и условий, в которых эта система рождалась и развивалась в Европе. В результате проводимых преобразований калека и убо­гий начинают терять покровительство нищелюбивого населения и все более попадают в зависимость от госу­дарства, от бдительности нижних полицейских чинов да усердия местных служивых.    
2 период (XVIII- XIX вв.) 1725 г.Петр Великий умирает, не успев назначить наследника. 1730—1740 гг.Правление Анны Иоанновны: • дворянам разрешено обучать детей на дому, приглашать иностранных учителей; часть дворянских детей получает об­разование за границей; • архиерейские школы преобразуются в духовные семина­рии, где принудительно обязаны учиться дети духовенства; • учреждены иноверческие школы. 1733г.Вводится обязательное крещение детей. 1736 г,Принят закон, ограничивающий служебную повинность дворян и позволяющий одному из сыновей оставаться дома (в поместье). Начало 40-х гг.Синод повелевает открыть малые (низшие) школы для детей духовенства при местных церквях. 1760 г.Открыт инвалидный дом для офицеров (Казань). 1762 г.Указ Петра III запрещает заточать сумасшедших в мо­ настыри. Издан «Общий регламент по воспитанию детей обоего по­ла», в основу которого положены идеи Руссо (практического применения не нашел). Учреждено Воспитательное общество благородных девиц (при Воскресенском Смольном женском монастыре, Санкт-Петербург). Открыт Воспитательный дом (Москва, И. И. Бецкой). В империи действует 112 гарнизонных школ, 26 семинарий. 1765г. Указ об открытии в Москве и Новгороде долгаузов (су­масшедших домов). 1766 г.Указ, запрещающий направлять сумасшедших в мона­стыри, опека буйных больных поручается полиции. Законодательный акт «Учреждение для управлений губернией Всероссийской империи» вводит Приказы общественного призрения, им поручается создание народных школ, сирот­ских домов, больниц, богаделен, домов для неизлечимых бо­льных, для умалишенных, работных и смирительных домов. Учреждены сиротские суды. 1776г. Открыт первый в стране сумасшедший дом (Новгород). Открыта первая благотворительная больница, при ней пси­ хиатрическое отделение и богадельня для безнадежно боль­ ных (Москва, Екатерининская). 1782г. Создан московский Приказ общественного призрения (как показательная модель системы общественного призре­ния для российских губерний). 1788 г.Манифест о присоединении к России Крыма. 1792—1796гг. Опубликован трактат «О человеке, о его смерт­ности и бессмертии» (А. Н. Радищев), содержащий критику сурдопедагогических взглядов Эпе.. 1795г. Создается Ведомство учреждений императрицы Марии (Мариинское), которому поручается кураторство воспита­тельных домов, приютов, богаделен. Со временем Ведомст­во (ВУИМ) становится особой структурой народного просве­щения, здравоохранения, социального обеспечения. (Рига, Курляндия). 1803 г.Реорганизована система народного просвещения: введено 6 учебных округов; установлено 4 вида учебных заведений: приходские учили­ща, уездные училища, губернские гимназии, университеты; принят устав учебных заведений Российской империи.     Христианское милосердие и благотворительность при отказе инвалидам в гражданских правах. Обеспечить призрение, изолировав инвалидов от общества. Рост числа категорий населения, наделенных гражданскими правами и свободами, провоцирует внимание законодателя к инвалидам. Светское призрение становится нормой. Складываются предпосылки к формированию социальной политики. Городские власти, бюргерство открывают приюты и убежища, защищая себя от «опасного меньшинства». Открытие специальных школ в России произошло под влиянием знакомства монарха с западноевропейским опытом и было обусловлено стремлением перенести его на отечественную почву силами приглашенных учителей. Минуя этап накопления опыта индивидуального обучения, Россия в готовом виде заимствует западную модель организации специального обучения — специальную школу. В России прецеденты открытия первых специальных школ (в Петербурге: для глухих - 1806 и для слепых - 1807 гг.) связаны со знакомством императора Александра I с западным опытом и приглашением французского тифлопедагога Валентина Гаюи для работы в Россию.
  3 период (XVIII- нач. XX в.)       1801-1825 Годы правления императора Александра I. 1806 Основано первое учебное (опытное) училище для воспитания и обучения глухонемых детей (Павловск). 1807 Открыта первая школа для слепых детей (Петербург). 1814 Открыт университет в Казани 1833 г. Опубликован Свод законов Российской империи (15 томов). 1848 Создано Попечительство Государыни императрицы Марии Федоровны о глухонемых ВУИМ   1861 Отменено крепостное прав 1864 Учреждено Земство (выборные органы местного самоуправления.), Земства ведали народным образованием и здравоохранением (создали обширную сеть земских школ, больниц, фельдшерских пунктов, аптек). Ликвидировано декретом советского правительства (1918).   Принят новый Устав начальных школ, увеличиваются права местной администрации, церкви и Земства в школьных советах; создание и управление начальных школ возложено на Земс Судебная реформа вводит равенство всех перед законом 1881 Создано Попечительство императрицы Марии Александровны о слепых ВУИ 1884 Введен контроль над всеми начальными школами, он поручается Священному Синоду. Растет число церковноприходских школ. Вводятся ограничения в высшем женском образовании. Министерство народного просвещения издает циркуляр о «кухаркиных детях», ставящий препятствие поступлению в гимназию «служанкиным, прачкиным и кухаркиным детям».   I.1896 образованию организована секция - Призрение и обучение слепых, глухонемых и ненормальных детей (Москва). 1908 Принят Закон об обязательном начальном обучении. Всероссийский Съезд деятелей по воспитанию, обучению и призрению глухонемых (Москва). 1917 Октябрьская социалистическая революция 29.Х.1917 Провозглашен курс на обеспечение всеобщей грамотности, на введение всеобщего обязательного и бесплатного обучения («Обращение Народного Комиссариата по просвещению») XI.1917 Организована Государственная комиссия по просвещению; при Наркомпросе РСФСР создан Школьно- санитарный совет (В.М. Бонч-Бруевич). XII.1917 В составе Школьно-санитарного совета Наркомпроса РСФСР образован Подотдел дефективных детей.   VI.1918 I Всероссийский съезд представителей медико-санитарных отделов Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов обсудил проект мероприятий по борьбе с детской дефективность Основан Детский обследовательский институт (при Государственной психоневрологической академии) (Петроград, А.С. Грибоедов. I.1918 1 Всероссийский съезд по просвещению определил стратегию развития народного образования в стране. Борьба с детской дефективностью провозглашается задачей государства. IX.1918 Декретом СНК РСФСР опека над слабоумными возложена на Наркомсобес РСФСР. Школьно-санитарный отдел выведен из структуры Наркомпроса РСФСР и передан в Наркомздрав РСФСР, переименован в Отдел школьной санитарии.   X.1918 Взамен Школьно-санитарного отдела Наркомпрос РСФСР учреждает подотдел социального воспитания.   нач.1919 В структуре Наркомпроса РСФСР при отделе охраны детства создается Медико-педагогическая консультация.   VIII.1919 Коллегия Наркомпрос а РСФСР предлагает создать школьно-санитарные отделы при Наркомздраве РСФСР и Наркомпросе РСФСР, подчинив их единому руководителю. XII.1919 Постановление СНК РСФСР разграничивает функции Наркомпроса РСФСР и Наркомздрава РСФСР «в деле воспитания и здоровья дефективных детей». 1920 1 Всероссийский съезд деятелей по борьбе с детской дефективностью, безнадзорностью и преступностью. Открываются институты по подготовке учителей-дефектологов (при Наркомпросе РСФСР и при Наркомздраве РСФСР, Москва). 1921 Дом изучения ребенка преобразован в Медико-педагогическую клинику (станцию), которая становится научно-методическим центром Наркомпроса РСФСР. Всероссийская конференция по борьбе с детской дефективностью 1923 Принят план ликвидации неграмотности среди взрослого населения (от 18 до 35 лет) к 1927г 1930Постановление ЦК ВКП (б) «О всеобщем обязательном начальном обучении»   Свобода, равенство, право на труд. Филантропия, общественное и государственное призрение. «Исправление» инвалида, его обучение. Цель: сделать его способным прокормиться своим трудом. Частичное признание гражданских прав и свобод, в т.ч. права на медицинскую помощь, обучение грамоте, ремеслу. Признание права на образование некоторых групп детей-инвалидов на школьное обучение. Принятие законов о правах инвалидов на социальную и медицинскую помощь, образование. 3 период 1 этап отсутствие сословных барьеров, веротерпимость, либеральное отношение к методам обучения, а также свобода в выборе педагогических технологий обучения и образовательных программ. Обучением глухонемых детей не нашло понимания у соотечественников-россиян. Учреждение школы воспринималось как царская прихоть, а потому не обсуждалось, не осуждалось, но и стать примером для подражания не могло. Появление училища в Павловске не стимулировалось условиями российской жизни, а потому образцом для соотечественников удивительный пансион не мог стать в принципе. Действительно, столетняя история обучения глухонемых в опытном училище – это история изолированного от других, самодостаточного учебного заведения, которое на протяжении многих десятилетий мало влияло на ситуацию в стране. Т.о., неприятие идеи специального образования демонстрировали не только «низы» («народ», «почва»), но и подавляющая часть «верхов» («цивилизации»). Отсюда следует, что основным сдерживающим мотивом развития сети специальных школ явилось не столько безденежье или, как часто подчеркивают отечественные исследователи, противодействие официальных властей, но, прежде всего, отсутствие какой бы то ни было заинтересованности российского общества в организации обучения детей-инвалидов.   Отечественная война 1812 года сплотила страну, победа же способствовала подъему национального самосознания, что, в частности, проявилось всплеском деятельного милосердия в адрес искалеченных ветеранов. В силу исключительных обстоятельств, государство (в лице самодержца и членов его семьи) благосклонно одобрило и поддержало неправительственную инициативу,что на Руси случалось весьма нечасто. Общественные инициативы милосердия объединялись вокруг газеты «Русский инвалид». Огромная по своим географическим масштабам, культурно неоднородная, многоцивилизационная и поликонфессиональная Россия одновременно имела несколько моделей благотворительности, среди которых превалировали – официальная, поддерживаемая и развиваемая государством, и православная, народная. 2 этап развития ССО В дореволюционной России учреждения для глухих имелись только в европейской части страны, да и то не во всех губерниях. Все учреждения возникали благодаря частным инициативам и не имели стабильной финансовой (за исключением Петербургского и Варшавского институтов) поддержки от правительства. Живя на частные пожертвования и благотворительные средства ВУИМ, школы испытывали постоянную зависимостьот меценатов. Российские училища не курировались Министерством просвещения и не получали от государства не только материальной, но административной, и даже методической помощи. Каждая школа оказалась вынужденной самостоятельно готовить для себя педагогические кадры. Все перечисленные факторы тормозили создание в масштабах страны сети специальных образовательных учреждений, соразмерной числу нуждающихся. Энтузиаст-тифлопедагог А. Адлер: «Пойдем вперед!». она организует издание книг для незрячих по Брайлю, первым выходит в свет – «Сборник статей для детского чтения» (1885). Адлер один из инициаторов и деятельных участников первых российских съездов по проблемам обучения слепых, создания Обществ слепых. С началом мировой войны она тотчас включается в движение «Помощь фронту», налаживая помощь ослепшим воинам. Цель своей жизни А.Адлер изложила в стихотворной форме: «Пойдем вперед, пока есть силы, Пока надежды жизнь полна, Пока мечты так наши милы И так чарует нас весна. <…> Иди скорей на путь тернистый, Тебя работы доля ждет, Быть может, и твой взор лучистый Свет счастья в жизни принесет. Государственная Дума, определяя размер финансовых субсидий российским земствам и городам, согласилась увеличить их при условии заключения местными органами самоуправления особых договоров с Министерством народного просвещения. Договор предусматривал открытие в подписавшем его земстве или городе, необходимого количества школ для всех детей 8 – 11 летнего возраста. На рубеже ХIХ – ХХ веков в стране формируются профессиональные сообщества сурдопедагогов и тифлопедагогов, происходит консолидация сторонников обучения глухонемых и слепых, проводятся съезды по проблемам обучения детей-инвалидов. Отечественная специальная школа перестает калькировать школы западные, обретая все большую самобытность. Участники съездов считают необходимым расширить сеть специальных учебных заведений, создать для «малоуспешных детей» вспомогательные школы или классы, для малышей - специальные детские сады, доступные «и для бедного класса населения». Инициатива организации обучения детей с отклонениями умственного развития в России исходила не от государства, как это было в Германии, и не от родителей, как это случилось в Англии, а со стороны энтузиастов (врачей, педагогов, общественных деятелей), озабоченных положением «ненормальных» детей.   Большевистское правительство – Совет Народных Комиссаров (СНК) - не предложив новые источники финансирования, упразднило светскую и церковную благотворительность, в силу чего многие специальные учебные заведения закрылись, другие оказались в бедственном положении. Во-вторых, партийная власть, задумав воплотить коммунистическую утопию в жизнь, подобно античному полису, поделила население на социально «полезных» и социально «вредных» граждан. К последним причислялись истинные и мнимые враги советской власти, коих ждала принудительная изоляция или физическое истребление. «Дефективный» ребенок мог получать любой социальный ярлык, признаваться «отчасти полезным», «бесполезным» либо «вредным». «Вредных» для государства, «общественно опасных» признали «морально дефективными», их ждали исправительные колонии, тюрьмы, а то и высшая мера наказании. «Телесно» и «умственно дефективные» дети в случае получения образования обретали шанс прейти из категории «бесполезных» в разряд «отчасти полезных», а то и «полезных» государству. Потенциальные возможности ребенка к обучению, к овладению ремеслом, иначе говоря, перспективу стать «полезным» гражданином определяла специальная комиссия. «Перспективных» следовало направлять на «перековку» в систему коррекционных учебно-воспитательных учреждений, «бесперспективных» для применения в народном хозяйстве ждали детские дома, где воспитание и обучение не предусматривалось. Глубоко инвалидизированным детям государство обещало минимальный уход и лечебную помощь. В случае, если родители дефективного ребенка оказывались «врагами народа», ему предстояло пройти трагический путь изгоя. Таким образом, в одно историческое время судьбы советских детей-инвалидов могли складываться так, словно они жили в разных цивилизационных периодах. Одни вместе с родителями оказывались среди заложников, в исправительном учреждении, в гибельных для человека лагерях спецпереселенцев. (Чуть позже мы расскажем читателю, что ждало ребенка зачисленного в разряд «врагов народа»). Другие, - дети-инвалиды, живущие вдалеке от крупных городов, могли посещать начальную школу (интегрироваться в общеобразовательную среду) либо не учиться вовсе, живя на иждивении родителей. Третьи, - счастливчики из городских «классово близких» семей - попадали в специальную школу, овладевали грамотой, ремеслом, вступали в детские и молодежные политические организации (пионерскую или комсомольскую), обретали статус советского гражданина. Принятие государством решения о введении обязательного начального обучения. Согласно партийным документам, всеобуч должен был захватить большую часть детей с недостатками физического и умственного развития (март, 1919). Декабрьским Постановлением СНК 1919 года государство официально взяло всю ответственность за воспитание и обучение глухих, слепых и умственно отсталых детей на себя. Осенью 1921 года проводится Всероссийская Конференция по борьбе с детской дефективностью,ее участники – ведущие специалисты Наркомпроса и других заинтересованных ведомств горячо обсуждают сложившуюся в стране ситуация и предлагают систему мер, способных ее исправить. Одобренные Конференцией положения публикуются в виде сборника тезисов по докладам. Х.С. Замским: «на Втором съезде СПОН были сформулированы новые общие принципы решения теоретических вопросов воспитания аномальных детей. <…> Было положено начало нового курса в работе с аномальными детьми. Был заложен фундамент научной специальной педагогики»   Первая специальная школа в России возникла по повелению императрицы Марии Федоровны в загородной царской резиденции на территории Павловского дворца в октябре 1806 год. Организовано обучение глухонемых детей.Приглашены иностранные педагоги В.Гаюи (заимствование модели специального обучения, без учета социально-культурных реалий страны) 1810 года Мария Федоровна приняла решение узаконить положение своего придворного учебного заведения. Ему присваивается статус Опытного училища глухонемых. Конец 30-х годов XIX столетия - публикация первых отечественных трудов по сурдопедагогике. Монография В. Флери «Глухонемые, рассматриваемые в отношении к их состоянию и к способам образования, самым свойственным их природе». Г. Гурцов публикует описание методик обучения глухих, применяемых в училище - «Энциклопедический курс методических и практических уроков, составленных из кратких назидательных фраз, приспособленных к мимическому языку, относящихся к человеку, житейскими нуждами, познаниям и ко всем обязанностям его в обществе, для обоего пола глухонемых детей, воспитывающихся в С.-Петербургском императорском училище глухонемых в особенности и для говорящих детей вообще, начинающих учиться отечественному письменному языку» (1838). Флери: «Правила нравственности» (1847), «О преподавании изустного слова глухонемым» (1859). В отечественном специальном образовании был совершен принципиальный шаг, изданы учебники, написанные по-русски и, главное, построенные с опорой на российскую практику обучения. 8 мая 1847 г. ввести в училище обучение устной речи». После Турецкой войны Попечительство устраивает два небольших убежища (на 10 - 15 человек) в Петербурге и Киеве, а также направляет лечебный «глазной отряд» в южные и центральные губернии для оказания медицинской помощи и сбора статистики в 1881 году Попечительство о слепых Ведомства учреждений императрицы Марии (организация обучения незрячих). в России появится официальная инстанция, заинтересованная в создании сети специальных учебных заведений для слепых. К концу XIX века в России создается гибкая, дифференцированная и чрезвычайно эффективная система государственно-общественного призрения: Развивается сеть специальных школ (В 1907 году в Российской империи действовало 61 заведение для глухонемых, в том числе 7 приютов) В последнее десятилетие ХIХ века предпринимаются попытки организовать обучение глухих детей и в сельской местности, для чего организуются специальные церковноприходские школы. княгиня К.М. Святополк-Мирская основала в 1886 году при Мариинском детском приюте Донское Попечительство о бедных с особым «отделением для обучения и нравственного воспитания глухонемых детей обоего пола»   Для слепых начинают издаваться книги точечно-рельефным шрифтом Брайля, учреждается специализированный журнал «Слепец», издается научно-методическая литература по проблемам тифлопедагогики. Возникали очередные оазисы специального обучения, и что особенно важно, они появились в Сибири и на Урале (Пермь- создается городское училище в целях «обучения призреваемых детей ремеслам»; Иркутское училище слепых) Постепенно между однопрофильными специальными школами стали возникать связи, а столичные училища начали выполнять функцию методических центров, куда за информацией, советом или на стажировку приезжали посланцы провинциальных учебных заведений. Внимание российских исследователей привлекает проблема обучения детей с интеллектуальными нарушениями. Список отечественных публикаций на эту тему открывается сборником «Вопросы патологической педагогики» (под редакцией А.В. Владимирского, Л.Г. Оршанского и Г.А. Фальборка), изданным в 1909 году, спустя три года в серии «Педагогическая библиотека» выйдет сборник «Дефективные дети и школа» под редакцией доктора В.П. Кащенко (1912). С легкой руки Всеволода Петровича Кащенко в отечественный научный оборот войдет термин, который на долгие годы станет официальным. Понятие «дефективные дети» II Съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию (12.1895 – 01.1896), который, по сути, явился первым всероссийским съездом дефектологов. Обсуждается вопрос «о призрении и обучении детей, отсталых в умственном и нравственном отношении». Подсекция «Призрения и обучения ненормальных детей» рассматривала задачи медико-педагогической помощи умственно отсталым с правовых (юридических) позиций, заботясь не просто о передаче ребенку некого набора знаний и умений, но об изменении (повышении) его социального статуса. Рассмотрев предложения подсекции, участники съезда постановили: 1. Необходимо для малоуспешных детей устройство вспомогательных школ или классов, для младшего же возраста специальных детских садов, доступных и для бедного класса населения. 2. Для детей, представляющих умственные и нравственные недостатки, в том числе и для идиотов, слабоумных и эпилептиков, необходимо устройство особых общественных врачебно-воспитательных заведений. <…> 3. Желательно образование по возможности во всех городах России врачебно-педагогических обществ с целью всестороннего изучения вопросов призрения и воспитания детей, отсталых в умственном и нравственном отношении, а также с целью организации дела призрения, лечения и воспитания этой категории детей. 4. Желательно официальное разрешение на собирание статистических сведений по вопросам о патологических причинах малоуспешности детей во всех учебных заведениях. 5. Умственные и нравственные недостатки, препятствующие пребыванию детей в школах, должны определяться педагогическим советом заведения совместно с врачом, по возможности, специалистом» В 1854 году в г.Риге доктор Фридрих Плац открывает лечебно-педагогическое заведение для припадочных и слабоумных. В системе военных учебных заведений в 70-е год в ходе реформ были открыты начальные прогимназии (кадетские классы) с 4-летним сроком обучения. В них разрешалось повторное обучение по 3-4 года в каждом классе. Е.К.Грачева (тетя Катя) открывает первую в России школу для глубоко умственно отсталых детей. Грачёва становится волонтером Императорского человеколюбивого общества и занимается выявлением детей, нуждающихся в призрении. Методом проб и ошибок Грачёва создает программу воспитания и обучения, придумывает пособия для занятий и собственноручно изготавливает их. Первая книга Грачевой - «Беседы с сестрами-нянями о воспитании и развитии детей-идиотов и эпилептиков», «Приюты-школы для детей-идиотов и эпилептиков в Швеции, Франции и Германии» (1909), чуть раньше выходит «Руководство по занятию с отсталыми детьми и идиотами» (1907). Позже, в местечке Райволо под Петербургом в 1903 году организовали сельскохозяйственную колонию (также новостройку) для более взрослых, ставшую важным звеном в системе социально-педагогических учрежден


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: