Теория памяти в ассоциативной психологии




Память

Ключевые понятия

 

Память;

виды и процессы памяти;

моторная, эмоциональная,

образная и словесно-логическая;

сенсорная, кратковременная

и долговременная память;

эпизодическая и семантическая память; запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание;

теории памяти; параллелограмм развития памяти; мнемоника.

Прочитав этот текст, вы сможете

 

П онять сущность памяти.

П риобрести знания о видах и процессах памяти.

У своить психологические теории памяти.

У знать, как расширить возможности запоминания
и избежать забывания информации.


Сущность и виды памяти

Сущность памяти

Память – это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Память высоко ценили в дописьменный период человеческой истории. Каждый народ хранит легенды о поэтах и музыкантах, которые знали наизусть значительные по объему художественные произведения. В это время память была сродни мудрости.

Древние греки считали богиню памяти Мнемозину – матерью девяти муз, покровительниц всех известных тогда наук и искусств. Память, по мнению поэта Эсхила, – дар Прометея:

Послушай, что смертным я сделал:

Число изобрел, слова слагать научил,

Память им дал…

Блаженный Августин называл память «сокровищницей души» и полагал, что именно она заключает в себе идею Бога. Кажется, ни один человек, обладающий выдающейся памятью, не потерялся в анналах истории. Александр Македонский знал в лицо и по имени тысячи своих солдат. Митридат Понтийский владел языками всех 22 народов, проживавших в его владения. Маленький Вольфганг Моцарт нота в ноту воспроизвел сложное многоголосное произведение композитора Аллегри. Английский художник Дж. Рейнольдс и русский художник А.И. Куинджи по памяти писали портреты. Знаменитый шахматист А. Алехин вслепую провел сеанс одновременной игры на 32 досках. Академик А.Ф. Иоффе по памяти пользовался таблицей шестизначных логарифмов. И сегодня в Индии есть люди, которые помнят все песни Махабхараты в 300 тысяч строк.

Трудно переоценить значение памяти для конкретного человека, в структуре его личности и индивидуальности:

● Память – одно из условий психической жизни человека. Едва ли не самое важное чудо животной и особенно человеческой организации (И.М. Сеченов).

● Лишившись памяти, человек утрачивает Я, перестает существовать (С. Роуз).

● Я – это моя память (К.К. Платонов).

● Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом (С.Л. Рубинштейн).

Процессы памяти принято называть мнемическими процессами (от греческого «мнеме» – память). Длительное время житейская практика и научная психология значительно упрощали наши представления о сущности памяти как когнитивного процесса. Господствовала метафора глины или восковых дощечек Платона, которые сохраняют след (отпечаток) воздействия раздражителя. Такой подход характерен для ассоциативной психологии и бихевиоризма.

Современная когнитивная психология исходит из принципа активности памяти. Память обеспечивает не только сохранение и воспроизведение информации, но и влияет на характер ее восприятия. Принцип активности памяти предполагает, что наши воспоминания являются не бледной копией происшедших событий, а их реконструкцией. Это положение Т. Вуджек иллюстрирует детскими воспоминаниями Жана Пиаже, историей его похищения. Ж. Пиаже помнил, как на него напали двое мужчин, и как няня отбила его от похитителей. В благодарность семья подарила отважной женщине золотые часы. Спустя 25 лет няня призналась, что она сама сочинила всю эту историю. Тем не менее, Ж. Пиаже ясно помнил событие, которого в реальной жизни не было.

Процессы памяти, в соответствии с новой когнитивной парадигмой, необходимо рассматривать как полисистемное образование, на молекулярном, нейронном, нейрохимическом и системно-структурном уровнях, как соединение биологического и социального в человеке, включая собственно когнитивную (отражательную) и продуктивную (управление всей жизнедеятельностью человека) функции психики (Изюмова, 1995). Кроме того, необходимо принимать во внимание тот факт, что память одновременно является и родовым свойством человека (она есть у всех представителей вида Homo Sapiens), и атрибутом индивидуальности. Каждый человек в отдельности имеет разную степень выраженности «мнемических способностей». Одни люди легко усваивают новую информацию, другие – легко (и к месту) ее воспроизводят.

Виды памяти

В качестве оснований для классификации памяти по ее видам выступают: особенности материала запоминания и воспроизведения; характер деятельности, в ходе которой совершается процесс запоминания и воспроизведения (непроизвольная и произвольная память); способ запоминания (механическая и смысловая память); время сохранения образов (сенсорная, кратковременная и долговременная память); степень осознанности запоминаемой информации (имплицитная и эксплицитная память). Впрочем, как утверждает Ги Лефрансуа, существует всего два вида памяти: хорошая и плохая, и большинство обыкновенных людей владеют последней.

В отечественной психологии наиболее признана классификация видов памяти, предложенная П.П. Блонским. В зависимости от особенностей материала запоминания и его воспроизведения он выделяет моторную, или двигательную память; аффективную (эмоциональную) память; образную память и вербальную, или словесно-логическую память.

Двигательная память – запоминание, сохранение и воспроизведение определенных движений и их систем. Этому виду памяти предшествуют хватательный рефлекс и избирательность по отношению к окружающим предметам. Она служит основой для формирования практических навыков. При преобладании этого вида памяти над остальными любое событие запоминается с точки зрения его двигательного проявления или состава. Например, музыканту проще вспомнить какую-либо пьесу не в виде нотной записи или мелодии звукового ряда, а по движениям пальцев во время ее исполнения. Слова людьми с хорошей двигательной памятью также могут запоминаться в плане их артикуляционного состава, то есть движения, которые совершают язык и гортань при произнесении слов. Поэтому дети часто проговаривают слова вслух при заучивании текстов.

Эмоциональная память – запоминание, сохранение и воспроизведение эмоционально окрашенных явлений, или память на эмоции и чувства. Память сохраняет положительно или отрицательно окрашенные переживания. Они могут побуждать человека к действию или отказу от него. Другими словами, информация о событиях как бы маркируется эмоциями. Неприятные эпизоды имеют тенденцию к вытеснению и, наоборот, «счастливые» минуты хранятся годами. Принято считать, что эмоциональная память проявляется у ребенка где-то в шестимесячном возрасте. Такая эмоциональная избирательность памяти присуща каждому человеку. Эмоциональная память лежит в основе способности сочувствовать и сопереживать.

Образная память – запоминание, сохранение и воспроизведение образов определенной модальности. Э. Цветков память считает обратной функцией восприятия. Воспроизведение информации осуществляется по каналу той же модальности, по которому она была усвоена. Образная память возникает к двум годам, а своего наивысшего развития достигает в подростковом возрасте. Зрительная и слуховая память, как правило, преобладают у значительного числа людей. Осязательная, обонятельная и вкусовая память доминируют скорее как исключение или относятся к профессиональным видам памяти.

В особых условиях деятельности развивается чувствительность соответствующих рецепторов, например, у дегустаторов, что способствует хорошей вкусовой или обонятельной памяти.

Словесно-логическая память – специфически человеческий вид памяти; запоминание, сохранение и воспроизведение словесно оформленного и осмысленного материала. Принято считать, что мысли могут быть переданы с помощью языка, этим объясняется название данного вида памяти. Хотя, если при заучивании материала не обращают внимания на смысл, то речь может идти исключительно о словесной памяти.

По мнению П.П. Блонского, развитие памяти у отдельного индивида
(в онтогенезе) повторяет ее развитие на разных ступенях исторического развития человечества (в филогенезе), то есть в соответствии с принципом единства онтогенетического и филогенетического развития. Поэтому, мы можем говорить как об отдельных видах памяти, которые формируются у ребенка по мере его социализации, так и о филогенетических ступенях развития памяти.

Процессы памяти

Исторически в психологии принято выделять такие процессы памяти, как запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Современная когнитивная психология использует специальную терминологию: кодирование, хранение, извлечение и забывание (Рис.1).

Рис.1. Процессы памяти (по В.Д. Шадрикову)

Запоминание представляет собой обобщенное название мнемических процессов, обеспечивающих удержание информации или опыта в сознании человека. Принято выделять две (непроизвольная и произвольная) или три (запечатление, непроизвольная и произвольная) формы запоминания. Запечатление – это запоминание однократно предъявляемого в течение короткого времени материала. Непроизвольное запоминание – сохранение материала без наличия специальных волевых усилий и сознательного использования каких-либо мненимических приемов. Произвольное (преднамеренное) запоминание или заучивание – обусловленное наличием волевых усилий сохранение материала на максимально продолжительный срок с целью последующего извлечения. Другими словами, произвольное и непроизвольное запоминание определяется их местом и ролью в структуре психической деятельности.

Значительный вклад в исследование процесса запоминания внесли работы П.И. Зинченко и А.А. Смирнова. В отличие от зарубежных психологов П.И. Зинченко рассматривал непроизвольное запоминание как прямой, а не побочный продукт человеческой деятельности. Он так организовал эксперимент, что испытуемые на одном и том же стимульном материале могли продемонстрировать эффективность произвольного и непроизвольного запоминания. В качестве стимульного материала были использованы 15 карточек с изображением предметов и чисел, которые выступали или объектом, или фоном деятельности. Первой группе испытуемых было предложено осуществить классификацию предметов, второй группе – расположить числа в порядке их возрастания. Затем испытуемые каждой группы должны были воспроизвести по памяти сначала то, что было объектом их деятельности, а затем то, что было ее фоном (Табл. 1).

Таблица 1 – Продуктивность непроизвольного запоминания объектов деятельности
и фоновых стимулов для разных возрастных групп (по Т.П. Зинченко, 2002)

Результаты исследования показали, что деятельность с объектами является основным условием непроизвольного запоминания. При этом продуктивность запоминания объектов деятельности в группах испытуемых выше, чем запоминание фоновых стимулов.

По данным А.А. Смирнова, при отсроченном воспроизведении материала непроизвольное запоминание может быть в два раза эффективнее произвольного, специально организованного запоминания.

На эффективность произвольного запоминания материала оказывают влияние процессы понимания и повторения. Чем лучше мы понимаем, тем больше мы помним. Низкая продуктивность механического запоминания была установлена в экспериментах Г. Эббингауза. В отечественной психологии одним из первых роль понимания в запоминании исследовал Н.А. Рыбников (1923). Он установил, что осмысленное запоминание в 22 раза эффективнее механического.

В ряде исследований было обнаружено, что более целесообразным является так называемое распределенное заучивание, чем концентрированное. А. Пьерон (1913) предлагал испытуемым запомнить ряд из 18 бессмысленных слогов с интервалами в 30 с, 1, 2, 5, 10 и 20 мин и 24 и 28 часов. Оптимальными оказались интервалы, начиная с 10 мин и до 24 часов (4 повторения).

Сохранение – мнемический процесс долговременного удержания в латентном (скрытом) состоянии воспринятой ранее информации. Сохранение трудно поддается экспериментальному исследованию, о нем можно судить на основании других мнемических процессов. В психологической литературе его чаще всего рассматривают во взаимосвязи с забыванием – процессом частичной или полной утраты информации. В.Д. Шадриков выделяет две стороны сохранения: собственно сохранение и забывание. Т.И. Зинченко подчеркивает, что сохранение материала в памяти не является только функцией времени, оно имеет избирательный характер. В связи с этим принято различать активное и пассивное сохранение. Участие мышления в процессе организации сохранения информации может привести к тому, что повторное ее воспроизведение будет более полным, чем первое.

Противоположным (или сопутствующим) процессом сохранению является забывание. В психологии имеют место две теории забывания: угасания следов и интерферирующего торможения. Согласно первой теории, забывание – естественный и пассивно протекающий процесс постоянного угасания следов памяти. Согласно второй теории, забывание – результат отрицательного влияния предшествующей (проактивное, вперед направленное торможение) или последующей (ретроактивное, назад направленное торможение) деятельности.

О возможности сохранения следов памяти свидетельствуют гипнотические опыты с внушением детского возраста. В таком состоянии не только воспроизводится забытый прошлый возраст, но даже изменяются голоса и подчерк в соответствии с внушаемым возрастом.

Воспроизведение – мнемический процесс воссоздания (восстановления и реконструкции) сохраненной раннее и актуализированной информации. Оно имеет три формы: узнавание; непроизвольное, или собственно воспроизведение; произвольное воспроизведение, или припоминание. Узнавание – кратковременное воспроизведение образа при повторном восприятии объекта. Непроизвольное воспроизведение – непосредственное воспоминание, обусловленное представлениями, мыслями или чувствами или деятельностью, выполняемой в данный момент (например, чтение книги). Произвольное воспроизведение – осмысленное воспоминание, требующее определенных волевых усилий. Оно связано с постановкой специальной репродуктивной задачи и использованием определенных приемов. Припоминание – наиболее активная форма воспроизведения, связанная с избирательностью и реконструкцией воспроизводимой информации.

Компьютерная метафора позволила представителям когнитивной психологии по-новому посмотреть на процессы памяти и механизмы их функционирования. Описание человеческой памяти во многом стало идентично характеристике работы компьютера. Согласно когнитивистам, информация кодируется, хранится (архивируется) и извлекается.

Кодирование предполагает отбор релевантной (значимой) информации и ее преобразование в адекватную форму хранения. Определенную аналогию можно провести между кодированием и вводом данных в персональный компьютер. Принято считать, что кодирование осуществляется на уровне сенсорной, кратковременной и долговременной памяти.

То, что процесс кодирования начинается на уровне сенсорной памяти, доказывает эксперимент Дж. Брэдшоу (Bradshaw, 1974). В ходе исследования испытуемым в заранее обозначенной точке экрана демонстрируют на 125 мс слово («коса»), которое они должны прочитать и понять. Одновременно на периферии зрительного поля предъявляется одно из двух слов («девушка», «трава»), которое может оказать влияние на семантическую интерпретацию слова, предъявляемого в центре круга. Периферическое слово «трава» приводит к тому, что испытуемые воспринимают слово «коса» как сельскохозяйственное орудие. Соответственно, периферическое слово «девушка» актуализирует интерпретацию центрального слова как женскую прическу. Данные эксперимента позволяют обратить внимание не только на скорость процессов кодирования, но и на феномен его вариабельности. Один и тот же стимул в зависимости от субъекта может относиться к разным внутренним репрезентациям (Хофман, 1986).

На уровне кратковременной памяти, как утверждает Ж. Годфруа, происходит первая перегруппировка элементов усваиваемой информации. Однако основной процесс кодирования осуществляется на стадии долговременной памяти, как анализ и идентификация различных характеристик информации.

Хранение – это накопление и удержание информации в сознании с целью ее дальнейшего использования. Канадский психолог Эндел Тульвинг конкретизировал представления о способах хранения информации в эпизодической и семантической памяти как формах долговременной памяти. Эпизодическая или автобиографическая память – это память на субъективно переживаемые события, которые связаны с конкретным местом и временем. Семантическая память сохраняет наши знания о мире, обусловленные определенной культурой.

Ж. Годфруа сравнивает семантическую память с каркасом для событий текущей жизни, которые хранятся в эпизодической памяти. Когда мы оперируем абстрактными понятиями, мы обращаемся к семантической памяти. Напротив, когда речь идет о пережитом нами событии, оно извлекается из эпизодической памяти (например, «все студенты сдают экзамены» и «у меня вчера был экзамен по психологии»).

Принято выделять три формы организации памяти: пространственную, ассоциативную и иерархическую. Пространственная организация памяти лежит в основе построения когнитивных карт и позволяет соотносить наиболее значимые события или предметы («опорные точки»). Например, название книги в алфавитном каталоге или одно событие относительно другого («это было до поступления в университет»).

Ассоциативная организация отражает способ группировки элементов в соответствии с общими признаками или со сходными функциями (например, музыкальные инструменты). Иерархическая организация семантической памяти позволяет расположить различные категории в зависимости от уровня их обобщенности и связей между ними. Так, фрейм «дерево» четко определяет конкретную нишу определенного вида лиственного или хвойного дерева (Рис. 2).

Извлечение – процесс актуализации и воспроизведения информации из долговременной памяти в кратковременную память (в сферу активного сознания). Различают два вида извлечения: узнавание и воспоминание. Узнавание представляет собой процесс правильной идентификации усвоенной раннее информации.

Рис. 2. Фрейм «дерево»

Воспоминание, в отличие от узнавания, не требует опоры на непосредственное восприятие, но также как оно обусловлено имеющимися структурами хранения информации. Способность к узнаванию практически не меняется с возрастом, что делает его более демократичным и эффективным способом, например, проверки знаний.

Теории памяти

Теория памяти в ассоциативной психологии

Учение об ассоциациях принято считать первой теорией памяти. Ее истоки можно обнаружить в работах Платона и Аристотеля. Расцвет ассоционизма приходится на XVIII век (Д. Юм, Д. Гартли). В конце XIX начале XX в. ассоциативная теория стала ведущим направлением в психологии.

Центральным понятием и одновременно объяснительным принципом в ассоциативной психологии выступает понятие ассоциации. Ассоциация означает связь, соединение. Ее принцип сводится к следующему: если определенные психические образования возникли в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними возникает ассоциативная связь, и повторное появление какого-либо из элементов этой связи с необходимостью вызывает в сознании представление всех остальных ее элементов.

В ассоциативной психологии были выделены три типа ассоциаций, в основе которых лежат три принципа «сцепления» Аристотеля, – по смежности, по сходству и по контрасту.

Ассоциации по смежности представляют собой устойчивые связи, которые возникли между явлениями (или предметами), одновременно имеющими место во времени или в пространстве. В ассоциациях по сходству реализуются связи по принципу похожести (аналогии), в ассоциациях по противоположности – по признаку контраста. Кроме того, ассоциации бывают простыми и сложными. Простые ассоциации связывают между собой только два представления; сложные ассоциации образуют комплекс из трех и более представлений.

Впервые в художественной литературе описание ассоциативного эксперимента приводит К. Чапек в рассказе «Эксперимент профессора Роусса». Профессор-психоаналитик приезжает в маленький город и принимает участие в раскрытии преступления. В убийстве шофера подозревают человека по имени Суханек, в сарае которого нашли автомобиль убитого со следами крови.

Профессор предложил подозреваемому Суханеку сыграть в игру: «Я не буду вас допрашивать. Я только буду произносить слова, а вы должны в ответ говорить первое слово, которое придет вам в голову».

– «Стакан, – произнес профессор Роусс.

– Пиво, – проворчал Суханек.

– Вот это другое дело, – сказала знаменитость. – Теперь правильно.

Суханек подозрительно косился на него. Не ловушка ли вся эта затея?

– Токарный станок. – Латунь.

– Очень хорошо.

Суханек, видимо, уже ничего не имел против такой игры.

– Солдат. – Артиллерист.

Перекличка становилась все быстрее. Суханека это забавляло. Похоже на игру в карты, и о чем только не вспомнишь!

– Дорога. – Шоссе.

– Прага. – Бероун.

– Спрятать. – Зарыть.

– Тряпка. – Мешок.

– Лопата. – Сад.

– Яма. – Забор.

– Труп…

Молчание.

– Труп! – настойчиво повторил профессор. – Вы зарыли его под забором. Так?

– Ничего подобного я не говорил! – воскликнул Суханек.

– Вы зарыли его под забором у себя в саду, – решительно повторил Роусс. – Вы убили Чепелку по дороге в Бероун и вытерли кровь в машине мешком. Все ясно».

На основе ассоциативного эксперимента был изобретен детектор лжи. В лаборатории А.Р. Лурия изучали латентный период реакции испытуемого на слово-стимул и сопровождаемые ее двигательные акты. Оказалось, что если слово у испытуемого не вызывает никаких эмоций, то он реагирует быстро и ровным нажимом пальца на кнопку прибора. Если слово для него по какой-то причине является эмоционально окрашенным, то следует отсроченная во времени реакция, а нажим становится неровным и неупорядоченным. В последующем экспериментальная аппаратура была усовершенствована и нашла применение в криминалистике.

Заслугой ассоциативной теории памяти можно считать первые экспериментальные исследования Г. Эббингауза и Г. Мюллера. Основоположником экспериментальных методов исследования памяти в ассоциативной психологии является немецкий психолог Герман Эббингауз. Остановимся на описании двух его экспериментов, в результате которых были открыты кривая забывания или «кривая Эббингауза» и «эффект края».

Кривая забывания. В ходе первого эксперимента Г. Эббингауз изучал объем памяти в зависимости от времени сохранения информации. Для этого он изобрел специальный стимульный материал: бессмысленные слоги как сочетание двух согласных и гласной буквы между ними. Г. Эббингауз придумал 2300 таких слогов, чтобы исключить возникновение смысловых ассоциаций у испытуемых. Ученый заучивал сам или предлагал запомнить другим испытуемым за один сеанс 8 рядов по 13 слов в каждом. По итогам эксперимента была построена кривая забывания (Рис. 3).

В течение первого часа в результате ослабления ассоциативных связей мы утрачиваем около 60 % информации, к 9 часам – еще 20 % и после 48 часов кривая забывания стабилизируется.

Э. Титченер назвал изобретение Г. Эббингаузом бессмысленных слогов наиболее важным событием в психологии после Аристотеля. Поскольку категория значения слова была устранена, отпала необходимость использования метода интроспекции. Был сделан значительный шаг к психологии как объективной науке. Не случайно Г. Эббингауза многие считают ученым, который во многом предвосхитил когнитивную психологию.

Рис. 3. Кривая забывания Г. Эббингауза

Эффект края. В ходе второго эксперимента Г. Эббингауз изучал влияние расположения элементов в ряду на эффективность их запоминания. В результате было обнаружено, что первые и последние элементы ряда оказываются в преимущественном положении как при непосредственном, так и при отсроченном воспроизведении (Рис. 4).

Рис. 4. Эффект края

Влияние продолжительности упражнений на эффективность запоминания изучал Р. Йост (1897). Он экспериментально доказал, что эффективность сохранения материала выше при самых коротких периодах упражнения и уменьшается при увеличении количества предъявлений стимульного материала (Табл. 2).

Таблица 2 – Влияние количества повторений на запоминание

Испытуемые Количество повторений в день
     
А      
В      

Представляет также научный и практический интерес правило Йоста: из двух ассоциаций одинаковой силы, то есть дающих равное число угадываний, но разного возраста (старые или новые ассоциации по времени их возникновения), новое повторение лучше актуализирует более старую ассоциацию.

Слабой стороной ассоциативной теории памяти было непостоянство ассоциаций, их избирательность и случайность. Так, в опытах Г. Мюнстерберга четырем испытуемым предъявляли одни и те же слова четыре раза с интервалом в три месяца. Автор исследования не обнаружил в ассоциациях постоянства.

Память в бихевиоризме

Основатель бихевиоризма Джон Уотсон полагал, что память представляет собой сохранение в течение определенного времени видимых телесных навыков. Сам термин «память» он считал излишним. Поэтому феномены памяти бихевиористы изучали в контексте научения, под которым они понимали систематическое видоизменение поведения при повторении одинаковой ситуации. Навык как единица научения стал основным предметом исследования представителей данного направления психологии. Сначала Э. Торндайк предложил методы объективного изучения памяти как сохранения и приобретения навыков у животных. В последующем эти исследования были перенесены на человека. Возникновение навыка укладывалось в классическую схему «стимул – реакция». Он возникает как результат простого связывания движений, когда в ответ на повторяющийся стимул вырабатывается определенный набор реакций. Процесс образования навыка бихевиористы фиксировали в форме диаграмм или кривых научения. Графически это выглядит следующим образом: по оси абсцисс откладывается число проб или попыток, а по оси ординат – время, затраченное на выполнение каждого задания. Было выявлено, что образование навыка предусматривает три периода:

1) период хаотического поиска (много ошибок);

2) период сокращения количества ошибок;

3) период установившегося навыка (отсутствие или стабилизация количества ошибок).

Бихевиористы накопили значительный фактический материал о влиянии повторения на успешность заучивания, о зависимости его от объема (К. Ховланд, 1940) и характера материала (Э. Гилфорд, 1934), от положения элемента в ряду (К. Ховланд, 1938; Дж. Диз, 1958) и т.д.

Заслуживают внимания опыты Дж. Миллера и О. Селфриджа (1958), которые обнаружили зависимость эффективности заучивания и воспроизведения от структуры языка. Так возникла гипотеза «объединения», согласно которой успешность запоминания достигается группировкой материала и введением новых стимулов.

Таким образом, с одной стороны, бихевиористы значительно упростили представление о памяти, сведя ее к навыку. С другой стороны, они предложили объективные методы изучения памяти.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: