Пропедевтическая работа перед изучением нового материала




Методические приемы

При работе с детьми с задержкой психического развития

При обучении математике

Гуляева С.А.

 

Обучение детей с ЗПР должно обеспечить их, с одной стороны, овладением предметных ЗУНов, а с другой стороны коррекцию умственного, психического развития.

Доказана необходимость такой специальной коррекционно-развивающей работы по развитию познавательной деятельности и восполнению пробелов в овладении основными учебными навыками для успешного обучения таких детей в школе. У детей с ЗПР без такой специальной системы коррекционно-педагогической работы математические представления формируются неполноценно и не могут являться основой для усвоения школьного курса математики при дальнейшем обучении.

На каждом уроке математики необходимо предусмотреть возможности коррекционной работы на том материале, который является содержанием учебной образовательной программы и одновременно предусмотреть способы коррекции психических процессов. Учитель заранее предусматривает коррекционно- развивающие задачи (они должны быть конкретными), отбирает учебный материал (саму суть) и приемы.

Такую работу необходимо осуществлять как на самом на уроке, так и на специально организованных индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий.

Известно, что учащиеся с ЗПР испытывают разнообразные трудности при усвоении математического материала. Для преодоления этих трудностей необходимо создавать специальные условия.

К этим условиям относятся:

1. организация многократного повторения пройденного материала,

2. пропедевтическая работа перед изучением нового материала,

3. дифференцированный подход,

4. алгоритмизация,

5. отбор содержания учебного материала и его детализация.

Отбор содержания учебного материала и его детализация

Важное внимание должно быть уделено отбору базового материала, который осуществляется в соответствии с принципом доступности. Последний принцип не следует понимать, как необходимость максимально снизить требования к уровню знаний и умений, важно облегчить школьникам процесс овладения материалом посредством детального объяснения с систематическим повтором, многократной тренировкой в применении знаний. Обучение математике не должно быть настолько трудным, чтобы стать непосильным для учащихся, нельзя подо­рвать их веру в свои силы и возможности.

Первое что необходимо сделать – это адаптировать рабочую программу

Например, алгебра 8 класс

Из программы рекомендуется исключить следующие темы: «Действительные числа». «Нахождение приближенных значений квадратного корня»; из раздела «Степень с целым показателем и ее свойства» исключается «Стандартный вид числа — приближенные вычисления»; из раздела «Квадратные уравнения» — решение квадратного уравнении выделением квадрата двучлена, а также вывод формулы корней квадратного уравнения.

Некоторые темы (например такую, как «Теорема Виета») предлагается давать в ознакомительном плане; при знакомстве с графиком функции У = К/Х можно ограничиться построением графика по точкам и простейшим анализом.

Уменьшено количество часов на изучение следующих тем: «Квадратные корни», «Дробные рациональные уравнения».

Высвободившееся время рекомендуется использовать для лучшей проработки наиболее важных тем курса: «Совместные действия с дробями», «Применение свойств арифметического квадратного корня», «Решение задач с помощью квадратных уравнений», а также на повторение пройденного за год.

Второй совет. Дети с ЗПР не могут в памяти держать сложные термины, определения, формулы и т.п. поэтому в каждом разделе, в каждой теме необходимо выделять основные, базовые понятия, ядро темы. Уметь выделить такое ядро, которое стратегически важно для дальнейшего изучения математики.

Третий совет. Учителю необходимо разбивать учебный материал на небольшие части, контролировать усвоение каждой, обеспечивать возможность ученику работать в свойственном ему темпе деятельности. Например, решение квадратных уравнений. В первую очередь необходимо отработать умение определять общий вид квадратного уравнения, а затем уже учить детей как их решать.

Пропедевтическая работа перед изучением нового материала

Учитель должен особое внимание уделить этапу пропедевтики.

К примеру, в 6-м классе по теме «Координатная плоскость» даются задания типа «Отметьте на координатной плоскости точки, заданные координатами, соедините их отрезками в порядке следования. Изображение какого животного получилось?» Выполнив практическую работу, учащиеся 7-го класса при изучении темы «Графический способ решения систем уравнений с двумя переменными» без ошибок называют координаты точек и отмечают их.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: