Задача № 2.
Андреев, являющийся индивидуальным предпринимателем, общество с ограниченной ответственностью, созданное на территории Республики Беларусь, и иностранная коммерческая фирма – субъект иностранного права (созданная на территории и согласно законодательству Франция) намереваются создать коммерческую организацию, занимающуюся производством парфюмерной продукции, на территории Республики Беларусь. Иностранный инвестор намерен вложить любой размер необходимых инвестиций в уставный фонд создаваемой организации.
Андреев обратился за консультацией в юридическую фирму с вопросом о том, в какой организационно-правовой форме целесообразно создать названную организацию для того, чтобы получить какие-либо льготы или преимущества по сравнению с другими белорусскими коммерческими организациями. Если возможно, – то какую, и согласно каким нормативным правовым актам? Какой порядок действий при создании названной организации, какие требования предъявляются к иностранной компании – иностранному инвестору?
Вопрос.
Какой ответ должны дать в юридической фирме руководству компании. Обоснуйте его со ссылкой на соответствующие пункты, статьи нормативных правовых актов.
Согласно ст.4 Закона РБ об инвестициях на территории РБинвестиции могут осуществляться путем создания коммерческой организации.
В соответствии со ст.15 Закона об инвестициях, инвесторы имеют право создавать на территории Республики Беларусь коммерческие организации с любым объемом инвестиций, в любых организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, с учетом ограничений, установленных статьей 6 Закона(Так не допускается осуществление инвестиций в имущество юридических лиц, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, без согласия антимонопольного органа Республики Беларусь в случаях, установленных антимонопольным законодательством Республики Беларусь, а также в виды деятельности, запрещенные законодательными актами Республики Беларусь).
Так согласно ч.2 ст. 46 ГК РБ 2. коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств и иных формах, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно ГК РБ и Закону РБ о Хозяйственных обществах коммерческие
организации могут создаваться в форме полных и командитных товариществ, ОАО, ООО, ОДО, ЗАО, производственные кооперативы, унитарные предприятии.
Следует сказать, что в Закон, в отличие от Инвестиционного кодекса, который утратил силу, не содержит ограничений по объему иностранных инвестиций при создании коммерческой организации. Не устанавливает особенности создания, ликвидации и деятельности коммерческой организации с участием иностранного инвестора. Отменяет условие формирования уставного фонда в размере не менее 20 тыс.дол. США в целях признания организации коммерческой организацией с иностранными инвестициями. Не определяются особенности регистрации и порядка формирования уставного фонда коммерческой организации с участием иностранного инвестора, которые осуществляются в общем порядке.
Следовательно со вступлением в силу Закона Республики Беларусь "Об инвестициях" такой субъект, как коммерческая организация с иностранными инвестициями с соответствующим правовым статусом, исключается из правовой системы Республики Беларусь. Т.е законодатель по существу уравняет юридические лица между собой вне зависимости от участия в уставном фонде юридического лица иностранного инвестора.
Поэтому на основании вышеизложенного можно сказать, что в данном случаи с участием иностранного учредителя можно создать обычную белорусскую организацию (частное унитарное предприятие, ООО, ОДО, ЗАО и другие) с минимальным размером уставного фонда, если он предусмотрен для соответствующей организационно-правовой формы или для осуществления определенной деятельности. Уставный фонд при этом будет формироваться в белорусских рублях.
Согласно ст.16 Закона об инвестициях, и нвесторы вправе использовать льготы и преференции в соответствии с законодательством Республики Беларусь и (или) международно-правовыми актами, обязательными для Республики Беларусь:
1. при осуществлении инвестиций в приоритетные виды деятельности (секторы экономики)
2. и в иных случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь и (или) международно-правовыми актами, обязательными для Республики Беларусь.
Так Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 февраля 2014 г. № 197 определены приоритетные виды деятельности (секторы экономики) для осуществления инвестиций.
Приоритетными видами деятельности (секторами экономики) для осуществления инвестиций являются виды деятельности (секторы экономики):
1) в которых реализуются инвестиционные проекты:
· по решению Президента Республики Беларусь, — на период их реализации, указанный в таком решении;
· в рамках государственных, региональных и отраслевых программ, — на период реализации этих проектов;
2) включенные в перечень приоритетных видов деятельности (секторов экономики) согласно приложению к Постановлению.
Так в Общегосударственном классификаторе Республики Беларусь ОКРБ 005-2006 видов экономической деятельности есть подсекция химическое производство, которая включает такой вид деятельности как производство парфюмерных и косметических средств.
Также в настоящее время льготы могут быть предоставлены:
1. резидентам свободных экономических зон (СЭЗ);
2. резидентам Парка высоких технологий (ПВТ);
3. резидентам Китайского-индустриального парка;
4. в результате заключения инвестиционного договора с Республикой Беларусь согласно Декрету Президента Республики Беларусь от от 6 авг. 2009 г. № 10;
5. на основании Декрета Президента Республики Беларусь от 07.05.2012 N 6 "О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности " при создании организации и осуществлении деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности.
Деятельность юридических лиц – резидентов СЭЗ регулируется Законом Республики Беларусь № 213-З «О свободных экономических зонах» от 07.12.1998 и Указом Президента Республики Беларусь № 262 «О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь» от 09.06.2005.
Резидентами СЭЗ могут стать только юридические лица, созданные в соответствии с белорусским законодательством, в том числе с участием иностранных инвесторов. Для того, чтобы стать резидентом СЭЗ, заявленный объем иностранных инвестиций кандидата должен составлять не менее 1 миллиона евро (п. 1.1-1 Указа Президента Республики Беларусь № 262)
Резидент СЭЗ должен располагаться на территории СЭЗ и заключить договор об условиях деятельности в СЭЗ с ее администрацией(ст.20 Закона о свободных экономических зонах).
Льготы, которые могут быть предоставлены:
· уменьшение налога на прибыль на 50% от существующей в республике ставки, установленной законодательством;
· налог на прибыль не может превышать 12% для резидентов СЭЗ;
· прибыль резидентов СЭЗ, полученная от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, освобождается от обложения налогом на прибыль в течение пяти лет с даты объявления ими прибыли.
Льготы также могут быть предоставлены резидентам Парка Высоких технологий. Порядок их получения регламентируется Положение о Парке Высоких технолог Декретом от 22 сентября 2005 г. №12. Так в качестве резидентов Парка высоких технологий могут быть зарегистрированы юридические лица Республики Беларусь, представившие в администрацию Парка документы и осуществляющие или планирующие осуществлять один или несколько следующих видов деятельности(п.3Положения):
· анализ, проектирование и программное обеспечение информационных систем <*>;
· деятельность по обработке данных с применением программного обеспечения потребителя или собственного программного обеспечения;
· фундаментальные и прикладные исследования, экспериментальные разработки в области естественных и технических наук (выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или опытно-технологических работ, связанных с направлениями деятельности Парка высоких технологий) и реализация результатов таких исследований и разработок;другие виды деятельности, определенные Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
Согласно п. 22Положения,резиденты Парка высоких технологий освобождаются от:
· налога на прибыль (за исключением налога на прибыль, исчисляемого, удерживаемого и перечисляемого при исполнении обязанностей налогового агента);
· налога на добавленную стоимость по оборотам от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) на территории Республики Беларусь.
Одним из способов получения льгот в Беларуси для инвесторов является заключение инвестиционного договора с Республикой Беларусь. Такая возможность установлена Декретом № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» от 6 августа 2009 года.
Так соответствии с п.2.2 Декрета в данном случаи предусмотрено освобождение от:
· внесения платы за право заключения договора аренды земельного участка.
· земельного налога или арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, предоставленные для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, на период проектирования и строительства таких объектов по 31 декабря года, следующего за годом, в котором завершено строительство указанных объектов;
· вввозных таможенных пошлин (с учетом международных обязательств Республики Беларусь) и налога на добавленную стоимость, взимаемых таможенными органами, при ввозе на территорию Республики Беларусь технологического оборудования (комплектующих и запасных частей к нему) для использования его на территории Республики Беларусь в рамках реализации инвестиционного проекта
· уплаты государственной пошлины за выдачу разрешений на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, а иностранные граждане и лица без гражданства, привлекаемые инвестором и (или) организацией, в установленном порядке созданной в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, для реализации инвестиционного проекта, - за выдачу разрешений на временное проживание в Республике Беларусь
· налога на добавленную стоимость и налога на прибыль, обязанность по уплате которых возникает в связи с безвозмездной передачей капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, объектов незавершенного капитального строительства и иных объектов основных средств, передаваемых в установленном законодательством порядке для реализации инвестиционного проекта в собственность инвестора и (или) организации, в установленном порядке созданной в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием.
Льготы могут быть предоставлены при создании организации и осуществлении деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности.
Так согласно п.1.1 Декрета Президента Республики Беларусь от 07.05.2012 N 6 "О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности " коммерческие организации Республики Беларусь, зарегистрированные в Республике Беларусь с местом нахождения на территории средних, малых городских поселений, сельской местности и осуществляющие на территории средних, малых городских поселений, сельской местности деятельность по производству товаров в течение семи календарных лет со дня их государственной регистрации:
· вправе не исчислять и не уплачивать налог на прибыль, полученную от реализации товаров собственного производства;
· освобождаются от уплаты государственной пошлины за выдачу специального разрешения на осуществление юридическими лицами отдельных видов деятельности
· вправе не исчислять и не уплачивать иные налоги, сборы (пошлины) (за исключением налога на добавленную стоимость, в том числе налога на добавленную стоимость, взимаемого при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, акцизов, гербового и оффшорного сборов, государственной пошлины, патентной пошлины, таможенных пошлин и сборов, земельного налога, экологического налога, налога за добычу (изъятие) природных ресурсов и иных налогов, исчисляемых, удерживаемых и (или) перечисляемых при исполнении обязанностей налогового агента, если настоящим Декретом не предусмотрено иное);
· освобождаются от обязательной продажи иностранной валюты, поступившей по сделкам с юридическими лицами-нерезидентами и физическими лицами-нерезидентами от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, а также от сдачи имущества в аренду.
Таким образом следует, что от выбранной организационно-правовой формы не будет зависеть предоставление тех или иных льгот и преференций. Для их получения необходимо соответствовать одному из вышеперечисленных пунктов.
Какой порядок действий при создании названной организации, какие требования предъявляются к иностранной компании – иностранному инвестору?
В соответствии со ст.15 Закона РБ об инвестициях, коммерческие организации создаются и регистрируются на территории Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, независимо от участия в такой организации иностранного инвестора.
Так к основным нормативно правовым актам Республики Беларусь, регулирующим порядок создания и регистрации коммерческих организаций, относятся: ГК, Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утв. Декретом Президента РБ от 16.01.2009 г. №1, Закон о хозяйственных обществах от 9 декабря 1992 г. N 2020-XII.
Для создания организации необходимо выполнить следующие действия:
1.Выбрать организационно-правовую форму юридического лица и определиться с составом учредителей и требованиям к ним.
2. Согласовать с регистрирующим органом наименование коммерческой, (п. 12 положения о гос.регистрации субъектов хозяйствования)
Согласно ст.50 ГК РБ юридическое лицо должно иметь свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.
Порядок согласования наименования закреплен в согласование закреплено в Постановлении Совета Министров от5 февраля 2009 г. № 154.
Согласно п.3 Постановления, согласование наименования может быть осуществлено при:
· личном обращении заявителя в регистрирующий орган с предъявлением документа, удостоверяющего его личность;
· направлении документов по почте;
· представлении заявителем документов в электронном виде в порядке
Согласованное наименование юридического лица регистрирующим органом вносится в базу данных согласованных наименований Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и размещается Министерством юстиции на веб-портале(п.14 Постановления)
3.Далее необходимо определить и согласовать местонахождение организации.
Так согласно ч.2 ст.50 ГК РБ место нахождения юридического лица определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (административно-территориальная единица, населенный пункт, а также дом, квартира или иное помещение, если они имеются), а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
4. Принять решение о создании коммерческой и подготовить ее устав (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора)(п.12 Положения)
Инвесторы в соответствии со ст. 15 Закона об инвестициях самостоятельно принимают решение о создании.
5. Определить размер уставного фонда
Согласно п.7 Положения о государственной регистрации коммерческие организации самостоятельно определяют размеры уставных фондов, за исключением коммерческих организаций, указанных в пункте 8 настоящего Положения.
Так в соответствии с п.8 Положения минимальный размер уставного фонда устанавливается в сумме, эквивалентной:100 базовым величинам, - для закрытых акционерных обществ;400 базовым величинам, - для открытых акционерных обществ.
Объявленный в уставе (учредительном договоре - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) уставный фонд коммерческой организации должен быть сформирован в течение двенадцати месяцев с даты государственной регистрации этой организации(п.7 положения).
Согласно п.7 Положения уставный фонд коммерческой организации должен быть объявлен в белорусских рублях. При этом в соответствии с ч.3 ст.15 Закона об инвестициях иностранные инвесторы вправе при создании коммерческой организации вносить свой вклад в иностранной валюте и (или) в белорусских рублях, а также неденежный вклад, имеющий оценку стоимости в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
При внесении вклада в уставный фонд коммерческой организации в иностранной валюте в порядке, определенном законодательством, его пересчет осуществляется по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте, установленному Национальным банком на дату фактического внесения этого вклада(п.7 Положения).
6. Государственная регистрация
Необходимо предоставить документы в регистрирующий орган.
Для государственной регистрации коммерческой организации, в соответствии с п.14 Положения, необходимо предоставить след.документы:
· заявление о государственной регистрации;
· устав (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) в двух экземплярах без нотариального засвидетельствования, его электронная копия (в формате.doc или.rtf);
· легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения либо нотариально заверенная копия указанных документов (выписка должна быть датирована не позднее одного года до дня подачи заявления о государственной регистрации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) - для собственника имущества, учредителей, являющихся иностранными организациями;
· копия документа, удостоверяющего личность, с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) - для собственника имущества, учредителей, являющихся иностранными физическими лицами;
· оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.
Согласно п.9 Положения о государственной регистрации государственная регистрация коммерческих организаций с участием иностранных и международных организаций осуществляется облисполкомами и Минским горисполкомом.
Документы для государственной регистрации могут быть представлены в регистрирующий орган путем личного обращения, а в случаях и порядке, определяемых Советом Министров Республики Беларусь, - посредством веб-портала Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, владельцем которого является Министерство юстиции.
Посредством веб-портала Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в регистрирующий орган для государственной регистрации представляются документы в электронном виде, целостность и подлинность которых подтверждены электронной цифровой подписью. (п.13 Положения)
Согласно п.23 Положения регистрирующие органы принимают документы, представленные для государственной регистрации, рассматривают их состав и содержание заявления о государственной регистрации, при необходимости разъясняют лицам, представляющим такие документы, правила их представления и оформления, предусмотренные законодательством.
Зарегистрированными считается юридическое лицо - с даты проставления штампа на его уставе (учредительном договоре - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) и внесения записи о государственной регистрации юридического лица в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей(п.23 Положения).
Регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней со дня внесения записи о государственной регистрации субъекта хозяйствования в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выдает документ, подтверждающий постановку на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, регистрацию в Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии "Белгосстрах"(п.25 Положения).
Министерство юстиции вносит запись о включении субъекта хозяйствования в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей датой внесения регистрирующим органом соответствующей записи о государственной регистрации субъекта хозяйствования в данном регистре (П.25 Положения).