Практическое занятие № 25
Тема 7.1. Конфликты, его сущность и основные характеристики
Цель:
– определить понятие «конфликт»;
– рассмотреть структуру конфликта;
– развить умение различать виды конфликтов;
– формировать умения разрешать конфликтные ситуации;
– совершенствовать профессионально значимые качества личности, способствующие эффективной деятельности в социально-правовой сфере.
1. Дайте понятие «конфликт».
2. Перечислите виды конфликтов.
3. Какие бывают функции конфликта?
4. Какие вы знаете теоретические подходы к исследованию конфликта. Дайте их характеристику.
5. Определите структуру конфликта.
6. В чем заключается динамика конфликта?
Уважаемый студент!
1) В результате выполнения этой работы вы научитесь:
– определять понятие «конфликт»;
– определять структуру конфликта;
– различать виды конфликтов;
– находить выходы из конфликтных ситуаций;
– совершенствовать профессионально значимые качества личности, способствующие эффективной деятельности в социально-правовой сфере.
2) Выполнение данной работы предусмотрено содержанием рабочей программы МДК 01.02. Психология социально-правовой деятельности и обязательно для формирования умения(ий):
– основные правила профессиональной этики и приемы делового общения в коллективе.
- правильно организовать психологический контакт с клиентами (потребителями услуг);
- давать психологическую характеристику личности, применять приемы делового общения и правила культуры поведения;
- следовать этическим правилам, нормам и принципам в профессиональной деятельности.
3) При выполнении работы вы можете воспользоваться: тестом, бланком для оформления результатов.
4) До начала выполнения работы вам необходимо ознакомиться с основными теоретическими положениями и ответить на вопросы:
Краткие теоретические положения.
Определение, виды и функции конфликта. Теоретические подходы к исследованию конфликта. Структура и динамика конфликта.
Вопросы для подготовки:
1. Дайте определение «конфликта».
2. Определите основные характеристики конфликта.
3. Перечислите факторы возникновения и протекания конфликтов.
4. Охарактеризуйте виды конфликтов: конструктивный, деструктивный, открытый, скрытый, внутриличностный, межличностный, межгрупповой, конфликт ценностей, конфликт интересов, конфликт средств достижения целей.
5. Перечислите «сигналы» разгорающегося конфликта.
6. Дайте характеристику психоаналитического, социотропного, этологического, социометрического, интеракционистского подходов к изучению конфликтов.
7. Перечислите и дайте характеристику динамики конфликта.
8. Начертите схему модели конфликтного поведения Томаса – Килмена.
Справочная литература:
1.Сережко Т.А. Психологич социально-правовой деятельности: учебник и практикум для СПО Т.А. Сережко, Т.З. Васильченко, Н.М. Волобуева. – М.: издательство Юрайт, 2018. – 282 с.
2. Бунтовская Л.Л. Конфликтология: учеб. пособие для СПО / Л.Л. Бунтовская, С.Ю. Бунтовский, Т.В. Петренко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 144 с.
3. Мириманова М.С. Конфликтология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 320 с.
4. https://www.al24.ru/wp-content/uploads/2014/01/%D0%BC%D0%B8%D1%80_1.pdf
5. https://docviewer.yandex.ru
Порядок выполнения работы
1. Ответьте на вопросы.
2. Ознакомиться с методикой Томаса - Килманна на выявление ведущего поведения в конфликтной ситуации Авторы К. Томас, Р. Килманн (в адаптации Н.В. Гришиной) и выполните диагностику.
3. Ответьте на поставленные вопросы.
4. Сделайте выводы по работе.
Бланки для оформления результатов
1. Заполните таблицу «Метафоры конфликта». Обсудите полученные высказывания. Обоснуйте ответ.
| Что представляется, когда вы думаете о конфликте? | |
| «Если бы конфликт был мебелью, то какой?» | |
| «Если бы конфликт был одеждой, то какой?» | |
| «Если бы конфликт был цветком (домом), то каким?» |
2. Как вы понимаете высказывание американского социолога-функционалиста Льюиса Козера (1913-2003) «Социально контролируемый конфликт «очищает воздух» для его участников и позволяет продолжение их отношений». Что вы понимаете под понятием «социально контролируемый конфликт»? Обоснуйте ответ.
Выводы:
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте понятие «конфликт».
2. Перечислите виды конфликтов.
3. Какие бывают функции конфликта?
4. Какие вы знаете теоретические подходы к исследованию конфликта. Дайте их характеристику.
5. Определите структуру конфликта.
6. В чем заключается динамика конфликта?
7. Перечислите основные этапы развития конфликтологии и кратко охарактеризуйте их.
8. Покажите роль психологии конфликта в деятельности юриста социально-правовой деятельности.
9. Изобразите схематически поле понятий «конфликт» и «толерантность». Расположите вышестоящие и нижестоящие понятия, а также одноуровневые так, как это существует в вашем собственном тезаурусе.
10. Что может быть «пусковым механизмом» конфликта?
11. Каковы психологические и нравственные последствия конфликтов?
Написать реферат по теме:
1. Агрессия как способ разрешения конфликтной ситуации.
2. Предпосылки возникновения и развития конфликтологии.
3. Донаучный этап развития конфликтологии.
4. Монодисциплинарный этап развития конфликтологии.
5. Междисциплинарный этап развития конфликтологии.
6. Место конфликтологии в системе наук.
7. Современное понимание предмета и задач конфликтологии.
8. Основные смыслы понятия «толерантность».
9. Конфликт: его сущность и основные структурные характеристики.
10. Структура конфликта.
11. Влияние толерантности на позиции в конфликте.
12. Психологические и нравственные последствия конфликтов.
13. Возникновение конфликтной ситуации и сигналы конфликта.
14. Осознание конфликта и его источники.
15. Завершение конфликта и готовность к его завершению.