1. Выполните диагностику.
Оценка стратегий поведения в конфликте по методике Дж. Г. Скотт
Очевидно, что положительные результаты может принести любая из пяти известных вам стратегий поведения в конфликте, если она отвечает требованиям ситуации. Однако многие из нас тяготеют к преимущественному использованию одной из стратегий, не столько сообразуясь с объективными обстоятельствами, сколько исходя из собственных внутренних побуждений, устоявшихся привычек.
В будущем вы обязательно сможете расширить репертуар стратегий, но сейчас постарайтесь определить свой «любимый» стиль поведения в конфликтных ситуациях при помощи таблицы Дж. Г. Скотт.
Заполняя таблицу, представьте себе свое обычное поведение в конфликтных ситуациях за последние несколько лет.
Проранжируйте стратегии по четырем указанным категориям. Для этого последовательно поставьте цифры (от 1 до 5) в каждой из четырех колонок. Цифра 1 означает, что стиль занимает первое место (ранг) по категории, цифра 5 – последнее место (ранг).
Например, для категории «Использую чаще всего» система рангов может иметь следующий вид: Компромисс – 2; Уход – 3; Настойчивость – 4; Сотрудничество – 1; Приспособление – 5.
Заполненная таблица даст вам наглядное представление о том, какой из стилей вы используете чаще всего, какой лучше всего, какой чаще всего приносит наилучшие результаты и какой наиболее комфортен для вас. Это может быть один и тот же стиль (ваш «любимый») или разные стили. Любой результат дает вам информацию для размышлений, если вы хотите сделать свое поведение в конфликтной ситуации более эффективным, развив способности использовать различные стили.
|
2. Перед вами представлены пословицы, отражающие разные способы
поведения людей в конфликте (уклонение, соперничество, приспособление, компромисс, сотрудничество). Заполните таблицу «Стили поведения в конфликте». Зафиксируйте свое согласие /несогласие с пословицами. Обоснуйте ответ.
Таблица «Стили поведения в конфликте»
Худой мир лучше доброй ссоры | |
Чистосердечность, честность и доверие сдвигают горы | |
В этом мире есть только две породы людей – победители и побежденные | |
С паршивой овцы хоть шерсти клок | |
Если мы не можем заставить другого думать, как мы хотим, нужно его заставить делать, как мы хотим | |
Взаимные уступки прекрасно решают дело | |
Копай без устали и докопаешься до истины | |
Из двух спорщиков умнее тот, кто первым замолчит | |
Кто отступает, тот обращается в бегство | |
Ты – мне, я - тебе. | |
Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, сможет извлечь пользу из истин, которыми обладают другие | |
Кто спорит – тот ни гроша не стоит | |
Убивай врагов своей добротой | |
Лаковый теленок двух маток сосет, а упрямый – и одной | |
Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить | |
Держись подальше от людей, которые не согласны с тобой | |
Кто сильнее, тот и прав | |
Не подмажешь – не поедешь | |
Слово «победа» может быть написано только на спинах врагов | |
На свете нет ничего, что заслуживало бы спора | |
Если в тебя бросили камень – брось в ответ пушинку. | |
Рука руку моет | |
Ум хорошо, а два лучше | |
Лучше синица в руках, чем журавль в небе | |
Лучше уступить, чем врагов себе нажить |
Обсуждение результатов.
|
Упражнение «Рисунок вдвоем»
Группа делится на пары по принципу соседства по парте. Каждая пара получает лист бумаги. С этого момента и до окончания упражнения разговаривать нельзя. Необходимо взять одну ручку вдвоем, и так, чтобы оба партнера держали ее, нарисовать рисунок на свободную тему (3 минуты). Затем рисунки представляются в группе, обсуждаются вопросы:
1) Что нарисовано на рисунке?
2) Как проходил процесс рисования?
3) Какую стратегию поведения выбрал участник?
Делается вывод о наиболее подходящих стилях поведения в ситуации товарищеских отношений, совместного решения задач.
4. Упражнение «Релаксация»
Давайте немного отдохнём и выполним упражнение, которое впоследствии вы сможете выполнять в любое время, когда почувствуете себя обиженными на кого-то. Оно даёт выход скопившейся негативной энергии. Поможет вам выходить из конфликтных ситуаций.
Инструкция: Стоя, напрягите все мышцы и сделай глубокий вдох. Задержите дыхание и мышцы в состоянии напряжения на несколько секунд. Выдохните! Почувствуйте, как напряжение покидает вас с головы до ног. Повторите свои действия несколько раз. Выполняя это упражнение, всё время думайте о том человеке, который вызвал у вас гнев и раздражение. Чувствуете, как отрицательные эмоции, обида, плохое настроение, агрессивность оставляют вас: достигают кончиков пальцев ваших ног и через подошву обуви выходят наружу. Сделайте шаг вперед, оставив «гнев» позади.
|
Закройте глаза и вспомните всех, на кого вы за что-либо обиделись. Постарайтесь мысленно их простить.
«Проживая жизнь, мы вновь и вновь попадаем в конфликтную зону, но мы не должны пугаться этого объективного обстоятельства. Нам необходимо разрешать конфликты так, чтобы никто не видел, что конфликты были. И в заключении хочется вам сказать использование конструктивных путей решения конфликта поможет вам сохранить друзей и не обрести врагов».
Выводы:
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте понятие «конфликт».
2. Перечислите виды конфликтов.
3. Какие бывают функции конфликта?
4. Какие вы знаете теоретические подходы к исследованию конфликта. Дайте их характеристику.
5. Определите структуру конфликта.
6. В чем заключается динамика конфликта?
7. Перечислите основные этапы развития конфликтологии и кратко охарактеризуйте их.
8. Покажите роль психологии конфликта в деятельности юриста социально-правовой деятельности.
9. Изобразите схематически поле понятий «конфликт» и «толерантность». Расположите вышестоящие и нижестоящие понятия, а также одноуровневые так, как это существует в вашем собственном тезаурусе.
10. Что может быть «пусковым механизмом» конфликта?
11. Каковы психологические и нравственные последствия конфликтов?
12. Какие стили поведения в конфликте уместны в различных ситуациях?