г.Шахты Центральной городской детской библиотеки им. Н.К. Крупской




Литературное краеведение в формате образовательного пространства

(инновационные приемы в рамках продвижения чтения): опыт работы МБУК

г.Шахты Центральной городской детской библиотеки им. Н.К. Крупской

 

Отзыв на темы, затронутые в мастер-классе РРОО «Центр» «Литературное краеведение в формате образовательного пространства (инновационные приемы в рамках продвижения чтения) мы получили от Центральной городской детской библиотеки им. Н.К. Крупской г.Шахты. Материал подготовила заведующий структурным подразделением МБУК г. Шахты «ЦБС» Тимашова Татьяна Васильевна.

«Привитие любви к своей малой родине необходимо начинать со знакомства с литературным наследием предков и с самого младшего возраста.Создавая мастерскую вдумчивого чтения «Сказка-ложь, да в намек» мы ставили своей целью поддержать чтение в среде младших школьников, приобщить их к духовной культуре родного края. через сказки, легенды, байки донских писателей. Программа работы Мастерской разделена на два тематических блока: первый - о природе края, второй – об историческом прошлом.

Одним из символов Донщины является лазоревый цветок. Урок вдумчивого чтения по сказке Ю. Круглова «Сказка о красавице из тюльпана» состоит из чтения сказки, обсуждения, электронной презентации о степном тюльпане, мастер –класса по изготовлению тюльпана из бумаги в технике оригами. По аналогии мы проводим о занятия о растениях родного края: кувшинке, бессмертнике, ковыле, подсолнечнике. Основой для разговора являются сказки, легенды, собранные и созданные писателями Дона.

Разнообразна и фауна в нашем краю. Как на Дону появилась улитка рассказывает сказка П. Лебеденко «Доброе сердце дороже красоты». Театр книги «Теремок» инсценирует сказку, затем – обсуждение, электронная презентация об улитке.Еще один урок мы посвящаем выхухоли, казаки называли этого зверька, современника динозавров-поречня. Сказка А.Скрипова «Поречни и жемчуг» рассказывает почему поречня ушла с Дона.

Множество сказок и легенд посвящено главной реке родного края. На очередном занятии ребята узнали почему Дон Тихим называют и величают Ивановичем. Природоведческая часть проекта заканчивается обсуждением легенд, посвящённых Дону и рассказывает о разнообразии степных ландшафтов, по которым река протекает. Весь материал представлен в красочной презентации.

Вторая часть проекта посвящена историческим событиям, отраженным в легендах и сказках. Читатели узнаюткак победили всемогущего Дария скифские стрелы, участвовал ли Ермак во взятии Казани, почему турки не смогли взять Азов во время Осадного сидения?

Проект мастерской вдумчивого чтения нацелен на современный подход подачи знаний. В процессе каждого занятия выстраивается система общения, умения видеть один и тот же предмет с разных точек зрения. Детям предлагаются задания, призванные развивать творческое отношение к предмету разговора.

Для ребят средней школы подготовлен обновлённый цикл занятий в рамках целевой программы «Книги все перечитаю о родном казачьем крае». После чтения рассказов донского писателя Григория Гасенко, мы проводим с ребятами литературную игру «Я вижу мир голубым и зеленым».В игре несколько туров, участие в которых поможет глубже понять произведения. Ребятам предлагается:

-выбрать пословицы, которые определили бы смысл одного из рассказов;

- узнать литературного героя по его описанию;

- командой обсудить вопросы, например «Как война прошлась по судьбам героев рассказов Григория Гасенко?»;

- выполнить задание: найти общие черты у героев рассказов и обосновать свой выбор

- выбрать сторону в споре между Чмелем и Дорошевичем о грачах художника Саврасова(Рассказ «Грачиные всполохи» и использованием картины «Грачи прилетели»);

- сделать словарь по рассказам Гасенко.

Знакомство с природой Дона, жизнью современного села происходит с помощью рассказов Гавриила Колесникова изсборника «Судьба степного орла» и мультимедийных технологий. Книга рассказывает о птицах степного леса. Игра –презентация «Тайны степного леса» позволяет увидеть пернатых глазами писателя - природоведа.Главный вопрос, на который читатель должен ответить: «Почему у степного орла страшная судьба?». Отвечая,читатель рассуждает о взаимосвязанности всего в природе, о разумномеё преобразовании, ибо она принадлежит всем: и нам и тем, кто придёт после нас.

Опыт нашей работы с читателями позволит нам оказать наставническую помощь, тем детям и подросткам, которые приняли решение принять участие в литературно-творческих конкурсах РРОО «Центр».

Презентация «Тайна степного леса»на сайтебиблиотеки: https://цгдб-шахты.рф/cgdb_15_prezentazii.html

Урок вдумчивого чтения «Лазоревый цветок» на едином общеобразовательном портале России «Информурок»: https://infourok.ru/urok-vdumchivogo-chteniya-lazorevyj-cvetok-4354933.html?is_new

Сайт библиотеки https://цгдб-шахты.рф/

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: