Кризис – это любая нестандартная ситуация, в которой возникает риск.




СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ КРИЗИСА В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ

1. Историческое и современное понятие кризиса

2. Характеристика и виды кризисов

3. Фазы и циклы кризисов

3.1. Кризисные фазы по Финку

3.2. Кризисные фазы по Кристеку

3.3. Кризисные фазы по 3. Айвазяну и В. Кириченко

3.4. Кризисы по Ю.В. Яковец

 

 

ИСТОРИЧЕСКОЕ И СОВРЕМЕННОЕ ПОНЯТИЕ КРИЗИСА

Каждый, кто может предсказывать или планировать кризис в своем бизнесе априори имеет гораздо более высокие шансы на успех, чем тот, кто позволяет кризисам застигнуть себя врасплох.

По-китайски «кризис» - «вэй-джи», что переводится на европейские языки как комбинация слов «опасность» и «возможность».

Слово "кризис" происходит от греческого слова " crisis", которое означает "приговор, решение по какому-либо вопросу, или в сомнительной ситуации". Также может означать "выход, решение конфликта (к пр. военного)".

 

Но современное значение слова наиболее частое применение находит у Гиппократа и врачей: кризис означает решающую фазу развития болезни. В этом смысле речь заходит о "crisis" тогда, когда болезнь усиливает интенсивность или переходит в другую болезнь или вообще заканчивается смертью.

 

В 17-18 столетиях понятие кризис стало применяться в отношении к процессам, происходящим в обществе, как то военные, политические кризисы, при этом использовалось почти не измененное значение кризиса, взятое из медицины.

 

И наконец в 19 веке значение перешло в экономику.

«Классическое» экономическое понятие кризиса, сформировавшееся в то время, означало нежелаемую и драматическую фазу в капиталистической экономической системе, характеризующейся колебаниями и негативными явлениями, помехами.

В этом смысле понятие кризиса долгое время занимала прочное место в схеме теорий конъюнктур в развитии экономики.

 

Но данное определение не учитывает многих различных схем и стадий развития и функционирования экономики. Поэтому "классическое" определение кризиса было заменено более многозначным понятием "экономический кризис".

 

Об экономическом кризисе по определению Мечлапа речь идет в том случае если "возникает нежелаемое состояние экономических отношений, непереносимо критическое положение больших слоев населения и производящих отраслей экономики".

 

Сомбарта определяет экономический кризис как "экономическое негативное явление, при котором массово возникает опасность для экономической жизни, действительности".

 

В микроэкономике используется понятие "кризис предприятия". В широком смысле это означает процесс, который ставит под угрозу существование предприятия.

 

Однако обратимся к более современным определениям кризиса.

 

Словарь Вебстера определяет кризис как «поворотную точку к лучшему или к худшему», как «момент, требующий принятия решения» или «критический период». Также словарь Вебстера определяет кризис как «ситуацию, достигшую решающей фазы».

Кризис – это период нестабильности или такого состояния бизнеса, когда надвигаются серьезные перемены. Причем результат этих перемен может быть как крайне неблагоприятный, так и положительный. Как правило, исходные шансы на успех 50 на 50, однако это соотношение можно исправить с помощью умелого менеджмента.

Таким образом, в экономическом смысле кризис может рассматриваться с 2-х точек зрения:

Кризис – это любая нестандартная ситуация, в которой возникает риск.

2) Кризис – это непосредственная угроза выживания предприятия, которая означает дефицит денежных средств для поддержания текущей хозяйственной (производство) и финансовой (кредиторы) потребностей в оборотных средствах.

 

Этому определению соответствует следующее неравенство, представляющее, на наш взгляд, экономическую формулу кризиса:

 

Денежные средства < Текущая хозяйственная потребность в оборотных средствах + Текущая финансовая потребность в оборотных средствах.

Текущая финансовая потребность в оборотных средствах (ТФП) определяется как сумма предстоящих на момент расчета формулы выплат по возврату долгов (включая проценты по ним), а также штрафов и пени (в случае просроченных платежей) за планируемый период. Покрывается денежными средствами или приемлемыми для кредиторов по содержанию и условиям взаимозачетными операциями.

Текущая хозяйственная потребность в оборотных средствах (ТХП) представляет собой разницу между суммой производственных и непроизводственных расходов на планируемый период, с одной стороны, и объемом производственных запасов предприятия в пределах размеров, предусмотренных сметой, с другой.

Определение порогового значения ТХП, невозможность обеспечения которого является критическим, зависит от отраслевой принадлежности и других особенностей предприятия.

 

Вопреки распространенному убеждению, кризис не обязательно влечет за собой крах, разорение, банкротство, увольнения. На самом деле, кризис на предприятии просто характеризуется определенной степенью риска и неопределенности.

Типичным для кризисной ситуации является два варианта выхода из нее:

· ликвидация предприятия как экстремальная форма,

· или успешное преодоление кризиса.

Таким образом, Кризис – это не обязательно плохая новость, это просто констатация факта.

Основная идея книги С. Финка "Кризис-менеджмент": при соответствующем планировании кризис может обернуться благом для компании.

Одной из целей антикризисного управления является сохранение своей идентичности и нивелировка диспропорции внутренних и внешних параметров предприятия.

Это выступает необходимым условием его дальнейшего развития и адаптации к динамике внешних условий. Предприятие достигает своих высших пределов и стадий развития, поддерживает устойчивое равновесие и минует пик разрушительных тенденций кризиса, имитируя, по выражению Кейнса, состояние “квазибума” (рис. 4).

Рис. 4 Жизненный цикл предприятий – зоны промежуточного и заключительного кризисов 7

Причины кризиса могут быть внешними и внутренними. Напри­мер, для фирмы внешние причины кризиса могут быть связаны с тенденциями и стратегиями макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политически­ми ситуациями в стране, а внутренние причины — с рискованными стратегиями маркетинга, внутренними конфликтами, недостатка­ми организации производства, несовершенством управления, ин­новационной и инвестиционной политикой.

Рис.1.2. Причины кризисов

 

Если понимать кризис, таким образом, то можно констатировать, что ОПАСНОСТЬ КРИЗИСА СУЩЕСТВУЕТ ВСЕГДА, ЧТО ЕГО НЕОБХОДИМО ПРЕД­ВИДЕТЬ И ПРОГНОЗИРОВАТЬ.

В понимании кризиса большое значение имеют не только его причины, но и последствия — возможно, обновление организации или ее разрушение, оздоровление или возникновение новою кри­зиса, может быть, даже еще более глубокого и продолжительного. Кризисы могут возникать как цепная реакция.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: