Тема 2. Источники коммерческого права




2.1. Понятие и виды источников коммерческого права. Развитие Российского коммерческого законодательства на современном этапе.

2.2. Коммерческое право, как совокупность общих и специальных норм права, регулирующих отношения между предпринимателями в процессе коммерческой деятельности.

2.3. Компетенция Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по регулированию торгового оборота.

2.4. Соотношение норм коммерческого законодательства с нормами международного права.

2.5. Законы и подзаконные акты, общие и специальные нормативные правовые акты, регулирующие торговые отношения. Обычаи торгового оборота.

Литература:

1. Коммерческое право: учебник / Н.Д. Эриашвили, М.Н. Илюшина, П.В. Алексий и др.; ред. М.М. Рассолов, И.В. Петров, П.В. Алексий. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юнити, 2015. – 503 с.: табл. – (Dura lex, sed lex). – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115313 (дата обращения: 14.04.2020). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-238-01792-1. – Текст: электронный;

2. Толкачев, А.Н. Коммерческое право: учебное пособие / А.Н. Толкачев. – Москва: Дашков и К°, 2018. – 360 с.: ил. – (Учебные издания для бакалавров). – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=495838 (дата обращения: 14.04.2020). – Библиогр.: с. 342-344. – ISBN 978-5-394-01153-5. – Текст: электронный.

2.1. Понятие и виды источников коммерческого права. Развитие Российского коммерческого законодательства на современном этапе.

Под источником права в российском законодательстве понимаются нормативные правовые акты, принятые в установленном законом порядке, образующие определенную структуру правовых норм.

В коммерческом праве таковыми являются:

1) Конституция Российской Федерации — главный источник всей системы права;

2) кодифицированные акты Российской Федерации;

3) федеральные законы — основной вид источника;

4) указы Президента РФ, издаваемые в дополнение или развитие законов;

5) постановления Правительства РФ, издаваемые в пределах его компетенции;

6) правовые акты министерств и ведомств, принятые в пределах их компетенции (для коммерческого права наибольшее значение имеют акты органов, действующих непосредственно в экономической сфере (Министерства финансов РФ, Минэкономразвития России, Центрального банка РФ и др.));

7) нормативные правовые акты органов власти субъектов Российской Федерации, издаваемые в пределах их компетенции в соответствии с разграничением полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами;

8) правовые акты органов местного самоуправления.

Новые тенденции в правовом регулировании товарного рынка. Положение предпринимателя на рынке станет более устойчивым и выигрышным, если он научится действовать по существующим правилам и создавать для партнеров взаимовыгодные договорные правила. Именно на это направлены новые тенденции в правовом регулировании товарного рынка современной России.

Во-первых, это усиление роли гражданско-правового договора в оформлении коммерческих связей, что влечет новые подходы к выработке условий коммерческих контактов, построению связей и, главное, увеличивает требования к правовой грамотности участников коммерческой деятельности.

Во-вторых, это формирование инфраструктурных связей товарного рынка за счет создания биржевых, аукционных, ярмарочно-выставочных и интернет-площадок; развития складских и консигнационных услуг; увеличения роли финансовых организаций в обслуживании товарного оборота, расширении диапазона бизнес-услуг аудита, оценки, логистики, маркетинга, рекламы, патентования, консалтинга, аутсорсинга.

В-третьих, это распространение на товарном рынке ценных бумаг (например, облигаций, инвестиционных паев, складских свидетельств, варрантов, фьючерсных и опционных контрактов, векселей и т. д.), что увеличивает взаимный интерес участников товарного и финансового рынка к совместному легитимному партнерству.

В-четвертых, либерализация валютного и инвестиционного законодательства и рост конкуренции со стороны иностранных компаний.

В-пятых, это создание особых экономических зон для развития инновационного бизнеса.

Вместе с тем остаются нерешенными проблемы систематизации и стабилизации российского торгового законодательства, которые закон о государственном регулировании торговой деятельности не решил. Например, в таких экономически развитых странах, как Германия, Франция, Япония, в отличие от России действуют торговые кодифицированные законы; а также проблемы увеличения законности в сфере торговли.

 

2.2. Коммерческое право, как совокупность общих и специальных норм права, регулирующих отношения между предпринимателями в процессе коммерческой деятельности

Коммерческое право строится на совокупности норм (нормативном массиве) и иных средств частного права, регулирующих товарное обращение. Торговое законодательство базируется на конституционных гарантиях ведения коммерческой деятельности, содержит положения гражданского права об индивидуальных предпринимателях, о коммерческих организациях и их участниках, о товаре как объекте гражданских правоотношений, о вещных правах (например, право собственности) предпринимателей, о коммерческих обязательствах (например, товарный кредит), о сделках (в том числе договорах). Торговое законодательство состоит из совокупности общеобязательных правовых актов, издаваемых органами государственной власти в установленной форме и с соблюдением определенной процедуры, в которых содержатся нормы о товародвижении от производителя к потребителю. Основным законом Российской Федерации, имеющим высшую юридическую силу, является Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г. В Конституции содержатся принципиальные для рыночной экономики установки, ставшие принципами коммерческого права, например, о свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств на территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые на территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

Вторым по значению нормативно-правовым актом, регулирующим торговые отношения, является Гражданский кодекс РФ, вступивший в правовую силу в 1995 г.

Гражданское и торговое законодательство находятся в соотношении общего и специального разделов. Это означает, что нормы первой части Гражданского кодекса применимы к торговым отношениям по тем вопросам, которые не урегулированы во второй части Гражданского кодекса и в специальном законодательстве. Причем согласно ст. 3 Гражданского кодекса РФ нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу.

За развитием законодательного процесса удобно проследить, если провести условную классификацию федеральных законов, регулирующих коммерческую деятельность:

1) законы, устанавливающие правовые требования к предпринимателю и его бизнесу: Гражданский кодекс РФ, ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”, ФЗ от 04.05.2011 № 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”, ФЗ от 27.12.2002 № 184-ФЗ “О техническом регулировании”, ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”, ФЗ от 22.05.2003 № 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт”, Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 “О защите прав потребителей”, ФЗ от 28.12.2009 № 381-ФЗ “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации”;

2) законы, формирующие основные правила устройства и функционирования товарного рынка: ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”, ФЗ от 30.12.2006 № 271-ФЗ “О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации”, Федеральный закон от 21.11.2011 N 325-ФЗ «Об организованных торгах», ФЗ от 22.07.2005 № 116-ФЗ “Об особых экономических зонах в Российской Федерации”,

3) законы, устанавливающие правовое положение и функционирование коммерческих организаций: ФЗ от 26.12.1995 № 208-ФЗ “Об акционерных обществах”, ФЗ от 08.02.1998 № 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью”, ФЗ от 08. 05.1996 № 41-ФЗ “О производственных кооперативах”, ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”, ФЗ от 24.07.2007 № 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” и т. д.

Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов урегулирован ФЗ от 14.06.1994 № 5-ФЗ “О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания”. Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней со дня их официального опубликования в “Российской газете” или “Собрании законодательства Российской Федерации”, если в самом законе не установлен иной порядок вступления его в силу.

 

2.3. Компетенция Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по регулированию торгового оборота

В ведении Российской Федерации находятся:

1) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического развития Российской Федерации;

2) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

3) федеральные налоги и сборы;

4) федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь;

5) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

6) гражданское законодательство, правовое регулирование интеллектуальной собственности;

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

1) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

2) земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

3) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

 

2.4. Соотношение норм коммерческого законодательства с нормами международного права

Гражданское и торговое законодательство находятся в соотношении общего и специального разделов. Это означает, что нормы первой части Гражданского кодекса применимы к торговым отношениям по тем вопросам, которые не урегулированы во второй части Гражданского кодекса и в специальном законодательстве. Причем согласно ст. 3 Гражданского кодекса РФ нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу.

Составной частью правовой системы РФ являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, как двусторонние (например, о торговле), так и многосторонние (например, Венская конвенция ООН о договорах международной купли-продажи 1980 г., Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге, вступившая в силу с 1 января 1999 г. Гражданский кодекс РФ предотвращает возможные коллизии международного и национального российского законодательства, решая вопрос в пользу международного.

 

2.5. Законы и подзаконные акты, общие и специальные нормативные правовые акты, регулирующие торговые отношения. Обычаи торгового оборота

В состав торгового законодательства входят подзаконные нормативные акты, среди которых приоритетно применяются указы Президента РФ, затем постановления Правительства РФ и, наконец, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.

Указанные акты принимаются в целях наиболее детального, а зачастую оперативного регулирования отношений в определенных отраслях экономики и не должны противоречить Конституции РФ, Гражданскому кодексу РФ и иным законам. Их вступление в силу определено Указом Президента РФ от 23.05.1996 № 763 “О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти”. В течение десяти дней после дня их государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в газете “Российские вести”, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства “Юридическая литература”. Дата официального опубликования и является датой вступления в силу указанных нормативных актов.

B правовой системе действует принцип непротиворечивости: правовые акты органов власти и управления нижестоящего уровня не должны противоречить соответствующим правовым актам органов вышестоящего уровня.

В связи с образованием многих крупных компаний в рыночной экономике возрастает роль корпоративного права, которое формируется из нормативных актов, принимаемых самими хозяйствующими субъектами (в основном хозяйственными обществами) в целях регулирования собственного организационного устройства и предпринимательской деятельности. К корпоративным актам относятся: Устав, положения об общем собрании участников (акционеров), о совете директоров, об исполнительном органе хозяйственного общества; положения о филиале и об отделе и т. д. Например, во внутренних актах фирмы могут быть распределены полномочия менеджеров по заключению коммерческих договоров; установлен правовой режим коммерческой тайны и т. д. В тех случаях, где предпринимательская деятельность субъектов не урегулирована нормативно-правовыми актами и договором, может применяться еще один источник права — обычай делового оборота. Согласно ст. 5 Гражданского кодекса Российской Федерации “обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе”. Обычай делового оборота не должен вступать в противоречие с условиями заключенного между сторонами договора. Отсюда следует, что обычай делового оборота может рассматриваться предпринимателями в качестве источника права, регулирующего их отношения лишь при наличии пробелов в законодательстве и отсутствии условий в договоре. Заключая коммерческий договор, стороны договора могут сделать в нем ссылку на применение ими уже официально отмененного нормативно-правового акта. Именно таким образом, в качестве обычая делового оборота, предприниматели используют Инструкцию о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству (утвержденную постановлением Госарбитража СССР при Совете Министров СССР от 25.04.1966). Обычаи делового оборота зачастую формулируются в документах авторитетных общественных организаций. Таковы, например, издаваемые Международной торговой палатой различные типовые договоры, правила расчетов, правила ИНКОТЕРМС. С вступлением в силу ч. 3 ГК РФ действует следующее правило (п. 6 ст. 1211 ГК РФ): если в договоре использованы принятые в международном обороте торговые термины, при отсутствии в договоре иных указаний считается, что сторонами согласовано применение к их отношениям обычаев делового оборота, обозначаемых соответствующими торговыми терминами. Как видно из данной нормы Гражданского кодекса, в новых условиях прямая отсылка к ИНКОТЕРМС не обязательна. ИНКОТЕРМС признается правовым обычаем и, следовательно, основанием для применения ИНКОТЕРМС будет не ссылка на этот документ в контракте, а положения ст. 5 ГК РФ, согласно которой Международные правила толкования торговых терминов как сложившиеся и широко применяемые в области международной торговли правила поведения признаются обычаем делового оборота. Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате (ТПП) РФ в ряде своих решений применяет ИНКОТЕРМС даже в отсутствие ссылки на них в контракте.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: