Проблема института президентства — у нас кроме конституции, президентство больше никакой закон не регулирует. Конституция РФ Глава 4.
Статус: ст. 80:
«Президент Российской Федерации является главой государства». (значит не входит не в одну из ветвей власти, институт президентства находится не сверху, а с боку, не возглавляет ветви власти)
Представляет РФ внутри страны — представляет федеральную власть во взаимоотношении с региональными властями и представляет государство во взаимоотношении с обществом; +представляет государство на международной сцене.
Президент — фигура политическая, он должен реагировать и понимать все процессы, которые происходят в стране. Внутренняя и внешняя политика — это должно быть его политическое видение, это его метаконституционная функция.
Нормативная база может служить обоснованием внутренних процессов в России, что сейчас идет узурпация институтом президентства.
Полномочия и обязанности:
Ст. 80:
• его обязанность следить (он гарант), чтобы все остальные соблюдали Конституцию, права и свободы гражданина.
• принимает меры по охране суверенитета, независимости и государственной целостности.
• обеспечивает согласованное функционирование, выступает как верховный арбитр в системе функционирования органов власти, не пытается ли какой-нибудь орган подмять под себя власть.
В установленном конституционном порядке — произвол президента недопустим, его уставы не должны противоречить высшему закону.
Может определять только ОСНОВНЫЕ направления внешней и внутренней политики в соответствии с конституцией и федеральными законами. Это не директивное полномочие. (Послание президента федеральному собранию, бюджетное послание (но оно не прописано в конституции), послание президента правительству+ рабочие встречи, где дает поручения, выслушивает их отчеты - эти встречи документируются, протоколируются).
Конституция предусматривает систему сдержек и противовесов. Президент тоже может воздействовать на другие ветви власти. С точки зрения влияния, у президента гораздо больше инструментов влияния на исполнительную власть, чем на законодательную.
Воздействие на исполнительную власть (ст. 83):
• право назначать председателя правительства с согласия Государственной Думы (отсюда мы полупрезидентская республика)
• имеет право председательствовать на заседании правительства (спящее право)
• может принимать решение об отставке правительства
• назначает и освобождает членов правительства (заместители председателя правительства и министры) по предложению председателя Правительства.
Другие системы сдержек и противовесов:
• Выдвигать кандидатуру ЦБ (назначается Государственной Думой), потом может поставить вопрос об освобождении
• предоставлять кандидатуры Высших Судов - Конституционный и Верховный Суды (назначается Советом Федерации) — не может предложить их снять, они не сменяемы
• право выдвигать кандидатуру генерального прокурора и его заместителей (назначается Советом Федерации) — потом может предложить их снять
• назначает других федеральных судей
К законодательной власти (ст.84):
• обязанность назначать выборы в ГД
• вносить законопроекты (имеет право вносить законодательную инициативу)
• право накладывать вето на федеральные законы (отлагательное вето может быть преодолено федеральным собранием)
• подписывает и обнародует федеральные законы
(3 типа федеральных законов: федеральные, конституционные федеральные и закон о внесении поправок в Конституцию.)
• право роспуска ГД (есть определенные условия, при котором ее можно распустить)
Еще дополнительные права (ст. 85):
• право арбитра при разрешении конфликтов: согласительные процедуры и обращение в суд
• приостанавливать деятельности актов субъектов региональной исполнительной власти до судебного решения (у нас до суда пока дело не доходило). Это квазисудебный механизм, то есть досудебный
• право назначения референдума (включать этот механизм прямого народовластия)
Международные полномочия президента (ст. 86):
• руководит внешней политикой (право директивного управления внешней политикой, по внутренней политике у него осталось только определение основных направлений). У него есть инструмент — МИД, он назначает руководителей МИДа
• ведение переговоров и право подписывать международные договоры (важно, чтобы был ратифицирован — тогда он работает в государстве, потом ратификационная грамота, которая подписывается главой гос-ва и главой МИДа)
• принимает верительные и отзывные грамоты
Национальная безопасность (ст. 83 и 88):
• формирует и возглавляет Совет безопасности. Реализуются они в виде доктрины безопасности (утверждает военную доктрину Российской Федерации).
• Право введения чрезвычайного положения (президент издает указ, но в течение 72 часов должен быть либо принят Советом Федерации, либо нет, тогда ЧП снимается — проблемы эпидемий, массовый волнений с применением насилия и техногенные и природные катастрофы)
Внешняя безопасность (ст. 87):
• введение военного положения (по нему тоже есть отдельный закон, может быть ограничение прав и свобод, но не на всегда; в течение 48 часов СФ должен принять решение, иначе ВП снимается). Случаи ВП: угрозы агрессии или агрессия.
• Президент — верховный главнокомандующий, утверждает военную доктрину, назначает и освобождает высшее командование (от полковников), военные союзы и т. д.
Дополнительные (ст. 89):
• гражданство — сегодня человек не может быть лишен гражданства, разрешено двойное гражданство. Это индивидуальный акт, подписывается президентом.
И др (не 89)
• политическое убежище — рассматривается как важное право государства на суверенитет. Суверенитет — независимость во внешней политике и полная доминанта по принятию решений во внутренней политике. Государство — биллиардный шар — государство, с жесткими позициями во внешнем мире (ВМР)
• правительственные награды — высшие государственные награды (герой РФ), 14 орденов, 21 медаль, 2 знака отличия (георгиевский крест и за безупречную службу), 68 званий
• помилование — индивидуальное решение, принимается Президентом, амнистия — по определенным статьям идет освобождение без ограничений принимается Гос. Думой?
все, что касается индивидуальных актов, решается Президентом
ст. 83:
Еще Президент назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации.
Когда президент назначает своих представителей в Совет Федерации, это нарушение федеративных отношений (а потом может быть назначен председателем и СФ сразу превратится в фиктивный орган, он и так фиктивный-то).
Еще Президент формирует Администрацию Президента.
сначала был рабочим аппаратом, обеспечивающий работу президента
1996: стал государственным органом (при Чубайсе).
2004: наделяется правом контроля за исполнением и решением президента (это директивные полномочия)
Как оформляются решения президента (ст. 90):
• указы
• распоряжения
Они обязательны к исполнению на всей территории РФ, но Президент не может вылезать за рамки Конституции, иначе по решению КС они перестают действовать.
Указы и Распоряжения бывают нормативными и индивидуальными (конкретные отношения или определенные лица)
Должны публиковаться и вступают в действие после 7 дней после их публикации. Что связано с гос. тайной, вступают в силу с момента подписания.
Выборы (ст.81 и 82):
Увеличение сроков полномочий (6 лет) — во всем мире тенденция обратная.
Ограничения: 35 лет, ценз оседлости (постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет), не более двух сроков подряд.
Мажоритарные выборы, 2-уровневые (1 тур если больше 50 процентов), но нет ограничения порога минимальной явки.
Запрещены коалиции, либо от политической партии либо самовыдвиженец
Вступление в должность (ст. 92):
• с момента принесения присяги и до момента принесения присяги вновь избранным Президентом.
Прекращение полномочий:
• истечение срока пребывания на должности
• отставка
• по состоянию здоровья
• отрешение от должности (импичмент)
Временно исполняет обязанности председатель Правительства (у него немного ограниченные полномочия). Во всех случаях не более 3 месяцев до новых выборов.
Импичмент (ст. 93):
Обвинение ГД в гос. измене или совершении тяжкого преступления (1/3 выдвигает, 2/3 принимают при заключении спец комиссией ГД) — подтвержденное заключение Верховного и Конституционного Судов — окончательное решение принимает СФ (2/3)