Статус, полномочия, обязанности и порядок избрания Президента РФ.




Проблема института президентства — у нас кроме конституции, президентство больше никакой закон не регулирует. Конституция РФ Глава 4.

Статус: ст. 80:

«Президент Российской Федерации является главой государства». (значит не входит не в одну из ветвей власти, институт президентства находится не сверху, а с боку, не возглавляет ветви власти)

Представляет РФ внутри страны — представляет федеральную власть во взаимоотношении с региональными властями и представляет государство во взаимоотношении с обществом; +представляет государство на международной сцене.

 

Президент — фигура политическая, он должен реагировать и понимать все процессы, которые происходят в стране. Внутренняя и внешняя политика — это должно быть его политическое видение, это его метаконституционная функция.

Нормативная база может служить обоснованием внутренних процессов в России, что сейчас идет узурпация институтом президентства.

Полномочия и обязанности:

Ст. 80:

• его обязанность следить (он гарант), чтобы все остальные соблюдали Конституцию, права и свободы гражданина.

• принимает меры по охране суверенитета, независимости и государственной целостности.

• обеспечивает согласованное функционирование, выступает как верховный арбитр в системе функционирования органов власти, не пытается ли какой-нибудь орган подмять под себя власть.

В установленном конституционном порядке — произвол президента недопустим, его уставы не должны противоречить высшему закону.

Может определять только ОСНОВНЫЕ направления внешней и внутренней политики в соответствии с конституцией и федеральными законами. Это не директивное полномочие. (Послание президента федеральному собранию, бюджетное послание (но оно не прописано в конституции), послание президента правительству+ рабочие встречи, где дает поручения, выслушивает их отчеты - эти встречи документируются, протоколируются).
Конституция предусматривает систему сдержек и противовесов. Президент тоже может воздействовать на другие ветви власти. С точки зрения влияния, у президента гораздо больше инструментов влияния на исполнительную власть, чем на законодательную.

 

 

Воздействие на исполнительную власть (ст. 83):

• право назначать председателя правительства с согласия Государственной Думы (отсюда мы полупрезидентская республика)

• имеет право председательствовать на заседании правительства (спящее право)

• может принимать решение об отставке правительства

• назначает и освобождает членов правительства (заместители председателя правительства и министры) по предложению председателя Правительства.

Другие системы сдержек и противовесов:

• Выдвигать кандидатуру ЦБ (назначается Государственной Думой), потом может поставить вопрос об освобождении

• предоставлять кандидатуры Высших Судов - Конституционный и Верховный Суды (назначается Советом Федерации) — не может предложить их снять, они не сменяемы

• право выдвигать кандидатуру генерального прокурора и его заместителей (назначается Советом Федерации) — потом может предложить их снять

• назначает других федеральных судей

 

К законодательной власти (ст.84):

• обязанность назначать выборы в ГД

• вносить законопроекты (имеет право вносить законодательную инициативу)

• право накладывать вето на федеральные законы (отлагательное вето может быть преодолено федеральным собранием)

• подписывает и обнародует федеральные законы

(3 типа федеральных законов: федеральные, конституционные федеральные и закон о внесении поправок в Конституцию.)

• право роспуска ГД (есть определенные условия, при котором ее можно распустить)

 

Еще дополнительные права (ст. 85):

• право арбитра при разрешении конфликтов: согласительные процедуры и обращение в суд

• приостанавливать деятельности актов субъектов региональной исполнительной власти до судебного решения (у нас до суда пока дело не доходило). Это квазисудебный механизм, то есть досудебный

• право назначения референдума (включать этот механизм прямого народовластия)

 

Международные полномочия президента (ст. 86):

• руководит внешней политикой (право директивного управления внешней политикой, по внутренней политике у него осталось только определение основных направлений). У него есть инструмент — МИД, он назначает руководителей МИДа

• ведение переговоров и право подписывать международные договоры (важно, чтобы был ратифицирован — тогда он работает в государстве, потом ратификационная грамота, которая подписывается главой гос-ва и главой МИДа)

• принимает верительные и отзывные грамоты

 

Национальная безопасность (ст. 83 и 88):

• формирует и возглавляет Совет безопасности. Реализуются они в виде доктрины безопасности (утверждает военную доктрину Российской Федерации).

• Право введения чрезвычайного положения (президент издает указ, но в течение 72 часов должен быть либо принят Советом Федерации, либо нет, тогда ЧП снимается — проблемы эпидемий, массовый волнений с применением насилия и техногенные и природные катастрофы)

 

Внешняя безопасность (ст. 87):

• введение военного положения (по нему тоже есть отдельный закон, может быть ограничение прав и свобод, но не на всегда; в течение 48 часов СФ должен принять решение, иначе ВП снимается). Случаи ВП: угрозы агрессии или агрессия.

• Президент — верховный главнокомандующий, утверждает военную доктрину, назначает и освобождает высшее командование (от полковников), военные союзы и т. д.

 

Дополнительные (ст. 89):

• гражданство — сегодня человек не может быть лишен гражданства, разрешено двойное гражданство. Это индивидуальный акт, подписывается президентом.

И др (не 89)

• политическое убежище — рассматривается как важное право государства на суверенитет. Суверенитет — независимость во внешней политике и полная доминанта по принятию решений во внутренней политике. Государство — биллиардный шар — государство, с жесткими позициями во внешнем мире (ВМР)

• правительственные награды — высшие государственные награды (герой РФ), 14 орденов, 21 медаль, 2 знака отличия (георгиевский крест и за безупречную службу), 68 званий

• помилование — индивидуальное решение, принимается Президентом, амнистия — по определенным статьям идет освобождение без ограничений принимается Гос. Думой?

все, что касается индивидуальных актов, решается Президентом

ст. 83:

Еще Президент назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации.

Когда президент назначает своих представителей в Совет Федерации, это нарушение федеративных отношений (а потом может быть назначен председателем и СФ сразу превратится в фиктивный орган, он и так фиктивный-то).

Еще Президент формирует Администрацию Президента.

сначала был рабочим аппаратом, обеспечивающий работу президента

1996: стал государственным органом (при Чубайсе).

2004: наделяется правом контроля за исполнением и решением президента (это директивные полномочия)

 

Как оформляются решения президента (ст. 90):

• указы

• распоряжения

Они обязательны к исполнению на всей территории РФ, но Президент не может вылезать за рамки Конституции, иначе по решению КС они перестают действовать.

Указы и Распоряжения бывают нормативными и индивидуальными (конкретные отношения или определенные лица)

Должны публиковаться и вступают в действие после 7 дней после их публикации. Что связано с гос. тайной, вступают в силу с момента подписания.

 

Выборы (ст.81 и 82):

Увеличение сроков полномочий (6 лет) — во всем мире тенденция обратная.

Ограничения: 35 лет, ценз оседлости (постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет), не более двух сроков подряд.

Мажоритарные выборы, 2-уровневые (1 тур если больше 50 процентов), но нет ограничения порога минимальной явки.

Запрещены коалиции, либо от политической партии либо самовыдвиженец

 

Вступление в должность (ст. 92):

• с момента принесения присяги и до момента принесения присяги вновь избранным Президентом.

Прекращение полномочий:

• истечение срока пребывания на должности

• отставка

• по состоянию здоровья

• отрешение от должности (импичмент)

Временно исполняет обязанности председатель Правительства (у него немного ограниченные полномочия). Во всех случаях не более 3 месяцев до новых выборов.

 

Импичмент (ст. 93):

Обвинение ГД в гос. измене или совершении тяжкого преступления (1/3 выдвигает, 2/3 принимают при заключении спец комиссией ГД) — подтвержденное заключение Верховного и Конституционного Судов — окончательное решение принимает СФ (2/3)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: