Раздел 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «3D-моделирование»(далее – Программа) разработана в соответствии с нормативными документами:
· Федеральный Закон от 29.12.2012 №2 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2020);
· Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р.;
· Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 (Распоряжение Правительства РФ от 24.04.2015 г. № 729-р);
· Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. №533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом министерства просвещения российской федерации от 09.11.2018 г. №196»;
· Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.01.2014 г. №2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
· Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование»;
· Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
· Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, разработанные региональным модельным центром дополнительного образования детей Красноярского края, 2021 год.
Направленность программы - техническая.
Новизна и актуальность
Новизна: новизна Программы «3D-моделирование» заключается в создании учащимися трехмерной модели предмета при помощи специализированной программы. При помощи 3D-печати и 3D-ручки учащиеся получают объемные изделия.
Актуальность.
Отличительной особенностью данной Программы является ее практическая направленность, основанная на привлечении учащихся к выполнению творческих заданий и использованию 3D-принтера, 3D-ручки для печати своих моделей.
Адресат программы
Категории детей – учащиеся, склонные к занятиям научно-техническому творчеству. В Программе могут заниматься, как мальчики, так и девочки.
Возраст детей – 12-16 лет.
Наполняемость групп – 1 года обучения – 6 человек, минимальное -5, максимальное -6.
Предполагаемый состав групп
Условия приема детей – система набора детей на обучение по Программе и на вакантные места осуществляется по результатам собеседования, практических заданий.
Срок реализации программы и объем учебных часов -
1 год обучения, 140 часов, 2 раза в неделю по 2 часа.
Формы обучения
Режим занятий - 2 раза в неделю по 2 часа, продолжительность занятия 45 мин, 15 мин перемена.
Цели и задачи
Цель: создание условий для использования обучающимися современных информационных технологий при моделировании конструкторских изделий с проектированием и изготовлением деталей на 3-D принтере.
Задачи
Личностные:
Метапредметные:
Предметные:
Содержание программы
Учебный план
Таблица №1
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
Раздел 1. Вводное занятие в раздел 3D-моделирование | ||||||
1.1 | Вводное занятие | - | Обсуждение. Опрос | |||
Раздел 2. Работа на 3D-ручке | ||||||
2.1 | Вводное занятие | Обсуждение. Опрос | ||||
2.2 | Знакомство с 3D-ручкой, описание, виды пластика используемые в 3 D-ручке Основы рисования 3D-ручкой | Обсуждение Выполнение самостоятельной работы Наблюдение за выполнением практической работы | ||||
2.3 | Знакомство с 3D-ручкой, основные элементы, технология работы. Основы 3D -моделирования 3D-ручкой | Обсуждение Выполнение самостоятельной работы Наблюдение за выполнением практической работы | ||||
2.4 | Контрольно-проверочное занятие по пройденному разделу | Выполнение самостоятельной работы Практическое задание Наблюдение за выполнением практической работы | ||||
Раздел 3. Работа на 3D-принтере | ||||||
3.1 | Вводное занятие | Обсуждение. Опрос | ||||
3.2 | Устройство и настройки 3D-принтера. Основные технологии 3D-печати | Обсуждение Наблюдение за выполнением практической работы | ||||
3.3 | Методы получения деталей на 3D-принтере, способы печати | Обсуждение Наблюдение за выполнением практической работы | ||||
3.4 | Подготовка задания для печати на 3D-принтере | Обсуждение Наблюдение за выполнением практической работы | ||||
3.5 | Запуск задания на печать. Контроль работы 3D-принтера | Наблюдение за выполнением практической работы | ||||
3.6 | Печать модели на 3D-принтере | Обсуждение Наблюдение за выполнением практической работы | ||||
3.7 | Контрольно-проверочное занятие по пройденному разделу | Обсуждение Наблюдение за выполнением практической работы | ||||
Раздел 4. Проектирование и изготовление 3D-моделей | ||||||
4.1 | Сквозное проектирование и программирования для изготовления деталей на 3D-принтер | Обсуждение Наблюдение за выполнением практической работы | ||||
4.2 | Методы получения деталей на 3D-принтере способы печати | Обсуждение Наблюдение за выполнением практической работы | ||||
4.3 | Базовые настройки 3D-принтеров для начального освоения печати | Обсуждение Наблюдение за выполнением практической работы | ||||
4.4 | Контрольно-проверочное занятие по пройденному разделу | Наблюдение за выполнением практической работы | ||||
4.5 | Контрольно-проверочное занятия | Обсуждение Наблюдение за выполнением практической работы | ||||
Раздел 5. Аттестация | ||||||
5.1 | Промежуточная и итоговая аттестация | Самостоятельная работа | ||||
Раздел 6. Мероприятия воспитательного и познавательного характера | ||||||
6.1 | Выставочная деятельность | Выставка | ||||
6.2 | Работа с детским коллективом | Наблюдение, обсуждение | ||||
6.3 | Познавательные мероприятия (акции, беседы) | Наблюдение, обсуждение | ||||
Итого | ||||||
Содержание учебного плана Программы
Раздел 1. Вводное занятие в раздел 3D-моделирования.
Тема. Вводное занятие. (2ч.)
Теория (4ч.):
Форма контроля: обсуждение. Опрос.
Раздел 2. Работа на 3D-ручке. (22ч.)
Тема. Вводное занятие.(2ч.)
Теория (1ч.): Основные правила и требования техники безопасности и противопожарной безопасности при работе с 3D-ручкой.
Практика (1ч.):
Форма контроля: обсуждение. Опрос.
Тема. Знакомство с 3D-ручкой, описание, Основы рисования 3D-ручкой. (8ч.)
Теория (2ч.):
Практика (6ч.): Изготовление поделок и фигур с использованием 3D-ручки. Технология работы. Практическая работа «Создание плоской фигуры по шаблону». Разработка эскиза.
Форма контроля:
Тема. Знакомство с 3D-ручкой, основные элементы, виды пластика используемые в 3 D-ручке. Основы 3D-моделирования 3D-ручкой. (10ч.)
Теория (2ч.): Основы 3D-моделирования. Подробное изучение устройства 3D-ручки. Виды пластика (PLA и ABS). Принцип работы 3D-ручки.
Практика (8ч.): Работа с 3D-ручкой, исследование процесса нагревания, замена пластика, использование разных видов пластика, испытание разных скоростей подачи материала.
Форма контроля: обсуждение Выполнение самостоятельной работы |
Наблюдение за выполнением практической работы.
Тема. Контрольно-проверочное занятие по пройденному разделу. (4ч.)
Практика (4ч.): Контрольное занятие в форме индивидуальной работы. Форма контроля: Выполнение самостоятельной работы. Практическое задание. Наблюдение за выполнением практической работы.
Раздел 3. Работа на 3D-принтере. (54ч.)
Тема. Вводное занятие. (2ч.)
Теория (8ч.): Введение в раздел. Инструктаж по технике безопасности.
Форма контроля: обсуждение. Опрос.
Тема. Устройство и настройки 3D-принтера. Основные технологии 3D-печати. (8ч.)
Теория (2ч.): Техника безопасности. Аддитивные технологии. Экструдер и его устройство. Основные пользовательские характеристики 3D-принтеров. Термопластики. Технология 3D-печати.
Практика (6ч.): Подготовить рассказ об одной из технологий 3D-печати с использованием мультимедиа презентации.
Форма контроля: обсуждение. Наблюдение за выполнением практической работы.
Тема. Методы получения деталей на 3D-принтере, способы печати. (8ч.)
Теория (2ч.):
Практика (6ч.):
Форма контроля: обсуждение. Наблюдение за выполнением практической работы.
Тема. Подготовка задания для печати на 3D-принтере. (8ч.)
Теория (2ч.): Принципы работы 3D-принтера. Понятия о G-code. Различные программы подготовки задания для печати и их назначение.
Практика (6ч.): Освоение приемов настройки принтера для печати. Загрузка файлов и запуск принтера на печать. Сопровождение процесса печати.
Форма контроля: обсуждение. Наблюдение за выполнением практической работы.
Тема. Запуск задания на печать. Контроль работы 3D-принтера. (8ч.)
Теория (2ч.): Изучение базового меню принтера. Изучение приемов создания оптимальной адгезии стола.
Практика (6ч.): Освоение комплекса приемов работ по самостоятельной работе на 3D-принтере.
Форма контроля: наблюдение за выполнением практической работы.
Тема. Печать модели на 3D-принтере. (14ч.)
Теория (2ч.): Использование системы координат. Основные настройки для выполнения печати на 3D-принтере. Подготовка к печати. Печать 3D-модели.
Практика (12ч.): Подготовка к печати и печать 3D модели с использованием разных программ.
Форма контроля: обсуждение. Наблюдение за выполнением практической работы.
Тема. Контрольно-проверочное занятие по пройденному разделу. (6ч.)
Практика (6ч.): Контрольное занятие в форме индивидуальной работы. Форма контроля: обсуждение. Наблюдение за выполнением практической работы.
Раздел 4. Проектирование и изготовление 3D-моделей. (36ч.)
Тема. Сквозное проектирование и программирования для изготовления деталей на 3D-принтер. (8ч.)
Теория (2ч.): Изучение методики комплексного проектирования от идей до готового изделия на 3D-принтере.
Практика (6ч.): Освоение приемов работ в основных программах графических редакторов и слайсеров.
Форма контроля: обсуждение. Наблюдение за выполнением практической работы.
Тема. Методы получения деталей на 3D-принтере способы печати. (8ч.)
Теория (2ч.): Изучение специфики получения изделий методами FDM печати и стер литографии.
Практика (6ч.): Освоение приемов настройки принтера для печати для различных материалов и по различным технологиям.
Форма контроля: обсуждение. Наблюдение за выполнением практической работы.
Тема. Базовые настройки 3D-принтеров для начального освоения печати. (8ч.)
Теория (2ч.): Принципы выбора материала и базовых настроек печати.
Практика (6ч.): Установка температуры, скорости печати и ретракта и других параметров работы 3D-принтера.
Форма контроля:
Тема. Контрольно-проверочное занятие по пройденному разделу. (6ч.)
Практика (6ч.):
Форма контроля:
Тема. Контрольно-проверочные занятия. (6ч.)
Практика (6ч.): Контрольное занятие в форме зачета.
Форма контроля: обсуждение. Наблюдение за выполнением практической работы.
Раздел 5. Аттестация (4ч.)
Тема. Промежуточная и итоговая аттестация. (4ч.)
Практика (4ч.):
Форма контроля:
Раздел 6. Мероприятия воспитательного и познавательного характера (20ч.)
Тема. Выставочная деятельность. (10ч.)
Практика (10ч.): Демонстрация готовых моделей, выставка готовых изделий. Форма контроля: выставка.
Тема. Работа с детским коллективом. (6ч.)
Практика (6ч.): мероприятие на сплочение коллектива, празднование дня рождения учащихся.
Форма контроля: наблюдение, обсуждение.
Тема. Познавательные мероприятия (акции, беседы). (4ч.)
Практика (10ч.): Участие в мероприятиях по пожарной безопасности, ПДД.
Форма контроля: наблюдение, обсуждение.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
· иметь навыки самостоятельной и коллективной работы.
Метапредметные результаты:
· расширены знания в области геометрии, физики, черчения.
Предметные результаты:
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»