Для нормального функционирования предприятию необходимо закупать сырье и материалы, трансформировать их в готовую продукцию, а затем – продавать ее клиентам, чтобы выручить деньги и получить возможность возобновить этот свой эксплуатационный цикл (эксплуатируется или, попросту говоря, используется здесь капитал). Эксплуатационный цикл совершенно не обязательно должен иметь все три обозначенные фазы. У торговых предприятий, например, фаза собственного производства отсутствует, и за счет этого весь цикл существенно ускоряется. Не в этом ли, кстати говоря, одно из немаловажных преимуществ торговли? В зависимости от отрасли и области деятельности предприятия, его эксплуатационный цикл может быть более или менее длительным. Отсюда вытекают и весьма существенные особенности финансового менеджмента различных предприятий.
В самом схематичном виде финансово-эксплуатационные потребности (ФЭП) представляют собой разницу между средствами, иммобилизованными в запасах сырья, готовой продукции, незавершенном производстве, дебиторской задолженности и кредиторской задолженностью (только товарной или полной, в зависимости от целей анализа). В идеале одно должно полностью покрывать другое, но жизнь обычно далека от идеала. Разницу между перечисленными нами текущими активами и текущими пассивами предприятия приходится финансировать за счет собственных оборотных средств, и/или путем заимствований.
Уточним в этой связи понятие СОБСТВЕННЫХ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ. Это та часть постоянных пассивов (собственных средств и долгосрочных обязательств), которая остается на финансирование оборотных средств после покрытия постоянных (основных) активов.
|
Все это вместе взятое позволяет сделать следующие выводы:
Если собственные оборотные средства больше ФЭП, то у предприятия имеется потенциальный излишек собственных оборотных средств. При этом величина ФЭП обычно имеет отрицательное значение (текущие активы меньше текущих пассивов). Может возникнуть, но как мы увидим в дальнейшем при разборе учебно-деловой ситуации, не обязательно возникает проблема достаточно прибыльного использования денежных средств.
Если собственные оборотные средства меньше ФЭП, то предприятие испытывает дефицит собственных оборотных средств. Возникает проблема источников финансирования этой прорехи в бюджете, - проблема тем более острая, чем финансово-эксплуатационные потребности имеют постоянный характер и, по идее, должны покрываться постоянными пассивами. Но это – лишь «по идее».
Динамика ФЭП в целом имитирует динамику выручки. Это означает также, что соотношение между ФЭП и объемом выручки остается примерно на одном и том же уровне. Но многое зависит здесь от длительности эксплуатационного цикла, нормы добавленной стоимости и структуры выручки. Так, если у производственного предприятия сложилось 33-процентное соотношение между выручкой и стоимостью сырья и материалов, то оно вынуждено предоставлять своим клиентам отсрочки платежа вдвое длительнее, чем отсрочки, предоставляемые предприятию его кредиторами-поставщиками. А для торгового предприятия с 66-процентным соотношением между выручкой и стоимостью закупаемых для перепродажи товаров и меньшей нормой добавленной стоимости сроки расчета по дебиторской задолженности могут лишь в полтора раза превышать сроки расчета по кредиторской задолженности.
|
Следует обратить внимание на суть политики управления оборотным капиталом. С одной стороны, она заключается в относительном сокращении ФЭП посредством ускорения оборачиваемости оборотных средств: дебиторским контролем, использованием векселей, факторинга, спонтанного финансирования, диверсификацией поставщиков товаров и услуг и т.д. С другой стороны, она состоит в наращивании собственных оборотных средств путем долгосрочных заимствований, распределения определенной части чистой прибыли на развитие, выпуска дополнительных акций и прочее. Основная трудность управления оборотным капиталом состоит в том, что эти два аспекта подчиняются разным факторам: величина и динамика ФЭП зависят от поведения выручки, а величина и динамика собственных оборотных средств определяются политикой инвестиций в основные активы и финансовые стратегией формирования постоянных пассивов предприятия.
4. Управление дебиторской задолженностью и денежными средствами
Понятие дебиторской задолженности. Управление дебиторской задолженностью. Значение денежных средств в обеспечении эффективной финансово-хозяйственной деятельности. Управление денежными средствами.
Дебиторская задолженность представляет собой наиболее вариабельный и динамичный элемент оборотных средств, существенно зависящий от принятой в компании политики в отношении покупателей продукции. Поскольку дебиторская задолженность представляет собой иммобилизацию собственных оборотных средств, т.е. в принципе она невыгодна предприятию, поэтому с очевидностью напрашивается вывод о ее максимально возможном сокращении. Теоретически дебиторская задолженность может быть сведена до минимума, тем не менее этого не происходит по многим причинам, в том числе и по причине конкуренции.
|
С позиции возмещения стоимости поставленной продукции продажа может быть выполнена одним из трех методов: а) предоплата, б) оплата за наличный расчет, в) оплата с отсрочкой платежа, осуществляемая обычно в виде безналичных расчетов, основными формами которых являются платежное поручение, аккредитив, расчеты по инкассо и расчетный чек. Последняя схема наиболее невыгодна продавцу, поскольку ему приходится кредитовать покупателя, однако именно она является основной в системе расчетов за поставленную продукцию. При оплате с отсрочкой платежа как раз и возникает дебиторская задолженность по товарным операциям как естественный элемент подобной общепринятой системы расчетов.
Вырабатывая политику кредитования покупателей своей продукции, предприятие должно определиться по следующим ключевым вопросам:
срок предоставления кредита (чаще всего в компании существует несколько типовых договоров, предусматривающих предельный срок оплаты продукции);
стандарты кредитоспособности (критерии, по которым поставщик определяет финансовую состоятельность покупателя и вытекающие отсюда возможные варианты оплаты);
система создания резервов по сомнительным долгам (предполагается, что как бы ни была отлажена система работы с дебиторами, всегда существует риск неполучения платежа, хотя бы по форс-мажорным обстоятельствам; поэтому исходя из принципа осторожности необходимо заранее создавать резерв на потери в связи с несостоятельностью покупателя);
система сбора платежей (сюда входят процедуры взаимодействия с покупателями в случае нарушения условий оплаты, совокупность критериальных значений показателей, свидетельствующих о существенности нарушений в оплате, система наказания недобросовестных контрагентов и др.);
система предоставляемых скидок (в рыночной экономике является обычной практика предоставления скидок в случае оговоренного и достаточно короткого периода оплаты поставленной продукции).
Эффективная система взаимоотношения с покупателями подразумевает: а) качественный отбор клиентов, которым можно предоставлять кредит; б) определение оптимальных условий кредитования; в) четкую процедуру предъявления претензий; г) контроль за тем, как клиенты исполняют условия договоров.
Эффективная система администрирования взаимоотношений с покупателями подразумевает: а) регулярный мониторинг дебиторов по видам продукции, объему задолженности, срокам погашения и др.; б) минимизацию временных интервалов между моментами завершения работ, отгрузки продукции, предъявления платежных документов; в) направление платежных документов по надлежащим адресам; г) аккуратное рассмотрение запросов клиентов об условиях оплаты; д) четкую процедуру оплаты счетов и получения платежей.
В условиях централизованно планируемой экономики денежные средства не играли сколько-нибудь значимой роли в деятельности предприятий, поскольку их величина как в кассе, так и на расчетном счете регулировалась вышестоящими организациями. При переходе к рыночным отношениям ситуация коренным образом меняется. Значимость денежных средств и их эквивалентов (последние представляют собой ликвидные финансовые активы, которые с минимальным временным лагом могут быть трансформированы в денежные средства) определяется тремя причинами: рутинность (необходимость денежного обеспечения текущих операций), предосторожность (необходимость погашения непредвиденных платежей), спекулятивность (возможность участия в заранее непредусмотренном выгодном проекте).
Денежные средства сами по себе, т.е. не вложенные в дело, не могут принести доход, с другой стороны, предприятие всегда должно иметь определенную сумму свободных средств в силу сформулированных выше причин - этим определяется необходимость определенной, хотя бы самой минимальной, систематизации подходов к управлению этими активами. Среди проблем, ассоциируемых с управлением денежными средствами, как и в случае с производственными запасами, важной является проблема оптимизации объема денежных средств. Естественно, этим дело не ограничивается. В целом, система эффективного управления денежными средствами подразумевает выделение трех крупных блоков процедур, требующих повседневного внимания финансового менеджера: а) анализ движения денежных средств, б) прогнозирование денежных потоков, в) определение оптимального уровня денежных средств.
Смысловая нагрузка первого блока определяется, прежде всего, тем обстоятельством, что с позиции контроля и оценки эффективности функционирования предприятия весьма важно представлять, какие виды деятельности генерируют основной объем денежных поступлений и оттоков.
Анализ движения денежных средств позволяет определить сальдо денежного потока в результате текущей, инвестиционной, финансовой деятельности и прочих операций. Аналитические процедуры выполняются в рамках либо прямого, либо косвенного методов; в первом случае идут от счетов бухгалтерского учета, во втором – от бухгалтерской отчетности. Прямой метод предполагает идентификацию всех проводок, затрагивающих дебет денежных счетов (приток денежных средств) и кредит денежных счетов (отток денежных средств). Последовательный просмотр всех проводок обеспечивает помимо прочего группировку оттоков и притоков денежных средств по важнейшим видам деятельности (текущая, инвестиционная, финансовая, прочая). Косвенный метод основывается на идентификации и учете операций, связанных с движением денежных средств, и последовательной корректировке чистой прибыли, т.е. исходным элементом является отчетная прибыль.
Одна из важнейших характеристик анализа денежных средств – оценка финансового цикла, характеризующего время, в течение которого собственные денежные средства отвлечены из оборота.
Смысловая нагрузка второго блока определяется тем обстоятельством, что многие решения финансового характера, например инвестиции и выплата дивидендов, нередко предполагают единовременные оттоки крупных объемов денежных средств, которые должны быть своевременно накоплены. Прогнозирование денежных потоков является непременным атрибутом бизнес-планирования и вообще взаимоотношений с потенциальным и/или стратегическим инвестором.
Стандартная последовательность процедур методики прогнозирования денежных потоков выглядит следующим образом: прогнозирование денежных поступлений по подпериодам; прогнозирование оттоков денежных средств по подпериодам; расчет чистого денежного потока (излишек/недостаток) по подпериодам; определение совокупной потребности в долгосрочном (краткосрочном) финансировании в разрезе подпериодов. Процедуры данного блока целесообразно выполнять в режиме машинной имитации, варьируя оценками ряда основных факторов: объем реализации, доля выручки за наличный расчет, величина дебиторской и кредиторской задолженности, величина денежных расходов и др.
Смысловая нагрузка третьего блока определяется отмеченной выше необходимостью нахождения компромисса между, с одной стороны, желанием обезопасить себя от ситуаций хронической нехватки денежных средств и, с другой стороны, желанием вложить свободные денежные средства в какое-то дело с целью получения дополнительного дохода. В мировой практике разработан ряд методов оптимизации остатка денежных средств, в основе которых заложены те же идеи, что и в методах оптимизации производственных запасов. Наибольшую известность получили модели Баумоля, Миллера-Орра, Стоуна и имитационное моделирование по методу Монте-Карло. Суть данных моделей состоит в том, чтобы дать рекомендации о коридоре варьирования остатка денежных средств, выход за пределы которого предполагает либо конвертацию денежных средств в ликвидные ценные бумаги, либо обратную процедуру.
Золотое правило управления кредиторской задолженностью состоит в максимально возможном увеличении срока погашения задолженности без ущерба нарушить сложившиеся деловые отношения (допустимое оттягивание срока погашения задолженности).
5.Управление запасами
Стратегии формирования и поддержания запасов. Факторы риска при выборе политики управления запасами. Содержание методики оптимального управления запасами. Модель управления запасами EOQ.
Формирование и поддержание производственных запасов всегда связано с необходимостью нахождения оптимального соотношения между двумя крайними стратегиями: первая подразумевает минимизацию запасов в надежде на ритмичную их поставку, вторая – создание достаточного запаса, имеющего целью застраховаться от различных неожиданностей и обеспечить ритмичность производственного процесса. При выборе политики в отношении производственных запасов приходится принимать во внимание наличие риска двух видов: а) неблагоприятное изменение цен; б) моральное и физическое устаревание.
Методики оптимального управления запасами базируются на идее минимизации двух видов затрат, непременно имеющих место в отношении производственных запасов: а) затраты по покупке и доставке; б) затраты по хранению. В рыночной экономике заказ крупной партии сырья обычно сопровождается получением скидки от поставщика. Кроме того, чем больше заказываемая партия сырья и материалов, т.е. чем реже приходится обращаться к поставщикам, тем меньше затраты по покупке и доставке. Однако в этом случае увеличиваются затраты по хранению (нужны дополнительные складские помещения, увеличивается естественная убыль и прочий недокументированный расход и др.). И наоборот, если предприятие предпочитает работать «с колес», т.е. ориентируется на минимальный запас сырья, оно минимизирует затраты по хранению, но увеличивает затраты по покупке и доставке. Иными словами, есть свои плюсы и минусы в каждой из описанных стратегий, а оптимальная политика в управлении производственными запасами как раз и заключается в поиске компромисса между двумя этими видами затрат. Один из наиболее известных подходов к формализованному управлению запасами заключается в расчете (в натуральных единицах) оптимальной партии заказа (EOQ), позволяющей минимизировать совокупные затраты по заказу, доставке и хранению запасов.
Показатель EOQ является ключевым в ряде методик, посвященных выработке оптимальной, политики управления запасами. Подобные методики различаются допущениями в отношении страхового запаса, вариабельности дневной потребности в сырье и материалах, условий выполнения заказа и др. Среди исходных факторов, определяющих политику в управлении запасами: уровень запасов, при котором делается заказ; минимально допустимый уровень запасов (страховой запас); максимально допустимый уровень запасов; оптимальная партия заказа; средняя дневная потребность в сырье, максимальное и минимальное число дней выполнения заказа.
Для оптимального управления запасами рекомендуется: а) оценить общую потребность в сырье на планируемый период; б) периодически уточнять EOQ и момент заказа сырья; в) периодически уточнять и сопоставлять затраты по заказу сырья и затраты по хранению; г) регулярно контролировать условия хранения запасов; д) иметь хорошую систему учета.
Формализованные модели управления запасами объясняют, прежде всего, логику возможных подходов к выбору политики в отношении процесса снабжения предприятия сырьем и материалами. Что касается практики, то реально действующие методики вряд ли поддаются жесткой формализации. Один из достаточно распространенных подходов - система поставки «точно в срок» (just-in-time), суть которой заключается в составлении оптимального и достаточно жесткого графика поставки сырья и материалов с целью максимально возможной минимизации складских запасов. Считается, что эта система может быть эффективной, если: а) она строится на долгосрочной основе, обещающей предсказуемость и стабильность для контрагентов; б) имеется хорошая система информационного обеспечения у контрагентов; в) поставщики имеют хорошие (т.е. удовлетворяющие стандартам покупателя) системы контроля качества и поставки; г) компания-покупатель имеет отлаженную систему управления запасами.
Оптимальное управление запасами предполагает также периодический факторный анализ их величины и контроль за оборачиваемостью вложений в запасы. Соответствующие аналитические процедуры выполняются путем расчета показателей оборачиваемости и использования жестко детерминированных факторных моделей.