II.2 Методика раннего выявления дислексии (МРВД) А.Н. Корнева




Описание методики и критерии оценки:

I. «Рядоговорение».

Инструкция. «Перечисли по порядку времена года и (после ответа на этот вопрос) дни недели» (при недостаточном понимании своих временных понятий допустима помощь в виде наводящих вопросов, или подсказки, не содержащей порядкового перечисления).

Оценки.

1. правильно ответил на оба вопроса – 0 баллов;

2. правильно ответил на один вопрос – 2 балла;

3. не ответил ни на один вопрос – 3 балла.

II. «Ритмы».

Инструкция. «Послушай, как я постучу, и после того, как я закончу, постучи точно также». После этого однократно предъявляется серия ударов по столу (карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами:

1. простые ритмы -!!!,!!!,!!!!!!!!,!!!!;если задание выполнено верно, то переходят к более сложном; если допущено больше одной ошибки, то прекращают;

2. сложные ритмы -!!!!!,!!!!!,!!!!!,!!!!!!. Критерий выполнения такой же, как а простых ритмах.

Оценки.

1. выполнены оба задания – 0 баллов;

2. выполнены только простые ритмы – 2 балла;

3. не выполнено ни одного задания – 3 балла.

III. Тест «Кулак – ребро – ладонь».

Инструкция. «Посмотри внимательно на то, что я сейчас сделаю, и повтори точно также». Ребенку демонстрируется трижды подряд последовательность из трех движений руки: ударить кулаком по столу, поставить ладонь ребром, хлопнуть ладонью по столу. Ребенок должен трижды без ошибок воспроизвести эту последовательность. Если ребенок нарушил последовательность движений не более одного раза, нужно указать, что допущена ошибка, и предоставить ему ещё попытку (если ребенок воспроизвел последовательность из трех движений только один раз и после стимуляции продолжил её верно, то это ошибкой не считается). При явно ошибочном воспроизведении демонстрация образца повторяется. Всего допускается не более 5 демонстраций.

Оценки.

1. Правильное воспроизведение с одной–двух попыток после одной демонстрации – 0 баллов;

2. Правильное воспроизведение после двух демонстраций или после трех демонстраций с одной попытки – 2 балла;

3. Правильное воспроизведение после четырех и пяти демонстраций или после трех демонстраций со второй и более попыток – 3 балла.

IV. Субтест «Повторение цифр»

Инструкция. Сейчас я назову какие-нибудь несколько цифр, а ты, как только я закончу говорить, повтори их точно в таком же порядке. Внимание! После этого экспериментатор ровным голосом, не меняя интонации на последней цифре, в ритме отсчета стартового времени называет ряд из трех цифр (см. цифровые ряды). При ошибочном воспроизведении предлагается другой ряд из трех цифр. При верном воспроизведении переходят к ряду из четырех цифр и так далее до ряда из пяти цифр. Фиксируется количество цифр в наибольшем правильно воспроизведенном ряду. Это является предварительной оценкой за первую половину задания. После этого дается новая инструкция: «Сейчас я назову тебе ещё несколько цифр, и ты их тоже будешь повторять, но только начинай с конца, повторяй их в обратном порядке. Например: если я скажу 1-2, то ты должен сказать 2-1». При этом для наглядности нужно поочередно коснуться пальцем на столе двух воображаемых точек: сначала слева направо, затем справа налево. Тактика обследования и фиксирования результатов такая же, как в первой половине задания: сначала предлагается ряд из двух цифр, затем из трех и т.д. Итоговым результатом выполнения всего задания является сумма предварительных оценок за первую и вторую половины задания.

Цифровые ряды.

Прямой счет:

№3 3-8-6 6-1-2
№4 3-4-1-7 6-1-5-8
№5 8-4-2-3-9 5-2-1-8-6

Обратный счет:

№2 2-5 6-3
№3 5-7-4 2-5-9
№4 7-2-9-6 8-4-9-3

Оценки.

1. итоговый результат больше 6 – 0 баллов;

2. итоговый результат равен 6 – 2 балла;

3. итоговый результат меньше 6 – 3 балла.

V. Ориентировка в «право-лево».

1. Простая ориентировка.

Инструкция. «Подними левую руку (начинать нужно обязательно с левой), покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к следующему, если нет – прекращают.

2. Речевая проба Хеда.

Инструкция. «Возьми левой рукой за правое ухо, правой рукой – за правое ухо, правой рукой – левое ухо, покажи левой рукой правый глаз».

Оценки.

1. выполнены оба задания – 0 баллов;

2. выполнена только простая ориентировка – 2 балла;

3. не выполнено ни одного задания – 3 балла.

VI. Составление рассказа по серии картинок.

Ребенку предъявляется рассказ в двух картинках (использовался рассказ о курице, цыплятах и самоварной трубе из книги Н.Радлова «Рассказы в картинках»). В рассказе на первой картинке изображены: курица, которая вывела четырех желтых цыплят на прогулку, и лежащая на земле самоварная труба, в которую один из цыплят заглядывает. На второй картинке удивленная курица, оглянувшись, видит, что трое цыплят вылезли из трубы черными, а четвертый, ещё желтый, цыпленок заглядывает в неё.

Инструкция. «Посмотри! На этих картинках нарисован маленький рассказик. Расскажи: Про что здесь нарисовано? Составь рассказ по этим картинкам».

Если ребенок не может самостоятельно составить рассказ или вместо него перечисляет изображенные предметы, то нужно задать наводящие вопросы. После того, как ребенок закончил рассказ, задается вопрос: «Объясни, почему цыплята стали черными?».

Оценки выставляются в два этапа:

1. Оценивается качество построения рассказа – связность, полнота изложения, правильность описания, последовательность событий:

а. Рассказ составлен самостоятельно, без существенных погрешностей – 0 баллов;

б. Рассказ составлен только по наводящим вопросам, без грубых погрешностей, или самостоятельно, но с грубыми погрешностями (пропущена существенная часть рассказа, нарушена последовательность событий) – 2 балла;

в. Вместо рассказа перечисляются изображенные предметы – 3 балла;

г. Ребенок, без посторонней помощи даже не перечисляет предметы на картинках – 4 балла;

2. Оценивается понимание причинно-следственных связей:

а. Дано правильное объяснение (испачкались в саже, или краске) – 0 баллов;

б. Объяснение неполное («труба – черная»), при этом задается наводящий вопрос: «Что значит черная?» и, если удовлетворительного ответа не дано, то оценка – 1 балл;

в. Объяснения совсем не было – 2 балла.

Итоговая оценка равна сумме первой и второй оценок.

Составление окончательного заключения.

При обследовании детей 6,5 – 7,5 лет без грубой речевой патологии суммируются следующие три оценки:

1. «Рядоговорение»;

2. «Повторение цифр»;

3. «Ритмы».

Сумма баллов, превышающая 5, свидетельствует о предрасположенности к дислексии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: