Учебно-методическое обеспечение.




Пояснительная записка

Примерная программа по технологии для профильного уровня составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

Эта программа позволяет получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, предлагает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендует последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности.

Курс «Твоя профессиональная карьера» позволяет учащимся:

· изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе;

· подготовиться к будущей трудовой деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.

Цели курса:

· актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счёт специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе профессиональных проб;

· сформировать у старшеклассников готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению;

· развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

Задачи курса:

· повысить уровень психологической компетенции учащихся за счёт вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности и самосовершенствовании;

· сформировать положительное отношение к самому себе, осознания своей индивидуальности, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в бознакомить со спецификой прфессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;

· обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб.

 

Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств:

· междисциплинарная интеграция, содействующая становлению

целостного мировоззрения;

· интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинг);

· обучение через опыт и сотрудничество;

· использование технических средств обучения для показа современных

технологий: видеозаписи, мультимедиапродукты, ресурсы Интернета.

Данные методы и приёмы позволяют наиболее эффективно решать поставленные задачи курса. Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения сопровождаются выполнением практических работ, которые помогают учащимся применять изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях. На каждом занятии предусматривается практическая деятельность, включающая в себя работу с диагностическими методиками, участие в профориентационных и ролевых играх, выполнение упражнений. Предполагается также использование таких активных методов обучения, как эвристическая беседа, эвристический семинар, проблемное изложение учебного материала. Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.

В процессе обучения используется различный дидактический материал: презентации по темам курса, плакаты, схемы, видеоматериалы.

Контроль знаний учащихся неразрывно связан с формой организации занятий и методами их проведения. Целесообразно дифференцировать знания, которые подлежат контролю и оценке, и те понятия, рассуждения, которые ни в коем случае нельзя оценивать, а нужно лишь анализировать, чтобы помочь подростам самостоятельно убедиться в неточности или ошибочности суждений.

Решить эту проблему поможет «Дневник профессиональной карьеры». Он является органической частью курса, систематизирующей и интегрирующей другие его составляющие – эмоционально-оценочную (самооценка своих возможностей выполнять тот или иной вид деятельности, отношение к различным видам труда) и регуляторную (приобретение практического опыта через профессиональные пробы для выявления и формирования профессионально важных качеств).

При оценке изучения данной программы с целью отслеживания индивидуальных результатов целесообразно использовать зачётную систему оценивания. По окончании изучения каждой темы курса учащимся предлагается ответить на вопросы для закрепления и повторения изученного материала и выполнить задания для самостоятельной работы. Курс заканчивается выполнением итоговой творческой работы (мини-проекта, реферата, электронной презентации, творческого исследования по одной из тем программы) и выставлением зачётных оценок.

Материал программы распределён во времени с учётом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.

Изучая курс, обучающийся выполняет различные диагностические процедуры, связанные с изучаемой темой, самостоятельно оценивает достигнутый уровень способности выбора профессии и фиксирует полученные данные в Дневнике выбора профессии, что в свою очередь, позволяет ему наметить программу действий по развитию недостающих качеств в успешной профессиональной карьере.

Работа с «Дневником профессиональной карьеры» помогает определить характерные признаки профессиональной деятельности, соотнести их со своими индивидуальными особенностями с целью выявления профессиональной пригодности к различным типам профессий, что чрезвычайно важно в новых условиях рынка труда для облегчения собственной социальной защиты.

Дневник является собственностью учащегося. Работая с ним на уроке, он может обращаться к нему и в свободное время, чтобы убедиться в правильности оценки своих индивидуальных особенностей, а так же посоветоваться с родителями, внести дополнения, подвести итоги в продвижении к своей цели – выбору профессии.

 

Тематический план

 

Подраздел, тема   подраздел теория практика экскурсии
  1.   Вводное занятие.           -   -
  2.   Образ "Я". Темы: 1 – 7.           -
  3.   Мир профессионального труда. Темы: 8-14.          
  4.   Итоговое занятие.         -   -
  Итого:        

 

Календарно-тематическое планирование занятий спецкурса

№ урока Тема урока Количество часов учебник
Теорети- ческие занятия Профес- сиональные пробы
  Вводное занятие. Знакомство с программой.     стр. 5-6
  Тема 1. Путь к самопознанию. Представление о себе и выборе профессии.     § 1-2
  Диагностика "Методика самооценки личности".     стр. 134
  Тема 2. Секреты выбора профессии. Профессиональные намерения и планы.     § 3-4
  Тема 3. Интересы, склонности и возможности профессионального Выбора.     § 5-6
  Диагностика "Экспресс-методика для выявления интересов".     стр. 135-137
  Тема 4. Ведущие отношения личности и профессии.     § 10-12  
  Диагностика темпераментных характеристик по Айзенку.     стр. 141-144
  Диагностика «Определение типа темперамента»     стр.130
  Тема 5. Способности и их роль в выборе профессии.     § 13-14
  Диагностика структуры способностей.     (прил. Р.Т.)
  Тема 6. Человек среди людей. Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда.     § 15-16
  Диагностика "Ориентировочная анкета" Тест «Насколько вы общительны?»     стр. 146-148
  Тема 7. Человеческие ресурсы.     § 17
  Диагностика "Методика определения типа ценностных ориентаций".     стр. 132;153
  Диагностика «Методика выявления интеллектуальной лабильности»     стр. 149-153
  Тема 8. Многообразие мира профессионального труда. Функциональное разделение труда и возникновение профессий и специальностей.     § 20-22
  Диагностика "Методика определения уровня субъективного контроля".     стр. 144
  Тема 9. Классификация профессий. Профессиограмма.     § 39-40
  Диагностика. Составление схемы изучения профессии по психологическим характеристикам – требованиям.     стр. 155-159
  Диагностика «Ориентация». Определение профессиональных интересов и способностей.     (Справ. пособ.) стр.21-26
  Тема 10. Человек на рынке труда. Основные принципы формирования рынка труда.     § 41-43
  Экскурсия. Встреча с работниками "Центра занятости населения".      
  Тема 11. Пути получения профессии. Основные уровни профессионального образования.     (Справ. пособ.) стр. 30-47
  Тема 12.Поиск работы и трудоустройство. Как предъявить себя на рынке труда.     (Справ. пособие) стр. 16
  Анализ информации о вакансиях. Составление резюме.     (Справ. пособие) стр.50-66
  Экскурсия. Встреча с работниками "Молодёжной биржи труда".      
  Тема 13. Пути получения профессионального образования.     § 44
  Аналитическая деятельность «Кем быть?»      
  Экскурсия на ярмарку учебных заведений города, области, региона.      
  Тема 14. Моя профессиональная карьера.     § 37
  Аналитическая деятельность «Мечта и цель»      
  Дискуссия "Образ будущего".     стр.154
  Итоговое занятие «Путёвка в жизнь». Защита творческих проектов        
ИТОГО:      

 

Учебно-методическое обеспечение.

Использованная литература.

Программа:

1. Технология. Сборник нормативных документов.

Федеральный компонент Государственного стандарта.

Федеральный базисный учебный план.

Издательство "Дрофа" г. Москва, 2007 год.

2. Программа курса «Твоя профессиональная карьера»:

Авторский коллектив.

Научная редакция: член-корр. РАО, д-р пед. наук, проф. С.Н. Чистякова.

Издательство "Просвещение" г. Москва, 2000 год.

 

Учебники:

1. «Твоя профессиональная карьера»

Под редакцией С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной

Издательство "Просвещение" г. Москва, 2003 год.

Справочные пособия:

1. «Тесты по профориентации для учащихся»

Составление А.А. Аркадьев.

Издательство ООО "Современная школа" г. Минск, 2008 год.

2. «Путёвка в жизнь» Образование, профессия, карьера. Учебно-справочное

пособие для 9,10,11 классов ОУ / В.Н.Аверкин, О.М. Зайченко

Издательство Москва, Просвещение, 2005.

Методические пособия:

1. "Твоя профессиональная карьера: методика"

Под редакцией С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной

Издательство "Просвещение" г. Москва, 2006 год.

2. "Человек и профессия" образовательный курс профориентационной

направленности

авт.-сост. Л.Н. Бобровская, Е.А. Сапрыкина, О.Ю. Просихина

Издательство "Глобус" г. Москва, 2007 год

Дидактические пособия:

1. "Дневник профессиональной карьеры"

Под редакцией С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной

Издательство "Просвещение" г. Москва, 2003 год.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: