Пояснительная записка
Примерная программа по технологии для профильного уровня составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Эта программа позволяет получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, предлагает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендует последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности.
Курс «Твоя профессиональная карьера» позволяет учащимся:
· изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе;
· подготовиться к будущей трудовой деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.
Цели курса:
· актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счёт специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе профессиональных проб;
· сформировать у старшеклассников готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению;
· развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Задачи курса:
· повысить уровень психологической компетенции учащихся за счёт вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности и самосовершенствовании;
· сформировать положительное отношение к самому себе, осознания своей индивидуальности, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в бознакомить со спецификой прфессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;
· обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб.
Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств:
· междисциплинарная интеграция, содействующая становлению
целостного мировоззрения;
· интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинг);
· обучение через опыт и сотрудничество;
· использование технических средств обучения для показа современных
технологий: видеозаписи, мультимедиапродукты, ресурсы Интернета.
Данные методы и приёмы позволяют наиболее эффективно решать поставленные задачи курса. Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения сопровождаются выполнением практических работ, которые помогают учащимся применять изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях. На каждом занятии предусматривается практическая деятельность, включающая в себя работу с диагностическими методиками, участие в профориентационных и ролевых играх, выполнение упражнений. Предполагается также использование таких активных методов обучения, как эвристическая беседа, эвристический семинар, проблемное изложение учебного материала. Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.
В процессе обучения используется различный дидактический материал: презентации по темам курса, плакаты, схемы, видеоматериалы.
Контроль знаний учащихся неразрывно связан с формой организации занятий и методами их проведения. Целесообразно дифференцировать знания, которые подлежат контролю и оценке, и те понятия, рассуждения, которые ни в коем случае нельзя оценивать, а нужно лишь анализировать, чтобы помочь подростам самостоятельно убедиться в неточности или ошибочности суждений.
Решить эту проблему поможет «Дневник профессиональной карьеры». Он является органической частью курса, систематизирующей и интегрирующей другие его составляющие – эмоционально-оценочную (самооценка своих возможностей выполнять тот или иной вид деятельности, отношение к различным видам труда) и регуляторную (приобретение практического опыта через профессиональные пробы для выявления и формирования профессионально важных качеств).
При оценке изучения данной программы с целью отслеживания индивидуальных результатов целесообразно использовать зачётную систему оценивания. По окончании изучения каждой темы курса учащимся предлагается ответить на вопросы для закрепления и повторения изученного материала и выполнить задания для самостоятельной работы. Курс заканчивается выполнением итоговой творческой работы (мини-проекта, реферата, электронной презентации, творческого исследования по одной из тем программы) и выставлением зачётных оценок.
Материал программы распределён во времени с учётом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.
Изучая курс, обучающийся выполняет различные диагностические процедуры, связанные с изучаемой темой, самостоятельно оценивает достигнутый уровень способности выбора профессии и фиксирует полученные данные в Дневнике выбора профессии, что в свою очередь, позволяет ему наметить программу действий по развитию недостающих качеств в успешной профессиональной карьере.
Работа с «Дневником профессиональной карьеры» помогает определить характерные признаки профессиональной деятельности, соотнести их со своими индивидуальными особенностями с целью выявления профессиональной пригодности к различным типам профессий, что чрезвычайно важно в новых условиях рынка труда для облегчения собственной социальной защиты.
Дневник является собственностью учащегося. Работая с ним на уроке, он может обращаться к нему и в свободное время, чтобы убедиться в правильности оценки своих индивидуальных особенностей, а так же посоветоваться с родителями, внести дополнения, подвести итоги в продвижении к своей цели – выбору профессии.
Тематический план
№ | Подраздел, тема | подраздел | теория | практика | экскурсии |
1. | Вводное занятие. | - | - | ||
2. | Образ "Я". Темы: 1 – 7. | - | |||
3. | Мир профессионального труда. Темы: 8-14. | ||||
4. | Итоговое занятие. | - | - | ||
Итого: |
Календарно-тематическое планирование занятий спецкурса
№ урока | Тема урока | Количество часов | учебник | |
Теорети- ческие занятия | Профес- сиональные пробы | |||
Вводное занятие. Знакомство с программой. | стр. 5-6 | |||
Тема 1. Путь к самопознанию. Представление о себе и выборе профессии. | § 1-2 | |||
Диагностика "Методика самооценки личности". | стр. 134 | |||
Тема 2. Секреты выбора профессии. Профессиональные намерения и планы. | § 3-4 | |||
Тема 3. Интересы, склонности и возможности профессионального Выбора. | § 5-6 | |||
Диагностика "Экспресс-методика для выявления интересов". | стр. 135-137 | |||
Тема 4. Ведущие отношения личности и профессии. | § 10-12 | |||
Диагностика темпераментных характеристик по Айзенку. | стр. 141-144 | |||
Диагностика «Определение типа темперамента» | стр.130 | |||
Тема 5. Способности и их роль в выборе профессии. | § 13-14 | |||
Диагностика структуры способностей. | (прил. Р.Т.) | |||
Тема 6. Человек среди людей. Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда. | § 15-16 | |||
Диагностика "Ориентировочная анкета" Тест «Насколько вы общительны?» | стр. 146-148 | |||
Тема 7. Человеческие ресурсы. | § 17 | |||
Диагностика "Методика определения типа ценностных ориентаций". | стр. 132;153 | |||
Диагностика «Методика выявления интеллектуальной лабильности» | стр. 149-153 | |||
Тема 8. Многообразие мира профессионального труда. Функциональное разделение труда и возникновение профессий и специальностей. | § 20-22 | |||
Диагностика "Методика определения уровня субъективного контроля". | стр. 144 | |||
Тема 9. Классификация профессий. Профессиограмма. | § 39-40 | |||
Диагностика. Составление схемы изучения профессии по психологическим характеристикам – требованиям. | стр. 155-159 | |||
Диагностика «Ориентация». Определение профессиональных интересов и способностей. | (Справ. пособ.) стр.21-26 | |||
Тема 10. Человек на рынке труда. Основные принципы формирования рынка труда. | § 41-43 | |||
Экскурсия. Встреча с работниками "Центра занятости населения". | ||||
Тема 11. Пути получения профессии. Основные уровни профессионального образования. | (Справ. пособ.) стр. 30-47 | |||
Тема 12.Поиск работы и трудоустройство. Как предъявить себя на рынке труда. | (Справ. пособие) стр. 16 | |||
Анализ информации о вакансиях. Составление резюме. | (Справ. пособие) стр.50-66 | |||
Экскурсия. Встреча с работниками "Молодёжной биржи труда". | ||||
Тема 13. Пути получения профессионального образования. | § 44 | |||
Аналитическая деятельность «Кем быть?» | ||||
Экскурсия на ярмарку учебных заведений города, области, региона. | ||||
Тема 14. Моя профессиональная карьера. | § 37 | |||
Аналитическая деятельность «Мечта и цель» | ||||
Дискуссия "Образ будущего". | стр.154 | |||
Итоговое занятие «Путёвка в жизнь». Защита творческих проектов | ||||
ИТОГО: |
Учебно-методическое обеспечение.
Использованная литература.
Программа:
1. Технология. Сборник нормативных документов.
Федеральный компонент Государственного стандарта.
Федеральный базисный учебный план.
Издательство "Дрофа" г. Москва, 2007 год.
2. Программа курса «Твоя профессиональная карьера»:
Авторский коллектив.
Научная редакция: член-корр. РАО, д-р пед. наук, проф. С.Н. Чистякова.
Издательство "Просвещение" г. Москва, 2000 год.
Учебники:
1. «Твоя профессиональная карьера»
Под редакцией С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной
Издательство "Просвещение" г. Москва, 2003 год.
Справочные пособия:
1. «Тесты по профориентации для учащихся»
Составление А.А. Аркадьев.
Издательство ООО "Современная школа" г. Минск, 2008 год.
2. «Путёвка в жизнь» Образование, профессия, карьера. Учебно-справочное
пособие для 9,10,11 классов ОУ / В.Н.Аверкин, О.М. Зайченко
Издательство Москва, Просвещение, 2005.
Методические пособия:
1. "Твоя профессиональная карьера: методика"
Под редакцией С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной
Издательство "Просвещение" г. Москва, 2006 год.
2. "Человек и профессия" образовательный курс профориентационной
направленности
авт.-сост. Л.Н. Бобровская, Е.А. Сапрыкина, О.Ю. Просихина
Издательство "Глобус" г. Москва, 2007 год
Дидактические пособия:
1. "Дневник профессиональной карьеры"
Под редакцией С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной
Издательство "Просвещение" г. Москва, 2003 год.